КРИВИЦКИЙ  Живые люди в Кафе-Автомате

Развеять все возникающие вокруг да около слухи о деятельности своих подопечных и попыталась "Экзотика", представив несколько дней назад в уютных стенах клуба "Art Garbage" новые релизы представителей ижевской электронной школы: вторую пластинку Якова Кривицкого "Cafe-Automat" и дебютную работу проекта Soda "Дешевле!". Наш репортаж - здесь...

В том, что отечественная электронная музыка существует и, мало того, живет и развивается, нас методично и деятельно убеждает замечательная ассоциация "Экзотика" под бессменным руководством Андрея Борисова. В минувшем году благодаря "Экзотике" свет увидело эпохальное четырехтомное собрание сочинений "Расскажи Чайковскому Новости", на котором засветились самые отъявленные российские электронные маньяки, собранные воедино из самых отдаленных уголков нашей необъятной родины.

Возникал только один резонный вопрос - а существуют ли все эти необычные персонажи, сочиняющие подобную неординарную музыку, на самом деле или это плод деятельности всего пары-тройки профессионалов, подписывающихся разными именами и корпящими над своими высокотехнологичными опусами в дорогостоящих студиях на элитном импортном оборудовании.
Развеять все возникающие вокруг да около слухи о деятельности своих подопечных и попыталась "Экзотика", представив несколько дней назад в уютных стенах клуба "Art Garbage" новые релизы представителей ижевской электронной школы: вторую пластинку Якова Кривицкого "Cafe-Automat" и дебютную работу проекта Виталия Жуйкова Soda "Дешевле!".

Первым приятным сюрпризом, который ожидал журналистов, был заранее накрытый стол, с сопутствующими почти каждой презентации алкоголесодержащими напитками и закуской, услугами которого собравшиеся представители масс-медиа сразу же не преминули воспользоваться. Это, наверное, и было единственной промашкой организаторов мероприятия, поскольку, удовлетворив свой голод насущный, журналисты не спешили удовлетворять голод информационный. В связи с этим пресс-конференция, с самыми что ни на есть живыми вышеупомянутыми музыкантами, прошла на редкость быстро и непродуктивно. То ли это объяснялось отсутствием живого интереса к независимой электронной музыке, то ли полной неосведомленностью публики о деятельности заседающих за столом персоналий во главе с Борисовым, то ли банальной ленью пришедших писак и пиарщиков. Так или иначе, из тех немногочисленных вопросов, заданных Кривицкому, Sode и специальным гостям мероприятия - культовому отечественному электронщику Владимиру Рацкевичу и его бессменному партнеру Олегу Литвишко в лице нового проекта Zoom.ra, о деятельности музыкантов было разведано следующее:

Наши доморощенные деятели электронной культуры не видят ничего зазорного в заимствовании тем и идей своих западных коллег, поскольку лишь развивают то, что уже кем-то сделано раньше (эдакий музыкальный постмодернизм). Это нормальное явление для недоразвитых стран, и нужно продолжать двигаться в том же направлении.
В коллекции Кривицкого не так уж и много допотопных и раритетных советских синтезаторов, на которых он, собственно, и творит свои опусы: всего шесть или семь аппаратов 80-х годов (один из таких аналоговых мастодонтов "Ритм-2" одиноко стоял на сцене; ему еще предстояло стать одним из героев вечера). Запись его самой лучшей пластики еще впереди, но именно этим будущим релизом Кривицкий и закончит свою творческую деятельность, поскольку ему абсолютно не интересно заниматься музыкой (своеобразная удмутртская ирония человека, у которого на родине бывает всего 23 солнечных дня в году).
"Экзотика" будет продолжать методично знакомить отечественного слушателя с наиболее радикальными деятелями российской электронной сцены, выуживая все новых и новых "самородков" из самых укромных уголков страны.

Вот в такой шуточной манере публику подготовили к тому, за чем, по идее, она и пришла на презентацию, а именно - к "живому" концерту "неживой" электронной музыки.

Первым место на маленькой сцене занял Кривицкий, и, манипулируя кнопками, ручками и клавишами допотопного синтезатора, зарядил свой лаунджевый, или, скорее, ло-фай эстрадный сет. Его довольно забавный танцевальный сет сопровождался показом на большом экране нарезки из киношедевров, под впечатлением от просмотра которых и была создана воспроизводимая музыка. Разброс музыкальных тем простирался от похождений Джеймса Бонда до подвигов Штирлица, от ковбойских вестернов с Гойко Митичем до космической одиссеи незабвенных "Отроков Во Вселенной" - и в полной мере отображал практически весь спектр музыкальной деятельности Кривицкого, представленный на новой пластинке. Конечно, назвать выступление живым можно лишь условно, поскольку большая часть музыки звучала в качестве фонограммы, но те звуки, которые лились из небольшого синтезатора, были весьма и весьма интересны и по-своему прогрессивны.

Вслед за Кривицким на сцену вышли двое участников проекта Soda. Виталий Жуйков занял место за тем же одиноким синтезатором, из-за которого удивлял публику Кривицкий, и из динамиков полилась более разноплановая и жесткая аналоговая музыка. Первые несколько композиций напомнили подачей и звучанием московский концерт французских электронщиков "Mouse On Mars", из чего следует, что творчество отечественных электронных виртуозов вполне конкурентноспособно с западными аналогами.
Самое удивительно случилось после того, как Жуйков подошел к микрофону и неожиданно для всех начал петь под непрекращающиеся электронный лупы и скретчи. И пел он голосом, очень уж схожим интонацией с вокалом господина Лагутенко. Да и темы песен были не менее, а скорее - более заморочены, чем "мумийтроллевская" лирика: более кровожадны, что ли. Поскольку Илья сейчас акцентирует внимание на продюсировании и перепевках собственных песен на языках народов мира, то у Соды есть отличные шансы занять его место.
Правда, музыка Cоды - вещь очень оригинальная и на любителя, на очень большого любителя, но при выгодной подаче материала перспективы у ижевцев довольно радужные. Чего стоит их боевик "Дешевле" или трагическая пьеса "Lora'n'Knife" о проститутке убившей своего сутенера, после прослушивания которой в голове еще долго будут звучать слова: "Лора, брось нож, не трогай сердце, сука!". Вот так - от песни к инструменталу, от психоделики до техно Сода медленно растворилась в атмосфере доброжелательности и одобрительном свисте разгоряченной публики.

Завершал этот маленький праздник торжества электронной мистерии проект Zoom.ra: удивительно - мужикам за полтиник, а играют настолько мощную агрессивную и зажигательную музыку. Жгучая смесь брейк-бита, драм-н-бэйса, фанка и всевозможных электронных заморочек не оставила никого равнодушным, и часть зрителей пустилась в пляс, а остальные засобирались домой, ибо уже дело клонилось к ночи.

30.03.2009, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)