Юрий ШЕВЧУК  ...И махнул рукой

"Он сказал: "Поехали!" - настойчиво вертелось в моей голове, когда я выходила из гостиницы "Украина" после прощания с человеком, через 12 часов вылетавшим на Байконур. У Юрия Шевчука одно имя с Гагариным, он не менее обаятелен,- вот только в детстве мечтал быть моряком, а не космонавтом. Читайте интервью...

"Он сказал: "Поехали!" - и взмахнул рукой..." - настойчиво вертелось в моей голове, когда я выходила из гостиницы "Украина" после прощания с человеком, через 12 часов вылетавшим на Байконур.
Впрочем, наверное, удивляться тут нечему, поскольку аналогия напрашивалась сама собой: и родился он в год запуска первого искусственного спутника Земли, и зовут его так же, как и первого космонавта, да и в обаянии ему не откажешь. Хотя, в отличие от Гагарина, в детстве он мечтал стать моряком, и эта мечта нашла воплощение в сыне, обучающемся в Кронштадтском военно-морском кадетском корпусе.
В общем, наверное, уже понятно, что речь идет о лидере ДДТ Юрии Шевчуке, гостившем в столице на прошлой неделе. Хотя слово "гостивший" здесь не совсем уместно, поскольку московские средства массовой информации, изголодавшиеся по информации как о самой группе, так и об ее руководителе, в течение 4 дней буквально разрывали его на части.
Шевчук успел сняться в нескольких телепрограммах, поучаствовать в нескольких радиоэфирах, поздравить своих друзей из МЧС c 10-летним юбилеем, дать пресс-конференцию по поводу предстоящего концерта в Лужниках, а также решить массу других важных дел, связанных с новым диском, новыми клипами и т.д.
"Острелялся за весь год!" - шутит Юрий... и просит меня выключить диктофон. "Хватит пока интервью, надоело говорить за эти дни одно и то же! Я, конечно, пытался разнообразить ответы, но все равно это очень тяжело - по семь интервью в день". Так что пока ограничимся лишь изложением наиболее запомнившихся "мартовских" тезисов.

О поездке в Афганистан.

Я до сих пор нахожусь под большим впечатлением от этих нескольких дней в Кабуле. Спасибо моим друзьям из МЧС, с которыми мы познакомились еще в Косово, за то, что они дали мне возможность увидеть все своими глазами. Кстати, как и в Югославии, мы в Афганистан пришли с абсолютно гуманитарной миссией - лечить и кормить людей, а не воевать. Там и солдат-то наших человек двадцать, которые охраняют гуманитарную помощь. Американцы же там только стреляли, и даже ни одной больницы не открыли! Ведь при талибах людям запрещалось ходить к врачам, так что там за 10 лет медицина пришла в абсолютное запустение. Столько больных кругом! Запросто можно заболеть и холерой, и чумой - кошмар! А еще на улицах полно искалеченных, без руки или ноги - это те, кого наказали за какие-то проступки. Ведомство же, которое занималось исполнением наказаний, называлось у них Министерство добра и борьбы со злом - прямо Оруэлл какой-то!
Вообще, Афганистан - настоящая азиатская страна, не какие-нибудь "окультуренные" Арабские Эмираты. У них сейчас по календарю XIV век - так оно действительно так и есть! Там нет ни газет, ни радио, ни ТВ - красота! Никто с интервью не пристает! Мне показывали все, что наши когда-то построили - одни развалины остались. На месте казарм, где раньше 40-я армия размещалась, теперь только каски валяются. Самое интересное, что даже постройки времен Александра Македонского выглядят свежее, чем то, что мы построили, когда были там, - менее разрушены. Меня больше всего поразила история про двух зверей из местного зоопарка - медведя и льва - единственных, кто там остался после талибского режима. Остальных животных съели от голода во время режима. Так вот, они очень подружились, и когда лев умер, то медведь чуть не плакал, все метался по клетке. А самому медведю талибы отрезали нос, аж кость видно было! Вот кто настоящие звери!
Еще очень впечатляют афганские женщины. Они очень красивы в юности, лет до 16-ти, потом, конечно, быстро выматываются и стареют. А женщина в парандже - это вообще безумно красиво! В ней есть какая-то тайна, завораживающая и притягивающая! Ничего не видно - только огромные черные восточные глаза сверкают из-под паранджи, и походка плавная такая, мелкими семенящими шажками. Вот европейские женщины утратили эту тайну, у них открыто все, что можно уже - никакой загадки! А в Кабуле им даже запрещалось на улицу из дома выходить под страхом смерти - просто мечта для мужчин (смеется)!
Кстати, назад мы летели через наши бывшие среднеазиатские республики, и я понял, что там мы тоже все потеряли уже. Сначала после развала Союза, а окончательно - после 11-го сентября. Там кругом одни американские денежные мешки теперь! Про Россию лучше и не заикаться. Там, кстати, законы тоже весьма суровые - за недекларированные 100 долларов дают 8 лет тюрьмы, за угон автомобиля - смертная казнь. За изнасилование "своих" женщин - тоже смертная казнь, а вот "иноверок" можно насиловать сколько угодно: отделаешься административным наказанием, так что я бы нашим посоветовал поостеречься туда путешествовать.

О новом альбоме.

К сожалению, мы не успели его выпустить, как планировали, к апрельскому концерту. Наверное, я в этом виноват - не мог отменить назначенные поездки. Зато мы впервые записываем альбом на собственной студии, но в этом тоже есть и свои плюсы, и минусы. Хорошо то, что мы ни от кого не зависим и можем экспериментировать в свое удовольствие сколько угодно, а с другой стороны, теряется какая-то мобилизованность. Все-таки, когда существует ограничение времени - лучше. Вот, в одной песне Вадик записал 6 версий партии гитары - какую выбрать? Все хороши! И никто не может решить, хоть со стороны зови!
Можно, конечно, сделать даже несколько вариантов одной песни. Можно выпустить такой диск - как игра, где каждый выбирает вариант, наиболее близкий себе. Но это уже абсурд! Примерно так же, как человек придет в музей, а ему дают краски, кисти, и он исправляет картины, как ему хочется.
Многие любят, я знаю, концертные альбомы, как наш "Черный пес Петербург". Мы вот прошлой осенью в Горбушке записали "живой" альбом - он получился настолько хороший! Неожиданно здорово получилось - энергично, хорошо прописались все голоса и инструменты. К сожалению, наверное, но студийные альбомы, со всеми их поисками новых нюансов, гораздо 'мертвее' все-таки. Когда долго работаешь на студии, то постепенно по звуку все начинает 'отмирать' - к сожалению, это факт. В этих студийных нюансах теряется вся энергия, весь рок-н-ролл! Жизнь уходит из альбома! Может быть, в этом и заключается основная причина, что мы так "закопались" с новым альбомом.

О ближайших планах.

Будем обязательно участвовать в трибьюте Дюши Романова, который сейчас готовит его жена Анна Черниговская, запишем для этого одну из Дюшиных песен. Еще есть планы записать и выпустить совместно с Чижом диск военных песен. Точно могу сказать, что это не будет в стиле Любэ, "Митьковских песен" или самого Чижа. Но пока еще рано об этом говорить, поскольку это лишь идея, которую еще надо до конца продумать и обсудить с тем же Чижом.
Зато со всей уверенностью могу заявить, что 31-го мая 2003 года на стадионе имени Кирова состоится большой рок-фестиваль, который мы будем проводить в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Уже получено на это официальное разрешение городских властей. Мы планируем позвать туда все известные питерские команды, включая Аквариум, Алису', Текиладжаззз, Король и Шут, Пилот и молодых, конечно. Рокапопса не будет!
Есть зато мысль позвать кого-нибудь из западных рок-звезд, настоящих, типа Боба Дилана. Мы даже хотели пригласить U-2, но они объявили сумму в 1 млн. долларов, где ж их взять? Причем, как мне сказали, для 'бедной' России они даже сделали скидку - обычно просят миллион двести, ха-ха! В общем, будем думать.
Мы сами в этом году концертов после 20-го апреля не планируем, может, дадим 2-3 осенью, но это только 'для поддержки штанов', чтобы, что называется, с голоду не сдохнуть. Главное для нас в этом году - выпустить обе части нового альбома "Единочество".

О закрытии "Театра ДДТ".

Конечно, нам сейчас во многом труднее стало самим все организовывать, самим все пробивать и выпускать. Но зато мы стали гораздо свободнее, просто нормальной командой! Потому что 'Театр ДДТ' - это было 30 человек. Мы тащили на себе эти огромные фестивали, гастроли... И только "Театр" мог это сделать. Был свой лейбл, на котором молодежь выпускали. Происходила какая-то 'возня', достаточно достойная, впрочем. Но основная беда была в том, что это все надо было кормить! Сначала раз в месяц, потом два, а потом каждый день! И все эти ребята уже начали тащить группу в сторону шоу-бизнеса. И это естественные законы - потому что для того, чтобы все работало, ты должен идти сначала на один компромисс, потом на второй, третий:- чтобы эта "машина" развивалась, потому что она не может стоять на месте. Таковы эти жуткие законы шоу-бизнеса! А дальше требуется все больше и больше - нужно выступать не там, где не хочется, а где нужно, идти на какую-то рекламу, вплоть до политики.
Дошло уже до того, что мне директор говорил: "Юра, почему бы нам не поддержать наших замечательных демократов? Они же хорошие!" А я ему: "Старик, это же могила уже! Дальше только вешаться остается!" Или - "Почему бы нам не сыграть в сборном концерте на День милиции?" И я почувствовал тогда, что мы уже дошли до точки просто! И я еще до августа 98-го ему говорил: "Женя, меня это не устраивает! Мы теряем внутреннюю свободу!" А это самое главное, на мой взгляд, - внутренняя свобода человека. А мы все тогда уже стали "винтиками" вот этого "Театра". Я тогда приобрел очень хороший опыт! Когда собирается 30 друзей-единомышленников с чистыми намерениями "толкнуть" рок-н-ролл в Питере - делаются фестивали, концерты. А потом, через два-три года, это превращается в жуткую "машину", которой постоянно нужна "еда", и она начинает все перемалывать:Получается полный кошмар! Такая кошмарная "буржуазия". А иначе нельзя - она все поедает вокруг себя!
И вот, когда мы с группой вышли, и нас осталось 8 человек - я был очень счастлив! Несмотря на все долги, которые повесили на меня. Но я философски к этому подошел: раз я все затеял, значит, я и должен был за это ответить. Я тогда потерял почти все деньги. Но зато осталась свобода! Мы остались с группой в 8 человек буквально 'в чистом поле', но я почувствовал себя облегченно. Я рад, что мы смогли разрушить эту "империю ДДТ", которая уже вызревала, и, слава Богу, вышли оттуда живыми, из-под 'обломков', и жить стало намного проще, легче и чище! Слава Богу, что мы приобрели такой опыт! Ужасно, когда что-то начинаешь с чистыми намерениями, а потом эти намерения начинают тебя "пожирать"! Многие с этим сталкивались, но не все смогли выстоять. Нам повезло, мы остались свободными!

О поездке на Байконур.

Я просто счастлив, что сбудется моя давнишняя мечта - увидеть запуск космического корабля. Жаль, конечно, что нельзя испытать это на себе - пробраться куда-нибудь в укромный уголочек и улететь ТУДА, очутиться одному в бесконечности, совсем рядом с Богом!.. У меня даже строчка родилась: "За пазухой у Бога ничто ничего не весит!" Вот мне бы очень этого хотелось - понять, какой я без веса, что я собой представляю, находясь рядом с Господом...

Что ж, осталось только дождаться возвращения Юрия Шевчука "на Землю" с подробным рассказом о пережитых впечатлениях. Интересно, сможет ли век XXI-й затмить век XIV-й по силе воздействия на художника?

27.03.2002, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.ddt.ru

Юрий ШЕВЧУК

Дата рождения:

16 мая 1957