Goran BREGOVIC  Время Бреговича

Прошлогодний концерт Горана Бреговича в Москве стал сенсацией. Однако посетить его довелось немногим: зал Театра Моссовета просто не вместил всех желающих. И вот по просьбам трудящихся организаторы вновь пригласили Бреговича и его Свадебный и Похоронный Оркестр в Россию. 6 апреля они будут играть "на бис". Если вы еще не знакомы с этим композитором, то сейчас - самое время прочесть о нем и послушать его музыку...

Прошлогодние гастроли Горана Бреговича стали сенсацией. Отчеты об этом концерте не смогли передать и сотой доли восторга и воодушевления, что царили на концерте. Однако испытать их довелось немногим: зал Театра Моссовета просто не вместил всех желающих. И вот - радость: вняв пожеланиям трудящихся, организаторы вновь пригласили Бреговича и его Свадебный и Похоронный Оркестр в Москву. 6 апреля концерт состоится в зале Театра им. Моссовета. Как и в прошлый раз, он будет проходить при участии
Познанского струнного оркестра (Польша)
Женского Вокального квартета Болгарские Голоса (София)
Мужского хора Пересвет (Москва)

Что нужно знать о Бреговиче человеку, который никогда не слышал его музыку?

Он приручил Игги Попа и озвучил Кустурицу

Горан Брегович - автор легендарных саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы. Всемирная популярность пришла к Бреговичу в 1989 году, после того, как фильм "Время Цыган" с его саундтреком получил приз за лучшую режисуру на Кинофестивале в Каннах.
Мир знает множество тандемов, состоящих из очаровательных проходимцев, и как правило, все они распадаются в тот момент, когда герои наиболее близки к достижению своей цели. Остап Бендер и Киса Воробьянинов, "Трест, который лопнул", Брегович и Кустурица - кажется, счастье было так возможно, но в последний момент происходит непоправимое, и герои пускаются в свободное плавание...
Однако творческий союз двух югославских космополитов распался, дав жизнь новым успешным проектам: Кустурица вспомнил, что когда-то он считал себя в первую очеред музыкантом, и приезжает в Россию в составе своего маловразумительного No Smoking Orchestra - а Горан Брегович, слава Богу, не начал снимать кино.

Наиболее популярная работа Бреговича - его саундтрек к фильму "Arizona Dream". Песни с него торчат в ротации всех радиостанций: "Get The Money", "TV Screen", а главное - "In The Death Car" - любят во всем мире. Нам всегда было интересно, как получилось, что для записи самого великого санудтрека всех времен и народов Брегович выбрал именно Игги Попа. Ответ обескураживает:
Горан Брегович : - Я не приглашал его специально для записи. Вообще это получилось совершенно случайно. Видимо, он был большим фанатом цыганской музыки, потому что однажды, узнав чуть ли не из газеты о том, что я записываю саундтрек к фильму, он просто пришел на репитицию, напялил на голову тыкву и в таком виде спел God Bless Ameriсa. Кажется, даже запись сохранилась. Он ее спел прямо так, с тыковй на голове, и это был прекрасный момент.
Работать с Игги было просто: он такой же расслабленный человек, как и я, но он плохо соотносится с тем публичным образом, который у него сложился. Он нам сразу предложил: "давайте не будем записываться в этой студии, где звукорежиссер курит косяки, давайте лучше пойдем в студии Филиппа Гласса"
.
Надо сказать, сербскому композитору такой финг ушами не только добавил популярности, но и обеспечил пониженную сопротивляемость других звезд: с ним записывались Ofra Haza, польская красотка Kayah, Scott Walker, а также "большая мама" Cesaria Evora.
Брегович снискал славу одного из самых успешных европейских композиторов. Он написал музыку к французскому блокбастеру "Королева Марго", к фильму Раду Микаэляну "Поезд Жизни", а кроме того, продолжил сотрудничество с Кустурицей, сочинив музыку к таким фильмам, как "Подполье" (фильм "Underground" получил Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах в 1995 г). Эта музыка произвела настоящую сенсацию на европейской сцене и упрочила позиции Бреговича как композитора.

Он поет за всю Сербию

Брегович - вовсе не "безродный космополит, коверкающий народную музыку", каковым его пытаются изобразить во всех исследованиях. Просто его страна - довольно разрозненный в геополитическом отношении участок мира.
Горан Брегович: - "Я родился в Сараево - это центральная часть Югославии, к сожалению, печально известная. Югославию несложно представить себе в виде какого-нибудь Франкенштейна: она состоит из различных частей, которые по отдельности вполне хороши, но, будучи составленными вместе, не дают ничего хорошего. Наша музыка никогда не имела собственного облика. Музыка в южной части Югославии находится под влиянием Италии, на Севере - под влиянием Венгрии. Наши соседи, Румыния, Болгария и Греция - это страны с ярко выраженной музыкальной традицией, и она также проникает в нашу музыку. Так что тот факт, что я родился в Сараево, означает, что я закормлен эклектикой,- произведением этого самого Франкенштейна. Думаю, что моя музыка - того же типа".
- Как Вы считаете, удастся ли Югославии очистить свою музыку от тех влияний, о которых Вы говорите?
Горан Брегович: Трудно говорить о будущем - каждый любит свои традиции, и старается держаться их. За некоторые - даже излишне сильно. Впрочем, для некоторых музыка - это лишь то, что они слышат по MTV, а кто-то слушает музыку только из приемника в автобусе или поет хором за столом. Разница между этими типами слушания - та же, что и разница между едой в Макдональдсе и в корчме.
Брегович постоянно подчеркивает свое уважение к народной музыке и исполнителям фолка и много с ними работает. Недавно он рассказывал: "Десять лет назад меня пригласили в Нью-Йорк на MTV Awards. Там выступало много людей, все с гитарами, шумные такие, и это было очень утомительно. А потом вдруг вышла Офра Хаза. Она была одета в национальный арабский костюм и пела древнюю йеменскую песню. Я был реально потрясен. Это выглядело так прекрасно: женщина, которая опирается на свою музыкальную традицию. Очень маленькую, по мировым меркам, традицию, но - свою. Любой серьезный композитор - от Шопена до Стравинского - опирался на традицию. И заметьте, что происходит: любая интересная национальная музыка сразу становится известной везде. Будь то Нусрат Фатех Али-Хан или Арво Пярт - они происходят из разных стран, но их слушают во всем мире."

- В чем состоит для Вас основная разница между той музыкой, которую Вы играли в начале своей музыкальной карьеры и той, что Вы играете сейчас?
Горан Брегович: Музыка, которую я играл в группе Bijelo Dugme ("Белая пуговица".- прим. авт.), была, скорее, юношеской формой протеста против всего, что нас тогда "раздражало". Это нельзя назвать чем-то серьезным. Во всяком случае, я бы не делал равенства между тем, из каких соображений я играл тогда, и тем, из каких соображений играю сейчас.
(в другом интервью композитор как-то обмолвился: "Я записал свою первую пластинку, когда учился на последнем курсе университета, на философском факультете. Если сейчас послушать эту музыку, там нет ничего, кроме моего тогдашнего отвращения к профессорам философии. Абсолютно дурацкая музыка. Зато мы были страшно популярны в Югославии.")

Война в Югославии изменила и разрушила привычный ход событий - и она же стала тем катализатором, который превратил музыку Бреговича и фильмы Кустурицы в своеобразные манифесты. Любая форма искусства из этого региона воспринимается как форма протеста - и это во многом заставляет Бреговича отойти от своего привычного "хулиганства" в пользу более серьезных и продуманных вещей. Его искусство стало концептуальным не потому, что Брегович "выдумал" какую-то концепцию, а потому, что в той кулдьтурной обстановке, в которой ему пришлось работать, иным оно стать не могло.

Горан Брегович: Я уехал к себе домой, просто отдыхал, гулял, ходил на рыбалку. А потом Кустурица предложил мне писать музыку к фильмам, и я работал как сумасшедший. Война началась, когда мы делали "Сны Аризоны". И я вдруг обнаружил, что у меня нет денег, мои банковские счета заморожены, мой дом в Сараево занят военными. И мне пришлось очень много работать. Но это было в каком-то смысле счастьем, поскольку я получал деньги за то, чем с удовольствием занимался бы и бесплатно. А потом я приехал как-то в Рим и услышал, как мою музыку играют симфонические музыканты. Я в первый раз понял, что так бывает, что можно играть эту музыку без усилителей, безо всех этих смешных рок-н-ролльных вещей. Я начал выступать с большими симфоническими составами - там по сто человек было на сцене. А потом постепенно собрались мои музыканты, и вот - я здесь, со своим The Wedding & Funeral Band."

Его время - время цыган

Цыганская музыка и сербский нонконформизм - взрывоопасная смесь, заставившая Европу вновь обратить внимание на феномен цыганской культуры. В последний раз "моду на цыган" Европа переживала на рубеже 19 и 20 века, и мода эта шла из России. Новый виток "цыганщины" порожден именно Бреговичем.
Чем отличаются сербские цыгане от наших? - Практически ничем: они так же свободолюбивы и красивы, разве что умеют играть и петь в "диких" размерах: 7/8, 11/8. Цыгане всегда были открыты любым влияниям, однако не всякую идею, и уж тем более не всякую музыку, готовы принять: скорее, они склонны к ассимиляции всего и вся.
Горан Брегович: Название моего оркестра объясняется просто: это действительно орекстр, игравший некогда на свадьбах и похоронах. Траурные марши и веселые песни. Ансамбль состоит из сербских цыган и нескольких сербов. Это уже многое объясняет...
Говоря о цыганской умзыке, композитор не скрывает восхищения: "На Балканах существуют две старейшие музыкальные традиции: религиозная и военная музыка. И большое счастье, что во все эти вещи в какой-то момент были вовлечены цыгане. Традиция духовых оркестров - она, разумеется, идет от военных. И так повелось, что в военные оркестры часто приглашали цыган - просто они могли быстрее других научиться играть на инструментах. И когда эта музыка, которая должна заставлять людей идти на смерть, попала к цыганам, она сразу стала немного другой. У цыган нет дисциплины. Ты предлагаешь им мелодию, даешь какие-то указания, а дальше они все делают по-своему. Они просто не способны думать о чем-либо как о вещах, заслуживающих уважения. Это связано с отношением цыган к Богу. У них нет религии - в христианском или мусульманском смысле слова. Они слишком горды, чтобы преклоняться перед Богом. У них с Богом прямые отношения. Так вот, даже военные марши, когда их играют цыгане, становятся чем-то веселым и танцевальным. И эти военные оркестры стали играть на свадьбах и на похоронах, и очень часто у нас на свадьбах звучит та же музыка, что и на похоронах. Даже в музыке - все тот же жизненный круговорот."

Музыку Горана Бреговича вы можете услышать и на Звуках. Его альбомы пользуются популярностью не только в оффлайне, но и среди наших полсетителей.
Music For Films
Songbook

При создании этого материала использованы фрагменты интервью, данных Гораном Бреговичем журналу "Афиша" (04.2001) и корреспонденту Звуков.Ру (2001-2002).

16.03.2002, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Goran BREGOVIC - Время Бреговича - ваше мнение о статье
  • Соня! С выздоровлением! Отличный материал!
    Написал(a): Boss, 29/03/2002 12:43
  • Искренне рекомендую потратить заначку и сходить на этот концерт: в прошлом году он действительно стал одним из наиболее интересных событий в музыке...
    Брегович - прежде всего, очаровательный шоу-мен, кустурице до него - как до луны.
    Написал(a): Белка, 28/03/2002 16:00
  • Приятно, а главное, просто и доступно! Удачи Вам!
    Написал(a): Domino, 26/03/2002 16:11
Goran BREGOVIC - свежие публикации:
  • Анонс - Родина моя - Югославия , 24.10.2016
    В Россию возвращается объединенный десант балканских беспредельщиков – Эмир Кустурица и Горан Брегович »»
  • Анонс - Пишите письма , 28.01.2016
    Горан Брегович выступит в Питере с материалом нового альбома "Три письма из Сараева" »»
  • Анонс - Диско партизан , 12.10.2015
    В Москву приезжает композитор "золотых" фильмов Кустурицы - Горан Брегович »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место рождения: Сараево

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Купи у бога копирайт на русский язык – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ РАО запрещает БГ выпускать альбомы »»

Посмертный дебют – Chuck BERRY Дебютный клип Чака Берри увидел свет через 2 месяца после смерти музыканта »»

Отмена концерта – SWANS Отменен московский концерт Swans. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

Пересадочная станция – HALSEY Американская поп-певица Halsey впервые выступит в России »»

Финал Евро-2017. Запрещенка live! – ЕВРОВИДЕНИЕ Трансляция Суперфинала из мирового подполья! Подключайтесь и комментируйте любимое музыкальное… »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

2 полуфинал Евровидения-2017. Запрещенка! – ЕВРОВИДЕНИЕ Второй полуфинал Евро: вещаем из подполья! »»

2 полуфинал Евровидения-2017. Запрещенка! – ЕВРОВИДЕНИЕ Второй полуфинал Евро: вещаем из подполья! »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

20:00 – Клуб Игоря Бутмана на Таганке – Вадим ЭЙЛЕНКРИГ Вадим ЭЙЛЕНКРИГ »»

20:00 – Jam Club – Антон РУМЯНЦЕВ Антон РУМЯНЦЕВ »»

20:00 – Radio City Bar & Kitchen – DYNAMIC JAMES DYNAMIC JAMES »»

20:00 – 16 Тонн – MGZAVREBI MGZAVREBI »»

21:00 – Петрович – Александр ПОКИДЧЕНКО Александр ПОКИДЧЕНКО »»

Хроника24/05

1956 – В 1956 в Швейцарии состоялся первый конкурс песни "Евровидение", в котором приняли участие 7 стран. Выиграла его представительница страны-хозяйки Лиз Ассиа с песней "Refrain"  »»

2003 – В 2003 году Пол Маккартни впервые выступил в России, дав концерт на Красной площади  »»

Frank SIGNORELLI

Max BENNETT (1928)

Gianni BASSO (1931)

Harold BUDD (1936)

Archie SHEPP (1937)

Prince BUSTER (1938)

Иосиф БРОДСКИЙ (1940)

Bob DYLAN (1941)

Patti LABELLE (1944)

Rosanne CASH (1955)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%