АКЦИЯ  Конец прекрасной эпохи

Пора привыкать к мысли, что в данный момент рок-фестивалей как таковых в России нет и быть не может. Все они служат одной цели - рекламе. И главной их движущей силой являются деньги. Все жить хотят. Радиостанции, телеканалы, пивные компании и рок-музыканты. Эпоха некоммерческих идеалов кончилась. Еще в прошлом веке. Наш репортаж с шоу "Последний Брат за Кадром"

Все, что может быть продано - должно быть продано. Суровый закон капиталистических джунглей. По всему миру продаются очки a'la Гарри Поттер, метлы a'la Гарри Поттер. Скоро, очевидно, появятся в продаже силиконовые лапы a'la Фродо Торбинс.
В России этот бизнес не очень развит,- в первую очередь потому, что таких успешных проектов было мало. Из последних - вуаеристское шоу "За стеклом, чей успех вызвал к жизни сборник любимых песен его участников. Теперь есть - телеигра "Последний герой", которую ежедневно смотрело 47 процентов народонаселения России. Из такой популярности грех не выжать все, что можно. Так что концерт "Последний герой" в "Олимпийском" и аукционы на "Яндексе" - это только начало. Не удивлюсь, если скоро в продаже появятся свечки в форме победителя - Сергея Одинцова.

Последним подобным шоу был концерт "Брат-2. Живьем в Олимпийском". Тогда повод для выхода на сцену музыкантов был более или менее ясен - часть песен вошли в саундтрек. Хотя и в тот раз на сцене появились группы, никакого отношения к фильму не имеющие,- но которые, по словам учредителей, "могли бы в него попасть". Даже вышел "Брат-2. За кадром" - по сути дела, просто сборник. Физиономия Бодрова украшала обложку только для коммерческой привлекательности. На сей раз оправдать мероприятие саундтреком невозможно - в передаче "Последний герой" звучали только "Би-2".
Был бы повод...

С музыкальной точки зрения это был концерт, каких бетонные недра "Олимпийского" перевидели сотни. Декорации были стилизованы под джунгли, в клетке на сцене томилась живая пантера, доведенная до истерики светом и звуком. Если было что необычное - так это набор участников. Их можно условно разделить на три части.
Первые - это привычные лица, "высший эшелон" русского рокапопса - Чичерина, Мультфильмы, Би-2, Total, 7Б, Ночные снайперы.
Вторые - не столь предсказуемые фигуры: Пикник, Калинов мост, Настя, Михей, Борис Борисыч с компанией.
Не у всех на лицах читалось понимание, по какому случаю, собственно, банкет. Кто-то явно предположил, что по поводу Дня Святого Валентина. Гребенщиков прямо признался в интервью, что о проекте "Последний герой" он почти ничего не знает. Он просто радовался возможности лишний раз выступить.
Третья группа - люди, объяснить попадание которых на сцену какими-то причинами, кроме коммерческих, трудно. Речь идет о проекте Монгол, солист которого думает, что поет рэгги, и о группе Юта. Зал тоже остался в большом недоумении.

Отдельно стоит сказать о новом детище Вячеслава Бутусова Ю- Питер, которое выступило весьма странно. Хотя Бутусов и раньше никогда по сцене не сигал, на сей раз его манера петь была уж как-то чересчур бесстрастной. Каспарян во время игры внимательно смотрел на собственные руки, сосредоточенно хмурился, старался и выглядел как школьник на экзамене. Собрать эту группу товарищей в единый организм так и не удалось.

Промежутки между выступлениями музыкантов заполняли "последние герои", выходившие на сцену в порядке их выбывания из шоу (хотя, на самом деле, еще вопрос, кто заполнял паузы...). Ведущий Саня Бергер задавал им несколько ничего не значащих вопросов, на которые те давали ничего не значащие ответы. Отставной подводник докладывал, что всем обязан флоту. Дама, врач по специальности, жаловалась под понимающий гул зала, как туго на острове было без водки. Ближе к концу, когда дошла очередь до последней пятерки самых стойких "героев", зал приветствовал их не хуже, чем рок-звезд. А Одинцова зал встретил как национального героя. И когда все музыканты свое отыграли, зал все равно остался - поглядеть, как ему вручат кредитную карточку на три миллиона.

Кончилось все чудовищным исполнением Снежаной Князевой (тоже обитательницей Боско-дель-Торо) песни Цоя "Последний герой". Этого зрители вынести не смогли - и устремились к выходу.

На западе продажа сопутствующих успешному телепроекту товаров - маечек с ликами героев, игрушек в форме Супермена, плюшевых телепузиков - называется "ритейл" и является нормой. Мы к этому еще не привыкли, хотя кто не украшал в юности свои жилища плакатами рок-звезд? Организаторы поступили, в сущности, мудро, сумев хотя бы на один вечер продлить жизнь популярного телешоу. "Герои" теперь снуют с канала на канал, став непременными участниками ток-шоу. Кроме того, вся эта концертно-телевизионная шумиха стала отличной рекламой "Последнему герою-2", который скоро начнет сниматься. Вся эта тропическая история - не более, чем грамотный пиар. И если воспринимать его так, то его можно пережить.

И потом, пора привыкать к мысли, что в данный момент рок-фестивалей как таковых в России нет и быть не может. Все они служат одной цели - рекламе. И главной их движущей силой являются деньги. Что, наверное, нормально. Все жить хотят. Радиостанции, телеканалы, пивные компании и рок-музыканты.
Эпоха некоммерческих идеалов кончилась.
Еще в прошлом веке.

19.02.2002, Святослав БИРЮЛИН (ЗВУКИ РУ)