Goran BREGOVIC  Время Бреговича

Прошлогодний концерт Горана Бреговича в Москве стал сенсацией. Однако посетить его довелось немногим: зал Театра Моссовета просто не вместил всех желающих. И вот по просьбам трудящихся организаторы вновь пригласили Бреговича и его Свадебный и Похоронный Оркестр в Россию. 6 апреля они будут играть "на бис". Если вы еще не знакомы с этим композитором, то сейчас - самое время прочесть о нем и послушать его музыку...

Прошлогодние гастроли Горана Бреговича стали сенсацией. Отчеты об этом концерте не смогли передать и сотой доли восторга и воодушевления, что царили на концерте. Однако испытать их довелось немногим: зал Театра Моссовета просто не вместил всех желающих. И вот - радость: вняв пожеланиям трудящихся, организаторы вновь пригласили Бреговича и его Свадебный и Похоронный Оркестр в Москву. 6 апреля концерт состоится в зале Театра им. Моссовета. Как и в прошлый раз, он будет проходить при участии
Познанского струнного оркестра (Польша)
Женского Вокального квартета Болгарские Голоса (София)
Мужского хора Пересвет (Москва)

Что нужно знать о Бреговиче человеку, который никогда не слышал его музыку?

Он приручил Игги Попа и озвучил Кустурицу

Горан Брегович - автор легендарных саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы. Всемирная популярность пришла к Бреговичу в 1989 году, после того, как фильм "Время Цыган" с его саундтреком получил приз за лучшую режисуру на Кинофестивале в Каннах.
Мир знает множество тандемов, состоящих из очаровательных проходимцев, и как правило, все они распадаются в тот момент, когда герои наиболее близки к достижению своей цели. Остап Бендер и Киса Воробьянинов, "Трест, который лопнул", Брегович и Кустурица - кажется, счастье было так возможно, но в последний момент происходит непоправимое, и герои пускаются в свободное плавание...
Однако творческий союз двух югославских космополитов распался, дав жизнь новым успешным проектам: Кустурица вспомнил, что когда-то он считал себя в первую очеред музыкантом, и приезжает в Россию в составе своего маловразумительного No Smoking Orchestra - а Горан Брегович, слава Богу, не начал снимать кино.

Наиболее популярная работа Бреговича - его саундтрек к фильму "Arizona Dream". Песни с него торчат в ротации всех радиостанций: "Get The Money", "TV Screen", а главное - "In The Death Car" - любят во всем мире. Нам всегда было интересно, как получилось, что для записи самого великого санудтрека всех времен и народов Брегович выбрал именно Игги Попа. Ответ обескураживает:
Горан Брегович : - Я не приглашал его специально для записи. Вообще это получилось совершенно случайно. Видимо, он был большим фанатом цыганской музыки, потому что однажды, узнав чуть ли не из газеты о том, что я записываю саундтрек к фильму, он просто пришел на репитицию, напялил на голову тыкву и в таком виде спел God Bless Ameriсa. Кажется, даже запись сохранилась. Он ее спел прямо так, с тыковй на голове, и это был прекрасный момент.
Работать с Игги было просто: он такой же расслабленный человек, как и я, но он плохо соотносится с тем публичным образом, который у него сложился. Он нам сразу предложил: "давайте не будем записываться в этой студии, где звукорежиссер курит косяки, давайте лучше пойдем в студии Филиппа Гласса"
.
Надо сказать, сербскому композитору такой финг ушами не только добавил популярности, но и обеспечил пониженную сопротивляемость других звезд: с ним записывались Ofra Haza, польская красотка Kayah, Scott Walker, а также "большая мама" Cesaria Evora.
Брегович снискал славу одного из самых успешных европейских композиторов. Он написал музыку к французскому блокбастеру "Королева Марго", к фильму Раду Микаэляну "Поезд Жизни", а кроме того, продолжил сотрудничество с Кустурицей, сочинив музыку к таким фильмам, как "Подполье" (фильм "Underground" получил Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах в 1995 г). Эта музыка произвела настоящую сенсацию на европейской сцене и упрочила позиции Бреговича как композитора.

Он поет за всю Сербию

Брегович - вовсе не "безродный космополит, коверкающий народную музыку", каковым его пытаются изобразить во всех исследованиях. Просто его страна - довольно разрозненный в геополитическом отношении участок мира.
Горан Брегович: - "Я родился в Сараево - это центральная часть Югославии, к сожалению, печально известная. Югославию несложно представить себе в виде какого-нибудь Франкенштейна: она состоит из различных частей, которые по отдельности вполне хороши, но, будучи составленными вместе, не дают ничего хорошего. Наша музыка никогда не имела собственного облика. Музыка в южной части Югославии находится под влиянием Италии, на Севере - под влиянием Венгрии. Наши соседи, Румыния, Болгария и Греция - это страны с ярко выраженной музыкальной традицией, и она также проникает в нашу музыку. Так что тот факт, что я родился в Сараево, означает, что я закормлен эклектикой,- произведением этого самого Франкенштейна. Думаю, что моя музыка - того же типа".
- Как Вы считаете, удастся ли Югославии очистить свою музыку от тех влияний, о которых Вы говорите?
Горан Брегович: Трудно говорить о будущем - каждый любит свои традиции, и старается держаться их. За некоторые - даже излишне сильно. Впрочем, для некоторых музыка - это лишь то, что они слышат по MTV, а кто-то слушает музыку только из приемника в автобусе или поет хором за столом. Разница между этими типами слушания - та же, что и разница между едой в Макдональдсе и в корчме.
Брегович постоянно подчеркивает свое уважение к народной музыке и исполнителям фолка и много с ними работает. Недавно он рассказывал: "Десять лет назад меня пригласили в Нью-Йорк на MTV Awards. Там выступало много людей, все с гитарами, шумные такие, и это было очень утомительно. А потом вдруг вышла Офра Хаза. Она была одета в национальный арабский костюм и пела древнюю йеменскую песню. Я был реально потрясен. Это выглядело так прекрасно: женщина, которая опирается на свою музыкальную традицию. Очень маленькую, по мировым меркам, традицию, но - свою. Любой серьезный композитор - от Шопена до Стравинского - опирался на традицию. И заметьте, что происходит: любая интересная национальная музыка сразу становится известной везде. Будь то Нусрат Фатех Али-Хан или Арво Пярт - они происходят из разных стран, но их слушают во всем мире."

- В чем состоит для Вас основная разница между той музыкой, которую Вы играли в начале своей музыкальной карьеры и той, что Вы играете сейчас?
Горан Брегович: Музыка, которую я играл в группе Bijelo Dugme ("Белая пуговица".- прим. авт.), была, скорее, юношеской формой протеста против всего, что нас тогда "раздражало". Это нельзя назвать чем-то серьезным. Во всяком случае, я бы не делал равенства между тем, из каких соображений я играл тогда, и тем, из каких соображений играю сейчас.
(в другом интервью композитор как-то обмолвился: "Я записал свою первую пластинку, когда учился на последнем курсе университета, на философском факультете. Если сейчас послушать эту музыку, там нет ничего, кроме моего тогдашнего отвращения к профессорам философии. Абсолютно дурацкая музыка. Зато мы были страшно популярны в Югославии.")

Война в Югославии изменила и разрушила привычный ход событий - и она же стала тем катализатором, который превратил музыку Бреговича и фильмы Кустурицы в своеобразные манифесты. Любая форма искусства из этого региона воспринимается как форма протеста - и это во многом заставляет Бреговича отойти от своего привычного "хулиганства" в пользу более серьезных и продуманных вещей. Его искусство стало концептуальным не потому, что Брегович "выдумал" какую-то концепцию, а потому, что в той кулдьтурной обстановке, в которой ему пришлось работать, иным оно стать не могло.

Горан Брегович: Я уехал к себе домой, просто отдыхал, гулял, ходил на рыбалку. А потом Кустурица предложил мне писать музыку к фильмам, и я работал как сумасшедший. Война началась, когда мы делали "Сны Аризоны". И я вдруг обнаружил, что у меня нет денег, мои банковские счета заморожены, мой дом в Сараево занят военными. И мне пришлось очень много работать. Но это было в каком-то смысле счастьем, поскольку я получал деньги за то, чем с удовольствием занимался бы и бесплатно. А потом я приехал как-то в Рим и услышал, как мою музыку играют симфонические музыканты. Я в первый раз понял, что так бывает, что можно играть эту музыку без усилителей, безо всех этих смешных рок-н-ролльных вещей. Я начал выступать с большими симфоническими составами - там по сто человек было на сцене. А потом постепенно собрались мои музыканты, и вот - я здесь, со своим The Wedding & Funeral Band."

Его время - время цыган

Цыганская музыка и сербский нонконформизм - взрывоопасная смесь, заставившая Европу вновь обратить внимание на феномен цыганской культуры. В последний раз "моду на цыган" Европа переживала на рубеже 19 и 20 века, и мода эта шла из России. Новый виток "цыганщины" порожден именно Бреговичем.
Чем отличаются сербские цыгане от наших? - Практически ничем: они так же свободолюбивы и красивы, разве что умеют играть и петь в "диких" размерах: 7/8, 11/8. Цыгане всегда были открыты любым влияниям, однако не всякую идею, и уж тем более не всякую музыку, готовы принять: скорее, они склонны к ассимиляции всего и вся.
Горан Брегович: Название моего оркестра объясняется просто: это действительно орекстр, игравший некогда на свадьбах и похоронах. Траурные марши и веселые песни. Ансамбль состоит из сербских цыган и нескольких сербов. Это уже многое объясняет...
Говоря о цыганской умзыке, композитор не скрывает восхищения: "На Балканах существуют две старейшие музыкальные традиции: религиозная и военная музыка. И большое счастье, что во все эти вещи в какой-то момент были вовлечены цыгане. Традиция духовых оркестров - она, разумеется, идет от военных. И так повелось, что в военные оркестры часто приглашали цыган - просто они могли быстрее других научиться играть на инструментах. И когда эта музыка, которая должна заставлять людей идти на смерть, попала к цыганам, она сразу стала немного другой. У цыган нет дисциплины. Ты предлагаешь им мелодию, даешь какие-то указания, а дальше они все делают по-своему. Они просто не способны думать о чем-либо как о вещах, заслуживающих уважения. Это связано с отношением цыган к Богу. У них нет религии - в христианском или мусульманском смысле слова. Они слишком горды, чтобы преклоняться перед Богом. У них с Богом прямые отношения. Так вот, даже военные марши, когда их играют цыгане, становятся чем-то веселым и танцевальным. И эти военные оркестры стали играть на свадьбах и на похоронах, и очень часто у нас на свадьбах звучит та же музыка, что и на похоронах. Даже в музыке - все тот же жизненный круговорот."

Музыку Горана Бреговича вы можете услышать и на Звуках. Его альбомы пользуются популярностью не только в оффлайне, но и среди наших полсетителей.
Music For Films
Songbook

При создании этого материала использованы фрагменты интервью, данных Гораном Бреговичем журналу "Афиша" (04.2001) и корреспонденту Звуков.Ру (2001-2002).

16.03.2002, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)