BLACKMORE'S NIGHT  More Black!

Красивая жена, хорошие музыканты - что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость?- к такому выводу пришел Михаил Визель, чьему перу принадлежит этот репортаж с концерта Blackmore's Nights...

Вначале было слово, и слово это было "Имя розы". После того, как 1980 году Умберто Эко выпустил свой средневековый триллер, европейцы, в первую очередь молодые, словно заново открыли, что за стенами замков и монастырей, торчащих там и сям среди современных автобанов, происходили не только холодные церемонии, но кипела живая жизнь - и живые страсти. Мода на Cредневековье на Западе стала массовой. Одно из ее проявлений - интерес к аутентичной старинной музыке - добаховским инструментам и манере игры.
Расплата за массовость - приблизительность и попсовость. Смешение эпох, стилей, инструментов. Драммашинки и синтезаторные подкладки.

Впрочем, к концерту Blackmore's Nights, прошедшему в воскресенье в Лужниках отношение это всё имеет самое косвенное. Потому что считать исполняемую сейчас Ричи Блэкмором и его ненаглядной Кэндис Найт музыку "средневековой" могут разве что только совсем уж наивные люди.

Прочие же прекрасно понимают, что нынешняя музыка гитарного героя 70-х - это всё те же современные песни с простыми и характерными мелодическими и ритмическими ходами и несложными текстами, только разыгранные не рычащей электрогитарой, пульсирующим басом и истошным мужеским фальцетом, а гулкой акустической гитарой, блок-флейтой и несильным, но нежным женским вокалом (бывшая бэк-вокалистка, Кэндис Найт полностью оправдывает значение своего имени - "сладкая").
Кстати, это подтвердило и выступление "аутентичного" разогревающего коллектива, исполняющего подлинные старинные баллады.

И это при том, что именно в Англии добаховская музыкальная традиция очень сильна: сочинения Генри Перселла, Джона Доуленда для лютни и голоса, просто анонимные баллады того времени хорошо известны и до сих пор прекрасно воспринимаются.

Поэтов года клонят к суровой прозе, а неистовых хард-гитаристов - к акустической гитаре и мелодическим балладам. Уж лучше это, чем по тысячному разу выводить с вконец осипшим растолстевшим Гилланом "Smoke on the water" или "Highway star", которые весь зал знает по нотке, а примерно десятая часть собравшихся технически и физически в состоянии сами исполнить куда лучше, чем авторы.

Как видите, идя на концерт, настроен я был достаточно сдержанно. Тем приятнее, что вышел я из Лужников, относясь к новоявленным менестрелям с гораздо большей симпатией, чем до концерта.

Распущенноволосая Кэндис Найт, расхаживающая по сцене с трогательной грацией школьницы, впервые вставшей на каблуки, искренне старалась создать камерную дружескую атмосферу, прям что твоя Вероника Долина. Этому способствовало и то, что московский концерт пришелся как раз на день рождения Блэкмора. По сему случаю и ему, и Кэндис постоянно подносили цветы (она очень мило радовалась). В том числе - один совершенно огромный. Так получилось, что я шел вместе с хозяином этого букета от метро, и, по-моему, в нем были как раз положенные 57 роз.

К сожалению, этой интимной атмосфере очень мешали два обстоятельства: стадионный все-таки формат (ДС "Лужники" был действительно полон; перед началом гробовым голосом объявили, что все билеты проданы) и слабое знание несознательной частью туземцев английского языка. Так что большая часть беседы с залом пропала втуне.

По несчастному совпадению, эта самая несознательная часть вообще-то пришла ни на какое не средневековье, а на старину Ричи, и с трудом сдерживала нетерпение - когда же он наконец прекатит валять дурака и врежет хард-рок? Поэтому совладать с залом Кэндис было не всегда легко.

Напрасно увещевала администрация перед началом, что мол, не надо просить исполнять песни из репертуара Deep Purple и Rainbow - Ричи Блэкмор признателен за любовь к его прежнему творчеству, но...

Но исполнялся, конечно же, почти исключительно материал из трех альбомов Blackmore's Nights. И исполнялся, надо сказать, вполне достойно. Голосок у Кэндис, как я уже сказал, не сильный и совершенно не роковый, лишенный какой бы то ни было подачи, но чистый и приятный (что вообще-то с женскими голосами не часто бывает - не женское это дело, лидер-вокалистом быть), и звучал хорошо. Кроме того, она стучала в бубен и подыгрывала на блок-флейточке.

Блэкмор играл и на акустической, и на электрогитаре. Манера игры на электрогитаре у него осталась прежней, до боли знакомой - "полупридушенные" нотки, длиннющие лиги и все прочее. Только вот свои фирменные скоростные пассажи он теперь пускал не на электро- а на акустической гитаре, и, право же, на ней они звучали как-то естественнее и выразительнее, "укладываясь", оказывается, в традицию фламенко и вообще классической "народной" гитары. Полноправным третьим солистом оказался скрипач Крис Дивайн (уж не знаю, настоящая ли это фамилия, или сценическое имя, как у всех участников группы). Его виртуозные и мощные соло на обычной и электроскрипке очень украсили концерт.

Прозвучали и три не "блэкморнайтовские" песни. Sixteenth Century Greensleeves с первого альбома Rainbow была встречена на ура, а вот исполнение дип-пёрпловской Solder of Fortune окзалось большой ошибкой. Голос Кэндис настолько очевидно проигрывал в этой не её вещи сильному блюзовому голосу Дэвида Кавредейла, который мгновенно возник у всех в памяти, что это стало просто невыносимо. Сразу после этой песни послышались вопли: "уберите эту лахудру со сцены!". Очень невежливо, согласен, но вполне объяснимо. Впрочем, убраться, естественно, пришлось самому неутешному меломану.

Зато большой удачей оказалась развеселая плясовая версия легендарной дилановской The times they are a-changin', которую Кэндис представила как "старую хиповскую балладу" и ради которой Блэкмор вооружился настоящей 8-струнной мандолиной. Эта кавер-версия, включенная, кстати, в третий альбом Blackmore's Nights, вполне "убрала" оригинальную и доставила всем много удовольствия.

А я подумал: как странно и в то же время, в сущности, естественно, что хиповская песня 60-х годов включается в концерт музыкантов, которые просят зрителей приходить в средневековых костюмах. И играют при этом на синтезаторах и электроинструментах. Что XVI век, что 60-е годы - и то и другое было одинаково давно и одинаково не имеет отношения к действительности, а имеет отношение к легендам и милому карнавалу.

За Ричи же Блэкмора, красавца-мужчину и гитарного героя моих 15-20 лет, я просто по-человечески рад. Красивая жена, хорошие музыканты - что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость...

30.03.2009, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
BLACKMORE'S NIGHT - More Black! - ваше мнение о статье
  • От этой ,так называемой, легкой и приятной музыки на 30-ой минуте у меня разболелась голова, а на 50-ой я удалил себя с этого бездарного шоу. Если бы не Блэкмор на эту группу никто бы не пошел, потому что место этой группе в хорошем дорогом кабаке, а не на стадионе. Совершенно пустая фоновая музыка, ее невозможно специально слушать, потому что в ней ничего нет:ни эмоции , ни смысла! Позор Блэкмору, вы меня простите! Но эта сраная пастушка его просто за яйца держит!
    Написал(a): Костя, 20/04/2002 6:50
  • Правильно, так им: а то за взаимными оскорблениями опять уйдут от темы хз куда...
    Написал(a): Луна В Авоське, 16/04/2002 15:35
  • Zerkalo man: приятную музыку, да. И по-вашему, должно быть всё, что мы вправе ждать от рок-музыканта такого уровня?
    Хотя, конечно, мы вправе ЖДАТЬ, но абсолютно не в праве чего либо ТРЕБОВАТЬ.
    Написал(a): Визель, 16/04/2002 15:14
  • Ааа, в отличии от 80% зала, я пришел туда послушать проект Блэкморс Найт, а не посмотреть на "живую легенду". А по поводу Земфиры, так советую обратиться к основной доле посетителей звуков, ведь именно они создают вокруг З. ажиотаж. Ааа, это был твой первый концерт зарубежного исполнителя? :) Я же говорю, публика у нас безмерно благодарная и неискушенная
    Написал(a): палка, 16/04/2002 14:45
BLACKMORE'S NIGHT - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1997
Релизы:
2013 Dancer and the Moon
2008 Secret Voyage
2007 Paris Moon

Настоящее зверство – QUEENS OF THE STONE AGE Новый альбом Queens of the Stone Age записан и смикширован. »»

Госпожа режиссер – GOLDFRAPP Элисон Голдфрапп взяла режиссуру клипов группы в свои руки. И выпустила клип с танцорами, ястребами… »»

Back to USSR – МАШИНА ВРЕМЕНИ Андрей Макаревич рассказал о "силовом" срыве концерта "Машины времени" в нижнем Новгороде »»

Мой сладкий пирожок – Katy PERRY Кэти Перри завалили пирогами в Твиттере »»

Природное явление – Tori AMOS Тори Эймос готовит к выходу новый альбом, в котором изучает исцеляющие силы природы. »»

Сорвало башню – Федор ЧИСТЯКОВ Новая песня Федора Чистякова памяти безвременно ушедших музыкантов. »»

Звучит тревожная музыка – SIGUR ROS Йонси записал саундтрек для голливудского фильма с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон »»

"Мой отец был грузчиком роялей" – Bill MURRAY Актер Бил Мюррей неожиданно дебютирует в роли сонграйтера и крунера »»

Как слышно, приём – RADIOHEAD Джонни Гринвуд превратил ругательства Тома Йорка в луп и запустил на концерте. »»

Отмечай в кругу семьи – PRINCE В годовщину смерти фанк-легенды Prince разгорается судебный скандал за право издать его редкие… »»

Some сом – ФЕСТИВАЛЬ В line up Ahmad Tea Music Festival, помимо Ричарда Эшкрофта, добавились молодые и бойкие Catfish… »»

Поля Авалона – GLASTONBURY Line-up площадки Avalon фестиваля Glastonbury настоятельно требует внимания »»

Черные мистерии – MAYHEM Норвежская блэк-металл-группа Mayhem приедет в Россию с культовым альбомом »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

Вокальная параолимпиада – ЕВРОВИДЕНИЕ Организаторы Евровидения сделали исключение для больного португальского певца »»

Еврофлуд уходит в сеть – ЕВРОВИДЕНИЕ Первый канал отказался от трансляции конкурса Евровидение . За кого будем болеть? »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

20:00 – B.B.King – Гия ДЗАГНИДЗЕ Гия ДЗАГНИДЗЕ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – Валерий СЮТКИН Валерий СЮТКИН »»

20:00 – Hidden Bar – Blues Gravity Blues Gravity »»

20:00 – 16 ТОНН – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Крокус Сити Холл – АРИЯ АРИЯ »»

Хроника27/04
Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить