Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть седьмая.

"Когда Музы молчат..." Конечно, вдохновение необходимо. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову, можно использовать и другие, "технические" способы создания песен. Об этих способах и пойдёт речь.

ХИТ-КОНСТРУКТОР, Часть 2.

У каждого автора песен бывают моменты, когда вдохновение покидает его. Ничего страшного. Сочинение песен - такое же ремесло, как и многие другие профессии.
Написание песен - вовсе не какое-то тайное знание. Вы можете - и должны - совершенствовать и улучшать это умение, как и любое другое: вокал, игру на музыкальном инструменте, аранжировки.

Конечно, вдохновение необходимо. Оно должно дать вам начальный толчок к творчеству. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову, можно "технические" способы стимуляции воображения. Они помогут вам сдвинуться с места, когда вдохновение пропало.
Об этих способах и пойдёт речь.

Допустим, у вас уже есть часть текста, мелодии и примерная гармония. Попробуйте проиграть все аккорды или какой-то фрагмент в обратной последовательности. Можно в этой гармонии попытаться увеличивать длительность каждого аккорда в отдельности. Или уменьшать. Заменять каждый аккорд по очереди каким-то совсем случайным.
Если вы обычно сочиняете за клавишным инструментом-попробуйте проиграть всё на гитаре. Сыграйте гармонию и мелодию в разных тональностях, в "открытых" и "закрытых" позициях, с каподастром, в разных частях грифа, в другом строе. Так вы получите мысли о развитии мелодии и гармонии.
И наоборот, если вы сочиняете на гитаре -сядьте за клавиши. Некоторые западные авторы специально стараются сочинять куплет за фортепиано, а припев - на гитаре. Это также поможет вам, когда вы задумаетесь об аранжировках.
Попытайтесь сыграть мелодию в другом размере. Если ваша песня в размере 4/4, сыграйте её на 3/4, и так далее.

Самодисциплина

Возьмите чистый лист бумаги. Закрепите его на видном месте, положите рядом ручку. Как только появляются какие-то идеи - сразу записывайте.
Носите с собой блокнот. Мадонна, например, использует диктофон. Все мелодии и стихи, которые приходят ей в голову, она сразу наговаривает на плёнку. А Рюити Сакамото говорит, что самое главное - не забывать класть в карман ручку, потому что записать пришедшие в голову ноты и тексты можно в этом случае на чем угодно.

Интересная фраза или мелодия может прийти в голову в самом неожиданном месте и в любое время. Однако если вы запишете ее где-то на клочке бумаги, он может потеряться. Джон Леннон всегда, когда дома что-нибудь наигрывал на гитаре, включал магнитофон на запись. После его смерти Йоко Оно нашла несколько сотен кассет таких черновых записей, рассованных по всей квартире-в ванной, в шкафах, в туалете. Эдди ВанХален говорил, что идея игры на гитаре тэппингом пришла ему в голову, когда он принимал душ. Многие песни рождаются на репетициях совершенно неожиданно, из случайной фразы или нескольких аккордов.

Слушайте песни, которые стали классикой. Подумайте: почему их слушают до сих пор?
Проанализируйте структуру песни, все находки авторов и аранжировщиков. Эти идеи могут сработать ещё много раз - и работают! Это не плагиат, это-учёба. Режиссёры фильмов так же берут чужие находки и эксплуатируют их десятилетиями. Потом говорят: "Классический приём!"

Напишите другой текст к вашей любимой песне. Или мелодию к другому тексту. Или песню к фильму. Как насчёт того, чтобы написать новую песню к "Титанику?"

Если ваши песни отличаются разнообразием аккордов, напишите песню на 3-4 аккорда. И наоборот,- вместо 3 аккордов используйте 6-8.

Если вы хотите написать песню о чём-то, но не знаете, с чего начать-используйте ассоциации. Просто сядьте с листом бумаги и пишите всё, что придёт вам в голову. Потом из этого "потока сознания" уберёте всё лишнее.

Многие авторы не хотят напрягаться, чтобы сделать текст песни рифмованным. И напрасно. Да, есть хорошие песни, где текст "белый". Но хорошо организованный рифмованный текст запоминается гораздо легче. Однако если вы чувствуете, что с текстом проблема - просто отложите его на несколько дней. Потом вернётесь.
Попробуйте использовать другой стихотворный размер. Если вы сочиняете на английском языке, используйте словари и поисковые системы рифм. Их можно найти по адресам:
http://www.rhymezone.com ,
http://rhyme.lycos.com,
http://www.togethersoftware.com/search.asp,
http://www.thesaurus.com,
http://www.m-w.com/cgi-bin/thesaurus,
http://www.wordmyth.net,
http://www.yourdictionary.com/diction1.html.
Не все они одинаково хороши. Некоторые словари составлены на основе старых бумажных словарей и не включают в себя многие современные слова. Но всё равно они будут вам полезны - хотя бы для того, чтобы перестать писать по старым шаблонам.

Спой, Вася!

Чтобы разнообразить вокал, развивайте его линию. Если у вас в мелодии есть долгая выдержанная нота, подумайте: что можно спеть или сыграть в этом месте? Может быть вторым голосом какую-то короткую фразу? Речитатив? Гитарный рифф? Несколько аккордов? Сбивку барабанов? Это та область, где творчество автора песни и аранжировщика - почти одно и то же.

Используйте современные технологии. Многие - даже самые дешёвые синтезаторы - имеют функцию "автоаккомпанемент".
Проиграйте вашу песню в разных стилях. Это даст вам новые идеи.

Каждый автор знает, что коммерчески успешная песня должна иметь какую-то "фишку". (Психологи сказали бы - "якорь"). В идеальном случае - несколько. Это может быть что угодно: "мяукающая" манера пения, нестандартная фраза, цитата ("либэ-либэ, аморэ-аморэ", "гибралтар-лабрадор"'), инструментальный рифф, тембр инструментов, неожиданная гармония и т.д. Эта "фишка" должна захватывать и удерживать интерес слушателя. Стремление выделить и подчеркнуть ее может стать исходной точкой при создании аранжировки. Например, в песне Курта Вайля "Мэкки-Нож" (классика джаза) - очень длинный текст. В традиционной аранжировке каждый куплет звучит на полтона выше. Но так как мелодия не велика по диапазону, то это не вызывает трудностей у исполнителей.

Делайте куплет и припев различными по организации. Если у вас в куплете длинные слова, то в припеве используйте более короткие. И наоборот. Если куплет в миноре - попробуйте сделать припев в мажоре. Части песен могут существенно отличаться друг от друга.

Друзья, прекрасен наш союз...

Подумайте о работе с соавтором. В истории много примеров плодотворного сотрудничества: братья Джордж и Айра Гершвины (авторы множества теперь уже классических джазовых песен), Пол Саймон и Арт Гарфанкел (известнейший в 60-е годы американский фолк-рок дуэт), Лайбер и Столлер (сочинившие множество хитов для Фрэнка Синатры), Андерсон и Ульвеус (ABBA), ну и Леннон-Маккартни, конечно же. Другой человек может увидеть ваши идеи в неожиданном свете, придумать что-то, что никогда не пришло бы вам в голову. Кому-то легче даётся сочинение мелодии, а кому-то-текста.

Есть ещё такой психологический момент. Если человек сочиняет для себя, он подсознательно сочиняет только то, что может исполнить сам. Если он сочиняет для кого-то, он меньше скован рамками.
Сочиняйте, чем больше-тем лучше. Даже Леннон и Маккартни до того, как прославиться, написали несколько десятков песен.

В конце концов, можно использовать метод "мозгового штурма". Вы знаете, как выбирают Римского Папу? Собираются все кардиналы. Охрана закрывает их в одну комнату и не выпускает никуда - даже в туалет! - пока новый Папа не будет избран из их числа. Перспективный метод сочинения песен в группе, не так ли? ;-)

15.02.2002, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Поскольку я, как уникум, замене не подлежу ни в каком виде и ни на что (ни на кого), предлагаю уважаемому МолМузу подыскать другую кандидатуру :)
    Написал(a): Соня Соколова, 15/04/2002 15:14
  • Дорогой Молмуз,
    Ваша пестня ниже среднего,но ее можно улучшить -до среднего,не дальшее.
    1-Варю Карасеву -заменить на Соню Соколову,сразу будет острее,и привлечет внимание здешних журналистоов.
    2-"маразм" заменить на "зараза",станет понятнее более широким слоям публики -не все же с тонким чувством юмора.
    3-слишком бедный инструментал,иногда рекомендую наигрывать "та-ра-рам",чередовать c "та-да-дам".
    4-закончить удачнее по-мумитролевски "Соняу-мяу-мяу..."
    Написал(a): Hunter, 05/04/2002 18:54
  • Эх, молодой ты, музыкант, да ранний. В сад!
    Написал(a): Белка, 03/04/2002 20:28
  • Господа мэтры. У меня действительно сейчас период застоя. Я проштудировал ваши рекомендации, использовал почти все: и заимствование, и якорь, и смену размера, и аранжировку. И получилось! Спасибо Вадиму. Пожалуйста, выскажите свои замечания, понравилась ли вам песня?

    Варя Карасева - та-да-дам,
    Написала песню - та-да-дам,
    Розовые слюни - та-да-дам,
    Захотела бабок - та-да-дам

    Научилась пенью - та-да-дам
    С легким придыханьем - та-да-дам
    И пошла на сцену - та-да-дам
    В розовых колготках - та-да-дам

    (здесь смена размера)

    Та-да-дам-па-дам, поющая
    Та-да-дам-па-дам, непьющая
    Та-да-дам-па-дам, незамужняя
    Так-как-ник-каму не нужная

    (тяжелая роковая гитарная тема, заимствованная у Арии)

    Варя - и разум
    Варя - ни разу
    Варя - маразм
    Варя-а-а-а-а-а....

    Песня называлась "Та-да-дам".
    Написал(a): Молодой музыкант, 03/04/2002 20:12
Музыкальная карьера - свежие публикации:
  • Анализ - Слушать на... , 24.03.2016
    Решили продавать музыку на цифровых платформах? Прочитайте сперва наши советы »»
  • Для профи - Вам и не снилось , 08.06.2015
    Converse Rubber Tracks открывает музыкантам двери легендарных звукозаписывающих студий по всему миру! »»
  • Рейтинг - Молодая гвардия , 01.12.2014
    BBC опубликовала список самых перспективных артистов 2015: в лонг-листе оказался протеже Канье Уэста - Raury и хаус-музыкант Shamir »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Stadium – BULLET FOR MY VALENTINE BULLET FOR MY VALENTINE »»

Хроника21/08

1904 – Уильям Бэйси родился в Редбэнке, Нью-Джерси. Позже он возьмет себе псевдоним Count Basie и прославится на весь мир как легенда свинга XX века  »»

1923 – В городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра  »»

1935 – Бенни Гудман и его оркестр сыграли свой первый концерт в Калифорнии. Этот день считается официальным началом эры свинга  »»

1976 – Во Франции начался первый европейский фестиваль панк-рока  »»

1989 – В Екатеринбурге создана группа "Смысловые галлюцинации"  »»

Count BASIE

Rodney RICHARDSON

Владимир ТУРИЯНСКИЙ (1935)

James BURTON (1939)

Jackie DE SHANNON (1944)

David MORALES (1961)

Олег "Шар" ШАВКУНОВ (1963)

Serj TANKIAN (1967)

Нино КАТАМАДЗЕ (1972)

ALIZEE (1984)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить