BRATSCH  Брач: "Не обязательно быть цыганом"

Группа World music такого уровня, как Bratsch, в Москве выступала впервые, потому наш корреспондент встретился с Дэном Гарибьяном и Бруно Жираром - гитаристом и скрипачом, лидерами команды. Оба музыканта - эрудиты и многодетные отцы. Помимо этого, они еще и поют...

В эти дни на сцене театра Станиславского звучит "музыка мира" - "world music". Выступают наш ансамбль c с мировой репутацией Лойко и французы Bratsch.
С творчеством Лойко наш слушатель уже имел возможность познакомиться ранее, и знает, что на традиционную "цыганщину", советский кич а-ля театр "Ромэн', их музыка совсем не похожа, не похожа она и на авангард.
А сегодня нам повезло послушать их коллег - одну из лучших европейских групп, играющих в стиле 'World'. 'Брач' - продукт смешения культур и стилей центральной Европы, где и происходило становление цыганской музыки. Ведь цыгане всегда как бы погружались в музыкальную культуру тех мест, по которым кочевали, и она органично входила в из собственные напевы.

Музыка 'Брача' никогда не застывает, легко отзываясь на приходящее извне. Даже когда исполняемую ими мелодию можно легко идентифицировать с той или иной страной, аранжировки и исполнение, тем не менее, отличает свобода и гибкость, делающие 'Брач' неповторимым. Игра группы технически безукоризненна и заряжена чистой эмоцией. В основе их деятельности - принципы эстетики, свободы, позволяющей каждому музыканту максимально выразить себя, а коллективу - добиться гармонического единства всех инструментов.
Такой свободой обладал Алеша Димитриевич - последний из великих русских цыган. 'Брач' играет его "Жулика" с неповторимым акцентом. Таков Теодор Бикель, ученик Димитриевича - американский артист и певец, спевший и записавший пластинки на половине языков стран Восточной Европы. Помните про "Тель - Авивскую тетю" и "Генерала Маше Даяна"? Это он, Бикель: посадить могли, пластинка считалась антисоветской и была официально запрещена. Говорят, умер, а нет - песен больше не поет, но выступает и поныне - на Бродвее, в роли Тевье - молочника.
Школа 'Брач' - школа не только Димитриевича, но и Станиславского, и Лоуренса Оливье.
Как и для 'Лойко', для 'Брача' источником вдохновения становятся и музыка, услышанная во время путешествий, и старые пластинки.
Помимо традиционных мелодий, значительное место в их творчестве занимает джаз, дающий возможность для импровизации большую, чем восточно-европейская музыка. Здесь к Бикелю с Димитриевичем присоединяются Чарли Паркер, Джон Колтрейн и Арчи Шепп. И, конечно, Джанго Рейнхардт, великий, уникальной техники, джазовый гитарист и - цыган, проспавший единственный концерт с Дюком Эллингтоном. Тоже, кстати, с Димитриевичем играл.
И здесь они сталкиваются с опытом, уже пережитом цыганскими музыкантами. Ведь их музыка, как мы ее слышим сегодня, имеет очень мало общего с тем, что цыгане играли на своей родине - в Индии.
Встреча с другими культурами, желание цыган играть для непосвященных, ради заработка, и привело к тому, что мы называем цыганской народной музыкой. Многие песни и мелодии превращаются в другие, обрываясь прямо на середине.
Неудивительно поэтому, что музыканты отбирают только те элементы, которые особенно нравятся. Пуристы, толкующие о фальсификации, упускают один очень важный момент - народная музыка живет только тогда, когда доходит до слушателя, когда ее бережно передают из поколения в поколение, распространяют, а она видоизменяется и адаптируется в процессе. Столетиями цыгане кочевали по Балканам, играя на городских и деревенских свадьбах - мелодию, услышанную в городе, подхватывали сельские музыканты, наполняя новым эмоциональным содержанием. Так, в отличие от традиционных блюзменов, в музыку стали вносить собственные эмоции. Так появился цыганский блюз. Группа World music такого уровня в Москве выступает впервые, потому я и встретился с Дэном Гарибьяном и Бруно Жираром - гитаристом и скрипачом из 'Брача'. Оба они еще и поют.

Звуки.Ru: - Вы играете впятером уже почти тридцать лет. В чем секрет долгожительства вашей группы?
Bratsch: - Прежде всего - все равны, никаких шефов в группе. А вообще, чтобы долго жить, нужно много есть, много пить, много курить, и много любить женщин. Жить необязательно в Париже. Лучше всего в горах, в пустыне, или на море. И много путешествовать. Чтобы услышать румынскую, венгерскую, испанскую, немецкую или французскую вещь, не нужно приглашать оркестры из разных стран . 'Брач' не имеет границ ни в чем и одинаково виртуозно исполняет любую вещь.
Звуки.Ru: - Вы встречали Алешу Димитриевича?
Bratsch: - Нет, к сожалению, хотя у нас была такая возможность в юности. Когда он пел, наступал момент волшебства. Это был настоящий цыганский блюз, и слушая его, нельзя было не полюбить эту музыку. Мы родились из его 'Жулика'. И сегодня пытаемся передать это чувство молодым людям, которые не знают, кто такой Алеша Димитриевич. Вообще-то 'Жулика' должна петь женщина, но поют мужчины! Однажды мы пробовали, кстати, взять в группу девушку, но у нас с ней ничего не получилось.
Звуки.Ru: - "Брач" - это цыганское слово?
Bratsch: - Нет, по-немецки так называется альт. А в цыганских оркестрах брач делает ритм - играет аккомпанемент. А еще Брач - это ассоциация пяти слегка чокнутых персонажей из разных миров. Брач - это общество людей, помешанных на джазе и европейской традиционной музыке. Мы - самые настоящие европейцы по своей жизни и философии. И, как люди безкорневые, создаем свою культуру. Один из нас армянин, другой француз, третий - неаполитанец. И мы взяли отовсюду всего понемножку - немного у цыган, немного у евреев, немного - у армян. Нано, наш кларнетист, назвал нашу музыку 'претрадиционной', что означает, что однажды она может стать традиционной.
Звуки.Ru: - В России западная цыганская традиция ассоциируется прежде всего с Gypsy Kings...
Bratsch: - 'Gypsy Kings' стали очень важной группой для Америки. Ведь они стали первыми, кто добился успеха, исполняя свои песни не на английском, а на испанском языке! А в штатах ведь очень много латиноамериканцев. Для маленькой группы с Юга Франции это было совершенно невероятно. Так что 'Gypsy Kings' очень много сделали для цыганского народа. Но народ этот разнообразен. Есть Мануш, а есть Ром. И есть другие вещи, которые можно делать с цыганской музыкой. Все-таки, 'Gypsy Kings' - скорее варьете, чем настоящая группа.
Звуки.Ru: - На юге Франции, на Средиземном море, есть городок Сен Мари де ла Мер, где находится икона цыганской Божьей Матери. Каждое лето цыгане всего мира съезжаются туда на праздник этой иконы. Это выступления по "гамбургскому счету"?
Bratsch: - Это не только музыкальный фестиваль. Туда приезжают цыгане разных семейных корней, чтобы почувствовать себя вместе. Среди нас нет ни одного цыгана по крови - из-за этого однажды нас не пустили на фестиваль в Праге. Но необязательно быть цыганом, главное - чувствовать себя цыганом. С Алешей Димитриевичем играли не цыгане по рождению - тот же Марк де Лучек, прекрасный гитарист! А братья Ивановичи сказали нам, что мы - большие цыгане, чем сами цыгане!
Звуки.Ru: - Песню про Джонни после войны пела вся Америка, потом ее Эдит Пиаф исполняла, теперь - вы...
Bratsch: - Да это изначально цыганская музыка, американцы ее украли. А мы просто возвращаем цыганам их песню. Сейчас я, кстати, хочу найти цыганские мелодии, которые легли в основу 'Венгерских танцев' Брамса.
Звуки.Ru: - Как вы объясните термин 'World music'?
Bratsch: - Это довольно сложно - народная, мировая музыка, скорее - "Музыка маленьких народов". В любом случае, это - живая музыка, в которой не используется электроника. И не та музыка, которая сочиняется на продажу.
Звуки.Ru: - Ваш гастрольный график расписан на год вперед, дома-то часто бываете?
Bratsch: - Конечно из-за подобной кочевой жизни у нас есть некоторые проблемы с женами. Но мы их благодарим за терпение - они ведь все время стоят на дороге и ждут нас. У нас в группе шестнадцать детей на пятерых! Когда дети были маленькими, мы их брали с собой в турне, а потом они выросли и стали слишком много есть. К тому же, они ведь тоже теперь играют. И создают группы, которые могут стать нашими конкурентами.
Звуки.Ru: - На таможне, говорят, проблемы были, из-за контрабаса?
Bratsch: - Да, все измерили, все отверткой открыли! В контрабасе ведь бриллианты прятать удобно. Знаете, что ответил пожарник на вопрос, чем скрипка от контрабаса отличается? - "Контрабас горит дольше".
Звуки.Ru: - А как вы решили в Москву приехать?
Bratsch: - Это все Сергей Эрденко. Мы знали друг друга по пластинкам, а потом встретились в Эльзасе. Познакомил нас хозяин гостиницы, Мишель Завьялов, русский кстати. И мы подумали: а почему бы 'Лойко' и 'Брачу' не сыграть вместе?

P.S.
Ну, а что из этой затеи вышло, наши посетители смогли услышать живьем со сцены московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко 6 и 7 марта.

07.03.2002, Вадим АЛЕКСЕЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Что именно, Гарридд? Сама музыка, или интервью?
    Написал(a): Соня Соколова, 10/03/2002 22:55
  • четыре бала
    Написал(a): Гарридд, 10/03/2002 9:08
BRATSCH - свежие публикации:
  • СПРАВКА - СПРАВКА , 06.03.2002
    Дать полное определение направлению, в котором играют Bratsch - дело будущих музыковедов. Сегодня об эстетике Bratsch можно говорить как о современной европейской акустической музыке всех стилей и »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Stadium – BULLET FOR MY VALENTINE BULLET FOR MY VALENTINE »»

Хроника21/08

1904 – Уильям Бэйси родился в Редбэнке, Нью-Джерси. Позже он возьмет себе псевдоним Count Basie и прославится на весь мир как легенда свинга XX века  »»

1923 – В городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра  »»

1935 – Бенни Гудман и его оркестр сыграли свой первый концерт в Калифорнии. Этот день считается официальным началом эры свинга  »»

1976 – Во Франции начался первый европейский фестиваль панк-рока  »»

1989 – В Екатеринбурге создана группа "Смысловые галлюцинации"  »»

Count BASIE

Rodney RICHARDSON

Владимир ТУРИЯНСКИЙ (1935)

James BURTON (1939)

Jackie DE SHANNON (1944)

David MORALES (1961)

Олег "Шар" ШАВКУНОВ (1963)

Serj TANKIAN (1967)

Нино КАТАМАДЗЕ (1972)

ALIZEE (1984)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить