СБОРНИК  Расскажи Чайковскому новости. Часть 4

Вот и закончилась эпопея по рассказыванию новостей великому русскому композитору представителями отечественной независимой электронной сцены. Хочется верить, что Петр Ильич остался доволен - или...

Вот и закончилась эпопея по рассказыванию новостей великому русскому композитору представителями отечественной независимой электронной сцены. Хочется верить, что Петр Ильич остался доволен - или хотя бы приятно удивлен.
Но не это главное: важен сам факт того, что на бескрайних просторах нашей необъятной родины,- от Москвы до Ижевска, от Калининграда до Владивостока,- люди продолжают экспериментировать с различными направлениями электронной музыки. И не просто слепо копируют достижения западных коллег, а пытаются создавать какие-то новые формы и агрегатные состояния компьютерного саунда, периодически смешивая его с живой материей звука обычных инструментов.
Лаунж, трип-хоп, всевозможные немыслимые вариации хауса, эйсид-джаз, техно, easy listening, нью-эйдж, саунд-арт, безумные нойзовые метаморфозы - это лишь малая часть тех стилей и направлений, которые материализовались на "Временах года" 21 века.
О каких-либо достоинствах четвертой части новостного блока по сравнению с остальными тремя говорить трудно, поскольку здесь мы наблюдаем совершенно новую партию музыкантов, спешащих донести свои мысли о будущем, воплощенные на подручных аналогово-цифровых электромузыкальных инструментах.
Похоже, что центр независимой электронной музыки имеет плавающую точку и периодически смещается все дальше и дальше от столицы. В четвертой части, помимо доминирующих количеством московских коллективов, тон задавали аж три проекта с восточного предгорья Среднего Урала, далекого города Снежинска: Chernila со своим эйсид-джазовыми вариациями ("Separation (for Stas S.)"), Cassiopea и ее забавное реггей-фанково-брейкбитовое настроение ("My Shadow"), а также грустная Slavyana c этническими балкано-ирландскими причитаниями в духе Желанной-McKennith ("Черное").
На высоте оказались московский Idiorithmik, загипнотизировавший своей загадочной восточной пьесой "Ushoon", и Анна Морозова, разоткровенничавшаяся про свои эротические лыжные похождения в ритмах диско-фанка ("The Skis").
Десант из Калининграда представили отвисающие по полной программе лаунджевые Bigudi и электронные маньяки Los Chikatilos, утопившие все вокруг в своих восточно-брейкбитовых снах ("She Wants To Be My Number 1").
Глядя на тенденцию развития андеграундной электронной музыки в целом, делаешь вывод: дела обстоят не так плохо, существует неплохая вероятность того, что свежие новости Чайковскому расскажут еще не раз,- как в сборном составе, с привлечением новых и новых имен, так и поодиночке, путем выпуска сольных пластинок.
Приятно, что "Экзотике" в очередной раз удалось собрать на одном сборнике тех, в чьем сознании еще теплится искра творческих экспериментов, кто способен генерировать свежие идеи на ниве отечественной электронной субкультуры. Именно от них узнал Чайковский самое сокровенное...

13.02.2002, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)