СБОРНИК  Гитарист-2000

Конкурс "Гитарист-2000" проводился в 2000-м году на сайте guitar.ru. Плодом усилий 300 виртуальных участников и реального высокого жюри, среди членов которого можно было встретить корифеев жанра...

Конкурс "Гитарист-2000" проводился в 2000-м году на сайте guitar.ru. Плодом усилий 300 виртуальных участников и реального высокого жюри, среди членов которого можно было встретить корифеев жанра Ивана Смирнова, двух Алексеев Беловых и Владимира Холстинина, стал этот сборник. Судя по композициям победителей, отлитым в блестящий блинчик компакт-диска, в музыке у нас наблюдается такой же закономерный перекос, как и в спорте. Насколько наши парни беспомощны в командном зачёте, настолько же они способны блеснуть самыми неожиданными и яркими гранями в зачёте индивидуальном.
Настоящие открытия ожидают слушателя при знакомстве с золотым и серебряным призёрами в категории "хард-н-хэви". Оказывается, этот вот уже десяток лет с хрипом дышащий на ладан под тяжестью креста разнообразных штампов жанр скорее жив, нежели мёртв - благодаря истинным воителям, способным на смелые шаги и поиски нешаблонных решений.
Олег Пластинкин орудует в лучших традициях жанра, сочетая хард- и симфо-рок. Его "До-ре-ми-до-ре-до" вполне можно поставить в ряд с лучшими вещами Яна Аккермана. А в "37`7" он вполне может померяться силами и с самим Стивом Морзе. Кроме того, если учесть, какое внимание было оказано сочинению богатых и многослойных партий аккомпанемента, этот парень - недюжинной силы аранжировщик.
Аркадий Стародуб ("Попурри") обходится лишь программированной ритм-секцией. Зато придаёт важное значение ритму как таковому. Во всех его головоломных арпеджио чувствуется превалирование блюза и фанка над классическими гармониями. Он не только поражает слушателя набором приёмов из арсенала Нано Беттанкура, Эдди Ван Халена и Мика Марса, но и обнаруживает способности двигаться дальше своих учителей.
Как ни прискорбно, менее всего интересными оказались финалисты номинации "блюз-рок". Чистого блюз-рока в их творениях немного. Лишь "бронзовый" призёр Денис Константинов ("All That I Wanted To Tell") не повёлся на "слабо" и держится корней. Желание уйти от шаблонов стиля было бы понятно, если бы и Николай Котов ("Бриз" - 1 место) и Сергей Баруткин ("Шутка" - 2 место) не уходили бы от них в одну и ту же сторону, а именно - в какой-то суррогатный АОР, сильно отдающий молодыми годами Владимира Кузьмина. Периодически начинает казаться, что в эту категорию свалено всё, что не прошло контроль качества в хард-роковом цеху. Странно, обычно бывает наоборот. Почему-то даже в проходящей по категории "Джаз" версии "Don`t Get Around Much Anymore" Дюка Элингтона, исполняемой Ильдаром Казахановым (3 место - всего-то?) блюза оказалось больше.
Странно обстоит дело и со стилем кантри. От кантри, как мы его знаем, имеющиеся на диске пьесы так же далеки, как и рассматриваемый выше блюз-рок. Кроме того, несколько непонятно, почему холодноватая и перегруженная эхо-эффектами "Топотуха" Виктора Коврижных (3 место) и невыразительный "Downtown Stomp" Александра Каминского (2 место) на диске присутствуют, а "золотого призёра" - нет. Вообще, по части кантри на конкурсе, судя по результатам, было явно бедновато.
С альтернативной музыкой - ещё грустнее. Таковая представлена лишь серебряным (опять!) номинантом Дмитрием Константиновым ("Mary Jane"). Непонятно: опять всё тот же хард-н-хэви, только гармонии беднее, звук грязнее, и ноты чаще смазываются. Плюс - несколько заумных стереоэффектов. Для настоящей "альтернативы" явно не достаёт присущей этому стилю отчаянности. Разве что рассматривать этот экзерсис, как альтернативу музыке нормальной...
А вот все исполнители джаза, классики и фьюжна - на высоте. Ибо без грамотного чувства композиции и аранжировки здесь ловить нечего в принципе. К последним - исполнителям фьюжна - можно отнести и единственного на сборнике бас-гитариста Антона Горбунова ("След"). Неплохо, хотя в целом стиль фьюжн в исполнении номинантов звучит черезчур холодно. Явно непонятым массами остался "альтернативщик от классики" Артём Дервоед ("Этюд ?12" - 3 место) со своими диссонансными пробежками и призвуками - а жаль.
В целом же, несмотря на неравноценность вошедшего на сборник материала, данный релиз - прекрасный сборник гитарной музыки, как таковой. Его можно слушать, даже не вспоминая о первичном его предназначении: настолько интересно нынче обстоят дела в клане "шестиструнных самураев" последнего поколения.

25.03.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)