СБОРНИК  Гражданская оборона. Трибьют

По-нашему - это шок. А ещё - никем не ожидавшийся прорыв в неизвестное музыкальное измерение. С момента появления самых первых слухов о готовящемся проекте эта затея воспринималась как мало кому...

По-нашему - это шок. А ещё - никем не ожидавшийся прорыв в неизвестное музыкальное измерение.
С момента появления самых первых слухов о готовящемся проекте эта затея воспринималась как мало кому нужный фарс. Ибо в представлении не повёрнутых на сибирском панке на всю голову, Гражданская Оборона - некий монолит любимых фэнами за запредельность и отчаянность поэтических образов Егора Летова в сопровождении обязательно-формальной, да ещё к тому же намеренно скверно сыгранной музыки. Казалось бы, о каком трибьюте может идти речь?
А вот о таком. Именно этот, долгие годы эксплуатируемый Летовым подход к собственной музыке, вне всяких сомнений, дразнил многих музыкантов. И не давал покоя: постоянные раздумья над очередной неплохой песней, поданной в виде грязного и сырого гитарно-барабанного полуфабриката, вечное желание аранжировать всё это по-своему, не могли не привести, наконец, к реализации подобного проекта. Песни Летова были для многих неприкрытым вызовом, а еще - россыпью музыкальных вирусов - словами и музыкой, свернутыми в тугую, острую, с режущими краями, двойную спираль внутри обманчиво примитивной оболочки.
Вызов принят. Заражение произошло. Характер явившихся на свет мутаций способен поразить всякое воображение. Хотя бы потому, что большая часть интерпретаторов мутировала под влиянием летовских сочинений довольно неожиданным образом.
Во время исполнения "Родины" вымпел лучших в жанре "хэви-трэш-гопак" переходят от зачинателей этого стиля, Воплей Вiдоплясова, к девичьей рок-банде Бабслэй. Ибо сами Воплi на сей раз выстраивают на базе номера "ПОПС" нечто бескомпромиcсно-экстремальное, с тотальной гитарной рубкой и запиливанием винилловых пластов до дыр и огня из-под иглы. Где-то на грани Beastie Boys и Rage Against The Machine. Как ни странно, завершающие программу тем же номером Кирпичи обходятся безо всяких ди-джейских махинаций, обращаясь к изобразительному ряду чистого панка.
"Государство" в исполнении Ляписа-Трубецкого? Забудьте использованные ими для прорыва на большую сцену сиротские страдания - перед вами настоящая экстремальная ска-панк формация. Дуркующие девочки из Восьмой Марты неожиданно унеслись вслед за "Маленьким Принцем" в воздушные, хотя и загазованные, пространства "новой волны". А развесёлый матерный Ленинград предпочёл погрузиться при исполнении "Красного Смеха" в мрачные глубины, куда только Том Уэйтс телят и гонял. Коктейль из откомпрессированных духовых, задушенных воплей и мрачных пульсов контрабаса пикантно приправлен попискиванием пейджера.
Некоторые, однако, остались сами собой. В отдельных случаях это хорошо. Например, Чиж. Песня "Про Дурачка" очень ему идёт. В хорошем смысле слова. Как и "Про Мишутку" - его бывшим коллегам из Разных Людей, с которыми он воссоединяется ради её исполнения. А Олег Гитаркин из Messer Chups, в полном соответствии со своей новой концепцией (потому что, типа, модно) попытался превратить тему "Жека Уже В Гамбурге" в очередной электронно-кинематографический серф. Забавно, но смысл сей затеи, равно, как и логика выбора "исходника" для кавера, остаются загадкой. Вот с "Лоботомией" в исполнении свирепых Exteremely Low Frequency всё ясно: модный данс-металлический чёс в духе Pain удачно приправлен ужасающим скрежетом электродрели и достойной Трентушки Резнорушки вокальной истерикой через матюгальник. Задушевное регги Доктора Александрова ("Мы Уйдём Из Зоопарка") - приятно, но слабовато. Рокапопсовое месиво от Смысловых Галлюцинаций ("Моя Оборона"), Фактов ("Боевой Стимул") и Торбы-На-Круче ("Философская Песня О Пуле") ничего, кроме тоски, вызвать не способно. Впрочем, возможно, что у двух последних наконец-то появился хит для исполнения на сборных концертах. Машнин ("Всё, Как У Людей"), с которым последние три года маргиналы всех мастей носятся, как с писаной торбой, просто до неприличия бледен и скучен. Продукты - это что, ремикс на Nirvana? Ах, это у вас называется "Мышеловка"... Забавно, забавно...
Непонятно, почему последние два трека объявлены бонусами. Наверное, "Лишь Один Закон", превращённый в ернический твист-шансон стараниями маргинального ВИА Родители Молодых - Запрещённых Барабанщиков во главе с трансильванско-транссибирским чудовищем графом Хортицей - и вправду слишком экстремален на общем фоне составляющих сборник творений. Ещё более лютым образом звучит завершающая альбом "техно-версия" всенародного хита "Всё Идёт По Плану". Нельзя удержаться от того, чтобы процитировать технические условия записи. Они того стоят. Значит, так: PC 386 DX, Creative 16 Bit, Маловяло Windows 3.1. Дескать, каков оригинал, таков и ремикс. Земляной Червяк Джим был бы на седьмом небе от такого саундтрека.
Понравится здесь явно не всё. Может быть, не понравится ничего. Да и не всем. Однако значение дерзкого эксперимента переоценить трудно. По-крайней мере, кочумание с отвисшей челюстью при прослушивании примерно трети материала можно смело гарантировать каждому. Кому известны оригиналы, конечно.

24.02.2002, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)