АКВАРИУМ  Пособие для аквариумиста. Часть 3.

Возвращение Государя (Джедая) (1992-2002) Заключительная часть трилогии: период распадов и полураспадов, поиска и новых смыслов. "Скажи мне, если я пел об этом раньше". Третий цикл жизни Аквариума - самый "смутный", но одновременно - самый зрелый. Мы живем в эпоху Третьего Царства музыкальной державы, история которой насчитывает уже 30 лет...

Возвращение Государя (Джедая)
(1992-2002)

В обновленном (в который раз) составе Аквариума вновь претерпела изменение ритм-секция. За ударные сел Александр Рацен, бас-гитаристом снова стал Титов. Прибавился перкуссионист Алексей Вихарёв.
"Сели с Сакмаровым, и начали думать, что конкрретно нам сделать дальше, - рассказывал Гребенщиков, - Так, кого будем брать басистом? Смотрим вокруг, он говорит: "Вот, есть Тит". Я говорю: "Ну, Тит же занимается другими делами". "Ни фига он другими делами не занимается". "Рано или поздно это произошло бы, искался только повод, - прокомментировал ситуацию Титов, - Это было создание новой группы..."

Первая записанная в таком составе программа "Любимые Песни Рамзеса IV" (1993), подобно фильму "Дом Под Звёздным Небом", вызвала брожение умов, но чрезвычайно быстро забылась. "Рамзесом" я очень недоволен, наша работа всё время прерывалась, нам мешали...", - переживал Титов. В последний раз музыканты обратились за вдохновением к своим ранним работам. В 1994 году группой были реализованы две последних архивных программы: "Пески Петербурга" и "Библиотека Вавилона". В "Библиотеке..." были собраны воедино разрозненные записи эпохи Ляпина, Васильева, Трощенкова, Гаккеля и Романова: от "Сестры", "Сонета" и "Ангела Всенародного Похмелья" до написанного ещё для "Дома Под Звёздным Небом" "Голубого Дворника". "Пески..." же представляли собой переосмысление нынешним составом ансамбля песен, сочинённых в конце семидесятых и начале восьмидесятых, которым в своё время так и не повезло быть записанными. На альбом вошли традиционный для группы абсурдный романс "Зачем?", причудливый "Дядюшка Томпсон" и даже искромётное издевательство над риффом "Smoke On The Water" под названием "Будь Для Меня, Как Банка (Замени Мне Косяк)". На этом выпуск архивных материалов группы студийного производства был завершён.

Несколько больше, чем "Любимые Песни Рамзеса IV", удалась группе следующая номерная программа "Кострома Mon Amour". Своеобразным итогом путешествия Гребенщикова по святым местам Поволжья и Тибета стала "Русская Нирвана". "Я такой же идиот, как и все остальные, но ещё и с сильным креном в сторону Востока, поэтому везде склонен вставлять восточные термины..." , - усмехался Гребенщиков ещё в далёком 1980 году. Теперь же эта ошибочно принятая за всего лишь очередную порцию комических куплетов экуменистская ересь стала чуть шутливым отражением его реального опыта. "У нас это называется Богом, Спасением, у них - Освобождением, Просветлением , - рассказывал позже Гребенщиков, - А по сути одно и то же... И я целиком согласен с далай-ламой, который говорит: "Зачем вам буддизм, у вас есть своя замечательная религия".

В 1995 году ансамбль в полном составе (Решетина к тому времени сменил скрипач Андрей Суротдинов, барабанщика не было) отправился в Лондон для работы над новым альбомом. "Навигатор" (1996) был записан при участии культового английского продюсера Джо Бойда. В записи "Таможенного Блюза" отметился на соло-гитаре великий блюзмен Мик Тейлор, одно время входивший в состав самих Rolling Stones. Очень успешной была песенка "Гарсон Номер Два" и клип, снятый на Эбби-Роуд в качестве пародии на поп-видео а-ля Pet Shop Boys. Выход альбома был предварён серией концертов "Центр Циклона", по итогам которых был выпущен двойной live-альбом.

Материал вышедшего вдогонку "Навигатору" диска "Снежный Лев" (1996) был записан той же компанией, и возможно, в ходе тех же сессий - но выпустили его отдельным диском. Во всяком случае, входящая в него "Древнерусская Тоска" исполнялась уже в ходе телевизионной презентации "Навигатора", и многие, помнится, были удивлены, обнаружив её лишь на следующем альбоме. Здесь же появились уже известный по концертам "Центр Циклона", старая баллада "Дубровский", ещё одна русско-индуистская песня "Инцидент В Настасьино" и крепкий рок-номер "Максим-Лесник". Скрипичное соло Суротдинова и мощные барабаны сессионного ударника Дэвида Мэттакса в последней невольно вызывало в памяти припев "So Far So Good" старенькой британской группы Slade. Случайно это вышло, или нет? К загадке "Комиссара", в финале которого многим чудились отголоски кримзоновской "Moonchild" прибавилась новая. Herman`s Hermits есть песня на ту же мелодию, что и известная песня Дунаевского, - предупреждая все возможные вопросы на подобные темы, замечает Гребенщиков, - И таких совпадений довольно много..." Ладно. Будем считать, что такие совы падают.

Дополнили дискографию ансамбля два концертных альбома, записанные в далёком 1982 году - "Электрошок" и "Арокс И Штёр". Помимо песен с "Синего Альбома", "Электричества" и "Табу" на альбомах можно было наконец-то услышать сугубо концертное произведение "Мы Никогда Не Станем Старше", ядовитую "В Поле Ягода Навсегда", а также блюзовые вариации Ляпина и жалкий полуминутный огрызок ужасно исполненной "Tutti Frutti".

Однако всё хорошее рано или поздно кончается. Новый Аквариум расплескался куда быстрее старого. Жаль.

В 1997-1998 годах Гребенщиков много занимался своими сольными проектами. Было их много. "Убежище" - странный гибрид тибетских мантр и индейского шаманства в стиле нью-эйдж. Трибьют Булата Окуджавы. Сборник техно-ремиксов старых песен Аквариума, сварганенных совместно с Deadушками. И, наконец, авторский диск "Лилит", записанный в компании с древним канадско-цыганским составом The Band Рика Данко и Левона Хэлма, игравших некогда с Бобом Диланом и Роджером Уотерсом. Аквариум по нехорошей традиции начал расползаться вновь. Титов окончательно окопался в Великобритании, а Зубарев реализовывал сольный проект "Тайные Записки Международного Лейтенанта".

В январе 1999 года Аквариум в лице Гребенщикова и Сакмарова при поддержке ряда сессионных музыкантов, среди которых были замечены басист Teqillajazzz Евгений Фёдоров, электронщик Борис Рубекин и известный английский звукорежиссёр Пол Кендалл, неожиданно вторгся на экологически грязную территорию индустриальной музыки с чистым, 96-градусным блюзовым квадратом. Под влиянием неблагоприятной среды квадрат превратился в круглый лазерный блинчик по имени "Скорбец". "Скорбец - это blues по-русски", - объяснял Гребенщиков. Вслед за столь нестандартно звучащим синглом появился и альбом с мудрёным названием "Пси". На обложке присутствовала лишь одна эта буква греческого алфавита, а в основном составе, помимо Гребещикова и Сакмарова - лишь вышеупомянутый Рубекин. Титов, указанный в списке сессионных музыкантов, украсил своим безладовым басом лишь "Телохранителя", выдержанный в лучших традициях "Мальчика Евграфа" мюзик-холльный номер "Пока Несут Сакэ" и совершенно безобразный хит для "Нашего Радио" "Маша И Медведь", некоторое время занимавший первое место по числу пародий в Интернете (одна лишь "Трактор, Выхухоль и Зульфия" чего стоит!). На "Стоп Машина" можно также услышать барабаны неувядающего Рэя Купера. Больше сказать про альбом нечего.

В 2000 году появился более чем странный сборник "Территория" - аляповатый дизайн, шрифты словно с афиши кислотной дискотеки, криво склеенный диджипак, и бессистемная подборка песен разных лет. Плюс новые версии "Вавилона" - улучшенная за счёт забавных электронных эффектов, и "Аделаиды" - разбавленная совершенно ненужной фоновой партией ударных и лишённая кульминационного "взрыва" в финале. Как бы вам понравилась "Stairway To Heaven" с ровным ритмом и без металлического последнего куплета?

2001 год тоже особого оптимизма не добавил. Выступление в декабре нового концертного состава ансамбля по телевидению вызвало некоторое недоумение среди старых поклонников: аранжировки отсутствовали в принципе, музыканты выезжали исключительно на импровизе. "Лучше нас в России не играет никто. К сожалению", - прокомментировал ситуацию сам БГ.- То есть не мы такие хорошие, а всё кругом - так себе. Как тут не вспомнить великого, ужасного и в то же время такого несчастного Дарта Вейдера из "Звёздных Войн", который "предпочёл бы беседовать с равным себе, но вынужден был признать, что на данный момент ему нет равных".

В феврале 2002 года, в преддверии тридцатилетия группы, вышел новый альбом Аквариума - "Сестра Хаос". Ждали его почти с таким же трепетом, как новые серии "Властелина Колец" или "Звёздных Войн". Гребенщиков - мастер обманывать ожидания публики. Хотя с годами это умение даётся ему всё тяжелее. Ибо чем дальше, тем противоречивее эти ожидания становятся.
Хотя, если честно... А пускай даже рок-н-ролл окончательно умрёт - земля продолжит вращаться.
Человек делает своё дело. Если нам понравится то, что он делает - порадуемся. А на нет и суда нет.

01.02.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

АКВАРИУМ - свежие публикации:

Сайт: www.aquarium.ru

АКВАРИУМ

Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов.

Дата образования:

1 июля 1972

Подробности из жизни:

Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной
русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов. В 70-х и 80-х годах,
Аквариум создал совершенно новую и уникальную музыкальную и социальную
эстетику. Навеянный великим множеством музыкальных стилей и культур специфичный
звук группы продолжает оставаться легко узнаваемым и в тихих балладах о любви,
и в легких танцевальных номерах в стиле реггей и в буйных рок-н-роллах, даже
несмотря на то, что состав группы почти полностью менялся от альбома к альбому.

Музыкальное пиршество Бориса и его группы затронула самые разные музыкальные
стили и направления, и сейчас трудно поверить в то, что такие разноплановые
альбомы как Акустика, Треугольник и Электричество были
записаны почти в одно время. Затем был период долгих домашних концертов
принесший нам Ихтиологию и, наконец, Аквариум выпустил День
Серебра и Дети Декабря по…

Далее... →