TIAMAT  С минимальным содержанием козлов

Помнится, где-то за неделю до концерта Tiamat вовсю заключались пари на тему, будет или не будет участвовать в шоу группы на российском участке турне козёл. Тот самый, с обложки последнего альбома...

Шведский ансамбль Tiamat - довольно замкнутое образование в мире нынешней тяжёлой музыки. Несмотря на частые смены состава и стилей. Ушедшие из группы в Grip Inc. или Cemetary музыканты ухитрились не унести с собой ничего "тиаматовского", а нынешние рекруты из составов типа Dark Tranquallity не оказывают особого влияния на проводимую лидером группы Йоханом Энглундом генеральную стратегию.
Выпустив в 1997 году программу "Deeper Kind Of Slumber", Tiamat изрядно удивили критиков и слушателей отходом от металла в загадочные психоделические дебри. По случаю выхода альбома в свет Энглунд побрился наголо. Однако в пику другим стриженым рокерам последних лет использовал всю освободившуюся поверхность своей умной головы для нанесения загадочного грима, который некоторое время играл большую роль во время концертных представлений группы.
В палитре современного металла группа ныне занимает такое же положение, каким славился в годы расцвета арт-рока загадочный и в чём-то альтернативный всему этому движению King Crimson.

Пресс-конференция, состоявшаяся перед московским концертом группы, представляла собой редкий по степени растерянности журналистов фарс. У музыкантов интересовались всем - от предпочитаемых ими сортов пива до прогнозов касательно финала чемпионата Европы по футболу. Кстати говоря, вопросы эти задаются не в первый раз. То ли кто-то собирает материал для исследования "Рок, футбол и пиво", то ли просто хочет выставить каждых новых гастролёров "своими в доску мужиками". Ну-ну.

Немногие журналисты, решившиеся задать вопросы "по теме", были либо разочарованы, либо шокированы.
После того, как выяснилось, что козлорогая обложка "Judas Christ", последнего альбома группы, не имеет ничего общего со Slipknot, что концептуальное разделение вошедших в альбом песен на четыре части сделано музыкантами без какой-либо оглядки на коллег, и что при записи "Deeper Kind Of Slumber" группа использовала серийную модель терменвокса (надо же, выпускают-таки!), некая барышня поинтересовалась, будут ли звучать на грядущем концерте песни с партиями женского вокала. "Не споёте ли вы с нами?", - застенчиво поинтересовался Энглунд. Девица тут же испуганно замотала головой. Чуда не случилось. Жаль. А могло бы выйти забавно.
На вопрос же очередного собирателя "материала для сравнительных исследований" "С какими героями скандинавских сказок вы себя бы могли ассоциировать, и к какому произведению данного жанра могли бы написать музыку?", музыканты, посовещавшись, ответили, что особой привязкой к национальным традициям не страдают. А стало быть, и в "бонусах" от публики за "экзотическую" прописку не нуждаются.

Сам концерт был достаточно скромен. Во время краткого вступительного слова разогревающего состава Cybernet публика, не желая вникать в новейшие достижения кибернетики, отрывалась в фойе по части пива. Во время же выступления самих героев дня не использовалось никаких костюмов, грима и прочих театральных эффектов.

Помнится, где-то за неделю до концерта вовсю заключались пари на тему, будет или не будет участвовать в шоу группы на российском участке турне козёл. Тот самый, с обложки последнего альбома. Увы - козла не было (правда, теперь выигравшим придётся дополнительно доказывать, что никто из охранников Горбушки не являлся таковым). Зато было очень много песен из последней программы. Времена, когда специально для выступления у нас музыканты корректировали программу своего концерта, превращая его в сборник лучших песен, уходят в прошлое. Видимо, многие из приезжавших к нам в последние два-три года рокеров нынешнего поколения намерены ещё не раз к нам вернуться.

Номера из всенародно любимых альбомов "Wildhoney" и "Deeper Kind Of Slumber" составляли меньшую часть программы. И даже знаменитую "Sleeping Beauty" группа приберегла для выхода на "бис", ставшего уже традиционным среди гастролёров всех мастей и уровней крутизны.
Энглунд, правда, слегка потерзал грифом своей гитары микрофонную стойку. Да какие-то девицы, до которых, видать, дошли слухи об инциденте на пресс-конференции, пытались, выбравшись на сцену, прорваться к микрофонам. В чём им, как не репетировавшим с группой, было, разумеется, отказано.

Удивительно, но значительную часть публики на сей раз составляли настоящие знатоки и ценители творчества шведских экспериментаторов - наверное, благодаря мягкой, ненавязчивой рекламе. Во всяком случае ничего подобного полугодовой давности ситуации с Nightwish, когда финскому арт-року был оказан московскими металлистами бурный, но бездумный приём, не было и в помине.
Прогресс всё-таки. Приятно.

31.03.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)