Весной, когда и солнышко становится ярче, и небо яснее, и воздух чище - тянет в дорогу. На волю, прочь из города. А тем более - из серого индустриально-портового Ливерпуля. Наверно, примерно так рассуждали в апреле далёкого 1960 года друзья-гитаристы Джон Леннон, Пол МакКартни и Джордж Харрисон, отправляясь на прослушивание к средней руки концертному администратору Ларри Парнсу. Отсутствие ритм-секции было решено одним махом. За ударные упросили усесться знакомого Томми Мура - в то время безработного и живущего на пособие. Рекрутированный в качестве басиста друг Леннона, художник Стюарт Сатклифф всё прослушивание простоял, прячась за спиной приятеля, чтобы никто не видел его неверных пальцев, более привычных к кисти, нежели к струнам.

Навязав ребятам в качестве лидер-вокалиста некоего Джонни Джентла, Парнс отправил ВИА The Silver Beatles в поездку по северу Шотландии.
Особых перспектив гастроли не принесли: ни одного полезного знакомства группа не завязала, Ларри Парнс больше ничего стоящего не предложил, а самый круто затусованный из музыкантов - счастливый обладатель старой рубашки Эдди Кокрена Джонни Джентл - и вовсе круто оскандалился, лишив группу в муках найденного ударника. Исполняя по совместительству обязанности водителя гастрольного автофургона, он ухитрился врезаться в припаркованную машину, обрушив тем самым на спящего Томми Мура его же собственную ударную установку. Лишившийся передних зубов барабанщик в сердцах проклял всё на свете и покинул сцену. Ударная установка осталась в собственности группы. До появления первого постоянного ударника обязанности такового во время клубных выступлений частенько исполняли наиболее трезвые из слушателей.

Апрель 1961 года ознаменовался не только полётом первого космонавта, но и второй вылазкой Beatles на гастроли в Гамбург. Перемены продолжались. Роль басиста нравилась Сатклиффу всё меньше и меньше. К тому же таблетки, на которых музыканты держались, рок-н-ролльствуя порою ночи напролёт, никак не помогали от хронических головных болей, которые парень заработал, ещё в Ливерпуле, попав после концерта в эпицентр уличного мордобоя (под Джеймса Дина Стюарт лишь косил, будучи на самом деле белым и пушистым). Кроме того Стюарт женился на местной художнице Астрид Кирхер (которая, кстати, придумала для музыкантов знаменитую стрижку "Гамлет")...
Эта история будет закончена в майском выпуске. Впрочем, можно ещё посмотреть фильм "Back Beat" (1994). Только имейте в виду: звучащие там песни исполняются не Beatles, а собранной продюсером Доном Уозом "супергруппой" звёзд гранджа и альтернативы. Дэйв Пирнер (вокал), Терстон Мур (гитара), Майк Миллз (бас) и Дейв Гролль (ударные) работали в студии образца 60-х годов со старинными усилителями и ламповым компрессором. На запись 12 треков было выделено всего три дня, а весь вокал писался с первого дубля.
Несмотря на очевидное стремление Уоза к чистоте эксперимента, результат получился небезупречным. Видимо, в творчестве группы уже тогда присутствовала некая магия, воспроизвести которую искуственно не удавалось даже самим музыкантам Beatles - по отдельности.

10 апреля 1962 года собиравшихся на очередные гастроли в Гамбург ребят огорошила посланная из пункта назначения телеграмма: Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг. Сутки спустя, практически с похорон друга, музыканты отправились в ожидающий их выхода на сцену клуб "Star". Так невесело начался предпоследний клубный тур Beatles.

12 апреля 1963 года дебютный альбом группы "Please Please Me" вошёл в первую десятку lp-charts с тем, чтобы не покидать её полгода. В тот же день, закрепляя первый существенный успех, группа выстрелили вдогонку синглом "From Me To You" / "Thank You Girl". Задушевные соло на губной гармошке в обоих песнях и доступность для аудитории местоимений "я" и "ты" принесло свои плоды: уже 21 апреля ансамбль выступал на стадионе "Уэмбли" в рамках фестиваля популярнейших групп по итогам опросов "NME".

Апрель 1964 года был забит делами под завязку. С 4 числа сингл " Can`t By Me Love" на пять недель оккупировал верхотуру американских хит-парадов. К 10 апреля "Capitol" выбросил на рынок очередную мешанину из альбомного и синглового материала Beatles под названием "Second Album". Тем временем музыканты группы были с головой погружены в съёмки своего первого полнометражного видео. По технике исполнения это был типичный продукт своего времени - наскоро снятый, чёрно-белый и крайне низкобюджетный. Часть песен для нового альбома пришлось создавать во время съёмок. Тем не менее на сей раз Леннон и МакКартни отказались от исполнения чужих рок-н-роллов, и, закусив удила, вознамерились самостоятельно написать целый альбом.
Как-то во время съёмок Ринго Старр повторил вскользь брошенную Ленноном фразу "A Hard Day`s Night", и тем самым спас кинодёбют своей группы от рабочего ярлыка "Битломания". Одноимённая песня была записана 16 числа. 24 апреля битлы последний раз отпаясничали на съёмочной площадке. Их ждал очередной, назначенный на 26 апреля фестиваль "NME".

4 апреля 1965 года была сочинена песня "Help!". "Я не пытался представить какую-то надуманную ситуацию, пытаясь красиво её описать, - это всегда казалось мне фальшью. Слова настолько же хороши сейчас, насколько были хороши раньше. Но мне не очень нравится запись, мы слишком торопились, учитывая коммерческие интересы", - рассказывал Леннон в 1970 году. Его предпринятая в том же году попытка записать песню заново, в форме фортепианной баллады и с похоронным ритмом, обернулась неудачей. Что в очередной раз подтвердило музыкальное мастерство Beatles тех дней, когда они работали сообща. В склонности Леннона периодически отвергать собственное прошлое порой напрочь отсутствовала всякая логика. "Я хочу, чтобы все, кто играл в Beatles, помнили об этом и вели себя соответственно, - рассудительно оппонировал бывшему соавтору МакКартни, - Надо признать величие Beatles и не позорить былую славу..."
К 13 апреля песня была записана группой в двух версиях. Одну можно услышать на альбоме, другую, чуть-чуть отличающуюся - в саундтреке одноимённого фильма, первоначально выпущенным, как "американская версия" диска. На некоторых современных переизданиях, кстати, обе версии альбома порой втискивают на один CD. Главное - отличить "бюджетное" издание от пиратского.

Пока шла работа над заглавной темой нового видео, 9 апреля был выпущен сингл "Ticket To Ride" / "Yes It Is". Трек со стороны А, проиллюстрированный в видеоверсии комическими развлечениями битлов в Альпах (рояль в снегах, катания на старом паровозе, снегокаты, выпивка и закуска в ассортименте), по мнению Леннона, был "чертовски тяжёлой песней для своего времени, если сравнить её с тем, что делали другие". Партию соло-гитары здесь исполняет МакКартни. Харрисон, впрочем, отрывается на стороне В, используя т.н."обратный звук", не затихающий, а нарастающий после извлечения. Пытающимся найти подобный эффект на современных цифровых процессорах рекомендуется попробовать использовать банальный ревер в сочетании с ручкой громкости на корпусе инструмента.
17 апреля сингл на пять недель возглавил хит-парад Великобритании. Ещё через пару дней состоялась и его американская премьера. К этому моменту (11.04.1965) ребята успели в третий раз выступить на "Уэмбли" в рамках фестиваля "NME".

Весной 1966 года музыканты корпели над записью материала альбома "Revolver". 6 апреля Леннон, успевший к тому моменту пару раз смотаться в местечко Великие Глюки, начал реконструировать свои звуковые галлюцинации с помощью закольцованных треков, многократных наложений друг на друга сверхъестественных взвизгов и подвываний, а также различных устройств обработки звука. Получившаяся в результате этого эксперимента песня "The Void" будет позже переработана и войдёт в альбом под названием "Tomorrow Never Knows".
А МакКартни 13 апреля принёс в студию юмористическую песенку "Paperback Writer". Уже сутки спустя музыканты записывали её, а также очередной наркотический шедевр Леннона "Rain" для нового сингла. С би-сайдом, впрочем, пришлось провозиться аж до 16 числа. Записанный на быстрой скорости аккомпанемент был замедлен, а записанный медленно вокал Леннона - ускорен. Подпевки и соло-гитара при микшировании и вовсе были пущены задом наперёд. Вот как работают настоящие мастера!

Апрель 1967 года ознаменовался окончанием работы над эпохальным альбомом "Sgt. Papper`s Lonely Heart Club Band". Подготовка программы к производству была полна курьёзов. На фотосессии музыканты позировали с духовыми инструментами. Едва фотограф скрылся под чёрной шалью, Леннон заиграл "Боже, Храни Королеву". Автоматически вытянувшись по стойке смирно, фотограф перевернул аппарат. Одну из восковых фигур, на фоне которых позировали музыканты, пришлось убирать - оригинал запросил за своё "участие" в фотосесси кучу бабла. Образовавшуюся брешь мужественно заткнул Мохаммед Али, познакомившийся с музыкантами ещё во время их первого американского турне. Тогда Али, ещё носивший имя Кассиус Клей, начал знакомство с ультимативной команды типа "Упал - отжался!", после чего заявил: "Вы метите в чемпионы мира по песням? Рад знакомству - я собираюсь стать чемпионом мира по боксу!" Тогда бахвальство нового знакомого не вызвало у ребят особого энтузиазма, но уже к 1967 году и его, и их "чемпионские" амбиции были удачно реализованы.
Продюсер Джордж Мартин тем временем отстаивал свой вариант мастеринга, исключающий паузы между песнями (формата CD и индексации треков в то время, понятное дело, не существовало): "Ребята записали произведение искусства, а не кулёк пасхальных шлягеров! Это будут слушать от первой до последней ноты, целиком!" В итоге запуганные Мартином изготовители матриц отпечатали промо-версии нового диска даже без центрального отверстия. Легенда гласит, что на закрытой презентации первую дырку в диске проковырял сам Ринго Старр.

К 1968 году группа несколько сбавила обороты своих весенних приключений. Лишь вошедший в Top Ten США 20 апреля сингл "Lady Madonna" с его псевдодуховыми проигрышами на губах и расчёсках демонстрировал отблески былого остроумия.

11 апреля 1969 Beatles выпустили очередной сингл "Get Back" / "Don`t Let Me Down". Сессия звукозаписи для следующего была организована Ленноном в такой спешке, что прийти вовремя смог только Пол. Дело в том, что Джон тогда носился с очередной навязчивой идеей сочинить песню утром, записать её днём, микшировать вечером и выбросить на прилавки музыкальных магазинов следующим утром. В такой вот спешке 22 апреля Леннон и МакКартни вдвоём корпели над "The Ballad Of John & Yoko".

Уже через год, к апрелю 1970 года и Пола и Ринго больше волновали американские премьеры их первых сольных альбомов (20 и 24 апреля соответственно). Весна продолжала приходить в этот мир, но для стремительно распадающегося организма по имени Beatles это, увы, уже ничего не значило...

08.04.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
THE BEATLES - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Ливерпуль

В подворотне нас ждет маниак – FALL OUT BOY Ветераны поп-панка Fall Out Boy показали новую песню с маниакально-депрессивного альбома »»

Четыре танкиста и Кейв – Nick CAVE Ник Кейв и Уоррен Эллис написали саундтрек для фильма о генерале Стэнли Маккристале. »»

Уму-разуму – BEYONCE 4 студентки получат именную стипендию от Бейонсе »»

Настоящее зверство – QUEENS OF THE STONE AGE Новый альбом Queens of the Stone Age записан и смикширован. »»

Госпожа режиссер – GOLDFRAPP Элисон Голдфрапп взяла режиссуру клипов группы в свои руки. И выпустила клип с танцорами, ястребами… »»

Back to USSR – МАШИНА ВРЕМЕНИ Андрей Макаревич рассказал о "силовом" срыве концерта "Машины времени" в нижнем Новгороде »»

Мой сладкий пирожок – Katy PERRY Кэти Перри завалили пирогами в Твиттере »»

Природное явление – Tori AMOS Тори Эймос готовит к выходу новый альбом, в котором изучает исцеляющие силы природы. »»

Сорвало башню – Федор ЧИСТЯКОВ Новая песня Федора Чистякова памяти безвременно ушедших музыкантов. »»

Звучит тревожная музыка – SIGUR ROS Йонси записал саундтрек для голливудского фильма с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон »»

От него сияние исходит – ФЕСТИВАЛЬ Борис Гребенщиков станет арт-директором нового фестиваля "Части света" »»

Игра на выживание – TWO DOOR CINEMA CLUB Ирландские поп-рокеры Two Door Cinema Club исполнят в Москве программу со своего третьего альбома… »»

Some сом – ФЕСТИВАЛЬ В line up Ahmad Tea Music Festival, помимо Ричарда Эшкрофта, добавились молодые и бойкие Catfish… »»

Поля Авалона – GLASTONBURY Line-up площадки Avalon фестиваля Glastonbury настоятельно требует внимания »»

Черные мистерии – MAYHEM Норвежская блэк-металл-группа Mayhem приедет в Россию с культовым альбомом »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

20:00 – Союз композиторов – Софи ОКРАН Софи ОКРАН »»

20:00 – Москва Hall – CARNIFEX CARNIFEX »»

20:00 – Red – УНДЕРВУД УНДЕРВУД »»

20:00 – Stadium Live – АЛИСА АЛИСА »»

20:00 – 16 ТОНН – BILLY'S BAND BILLY'S BAND »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – АССАИ АССАИ »»

21:00 – JAM Club. Джаз-клуб Андрея Макаревича – Этери БЕРИАШВИЛИ Этери БЕРИАШВИЛИ »»

23:00 – Швайн – МОНГОЛ ШУУДАН МОНГОЛ ШУУДАН »»

Хроника28/04
Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить