АКВАРИУМ  Контрверсия: Мастер Бо, Доктор Ля и оживление монстра

Контрверсия репортажа от оппонентов: Борису Гребенщикову наконец-то удалось совершить почти невозможное - достичь того сугубо англицкого сочетания корявой попсы и гладенького авангарда, что одновременно восхищает и режет ухо у классиков жанра...

Борису Гребенщикову наконец-то удалось совершить почти невозможное: достичь того сугубо англицкого сочетания корявой попсы и гладенького авангарда, что одновременно восхищает и режет ухо у классиков жанра вроде Боуи, Бирна и Ферри.

Концерт, посвящённый тридцатилетию ансамбля Аквариум, представлял собой совершенно естественно выглядевшее, и вместе с тем, изощрённейшее издевательство над идеей такого рода мероприятий. Никакой помпезухи. "Лужники", низведённые до состояния какого-то андеграундно-хипповского британского клуба образца середины шестидесятых. Два видеоэкрана, показывающие совсем не то, что показывает такая аппаратура на стадионных рок-концертах. Или именно то, что надо: концептуально-калейдоскопический хаос цветных пятен и трёхмерных компьютерных абстракций, экологически чистые замедленные съёмки трескающих селёдку дельфинов либо бакланов в свободном полёте. И ещё глаза: символы с греческих и египетских фресок, фасеточные зенки нехороших пауков, а также простые человеческие глаза.
И шестёрка музыкантов - на сцене.

Материал нового альбома предваряла неплохая подборка старых песен. Не настолько хорошо, как хотелось бы, но и не так плохо, как ожидалось. По крайней мере, нынешняя версия легендарной "Аделаиды" хотя и уступала классической, зато несколько реабилитировала музыкантов после того невнятного бреда, что можно было услышать на "Территории".

Первый шок: Гребенщиков, помимо пения, пребывал большую часть концерта в чине единственного гитариста группы. Чуть ли не впервые со времён скандального "Тбилиси-80". Некоторые ждали, что всё это временно, и вот сейчас наконец, на сцену вылезет кто-нибудь с нормальной электрогитарой, а не с этой потасканной шестистрункой. Однако после исполнения Гребенщиковым затейливой блюзовой риффовки в знаменитой "Я - Змея", им пришлось обломаться. Тоже, впрочем, зря - но об этом позже.
Недостаток по части гитарного рубилова с успехом восполняли находящиеся вместе с начальником группы на первой линии Борис Рубекин, синтезаторщик, электронщик и программист, появившийся в составе ансамбля во время записи сингла "Скорбец", и скрипач Андрей Суротдинов, примкнувший к Аквариуму незадолго до записи "Навигатора". В резком, гневном номере "500" скрипка Суротдинова создавала жёсткий немодулированный "груз", сделавший бы честь любой ню-металлической гитаре. Собственно скрипичных партий он в тот вечер исполнял мало, да и те были обработаны примочками вроде гитарных по самое не балуйся - как, например, в старой-доброй балладе "Боже, Храни Полярников".
Примерно тем же занимался и Рубекин. Сразу, правда, было слышно, что синтезирование звука для этого колоритного человека в шляпе - дело более привычное, нежели игра в стандартных регистрах. Всякие амбиентно-медитативные созвучия, создающие загадочную атмосферу и то и дело переплетающиеся с шумом дождя и плеском волн, из под его пальцев выходили просто потрясающими. Но вот уже песенки вроде "Фомы" в его трактовке звучали странновато: изысканное звуковое кружево тут же превращалось в автоакомпанимент дешёвенького электроорганчика, зацикленного на повтор бесконечного блюзового квадрата. Примерно к середине концерта кибернетическая точность партий Рубекина вкупе с его маниакальным пристрастием к имитации звука "хаммондского парового молота" начала утомлять особо придирчивых слушателей. Как, впрочем, и периодически нахально лезущие на первый план ударные Альберта Потапкина (экс-Наутилус Помпилиус и Агата Кристи).

Материал нового альбома публика приняла неоднозначно, но в общем - позитивно. Во всяком случае, какая ещё песня, кроме вышеупомянутой "500" в последние десять лет повествовала бы о суровой правде жизни и вызывала бы чувства вроде "Пра-альна! Так им, гадам!.."? Новую регги-фазу в творчестве БГ публика тоже приняла не без удовольствия: и раскрученный по радио и ТВ "Брод" (с подпевками некоей восточной женщины Севары Назархян), и неподлежащих никакой раскрутке, издевательски-неформатных "Растаманов Из Глубинки". Многие новые песни БГ призывают двигаться в какую-то туманную даль. "Но мы никогда не обещали никого никуда привести...", - честно, как Минздрав, предупредил Гребенщиков ещё в начале девяностых. Так что будьте бдительны. Строчка из "Ноги Судьбы" - "...он сжёг офис "Лукойл" вместе с бензоколонкой - без причин, просто так. Из уваженья к огню" вызвала в партере такую же бурю восторга, как помнится, сцена расстрела на премьере приснопамятной "Ассы".
Несколько тяжелее пошли слишком похожая на "всё, что было в этом стиле до..." "Кардиограмма", а также "Брат Никотин" и "Северный Цвет". Второй номер, впрочем, несколько оживлялся демонстрацией на экране над сценой специально снятого ролика про ворону, поджигающую чьим-то окурком заброшенный дом и последующим дождём из воды и рыбы. А в третьем группе помогал своим духовым инструментом, именуемым дудук, благородный старец Дживан Гаспарян.

Пройдясь таким образом по новому материалу, музыканты вновь обратились к своей классике. Не без шалостей, конечно. Трудно сказать, насколько уместным было превращение "Дерева" в очередную пальму с аллеи регги. А вот нынешняя трактовка "Таможенного Блюза" оказалась весьма и весьма провокационной. В оригинале, если кто не помнит, гитару там прописывал великий Мик Тейлор (John Mayal`s Bluesbrakers, Rolling Stones ets). Теперь там вообще нет гитары. Баса, ударных, пианино и губной гармоники вполне хватает, дабы поставить на уши средних размеров стадион.

Без кавер-версий тоже не обошлось. Но исполнение "Вперёд, Бодхисатва!" Майка Науменко было вполне ожидаемой, предсказуемой, и в общем-то, традиционной для БГ акцией. А вот "Мама-Анархия" Цоя в исполнении Аквариума вряд ли могла пригрезиться кому-нибудь из присутствующих даже после трёхдневного сидения под пальмой с кокосом в руках и косяком в зубах.

Главный сюрприз традиционно приберегли на финал. Сперва между Гребенщиковым и ударной установкой возник на сцене до боли знакомый белый "стратокастер" с чёрной накладкой. Потом на сцене появился до боли знакомый мужик в белых штанах и чёрной фуфайке. "Саша Ляпин!" - представил его БГ.
Под истерические визги в партере старые друзья-соперники вошли в "Вавилон". Сперва характер происходящего на сцене почти не изменился: лишь стало чуть более дерзновенным традиционное аквариумное разгильдяйство. Но стоило лишь Ляпину начать свой знаменитый отыгрыш из "Она Может Двигать" - и всё изменилось самым разительным образом. На сцене была уже другая группа. Настолько другая, что почти все предыдущее оттяги и кайфы вспоминались теперь, как нечто, хотя и любопытное, но не вполне живое. Да, БГ в роли доктора Франкенштейна, сработавший новый состав Аквариума из разнокалиберных лоскутков, был неплох - однако по-настоящему вдохнуть душу в этого рок-монстра смог лишь Ляпин. Закинув гитару за плечо, старый рокер выпиливал свое бессмертное соло из "Небо Становится Ближе" так, что слёзы наворачивались на глаза.
Завершился концерт совершенно беспафосной песенкой "Чай". Занавеса не было. Все и так всё прекрасно поняли.

Да, это меньше всего было похоже на юбилейный концерт легендарной группы. Но не в этом ли особая прелесть? Да, очередной состав верен духу традиционного аквариумовского бардака, причём даже больше, чем все предыдущие - импровизаций стало в который раз больше, чем аранжировок, а возросший профессиональный уровень музыкантов не в силах помешать им периодически разбредаться при исполнении той или иной песни "кто в лес, кто по дрова". Но кто ещё, погрязнув в таком бардаке, может собрать стадион и в течении двух часов вызывать восторг у собравшихся своим по-хорошему раздолбайским ковырянием?
Где та..? Да нет её, нет...

27.02.2002, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • знаете-ли. мне кажется что от бг ждали не совсем этого альбома. мне кажется, что онт какой-то самоповторный, времен костормы и навигатора,кроме песни 500.
    мне ГОРАЗДО больше понравились новые песенки, которые он пел в программе диброва ночная смена. там было что-то новое.(или хорошо забытое старое времен ранних, дотреугольных). на альбоме, как мне кажется еще не хорошо забытое старое. а старое почищенное, и приукрашенное.
    Написал(a): panasonic, 03/03/2002 17:46
  • Не знаю как, но по-моему, Аквариуму удалось в последнее время привлечь к себе массу новых слушателей .... новый альбом просто не купить-разметают сразу....
    Написал(a): Dима, 03/03/2002 6:29
  • Каждым новым альбомом БГ обычно не довольны, и каждый альбом через пару лет притирания и прислушивания обычно записывают в классику. И так уже почти 30 лет. Отчего ж сейчас быть по-другому.
    Дай Б-г остальным такого "постоянства"!
    Написал(a): и-к, 03/03/2002 4:04
  • Арсений,
    только что освободилось место критика исполнителей Песни Года. Не теряйте времени на Аквариум. А может быть вы просто не на то тридцатилетие попали. Тогда вся ваша писанина легко обьяснима.
    Написал(a): chizhilpizhik, 01/03/2002 16:09
АКВАРИУМ - свежие публикации:
  • Анонс - 45 , 22.06.2017
    Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты она отправится в юбилейный тур по России »»
  • События - Спляшем, Пегги , 16.06.2017
    Новая песня "Аквариума" - "Пегги Поршень" »»
  • События - Проблемы наверху , 17.05.2016
    Концерт "Аквариума" в Хабаровске сорван окончательно »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 июля 1972
Место образования: Санкт-Петербург
Сайт: www.aquarium.ru
Материалы по теме:
45
Спляшем, Пегги
Проблемы наверху

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

19:00 – Клуб A2 Green Concert – МАРСЕЛЬ МАРСЕЛЬ »»

20:00 – Lюstra Bar – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Московский международный Дом музыки – Katherine JENKINS Katherine JENKINS »»

Хроника22/10

1976 – В 1976 году группа The Damned выпустила свой дебютный сингл "New Rose", который официально стал первым панк-рок релизом в истории Великобритании, на месяц опередив Sex Pistols и их классический "Anarchy in the U.K." На второй стороне пластинки был записан кавер на битловский хит "Help!"  »»

1996 – Компания Apple объявила о том, что общее количество пластинок "Beatles", проданных за 1996 год, достигло 19 миллионов экземпляров. Интересно, что 41% из них купили фанаты, которые родились уже после того, как группа распалась  »»

2005 – Путем голосования, приуроченного к 50й годовщине Евровидения, была выбрана лучшая песня в истории конкурса. Ей стала композиция "Waterloo", исполненная группой ABBA в 1974 году  »»

Clare FISCHER (1928)

Greg HAWKES (1952)

Stiv BATORS (1956)

John Wesley HARDING (1965)

SOKO (1985)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить