ИНТЕРВЬЮ: "Музыка ничего не меняет".

"Я думаю, что дом всего - это язык. Поэтому песни нужно переводить на другие языки. Моя мечта - чтобы моя музыка осталась через 100 и больше лет, и когда-нибудь на какой-нибудь вечеринке люди пели ее и не помнили, кто ее написал, думая, что она - народная",- говорит Горан Брегович, вновь поставивший на уши театр Моссовета в минувший weekend...

Нынешние московские гастроли Горана Бреговича стали одним большим концертом "на бис". Кажется, что при желании отчет о них можно написать методом copy-paste из моего репортажа образца 2001 года.
Основное отличие состояло, прежде всего, в публике: если год назад "явление Бреговича" обернулось для многих шоком (хулиганская версия "In The Death Car" была встречена подавленным молчанием, и даже сербы, которых в зале было полно и которые понимали все тексты, очень редко смеялись), то в этом году музыку "вкушали", смакуя, словно любимое блюдо, а шуткам радовались. Публика знала, на что шла: этот необыкновенный концерт стоило зафиксировать, пропустить через себя второй раз - чтобы в следующий приезд Бреговича (никто, видимо, уже не сомневается, что он состоится) уже нетерпеливо требовать "чего-то новенького". Однако и в этот раз в программу для разнообразия было добавлено три новых композиции - одна из только что законченной "Литургии для трех религий", плюс почти традиционная свадебная песня, и еще баллада с красивыми шумовыми эффектами.
Второе отличие - большая слаженность всех участников. Хор, бывший год назад просто хорошим, уже идеален. Польский струнный оркестр вышибает слезу. Дирижер Огнян Радивоевич порхает, лицедействует, подпевает, фырчит и мурлычет. Болгарки вступают так, словно хотят избавить передние ряды от барабанных перепонок. И в углу - тот, кто заварил всю эту кашу. Радуется, как ребенок, дирижирует, поет, отбивает ритм, а после особенно удачного распева "Пересвета" посылает хору восхищенный воздушный поцелуй.

Что мы услышим в следующий раз? Пожалуй, этот композитор снова удивит нас, хотя вряд ли его репертуар сильно изменится. Да Брегович этого и не скрывает:

Горан Брегович: - Я очень старомодный композитор. И, к сожалению, я играю нечто, что в истории музыки уже было миллион раз. Я даже не знаю композитора, который не был бы вдохновлен традицией - от Стравинского и Бородина до всех прочих. К сожалению, повторяю, моя музыка - очень старомодная.
Другое, что меня сковывает - то, что мне 50. И у меня больше нет иллюзий, что я могу перепробовать миллион вещей. Когда вам будет 50, вы будете вспоминать, что когда вы были молоды, вы думали, что сможете успеть кучу разных вещей. Но теперь вы понимаете, что жизнь коротка и вы сможете узнать сделать лишь малую долю.
Это то, что произошло со мной: я композитор, находящийся в одной точке музыкальной истории. Это - точка на стыке православных, католиков и мусульман. И стоя в этой точке,- некой шизофренической точке,- я не думаю, что я мог бы писать какую-то другую музыку.
Я думаю, что в ближайшем будущем все, что я напишу, будет так или иначе вдохновлено этой точкой, в которой я нахожусь.

- Известно, что Вы были в последнее время заняты в неком кинопроекте. Что это был за кинопроект, и чем он вас соблазнил? Писали ли Вы к нему музыку?
Г. Брегович: - Это был скандинавский фильм. Режиссер этого фильма обратилась ко мне несколько лет назад, сказав, что у нее есть сценарий фильма, который называется "Музыка для похорон и свадеб". Она начала работать над этим сценарием до того, как узнала, что у меня есть "Свадебно-Похоронный оркестр".
У меня в этом фильме главная роль - роль человека, который является дирижером оркестра в Скандинавии. Я не мог сказать "нет". Это шведский action-movie. Моей партнершей по фильму была очень известная, очень красивая скандинавская актриса, и там было много постельных сцен. Фантазия всех шведов была воплощена в нем.
Как обычно, в конце концов все эротические сцены были вырезаны. Меня обманули, но все равно мне очень понравилось: это совершенно не похоже на мэйнстримовое кино, к которому я привык. Этот фильм напоминал работы Бергмана: такой же клаустрофобический и столь же прекрасный. Но вы не увидите меня голым, к сожалению
.
- Как складываются ваши отношения с исполнителями, с которыми Вы работаете? Чем объясняется Ваш выбор московского ансамбля "Пересвет" в качестве сопровождающего хора?
Г. Брегович: - Я был на их концерте в Белграде. С моей точки зрения, это лучший православный мужской хор, который я мог когда-либо представить. И как только я их услышал, я тут же захотел с ними работать. Я очень надеюсь, что мне удастся в будущем вывезти их на Запад и сыграть вместе с ними там.
- Над чем вы работали в последнее время?
Г. Брегович: - Я работал в театре в Гамбурге над "Божественной Комедией" Данте. Год назад, в феврале, мы начали с Ада, и только сейчас закончили с Раем. Я думаю, что начиная с этого года мы будем играть эту пьесу полностью. Сейчас пьеса гастролирует по Южной Америке и Японии. Это что-то типа оперы, не как настоящая опера, но весь спектакль - музыкальный. Если вы увдите где-нибудь афиши этого спектакля, обязательно сходите. Это лучший мой проект со времен "Времени цыган", и я уже давно не был так горд своей работой, как в этот раз.
- Вы очень много гастролируете. Выматывают ли Вас гастроли?
Г. Брегович: - Для меня играть концерты - совершенно не утомительно, поскольку я - профессиональный музыкант. и был им всю свою жизнь, начиная с 15 лет. Я сделал лишь перерыв на учебу в Университете - 4 года - и всю остальную жизнь я непрерывно играю, разъезжаю с гастролями, музицирую. И мне это очень нравится. Это то, что я делаю серьезно, это не экскурсия в музыку. Ко всему прочему, у меня есть возможность играть с потрясающе талантливыми людьми по всему миру, многие серьезные музыканты хотят выступать с моим оркестром на сцене, это не только большая честь, но и очень увлекательно, помимо прочего. Это и публике нравится, и нам. Если вы - музыкант, то вы особено цените такие вещи.
- Зарабатываете ли Вы на продажах своих дисков?
Г. Брегович: - К сожалению, в Сербии, как и у вас, в России, очень развит "черный рынок", но все же есть люди, покупающие наши легальные диски.
- Все были покорены Вашим дирижером Огняном Радивоевичем. Раскажите о нем.
Г. Брегович: - Мой дирижер пришел из джаза. Он моложе меня, но у него такая же бурная карьера: он, к примеру, в 15 лет играл в России в качестве профессионального музыканта. Когда ему было 22, он уже был дирижером Белградского джазового оркестра. Он знает все, чего я не знаю, и, наверное, уже никогда не успею выучить. В каком-то смысле он - мое лучшее альтер-эго. Была как-то смешная ситуация, когда где-то в Бельгии журналисты - из тех, что 15 минут послушают, а потом пишут свои рецензии,- послушали первую композицию и ушли со второй пить пиво, а потом написали: "А потом вышел он - большой, черный..."
- А почему, действительно, Вы не выходите на сцену сразу, а только на третий номер?
Г. Брегович: - Потому. что иногда мы, к примеру, не уверены в том, что все технически нормально. Сначала выходит струнный оркестр, потом хор тихонько вступает... потом, если мы видим, что все нормально, начинает игру духовая секция - а потом уже и мне можно выходить. До того, как я выйду, мне нужно знать, что все в порядке.
- А был ли хоть раз случай, когда что-то было не в порядке? И как вы с этим справляетесь?
Г. Брегович: - Даже если есть ошибки, это не очень мешает. У нас не идеально срежиссированное шоу, как у Pink Floyd, мы - просто маленький оркестр из маленькой страны. Когда вы приходите на концерт, вы думаете, что все складывается хорошо - потому что могло быть и хуже.
- Зачем вы всегда переводите свои песни - к примеру, для таких совместных проектов, как с Кравчиком (Stefan Krawczyk)? Не боитесь ли Вы, что часть значения будет утеряна при перводе?
Г. Брегович: - Я думаю, что дом всего - это язык. Поэтому песни нужно переводить на другие языки. Моя мечта - чтобы моя музыка осталась через 100 и больше лет, и когда-нибудь на какой-нибудь вечеринке люди пели ее и не помнили, кто ее написал, думая, что она - народная. Я хотел бы заметить, что пение - это основная функция для музыки. Для меня музыка должна быть прежде всего приспособленной для пения, потом - для хора и оркестра, а потом - для танца. Без этого теряется само значение музыки. Есть многие композиторы, которых я очень уважаю, но их творчество - продукт культуры. Мой подход - идти из субкультуры. Я представляю то худшее, что есть у нас в субкультуре.
Даже если вы услышите в моей музыке на концерте какую-то непривычно сложную структуру, вы будете знать, что это - мой Мистер Хайд, а с другой стороны сидит Доктор Джекил и подыгрывает ему.


- У вас множество проектов, но Вы давно не записываетесь... с чем это связано?
Г. Брегович: - Я не записывыал пластинки пять лет. Моя последняя запись - "Underground". Но на запись у меня просто не было времени. Сейчас я словно отброшен в эпоху хиппи: меня окружает множество людей, я одновременно работаю над разными проектами. Я пишу музыку для церкви в Париже. Это литургия для трех религий: часть - мусульман, часть - православных, и часть - цыган. Она выйдет и в виде альбома. С другой стороны, я закончил очередную музыку для кино, где было много простой танцевальной музыки. В последние пять лет со мной происходит очень много вещей. Я больше не в рок-н-ролле, где все кого-то копируют, я - в настоящей, аутентичной музыке. На моей новой пластинке, конечно, будет больше той музыки, которую я играю на концертах. Много хорошей, качественной музыки - и немного танцев. Название моего нового альбома - "Дни свадеб и похорон". Там есть композиции медленные, слегка стеснительные написанные для струнного оркестра, и быстрые, веселые, танцевальные, написанные для цыганского духового оркестра. И это будет исполнено моими любимыми цыганами, с которыми я работаю - от Будапешта до Стамбула.
- Политика является частью Вашей жизни?
Г. Брегович: - К сожалению, мы с вами происходим из стран. где политика важна в нашей жизни. Это не швейцария, где никто не знает имени президента. Я стараюсь максимально абстрагироваться от этого, в личной жизни, и так и происходит. Но я из Сараево, где люди задвинуты на политике. Поэтому я не верю, что моя музыка может изменить мир к чему-то лучшему.
- Вас везде принимают с таким восторгом, как в России?
Г. Брегович: - Может быть, мне просто везет с моим оркестром, но это происходит везде, во всех странах. Может быть, это просто такие странные люди ходят на мои концерты. Но, конечно. в России я чувствую себя как свой, и вы воспринимаете то, что я играю, как что-то свое. Если бы я пошел на русский концерт, я бы тоже воспринимал это как нечто близкое.
. - Вас очень долго вызывают после концерта, но Вы неохотно выходите на бис. С чем это связано?
Г. Брегович: - Долгое время я был рок-н-ролльной звездой. Мне надоели эти "моменты славы". Меня очень расстраивают те люди, которые такими "моментами славы" упиваются. Это что-то сродни бесконечной еде: древние римляне могли поесть, потом пойти вырвать, потом пойти жрать опять... но должен же быть этому конец. Мне хватило, думаю, публике - тоже.
Я бы не хотел, чтобы мои шоу превратились в поп-концерты: знаете, как это бывает? (пародирует типичную ситуацию, когда певец провроцирует толпу на подпевки)

- У Вас не было мысли записать live- концерт? Было бы здорово, если бы публика могла познакомиться с тем, что Вы делаете, хотя бы дистанционно.
Г. Брегович: - Да, пожалуй, почему нет. Мне это как-то не приходило в голову. Скоро Universal выпустит мою видео-кассету. Мои концерты показывают по телевидению. Но последнее, что я бы хотел из себя сделать - это поп-звезду.
- Ваша музыка меняет людей, Вы это чувствуете? Вы ощущаете ответственность за то, что вы с нами делаете?
Г. Брегович: - Я не верю в миссии, проводимые через музыку. Для меня просто приятно, что люди готовы два часа быть со мной.
- Это пессимизм, или скромность?
Г. Брегович: - Это немножко ненастоящая скромность.

*Интервью было дано Гораном Бреговичем московским журналистам (в том числе, и вашей покорной слуге) 5 апреля 2002 года.

07.04.2002, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Goran BREGOVIC - "Музыка ничего не меняет". - ваше мнение о статье
  • Да, Соня подсаживать умеет :) профессионал, что и говорить...
    Написал(a): Boss, 08/04/2002 14:01
  • ".. раз, два, три. Вперед!".. Соня, спасибо большое (блин) еще 125й раз:)))
    Написал(a): Tony, 08/04/2002 11:31
Goran BREGOVIC - свежие публикации:
  • Анонс - Родина моя - Югославия , 24.10.2016
    В Россию возвращается объединенный десант балканских беспредельщиков – Эмир Кустурица и Горан Брегович »»
  • Анонс - Пишите письма , 28.01.2016
    Горан Брегович выступит в Питере с материалом нового альбома "Три письма из Сараева" »»
  • Анонс - Диско партизан , 12.10.2015
    В Москву приезжает композитор "золотых" фильмов Кустурицы - Горан Брегович »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место рождения: Сараево

Тебя посодют, а ты не скупай – ПРАВО В Нью-Йорке теперь запрещено скупать билеты на концерты с помощью ботов. »»

При полной поддержке семьи – Marvin GAYE Готовится к съёмкам телесериал о жизни Марвина Гэя, одного из ключевых исполнителей соула 60-х и… »»

Сяду в машину, поеду по серпантину – THE ROLLING STONES Кристен Стюарт наслаждается быстрой ездой в новом видео Rolling Stones. »»

На слуху – DRAKE Дрейк стал самым прослушиваемым артистов на Spotify в 2016 году. »»

Обложили меня флажками – Didier MAROUANI Дидье Маруани подаёт иск против Киркорова за заведомо ложный донос. »»

Развяжите полотенцы, изуверы, иноверцы! – Kanye WEST Канье Уэста выписали из больницы после того, как он решил записывать музыку прямо в палате. »»

Думаете, это хорошо? – Bob DYLAN Боб Дилан не явился на торжественный ужин для лауреатов Нобелевской премии в Белом доме. »»

Впилась занозой – THE SMITHS Две ранее не издававшиеся версии песен The Smiths будут выпущены синглом. »»

Варенуха, телеграммы эти никому не показывай! – Didier MAROUANI Дидье Маруани отпустили из полиции. Правоохранители пока не видят оснований возбуждать против него… »»

Беспокойная я, успокой ты меня – МУХА Группа Муха выпустила видео на композицию "Состояние покоя" и готовит новый альбом. »»

На заре – DAWN OF MIDI Нью-йоркское трио минималистов Dawn Of Midi впервые выступит в России. »»

Сами для себя – НАГРАДА Репортаж Звуков с церемонии вручения премии Jagermeister Indie Awards. »»

Не прислушались? – КАССИОПЕЯ Премьера на Звуках! "Кассиопея" перепевает "Громыку". »»

Полгода до отпуска – PRIMAVERA SOUND Барселонский фестиваль Primavera Sound объявил полный лайнап на 2017 год. »»

С любовью – KISS Kiss выступят в Москве 1 мая. »»

Ты, живущий – ЗЕМФИРА Земфира выпустит концертный альбом и выступит в Москве. »»

Под грифом "импро" – ФЕСТИВАЛЬ Программу фестиваля "Джаз осенью - Impro" закрывает концерт DDK Trio и сольное выступление Казухисы… »»

Канал восприятия – SEEFEEL Британский экспериментальный квартет Seefeel возвращается в Москву 22 года спустя. »»

Город ждет – Roisin MURPHY Ройшн Мерфи выступит в Москве и Петербурге в марте следующего года. »»

"Любовь не пропала!" – ДДТ Звуки побывали на программе "История звука", которую Юрий Шевчук весной представит в Олимпийском. »»

R.I.P. – Pauline OLIVEROS Одна из основоположниц электронного авангарда скончалась в возрасте 84 лет. »»

"Если соберусь писать песню на русском, хотелось бы равняться на Высоцкого" – John GRANT Джон Грант о честности с окружающими, русском искусстве и жизни в Рейкьявике. »»

R.I.P. – Pete BURNS Умер Пит Бернс, основатель группы Dead or Alive, автор хита "You Spin Me Round". »»

"По-прежнему люблю решать замороченные кроссворды" – Ian GILLAN Йен Гиллан - о новом альбоме Deep Purple, коллекции разгромных отзывов и о том, почему он перестал… »»

"С каких это пор серые костюмы стали эксцентричным имиджем?" – ГРОМЫКА Участники группы Громыка о редких инструментах, алкогольных коктейлях и строгих костюмах. »»

50 лет лидеру "Несчастного случая" – Алексей КОРТНЕВ Алексей Кортнев отметил 50-летний день Рождения. Наши самые любимые песни Леши - в юбилейной… »»

"Я считаю, что во вторник уже можно смело идти тусоваться" – Burak YETER Бурак Йетер, автор одного из самых прилипчивых хитов лета, дает советы тусовщикам и юным коллегам. »»

"Я пошла на Vimeo и вбила в поисковик: "конец отношений", "хореография" – SKYE Скай Эдвардс о том, как она отбирала видео для своих песен, распаде Morcheeba и концертных нарядах. »»

Тушинское попоище: монстры рока на руинах СССР – ФЕСТИВАЛЬ 25 лет назад в Тушино прошел фестиваль Monsters of Rock. Его участники и очевидцы вспоминают, как… »»

"Эта музыка - гораздо больше, чем просто советская летопись" – Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича: Бадаламенти, Батагов, Карманов и Хайтинк рассказывают… »»

Куда ж дешевле? – ТЕХНИКА Next Hi-Fi открыли моно-магазин для портативного усилителя Mojo. Успей купить hi-end устройство со… »»

Жизнь как провокация – Pete BURNS Жизнь Пита Бернса - яркого и эгоцентричного персонажа, который превратил скандал в профессию. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

Рифмы и биты: микстейпы августа – МУЗЫКА 2 Chainz, Слава КПСС и Noname в подборке августовских микстейпов на Звуках. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая… »»

Покупайте билеты, братья! – КОНЦЕРТ Тарифные планы для меломанов, которым не сидится дома - в звучном гиде по концертам осени. »»

20:00 – ДОМ – Алексей АЙГИ Алексей АЙГИ »»

20:00 – China-Town-Cafe – МОРЭ & РЭЛЬСЫ МОРЭ & РЭЛЬСЫ »»

20:00 – Москва Hall – TRIANGLE SUN TRIANGLE SUN »»

20:00 – 16 ТОНН – МУРАКАМИ МУРАКАМИ »»

20:00 – Союз композиторов – BILLY'S BAND BILLY'S BAND »»

20:00 – ARENA MOSCOW – ЭЛИЗИУМ ЭЛИЗИУМ »»

Хроника2/12

1978 – Родился Кристофер Тони Уолстенхолм - басист британской группы Muse  »»

1978 – Родилась канадская поп-звезда Нелли Фуртадо, прославившаяся в 2001 году синглом "Turn Off the Light". Кстати, свое имя певица получила в честь советской гимнастки Нелли Ким  »»

1981 – Бри́тни Спирс родилась в городе Маккомб, штат Миссисипи. Ее зовут "поп-принцессой" — эта прекрасная блондинка, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен и актриса "озвучила" мечты и мысли поколения миллениума  »»

Eddie SAUTER

Else Marie PADE (1924)

Владимир Николаевич ДАНИЛИН (1946)

John Wesley RYLES (1950)

Nelly FURTADO (1978)

Britney SPEARS (1981)

Свежая реплика

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить