Goran BREGOVIC  Время Бреговича

Прошлогодний концерт Горана Бреговича в Москве стал сенсацией. Однако посетить его довелось немногим: зал Театра Моссовета просто не вместил всех желающих. И вот по просьбам трудящихся организаторы вновь пригласили Бреговича и его Свадебный и Похоронный Оркестр в Россию. 6 апреля они будут играть "на бис". Если вы еще не знакомы с этим композитором, то сейчас - самое время прочесть о нем и послушать его музыку...

Прошлогодние гастроли Горана Бреговича стали сенсацией. Отчеты об этом концерте не смогли передать и сотой доли восторга и воодушевления, что царили на концерте. Однако испытать их довелось немногим: зал Театра Моссовета просто не вместил всех желающих. И вот - радость: вняв пожеланиям трудящихся, организаторы вновь пригласили Бреговича и его Свадебный и Похоронный Оркестр в Москву. 6 апреля концерт состоится в зале Театра им. Моссовета. Как и в прошлый раз, он будет проходить при участии
Познанского струнного оркестра (Польша)
Женского Вокального квартета Болгарские Голоса (София)
Мужского хора Пересвет (Москва)

Что нужно знать о Бреговиче человеку, который никогда не слышал его музыку?

Он приручил Игги Попа и озвучил Кустурицу

Горан Брегович - автор легендарных саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы. Всемирная популярность пришла к Бреговичу в 1989 году, после того, как фильм "Время Цыган" с его саундтреком получил приз за лучшую режисуру на Кинофестивале в Каннах.
Мир знает множество тандемов, состоящих из очаровательных проходимцев, и как правило, все они распадаются в тот момент, когда герои наиболее близки к достижению своей цели. Остап Бендер и Киса Воробьянинов, "Трест, который лопнул", Брегович и Кустурица - кажется, счастье было так возможно, но в последний момент происходит непоправимое, и герои пускаются в свободное плавание...
Однако творческий союз двух югославских космополитов распался, дав жизнь новым успешным проектам: Кустурица вспомнил, что когда-то он считал себя в первую очеред музыкантом, и приезжает в Россию в составе своего маловразумительного No Smoking Orchestra - а Горан Брегович, слава Богу, не начал снимать кино.

Наиболее популярная работа Бреговича - его саундтрек к фильму "Arizona Dream". Песни с него торчат в ротации всех радиостанций: "Get The Money", "TV Screen", а главное - "In The Death Car" - любят во всем мире. Нам всегда было интересно, как получилось, что для записи самого великого санудтрека всех времен и народов Брегович выбрал именно Игги Попа. Ответ обескураживает:
Горан Брегович : - Я не приглашал его специально для записи. Вообще это получилось совершенно случайно. Видимо, он был большим фанатом цыганской музыки, потому что однажды, узнав чуть ли не из газеты о том, что я записываю саундтрек к фильму, он просто пришел на репитицию, напялил на голову тыкву и в таком виде спел God Bless Ameriсa. Кажется, даже запись сохранилась. Он ее спел прямо так, с тыковй на голове, и это был прекрасный момент.
Работать с Игги было просто: он такой же расслабленный человек, как и я, но он плохо соотносится с тем публичным образом, который у него сложился. Он нам сразу предложил: "давайте не будем записываться в этой студии, где звукорежиссер курит косяки, давайте лучше пойдем в студии Филиппа Гласса"
.
Надо сказать, сербскому композитору такой финг ушами не только добавил популярности, но и обеспечил пониженную сопротивляемость других звезд: с ним записывались Ofra Haza, польская красотка Kayah, Scott Walker, а также "большая мама" Cesaria Evora.
Брегович снискал славу одного из самых успешных европейских композиторов. Он написал музыку к французскому блокбастеру "Королева Марго", к фильму Раду Микаэляну "Поезд Жизни", а кроме того, продолжил сотрудничество с Кустурицей, сочинив музыку к таким фильмам, как "Подполье" (фильм "Underground" получил Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах в 1995 г). Эта музыка произвела настоящую сенсацию на европейской сцене и упрочила позиции Бреговича как композитора.

Он поет за всю Сербию

Брегович - вовсе не "безродный космополит, коверкающий народную музыку", каковым его пытаются изобразить во всех исследованиях. Просто его страна - довольно разрозненный в геополитическом отношении участок мира.
Горан Брегович: - "Я родился в Сараево - это центральная часть Югославии, к сожалению, печально известная. Югославию несложно представить себе в виде какого-нибудь Франкенштейна: она состоит из различных частей, которые по отдельности вполне хороши, но, будучи составленными вместе, не дают ничего хорошего. Наша музыка никогда не имела собственного облика. Музыка в южной части Югославии находится под влиянием Италии, на Севере - под влиянием Венгрии. Наши соседи, Румыния, Болгария и Греция - это страны с ярко выраженной музыкальной традицией, и она также проникает в нашу музыку. Так что тот факт, что я родился в Сараево, означает, что я закормлен эклектикой,- произведением этого самого Франкенштейна. Думаю, что моя музыка - того же типа".
- Как Вы считаете, удастся ли Югославии очистить свою музыку от тех влияний, о которых Вы говорите?
Горан Брегович: Трудно говорить о будущем - каждый любит свои традиции, и старается держаться их. За некоторые - даже излишне сильно. Впрочем, для некоторых музыка - это лишь то, что они слышат по MTV, а кто-то слушает музыку только из приемника в автобусе или поет хором за столом. Разница между этими типами слушания - та же, что и разница между едой в Макдональдсе и в корчме.
Брегович постоянно подчеркивает свое уважение к народной музыке и исполнителям фолка и много с ними работает. Недавно он рассказывал: "Десять лет назад меня пригласили в Нью-Йорк на MTV Awards. Там выступало много людей, все с гитарами, шумные такие, и это было очень утомительно. А потом вдруг вышла Офра Хаза. Она была одета в национальный арабский костюм и пела древнюю йеменскую песню. Я был реально потрясен. Это выглядело так прекрасно: женщина, которая опирается на свою музыкальную традицию. Очень маленькую, по мировым меркам, традицию, но - свою. Любой серьезный композитор - от Шопена до Стравинского - опирался на традицию. И заметьте, что происходит: любая интересная национальная музыка сразу становится известной везде. Будь то Нусрат Фатех Али-Хан или Арво Пярт - они происходят из разных стран, но их слушают во всем мире."

- В чем состоит для Вас основная разница между той музыкой, которую Вы играли в начале своей музыкальной карьеры и той, что Вы играете сейчас?
Горан Брегович: Музыка, которую я играл в группе Bijelo Dugme ("Белая пуговица".- прим. авт.), была, скорее, юношеской формой протеста против всего, что нас тогда "раздражало". Это нельзя назвать чем-то серьезным. Во всяком случае, я бы не делал равенства между тем, из каких соображений я играл тогда, и тем, из каких соображений играю сейчас.
(в другом интервью композитор как-то обмолвился: "Я записал свою первую пластинку, когда учился на последнем курсе университета, на философском факультете. Если сейчас послушать эту музыку, там нет ничего, кроме моего тогдашнего отвращения к профессорам философии. Абсолютно дурацкая музыка. Зато мы были страшно популярны в Югославии.")

Война в Югославии изменила и разрушила привычный ход событий - и она же стала тем катализатором, который превратил музыку Бреговича и фильмы Кустурицы в своеобразные манифесты. Любая форма искусства из этого региона воспринимается как форма протеста - и это во многом заставляет Бреговича отойти от своего привычного "хулиганства" в пользу более серьезных и продуманных вещей. Его искусство стало концептуальным не потому, что Брегович "выдумал" какую-то концепцию, а потому, что в той кулдьтурной обстановке, в которой ему пришлось работать, иным оно стать не могло.

Горан Брегович: Я уехал к себе домой, просто отдыхал, гулял, ходил на рыбалку. А потом Кустурица предложил мне писать музыку к фильмам, и я работал как сумасшедший. Война началась, когда мы делали "Сны Аризоны". И я вдруг обнаружил, что у меня нет денег, мои банковские счета заморожены, мой дом в Сараево занят военными. И мне пришлось очень много работать. Но это было в каком-то смысле счастьем, поскольку я получал деньги за то, чем с удовольствием занимался бы и бесплатно. А потом я приехал как-то в Рим и услышал, как мою музыку играют симфонические музыканты. Я в первый раз понял, что так бывает, что можно играть эту музыку без усилителей, безо всех этих смешных рок-н-ролльных вещей. Я начал выступать с большими симфоническими составами - там по сто человек было на сцене. А потом постепенно собрались мои музыканты, и вот - я здесь, со своим The Wedding & Funeral Band."

Его время - время цыган

Цыганская музыка и сербский нонконформизм - взрывоопасная смесь, заставившая Европу вновь обратить внимание на феномен цыганской культуры. В последний раз "моду на цыган" Европа переживала на рубеже 19 и 20 века, и мода эта шла из России. Новый виток "цыганщины" порожден именно Бреговичем.
Чем отличаются сербские цыгане от наших? - Практически ничем: они так же свободолюбивы и красивы, разве что умеют играть и петь в "диких" размерах: 7/8, 11/8. Цыгане всегда были открыты любым влияниям, однако не всякую идею, и уж тем более не всякую музыку, готовы принять: скорее, они склонны к ассимиляции всего и вся.
Горан Брегович: Название моего оркестра объясняется просто: это действительно орекстр, игравший некогда на свадьбах и похоронах. Траурные марши и веселые песни. Ансамбль состоит из сербских цыган и нескольких сербов. Это уже многое объясняет...
Говоря о цыганской умзыке, композитор не скрывает восхищения: "На Балканах существуют две старейшие музыкальные традиции: религиозная и военная музыка. И большое счастье, что во все эти вещи в какой-то момент были вовлечены цыгане. Традиция духовых оркестров - она, разумеется, идет от военных. И так повелось, что в военные оркестры часто приглашали цыган - просто они могли быстрее других научиться играть на инструментах. И когда эта музыка, которая должна заставлять людей идти на смерть, попала к цыганам, она сразу стала немного другой. У цыган нет дисциплины. Ты предлагаешь им мелодию, даешь какие-то указания, а дальше они все делают по-своему. Они просто не способны думать о чем-либо как о вещах, заслуживающих уважения. Это связано с отношением цыган к Богу. У них нет религии - в христианском или мусульманском смысле слова. Они слишком горды, чтобы преклоняться перед Богом. У них с Богом прямые отношения. Так вот, даже военные марши, когда их играют цыгане, становятся чем-то веселым и танцевальным. И эти военные оркестры стали играть на свадьбах и на похоронах, и очень часто у нас на свадьбах звучит та же музыка, что и на похоронах. Даже в музыке - все тот же жизненный круговорот."

Музыку Горана Бреговича вы можете услышать и на Звуках. Его альбомы пользуются популярностью не только в оффлайне, но и среди наших полсетителей.
Music For Films
Songbook

При создании этого материала использованы фрагменты интервью, данных Гораном Бреговичем журналу "Афиша" (04.2001) и корреспонденту Звуков.Ру (2001-2002).

16.03.2002, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Goran BREGOVIC - Время Бреговича - ваше мнение о статье
  • Соня! С выздоровлением! Отличный материал!
    Написал(a): Boss, 29/03/2002 12:43
  • Искренне рекомендую потратить заначку и сходить на этот концерт: в прошлом году он действительно стал одним из наиболее интересных событий в музыке...
    Брегович - прежде всего, очаровательный шоу-мен, кустурице до него - как до луны.
    Написал(a): Белка, 28/03/2002 16:00
  • Приятно, а главное, просто и доступно! Удачи Вам!
    Написал(a): Domino, 26/03/2002 16:11
Goran BREGOVIC - свежие публикации:
  • Анонс - Родина моя - Югославия , 24.10.2016
    В Россию возвращается объединенный десант балканских беспредельщиков – Эмир Кустурица и Горан Брегович »»
  • Анонс - Пишите письма , 28.01.2016
    Горан Брегович выступит в Питере с материалом нового альбома "Три письма из Сараева" »»
  • Анонс - Диско партизан , 12.10.2015
    В Москву приезжает композитор "золотых" фильмов Кустурицы - Горан Брегович »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место рождения: Сараево

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Тихо шифером шурша – SUNSAY SunSay сыграет акустический сет на крыше Roof Music Fest »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

День в радужных тонах – LADY GAGA Lady Gaga открыла в Ванкувере мировое турне и большой гей-парад. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

20:00 – 16 Тонн – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ИВАН КУПАЛА ИВАН КУПАЛА »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – MISHOURIS BLUES BAND MISHOURIS BLUES BAND »»

Хроника17/08

1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель  »»

1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на…  »»

1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры  »»

1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair  »»

1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music  »»

Mae WEST

Larry CLINTON

Ike QUEBEC

George DUVIVIER

Jack SPERLING (1922)

Luther ALLISON (1939)

Robert DE NIRO (1943)

Belinda CARLISLE (1958)

Everette HARP (1961)

Maria MCKEE (1964)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить