BRATSCH  Брач: "Не обязательно быть цыганом"

Группа World music такого уровня, как Bratsch, в Москве выступала впервые, потому наш корреспондент встретился с Дэном Гарибьяном и Бруно Жираром - гитаристом и скрипачом, лидерами команды. Оба музыканта - эрудиты и многодетные отцы. Помимо этого, они еще и поют...

В эти дни на сцене театра Станиславского звучит "музыка мира" - "world music". Выступают наш ансамбль c с мировой репутацией Лойко и французы Bratsch.
С творчеством Лойко наш слушатель уже имел возможность познакомиться ранее, и знает, что на традиционную "цыганщину", советский кич а-ля театр "Ромэн', их музыка совсем не похожа, не похожа она и на авангард.
А сегодня нам повезло послушать их коллег - одну из лучших европейских групп, играющих в стиле 'World'. 'Брач' - продукт смешения культур и стилей центральной Европы, где и происходило становление цыганской музыки. Ведь цыгане всегда как бы погружались в музыкальную культуру тех мест, по которым кочевали, и она органично входила в из собственные напевы.

Музыка 'Брача' никогда не застывает, легко отзываясь на приходящее извне. Даже когда исполняемую ими мелодию можно легко идентифицировать с той или иной страной, аранжировки и исполнение, тем не менее, отличает свобода и гибкость, делающие 'Брач' неповторимым. Игра группы технически безукоризненна и заряжена чистой эмоцией. В основе их деятельности - принципы эстетики, свободы, позволяющей каждому музыканту максимально выразить себя, а коллективу - добиться гармонического единства всех инструментов.
Такой свободой обладал Алеша Димитриевич - последний из великих русских цыган. 'Брач' играет его "Жулика" с неповторимым акцентом. Таков Теодор Бикель, ученик Димитриевича - американский артист и певец, спевший и записавший пластинки на половине языков стран Восточной Европы. Помните про "Тель - Авивскую тетю" и "Генерала Маше Даяна"? Это он, Бикель: посадить могли, пластинка считалась антисоветской и была официально запрещена. Говорят, умер, а нет - песен больше не поет, но выступает и поныне - на Бродвее, в роли Тевье - молочника.
Школа 'Брач' - школа не только Димитриевича, но и Станиславского, и Лоуренса Оливье.
Как и для 'Лойко', для 'Брача' источником вдохновения становятся и музыка, услышанная во время путешествий, и старые пластинки.
Помимо традиционных мелодий, значительное место в их творчестве занимает джаз, дающий возможность для импровизации большую, чем восточно-европейская музыка. Здесь к Бикелю с Димитриевичем присоединяются Чарли Паркер, Джон Колтрейн и Арчи Шепп. И, конечно, Джанго Рейнхардт, великий, уникальной техники, джазовый гитарист и - цыган, проспавший единственный концерт с Дюком Эллингтоном. Тоже, кстати, с Димитриевичем играл.
И здесь они сталкиваются с опытом, уже пережитом цыганскими музыкантами. Ведь их музыка, как мы ее слышим сегодня, имеет очень мало общего с тем, что цыгане играли на своей родине - в Индии.
Встреча с другими культурами, желание цыган играть для непосвященных, ради заработка, и привело к тому, что мы называем цыганской народной музыкой. Многие песни и мелодии превращаются в другие, обрываясь прямо на середине.
Неудивительно поэтому, что музыканты отбирают только те элементы, которые особенно нравятся. Пуристы, толкующие о фальсификации, упускают один очень важный момент - народная музыка живет только тогда, когда доходит до слушателя, когда ее бережно передают из поколения в поколение, распространяют, а она видоизменяется и адаптируется в процессе. Столетиями цыгане кочевали по Балканам, играя на городских и деревенских свадьбах - мелодию, услышанную в городе, подхватывали сельские музыканты, наполняя новым эмоциональным содержанием. Так, в отличие от традиционных блюзменов, в музыку стали вносить собственные эмоции. Так появился цыганский блюз. Группа World music такого уровня в Москве выступает впервые, потому я и встретился с Дэном Гарибьяном и Бруно Жираром - гитаристом и скрипачом из 'Брача'. Оба они еще и поют.

Звуки.Ru: - Вы играете впятером уже почти тридцать лет. В чем секрет долгожительства вашей группы?
Bratsch: - Прежде всего - все равны, никаких шефов в группе. А вообще, чтобы долго жить, нужно много есть, много пить, много курить, и много любить женщин. Жить необязательно в Париже. Лучше всего в горах, в пустыне, или на море. И много путешествовать. Чтобы услышать румынскую, венгерскую, испанскую, немецкую или французскую вещь, не нужно приглашать оркестры из разных стран . 'Брач' не имеет границ ни в чем и одинаково виртуозно исполняет любую вещь.
Звуки.Ru: - Вы встречали Алешу Димитриевича?
Bratsch: - Нет, к сожалению, хотя у нас была такая возможность в юности. Когда он пел, наступал момент волшебства. Это был настоящий цыганский блюз, и слушая его, нельзя было не полюбить эту музыку. Мы родились из его 'Жулика'. И сегодня пытаемся передать это чувство молодым людям, которые не знают, кто такой Алеша Димитриевич. Вообще-то 'Жулика' должна петь женщина, но поют мужчины! Однажды мы пробовали, кстати, взять в группу девушку, но у нас с ней ничего не получилось.
Звуки.Ru: - "Брач" - это цыганское слово?
Bratsch: - Нет, по-немецки так называется альт. А в цыганских оркестрах брач делает ритм - играет аккомпанемент. А еще Брач - это ассоциация пяти слегка чокнутых персонажей из разных миров. Брач - это общество людей, помешанных на джазе и европейской традиционной музыке. Мы - самые настоящие европейцы по своей жизни и философии. И, как люди безкорневые, создаем свою культуру. Один из нас армянин, другой француз, третий - неаполитанец. И мы взяли отовсюду всего понемножку - немного у цыган, немного у евреев, немного - у армян. Нано, наш кларнетист, назвал нашу музыку 'претрадиционной', что означает, что однажды она может стать традиционной.
Звуки.Ru: - В России западная цыганская традиция ассоциируется прежде всего с Gypsy Kings...
Bratsch: - 'Gypsy Kings' стали очень важной группой для Америки. Ведь они стали первыми, кто добился успеха, исполняя свои песни не на английском, а на испанском языке! А в штатах ведь очень много латиноамериканцев. Для маленькой группы с Юга Франции это было совершенно невероятно. Так что 'Gypsy Kings' очень много сделали для цыганского народа. Но народ этот разнообразен. Есть Мануш, а есть Ром. И есть другие вещи, которые можно делать с цыганской музыкой. Все-таки, 'Gypsy Kings' - скорее варьете, чем настоящая группа.
Звуки.Ru: - На юге Франции, на Средиземном море, есть городок Сен Мари де ла Мер, где находится икона цыганской Божьей Матери. Каждое лето цыгане всего мира съезжаются туда на праздник этой иконы. Это выступления по "гамбургскому счету"?
Bratsch: - Это не только музыкальный фестиваль. Туда приезжают цыгане разных семейных корней, чтобы почувствовать себя вместе. Среди нас нет ни одного цыгана по крови - из-за этого однажды нас не пустили на фестиваль в Праге. Но необязательно быть цыганом, главное - чувствовать себя цыганом. С Алешей Димитриевичем играли не цыгане по рождению - тот же Марк де Лучек, прекрасный гитарист! А братья Ивановичи сказали нам, что мы - большие цыгане, чем сами цыгане!
Звуки.Ru: - Песню про Джонни после войны пела вся Америка, потом ее Эдит Пиаф исполняла, теперь - вы...
Bratsch: - Да это изначально цыганская музыка, американцы ее украли. А мы просто возвращаем цыганам их песню. Сейчас я, кстати, хочу найти цыганские мелодии, которые легли в основу 'Венгерских танцев' Брамса.
Звуки.Ru: - Как вы объясните термин 'World music'?
Bratsch: - Это довольно сложно - народная, мировая музыка, скорее - "Музыка маленьких народов". В любом случае, это - живая музыка, в которой не используется электроника. И не та музыка, которая сочиняется на продажу.
Звуки.Ru: - Ваш гастрольный график расписан на год вперед, дома-то часто бываете?
Bratsch: - Конечно из-за подобной кочевой жизни у нас есть некоторые проблемы с женами. Но мы их благодарим за терпение - они ведь все время стоят на дороге и ждут нас. У нас в группе шестнадцать детей на пятерых! Когда дети были маленькими, мы их брали с собой в турне, а потом они выросли и стали слишком много есть. К тому же, они ведь тоже теперь играют. И создают группы, которые могут стать нашими конкурентами.
Звуки.Ru: - На таможне, говорят, проблемы были, из-за контрабаса?
Bratsch: - Да, все измерили, все отверткой открыли! В контрабасе ведь бриллианты прятать удобно. Знаете, что ответил пожарник на вопрос, чем скрипка от контрабаса отличается? - "Контрабас горит дольше".
Звуки.Ru: - А как вы решили в Москву приехать?
Bratsch: - Это все Сергей Эрденко. Мы знали друг друга по пластинкам, а потом встретились в Эльзасе. Познакомил нас хозяин гостиницы, Мишель Завьялов, русский кстати. И мы подумали: а почему бы 'Лойко' и 'Брачу' не сыграть вместе?

P.S.
Ну, а что из этой затеи вышло, наши посетители смогли услышать живьем со сцены московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко 6 и 7 марта.

07.03.2002, Вадим АЛЕКСЕЕВ (ЗВУКИ РУ)

Группа BRATSCH

Дать полное определение направлению, в котором играют Bratsch - дело будущих музыковедов. Сегодня об эстетике Bratsch можно говорить как о современной европейской акустической музыке всех стилей и...

Подробности из жизни:

Дать полное определение направлению, в котором играют
Bratsch - дело будущих
музыковедов. Сегодня об эстетике Bratsch можно говорить как о
современной европейской акустической музыке всех стилей и жанров. Их исполнение
эмоционально и технически безукоризненно. В отличие от многих других
исполнителей акустического фолка, музыканты Bratsch не меняются во время
концертов. Каждый использует все возможности своего инструмента. Дэн Гарибьян
играет на гитаре как на цимбалах, аккордеон Франсуа Кастелло может
звучать как
тромбон или саксофон. Нано Пейлет имитирует звучание армянской дудуки на
кларнете.
В середине 70-х группу открыл знаменитый певец Теодор Бикель, президент
американской гильдии киноактеров. Пел он как на английском, так и на всех
языках Восточной Европы, смешивая самые разные стили. Обычно Бикель приглашал
музыкантов той национальности, песни которой пел. Но в Bratsch он нашел
единомышленников: переплетение культур и музыкальных стилей вообще характерно
для…

Далее... →