Goran BREGOVIC  "Музыка ничего не меняет".

"Я думаю, что дом всего - это язык. Поэтому песни нужно переводить на другие языки. Моя мечта - чтобы моя музыка осталась через 100 и больше лет, и когда-нибудь на какой-нибудь вечеринке люди пели ее и не помнили, кто ее написал, думая, что она - народная",- говорит Горан Брегович, вновь поставивший на уши театр Моссовета в минувший weekend...

Нынешние московские гастроли Горана Бреговича стали одним большим концертом "на бис". Кажется, что при желании отчет о них можно написать методом copy-paste из моего репортажа образца 2001 года.
Основное отличие состояло, прежде всего, в публике: если год назад "явление Бреговича" обернулось для многих шоком (хулиганская версия "In The Death Car" была встречена подавленным молчанием, и даже сербы, которых в зале было полно и которые понимали все тексты, очень редко смеялись), то в этом году музыку "вкушали", смакуя, словно любимое блюдо, а шуткам радовались. Публика знала, на что шла: этот необыкновенный концерт стоило зафиксировать, пропустить через себя второй раз - чтобы в следующий приезд Бреговича (никто, видимо, уже не сомневается, что он состоится) уже нетерпеливо требовать "чего-то новенького". Однако и в этот раз в программу для разнообразия было добавлено три новых композиции - одна из только что законченной "Литургии для трех религий", плюс почти традиционная свадебная песня, и еще баллада с красивыми шумовыми эффектами.
Второе отличие - большая слаженность всех участников. Хор, бывший год назад просто хорошим, уже идеален. Польский струнный оркестр вышибает слезу. Дирижер Огнян Радивоевич порхает, лицедействует, подпевает, фырчит и мурлычет. Болгарки вступают так, словно хотят избавить передние ряды от барабанных перепонок. И в углу - тот, кто заварил всю эту кашу. Радуется, как ребенок, дирижирует, поет, отбивает ритм, а после особенно удачного распева "Пересвета" посылает хору восхищенный воздушный поцелуй.

Что мы услышим в следующий раз? Пожалуй, этот композитор снова удивит нас, хотя вряд ли его репертуар сильно изменится. Да Брегович этого и не скрывает:

Горан Брегович: - Я очень старомодный композитор. И, к сожалению, я играю нечто, что в истории музыки уже было миллион раз. Я даже не знаю композитора, который не был бы вдохновлен традицией - от Стравинского и Бородина до всех прочих. К сожалению, повторяю, моя музыка - очень старомодная.
Другое, что меня сковывает - то, что мне 50. И у меня больше нет иллюзий, что я могу перепробовать миллион вещей. Когда вам будет 50, вы будете вспоминать, что когда вы были молоды, вы думали, что сможете успеть кучу разных вещей. Но теперь вы понимаете, что жизнь коротка и вы сможете узнать сделать лишь малую долю.
Это то, что произошло со мной: я композитор, находящийся в одной точке музыкальной истории. Это - точка на стыке православных, католиков и мусульман. И стоя в этой точке,- некой шизофренической точке,- я не думаю, что я мог бы писать какую-то другую музыку.
Я думаю, что в ближайшем будущем все, что я напишу, будет так или иначе вдохновлено этой точкой, в которой я нахожусь.

- Известно, что Вы были в последнее время заняты в неком кинопроекте. Что это был за кинопроект, и чем он вас соблазнил? Писали ли Вы к нему музыку?
Г. Брегович: - Это был скандинавский фильм. Режиссер этого фильма обратилась ко мне несколько лет назад, сказав, что у нее есть сценарий фильма, который называется "Музыка для похорон и свадеб". Она начала работать над этим сценарием до того, как узнала, что у меня есть "Свадебно-Похоронный оркестр".
У меня в этом фильме главная роль - роль человека, который является дирижером оркестра в Скандинавии. Я не мог сказать "нет". Это шведский action-movie. Моей партнершей по фильму была очень известная, очень красивая скандинавская актриса, и там было много постельных сцен. Фантазия всех шведов была воплощена в нем.
Как обычно, в конце концов все эротические сцены были вырезаны. Меня обманули, но все равно мне очень понравилось: это совершенно не похоже на мэйнстримовое кино, к которому я привык. Этот фильм напоминал работы Бергмана: такой же клаустрофобический и столь же прекрасный. Но вы не увидите меня голым, к сожалению
.
- Как складываются ваши отношения с исполнителями, с которыми Вы работаете? Чем объясняется Ваш выбор московского ансамбля "Пересвет" в качестве сопровождающего хора?
Г. Брегович: - Я был на их концерте в Белграде. С моей точки зрения, это лучший православный мужской хор, который я мог когда-либо представить. И как только я их услышал, я тут же захотел с ними работать. Я очень надеюсь, что мне удастся в будущем вывезти их на Запад и сыграть вместе с ними там.
- Над чем вы работали в последнее время?
Г. Брегович: - Я работал в театре в Гамбурге над "Божественной Комедией" Данте. Год назад, в феврале, мы начали с Ада, и только сейчас закончили с Раем. Я думаю, что начиная с этого года мы будем играть эту пьесу полностью. Сейчас пьеса гастролирует по Южной Америке и Японии. Это что-то типа оперы, не как настоящая опера, но весь спектакль - музыкальный. Если вы увдите где-нибудь афиши этого спектакля, обязательно сходите. Это лучший мой проект со времен "Времени цыган", и я уже давно не был так горд своей работой, как в этот раз.
- Вы очень много гастролируете. Выматывают ли Вас гастроли?
Г. Брегович: - Для меня играть концерты - совершенно не утомительно, поскольку я - профессиональный музыкант. и был им всю свою жизнь, начиная с 15 лет. Я сделал лишь перерыв на учебу в Университете - 4 года - и всю остальную жизнь я непрерывно играю, разъезжаю с гастролями, музицирую. И мне это очень нравится. Это то, что я делаю серьезно, это не экскурсия в музыку. Ко всему прочему, у меня есть возможность играть с потрясающе талантливыми людьми по всему миру, многие серьезные музыканты хотят выступать с моим оркестром на сцене, это не только большая честь, но и очень увлекательно, помимо прочего. Это и публике нравится, и нам. Если вы - музыкант, то вы особено цените такие вещи.
- Зарабатываете ли Вы на продажах своих дисков?
Г. Брегович: - К сожалению, в Сербии, как и у вас, в России, очень развит "черный рынок", но все же есть люди, покупающие наши легальные диски.
- Все были покорены Вашим дирижером Огняном Радивоевичем. Раскажите о нем.
Г. Брегович: - Мой дирижер пришел из джаза. Он моложе меня, но у него такая же бурная карьера: он, к примеру, в 15 лет играл в России в качестве профессионального музыканта. Когда ему было 22, он уже был дирижером Белградского джазового оркестра. Он знает все, чего я не знаю, и, наверное, уже никогда не успею выучить. В каком-то смысле он - мое лучшее альтер-эго. Была как-то смешная ситуация, когда где-то в Бельгии журналисты - из тех, что 15 минут послушают, а потом пишут свои рецензии,- послушали первую композицию и ушли со второй пить пиво, а потом написали: "А потом вышел он - большой, черный..."
- А почему, действительно, Вы не выходите на сцену сразу, а только на третий номер?
Г. Брегович: - Потому. что иногда мы, к примеру, не уверены в том, что все технически нормально. Сначала выходит струнный оркестр, потом хор тихонько вступает... потом, если мы видим, что все нормально, начинает игру духовая секция - а потом уже и мне можно выходить. До того, как я выйду, мне нужно знать, что все в порядке.
- А был ли хоть раз случай, когда что-то было не в порядке? И как вы с этим справляетесь?
Г. Брегович: - Даже если есть ошибки, это не очень мешает. У нас не идеально срежиссированное шоу, как у Pink Floyd, мы - просто маленький оркестр из маленькой страны. Когда вы приходите на концерт, вы думаете, что все складывается хорошо - потому что могло быть и хуже.
- Зачем вы всегда переводите свои песни - к примеру, для таких совместных проектов, как с Кравчиком (Stefan Krawczyk)? Не боитесь ли Вы, что часть значения будет утеряна при перводе?
Г. Брегович: - Я думаю, что дом всего - это язык. Поэтому песни нужно переводить на другие языки. Моя мечта - чтобы моя музыка осталась через 100 и больше лет, и когда-нибудь на какой-нибудь вечеринке люди пели ее и не помнили, кто ее написал, думая, что она - народная. Я хотел бы заметить, что пение - это основная функция для музыки. Для меня музыка должна быть прежде всего приспособленной для пения, потом - для хора и оркестра, а потом - для танца. Без этого теряется само значение музыки. Есть многие композиторы, которых я очень уважаю, но их творчество - продукт культуры. Мой подход - идти из субкультуры. Я представляю то худшее, что есть у нас в субкультуре.
Даже если вы услышите в моей музыке на концерте какую-то непривычно сложную структуру, вы будете знать, что это - мой Мистер Хайд, а с другой стороны сидит Доктор Джекил и подыгрывает ему.


- У вас множество проектов, но Вы давно не записываетесь... с чем это связано?
Г. Брегович: - Я не записывыал пластинки пять лет. Моя последняя запись - "Underground". Но на запись у меня просто не было времени. Сейчас я словно отброшен в эпоху хиппи: меня окружает множество людей, я одновременно работаю над разными проектами. Я пишу музыку для церкви в Париже. Это литургия для трех религий: часть - мусульман, часть - православных, и часть - цыган. Она выйдет и в виде альбома. С другой стороны, я закончил очередную музыку для кино, где было много простой танцевальной музыки. В последние пять лет со мной происходит очень много вещей. Я больше не в рок-н-ролле, где все кого-то копируют, я - в настоящей, аутентичной музыке. На моей новой пластинке, конечно, будет больше той музыки, которую я играю на концертах. Много хорошей, качественной музыки - и немного танцев. Название моего нового альбома - "Дни свадеб и похорон". Там есть композиции медленные, слегка стеснительные написанные для струнного оркестра, и быстрые, веселые, танцевальные, написанные для цыганского духового оркестра. И это будет исполнено моими любимыми цыганами, с которыми я работаю - от Будапешта до Стамбула.
- Политика является частью Вашей жизни?
Г. Брегович: - К сожалению, мы с вами происходим из стран. где политика важна в нашей жизни. Это не швейцария, где никто не знает имени президента. Я стараюсь максимально абстрагироваться от этого, в личной жизни, и так и происходит. Но я из Сараево, где люди задвинуты на политике. Поэтому я не верю, что моя музыка может изменить мир к чему-то лучшему.
- Вас везде принимают с таким восторгом, как в России?
Г. Брегович: - Может быть, мне просто везет с моим оркестром, но это происходит везде, во всех странах. Может быть, это просто такие странные люди ходят на мои концерты. Но, конечно. в России я чувствую себя как свой, и вы воспринимаете то, что я играю, как что-то свое. Если бы я пошел на русский концерт, я бы тоже воспринимал это как нечто близкое.
. - Вас очень долго вызывают после концерта, но Вы неохотно выходите на бис. С чем это связано?
Г. Брегович: - Долгое время я был рок-н-ролльной звездой. Мне надоели эти "моменты славы". Меня очень расстраивают те люди, которые такими "моментами славы" упиваются. Это что-то сродни бесконечной еде: древние римляне могли поесть, потом пойти вырвать, потом пойти жрать опять... но должен же быть этому конец. Мне хватило, думаю, публике - тоже.
Я бы не хотел, чтобы мои шоу превратились в поп-концерты: знаете, как это бывает? (пародирует типичную ситуацию, когда певец провроцирует толпу на подпевки)

- У Вас не было мысли записать live- концерт? Было бы здорово, если бы публика могла познакомиться с тем, что Вы делаете, хотя бы дистанционно.
Г. Брегович: - Да, пожалуй, почему нет. Мне это как-то не приходило в голову. Скоро Universal выпустит мою видео-кассету. Мои концерты показывают по телевидению. Но последнее, что я бы хотел из себя сделать - это поп-звезду.
- Ваша музыка меняет людей, Вы это чувствуете? Вы ощущаете ответственность за то, что вы с нами делаете?
Г. Брегович: - Я не верю в миссии, проводимые через музыку. Для меня просто приятно, что люди готовы два часа быть со мной.
- Это пессимизм, или скромность?
Г. Брегович: - Это немножко ненастоящая скромность.

*Интервью было дано Гораном Бреговичем московским журналистам (в том числе, и вашей покорной слуге) 5 апреля 2002 года.

07.04.2002, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Goran BREGOVIC - "Музыка ничего не меняет". - ваше мнение о статье
  • Да, Соня подсаживать умеет :) профессионал, что и говорить...
    Написал(a): Boss, 08/04/2002 14:01
  • ".. раз, два, три. Вперед!".. Соня, спасибо большое (блин) еще 125й раз:)))
    Написал(a): Tony, 08/04/2002 11:31
Goran BREGOVIC - свежие публикации:
  • Анонс - Родина моя - Югославия , 24.10.2016
    В Россию возвращается объединенный десант балканских беспредельщиков – Эмир Кустурица и Горан Брегович »»
  • Анонс - Пишите письма , 28.01.2016
    Горан Брегович выступит в Питере с материалом нового альбома "Три письма из Сараева" »»
  • Анонс - Диско партизан , 12.10.2015
    В Москву приезжает композитор "золотых" фильмов Кустурицы - Горан Брегович »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место рождения: Сараево

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Энергия момента – RED HOT CHILI PEPPERS Фли заявил, что, вопреки свежим слухам, Red Hot Chili Peppers не собираются прекращать гастроли и… »»

Я осталась без венца – ЛУНА Украинская певица Луна представила клип на новую песню "Огонек" - »»

Самовыпилился – Ed SHEERAN После появления в "Игре Престолов" Эда Ширана затравили фанаты сериала. Эд удалился из Твиттера »»

Королева снова мертва – THE SMITHS Альбом The Smiths "The Queen Is Dead" всё-таки будет переиздан. Ранее лейбл Warner воздерживался от… »»

У него там секта – R. KELLY Р. Келли обвинили в создании "культа". »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Большое открытие – ЛЕНИНГРАД Ленинград дал юбилейный концерт на 47 тысяч зрителей в ходе турне "20 лет на радость". »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Джентльмены предпочитают блондинок – BLONDE REDHEAD Blonde Redhead представят свой новый релиз в обеих столицах »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

20:00 – Tele-club – КНЯZZ КНЯZZ »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – CRYSTAL CASTLES CRYSTAL CASTLES »»

20:00 – Клуб RED – Good Times Good Times »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – CRYSTAL CASTLES CRYSTAL CASTLES »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Константин НИКОЛЬСКИЙ Константин НИКОЛЬСКИЙ »»

21:00 – Ритм Блюз Кафе – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Мумий Тролль Music Bar – RACE TO SPACE RACE TO SPACE »»

21:00 – Клуб Volta – ТАНЦЫ МИНУС ТАНЦЫ МИНУС »»

Хроника20/07

2013 – В 2013 году скончался талантливый художник и барабанщик группы кино Гео́ргий (Гу́став) Константи́нович Гурья́нов  »»

Bill DILLARD

Ernie WILKINS (1922)

Давид ТУХМАНОВ (1940)

Kim CARNES (1945)

John LODGE (1945)

Carlos SANTANA (1947)

Paul COOK (1956)

Игорь "Гога" КОПЫЛОВ (1962)

Teddy BUNN (1978)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить