АКВАРИУМ  Контрверсия: Мастер Бо, Доктор Ля и оживление монстра

Контрверсия репортажа от оппонентов: Борису Гребенщикову наконец-то удалось совершить почти невозможное - достичь того сугубо англицкого сочетания корявой попсы и гладенького авангарда, что одновременно восхищает и режет ухо у классиков жанра...

Борису Гребенщикову наконец-то удалось совершить почти невозможное: достичь того сугубо англицкого сочетания корявой попсы и гладенького авангарда, что одновременно восхищает и режет ухо у классиков жанра вроде Боуи, Бирна и Ферри.

Концерт, посвящённый тридцатилетию ансамбля Аквариум, представлял собой совершенно естественно выглядевшее, и вместе с тем, изощрённейшее издевательство над идеей такого рода мероприятий. Никакой помпезухи. "Лужники", низведённые до состояния какого-то андеграундно-хипповского британского клуба образца середины шестидесятых. Два видеоэкрана, показывающие совсем не то, что показывает такая аппаратура на стадионных рок-концертах. Или именно то, что надо: концептуально-калейдоскопический хаос цветных пятен и трёхмерных компьютерных абстракций, экологически чистые замедленные съёмки трескающих селёдку дельфинов либо бакланов в свободном полёте. И ещё глаза: символы с греческих и египетских фресок, фасеточные зенки нехороших пауков, а также простые человеческие глаза.
И шестёрка музыкантов - на сцене.

Материал нового альбома предваряла неплохая подборка старых песен. Не настолько хорошо, как хотелось бы, но и не так плохо, как ожидалось. По крайней мере, нынешняя версия легендарной "Аделаиды" хотя и уступала классической, зато несколько реабилитировала музыкантов после того невнятного бреда, что можно было услышать на "Территории".

Первый шок: Гребенщиков, помимо пения, пребывал большую часть концерта в чине единственного гитариста группы. Чуть ли не впервые со времён скандального "Тбилиси-80". Некоторые ждали, что всё это временно, и вот сейчас наконец, на сцену вылезет кто-нибудь с нормальной электрогитарой, а не с этой потасканной шестистрункой. Однако после исполнения Гребенщиковым затейливой блюзовой риффовки в знаменитой "Я - Змея", им пришлось обломаться. Тоже, впрочем, зря - но об этом позже.
Недостаток по части гитарного рубилова с успехом восполняли находящиеся вместе с начальником группы на первой линии Борис Рубекин, синтезаторщик, электронщик и программист, появившийся в составе ансамбля во время записи сингла "Скорбец", и скрипач Андрей Суротдинов, примкнувший к Аквариуму незадолго до записи "Навигатора". В резком, гневном номере "500" скрипка Суротдинова создавала жёсткий немодулированный "груз", сделавший бы честь любой ню-металлической гитаре. Собственно скрипичных партий он в тот вечер исполнял мало, да и те были обработаны примочками вроде гитарных по самое не балуйся - как, например, в старой-доброй балладе "Боже, Храни Полярников".
Примерно тем же занимался и Рубекин. Сразу, правда, было слышно, что синтезирование звука для этого колоритного человека в шляпе - дело более привычное, нежели игра в стандартных регистрах. Всякие амбиентно-медитативные созвучия, создающие загадочную атмосферу и то и дело переплетающиеся с шумом дождя и плеском волн, из под его пальцев выходили просто потрясающими. Но вот уже песенки вроде "Фомы" в его трактовке звучали странновато: изысканное звуковое кружево тут же превращалось в автоакомпанимент дешёвенького электроорганчика, зацикленного на повтор бесконечного блюзового квадрата. Примерно к середине концерта кибернетическая точность партий Рубекина вкупе с его маниакальным пристрастием к имитации звука "хаммондского парового молота" начала утомлять особо придирчивых слушателей. Как, впрочем, и периодически нахально лезущие на первый план ударные Альберта Потапкина (экс-Наутилус Помпилиус и Агата Кристи).

Материал нового альбома публика приняла неоднозначно, но в общем - позитивно. Во всяком случае, какая ещё песня, кроме вышеупомянутой "500" в последние десять лет повествовала бы о суровой правде жизни и вызывала бы чувства вроде "Пра-альна! Так им, гадам!.."? Новую регги-фазу в творчестве БГ публика тоже приняла не без удовольствия: и раскрученный по радио и ТВ "Брод" (с подпевками некоей восточной женщины Севары Назархян), и неподлежащих никакой раскрутке, издевательски-неформатных "Растаманов Из Глубинки". Многие новые песни БГ призывают двигаться в какую-то туманную даль. "Но мы никогда не обещали никого никуда привести...", - честно, как Минздрав, предупредил Гребенщиков ещё в начале девяностых. Так что будьте бдительны. Строчка из "Ноги Судьбы" - "...он сжёг офис "Лукойл" вместе с бензоколонкой - без причин, просто так. Из уваженья к огню" вызвала в партере такую же бурю восторга, как помнится, сцена расстрела на премьере приснопамятной "Ассы".
Несколько тяжелее пошли слишком похожая на "всё, что было в этом стиле до..." "Кардиограмма", а также "Брат Никотин" и "Северный Цвет". Второй номер, впрочем, несколько оживлялся демонстрацией на экране над сценой специально снятого ролика про ворону, поджигающую чьим-то окурком заброшенный дом и последующим дождём из воды и рыбы. А в третьем группе помогал своим духовым инструментом, именуемым дудук, благородный старец Дживан Гаспарян.

Пройдясь таким образом по новому материалу, музыканты вновь обратились к своей классике. Не без шалостей, конечно. Трудно сказать, насколько уместным было превращение "Дерева" в очередную пальму с аллеи регги. А вот нынешняя трактовка "Таможенного Блюза" оказалась весьма и весьма провокационной. В оригинале, если кто не помнит, гитару там прописывал великий Мик Тейлор (John Mayal`s Bluesbrakers, Rolling Stones ets). Теперь там вообще нет гитары. Баса, ударных, пианино и губной гармоники вполне хватает, дабы поставить на уши средних размеров стадион.

Без кавер-версий тоже не обошлось. Но исполнение "Вперёд, Бодхисатва!" Майка Науменко было вполне ожидаемой, предсказуемой, и в общем-то, традиционной для БГ акцией. А вот "Мама-Анархия" Цоя в исполнении Аквариума вряд ли могла пригрезиться кому-нибудь из присутствующих даже после трёхдневного сидения под пальмой с кокосом в руках и косяком в зубах.

Главный сюрприз традиционно приберегли на финал. Сперва между Гребенщиковым и ударной установкой возник на сцене до боли знакомый белый "стратокастер" с чёрной накладкой. Потом на сцене появился до боли знакомый мужик в белых штанах и чёрной фуфайке. "Саша Ляпин!" - представил его БГ.
Под истерические визги в партере старые друзья-соперники вошли в "Вавилон". Сперва характер происходящего на сцене почти не изменился: лишь стало чуть более дерзновенным традиционное аквариумное разгильдяйство. Но стоило лишь Ляпину начать свой знаменитый отыгрыш из "Она Может Двигать" - и всё изменилось самым разительным образом. На сцене была уже другая группа. Настолько другая, что почти все предыдущее оттяги и кайфы вспоминались теперь, как нечто, хотя и любопытное, но не вполне живое. Да, БГ в роли доктора Франкенштейна, сработавший новый состав Аквариума из разнокалиберных лоскутков, был неплох - однако по-настоящему вдохнуть душу в этого рок-монстра смог лишь Ляпин. Закинув гитару за плечо, старый рокер выпиливал свое бессмертное соло из "Небо Становится Ближе" так, что слёзы наворачивались на глаза.
Завершился концерт совершенно беспафосной песенкой "Чай". Занавеса не было. Все и так всё прекрасно поняли.

Да, это меньше всего было похоже на юбилейный концерт легендарной группы. Но не в этом ли особая прелесть? Да, очередной состав верен духу традиционного аквариумовского бардака, причём даже больше, чем все предыдущие - импровизаций стало в который раз больше, чем аранжировок, а возросший профессиональный уровень музыкантов не в силах помешать им периодически разбредаться при исполнении той или иной песни "кто в лес, кто по дрова". Но кто ещё, погрязнув в таком бардаке, может собрать стадион и в течении двух часов вызывать восторг у собравшихся своим по-хорошему раздолбайским ковырянием?
Где та..? Да нет её, нет...

27.02.2002, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • знаете-ли. мне кажется что от бг ждали не совсем этого альбома. мне кажется, что онт какой-то самоповторный, времен костормы и навигатора,кроме песни 500.
    мне ГОРАЗДО больше понравились новые песенки, которые он пел в программе диброва ночная смена. там было что-то новое.(или хорошо забытое старое времен ранних, дотреугольных). на альбоме, как мне кажется еще не хорошо забытое старое. а старое почищенное, и приукрашенное.
    Написал(a): panasonic, 03/03/2002 17:46
  • Не знаю как, но по-моему, Аквариуму удалось в последнее время привлечь к себе массу новых слушателей .... новый альбом просто не купить-разметают сразу....
    Написал(a): Dима, 03/03/2002 6:29
  • Каждым новым альбомом БГ обычно не довольны, и каждый альбом через пару лет притирания и прислушивания обычно записывают в классику. И так уже почти 30 лет. Отчего ж сейчас быть по-другому.
    Дай Б-г остальным такого "постоянства"!
    Написал(a): и-к, 03/03/2002 4:04
  • Арсений,
    только что освободилось место критика исполнителей Песни Года. Не теряйте времени на Аквариум. А может быть вы просто не на то тридцатилетие попали. Тогда вся ваша писанина легко обьяснима.
    Написал(a): chizhilpizhik, 01/03/2002 16:09
АКВАРИУМ - свежие публикации:
  • Анонс - 45 , 22.06.2017
    Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты она отправится в юбилейный тур по России »»
  • События - Спляшем, Пегги , 16.06.2017
    Новая песня "Аквариума" - "Пегги Поршень" »»
  • События - Проблемы наверху , 17.05.2016
    Концерт "Аквариума" в Хабаровске сорван окончательно »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 июля 1972
Место образования: Санкт-Петербург
Сайт: www.aquarium.ru
Материалы по теме:
45
Спляшем, Пегги
Проблемы наверху

Беги, Лола, беги – The KILLERS Killers сняли триллер c расставанием возлюбленных, погонями и поджогами. Видео. »»

Вспомнить все – LINKIN PARK Linkin Park сыграют в Лос-Анджелесе концерт памяти Честера Беннингтона »»

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Лучшая ночь – HALSEY Поп-звезда Halsey дала первый российский концерт и назвала его "лучшим в туре". Репортаж Звуков »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

R.I.P. – Александр СЕМЕНОВ Александр Семенов - сонграйтер, солист группы Рабфак и продюсер певицы Юты - найден мертвым. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Хроника24/08

1905 – Родился Артур "Big Boy" Крудап - блюзовый певец, оказавший огромное влияние на Элвиса Пресли. Автор "That's Allright Mama" и "My Baby Left Me"  »»

1981 – Марк Дэвид Чапман приговорен к 20-летнему заключению за убийство Джона Леннона  »»

2011 – Джимми Пейдж был первым, кто использовал гитарный эффект «обратного эха» или «реверберации»  »»

Arthur "Big Boy" CRUDUP

Paul WEBSTER

Wynonie HARRIS

Jimmy SOUL (1942)

Ken HENSLEY (1945)

Malcolm DUNCAN (1945)

Jean-Michel JARRE (1948)

Andreas KISSER (1968)

София НЕПОЙДА (1989)

KING KRULE (1994)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить