Меж двух твердынь
(1981-1991)

Новое десятилетие открыло для ансамбля и новую сферу деятельности - запись концептуальных альбомов. Неожиданный союз полугруппы-полутусовки Аквариума с коварным кондитером-ассенизатором от звукозаписи Тропилло если не потряс мир монополий на аудио-продукцию до основания, то, по крайней мере, расшатал основы его весьма чувствительно. Дело в том, что вся послевоенная отечественная аудио-индустрия в стране - от записи в студиях до выпуска этих записей на носителях - была представлена одной лишь фирмой "Мелодия". Отвергнутый официальным советским шоу-бизнесом Аквариум в сотрудничестве с Тропилло создал совершенно уникальную ситуацию - начал выпускать на учебной студии Дома Пионеров собственные альбомы. Да не анонимные магнитофонные бобины, а настоящие альбомы - с хорошим качеством записи, строго продуманным порядком песен, со стереоэффектами, грамотно срежиссироваными переходами из песни в песню, и даже с глянцевыми обложками и плакатами-вкладками фотодизайнера Андрея Усова.

Воодушевлённые открывающимися перспективами музыканты принялись за работу. В один лишь 1981 год музыканты реализовали две программы - камерно-психоделический "Синий Альбом" и совершенно безумный сюрреально-комический "Треугольник". Плюс "Электричество" - первый сборник из продолжавшейся середины девяностых серии "История Аквариума", компиляция впервые или заново записанных старых песен. Его вторая сторона содержала запись скандального выступления в Тбилиси. В 1982 году вдогонку ему была выпущена - в несколько приёмов, так как в течение года на сборник докидывались всё новые песни - программа "Акустика". Последний вариант легко отличим по шуму воды между песнями.

Далее последовали программы "Табу" (1982), "Радио Африка" (1983), "День Серебра" (1984) и "Дети Декабря" (1985). Песни ансамбля "пошли в народ", становясь частью народного же фольклора. Именно в эту эпоху были созданы легендарные "Железнодорожная Вода", "Молодая Шпана", "Электрический Пёс" и "Плоскость"; "Марш", "Старик Козлодоев", "Мочалкин Блюз" и "Два Тракториста"; "Вавилон", "Смерть Короля Артура" и "Прекрасный Дилетант"; "Держаться Корней", "К Друзьям", "Десять Стрел" и "Служеенье Муз"; "Искусство Быть Смирным", "Рок-Н-Ролл Мёртв" и "Мальчик Евграф"; "Иван Бодхидхарма", "Небо Становится Ближе" и "Двигаться Дальше"; "Сны О Чём-То Большем", "Кад Годдо", "Она Может Двигать Собой" и "212-85-06"... Кроме того ансамбль реализовал в виде альбома с забавной "митьковской" обложкой запись концертной программы "Десять Стрел", название одной из песен которой - "Движение В сторону Весны" - неожиданно стало девизом Московского Рок-Фестиваля в 1986 году.

В течение нескольких лет рискованный почин был поддержан группами Кино, Алиса, Телевизор и Ноль. К 1986 году независимая звукозапись Петрограда стала настолько мощным поп-фактом, что государственный монополизм был не в состоянии её не замечать. Тем более что несколько песен группы были выпущены в США пиратским образом на двойном сборнике питерского рока. Таким было начало курьёзной карьеры Тропилло как "короля вареза", но это - отдельная история.

Факт тот, что уже в следующем, 1987 году группа вовсю трудилась над новой программой "Равноденствие" в стенах студии "Мелодия". К сожалению, улучшение маркетинга не лучшим образом сказалось на качестве продукта: к примеру, на записи песни "Лебединая Сталь" помимо слов и музыки можно услышать самым банальным образом заводящиеся микрофоны! Однако, несмотря на эти досадные проколы сет-лит группы пополнился пронзительной балладой "Аделаида" и премилым кантри-буги "Дерево". В том же году Всесоюзная Фирма Грамзаписи переиздала альбом "Радио Африка" и выпустила странноватым "сплитом" сокращённые варианты "Дня Серебра" и "Детей Декабря".

К этому моменту состав ансамбля претерпел значительные изменения. Помимо Гребенщикова, Романова, Гаккеля и переключившегося на перкуссию Васильева-Файнштейна в него входили ударник Пётр Трощенков, скрипач Андрей Решетин (сменивший в 1986 году погибшего Александра Куссуля), аккордеонист Сергей Щураков и басист Александр Титов. С группой очень много сотрудничали блюзовый гитарист Александр Ляпин, великий джазофреник Игорь Бутман и король клавишной абракадабры Сергей Курёхин (соавтор группы на загадочно-придурочном "Тибетском Танго" (1983).

Получив широкую известность, лирика песен Гребенщикова вызвала толки. Некоторые безумцы, говорят, до сих пор ломают головы, пытаясь разгадать якобы кроющиеся в песнях "Детей Декабря" загадки, не замечая в упор хрестоматийной цитаты из Урсулы Ле Гуин в "Кад Годдо" ("Только во тьме - свет...") и откровенной похмельной рефлексии "Снов О Чём-То Большем" ("Вчерашний вечер остаётся смутным...").

Наконец, ансамбль реализовал оригинальный саундтрек к фильму Сергея Соловьёва "Асса". В него вошли заново записанные "Плоскость", "Старик Козлодоев" и "Мочалкин Блюз" (более выигрышная версия с искромётной партией скрипки Сергея Рыженко), а также аранжировка баллады XVI века "Город" с русским текстом Алексея Хвостенко. Неожиданная популярность этой неавторской композиции вряд ли пришлась по вкусу музыкантам, песня быстро "затаскалась" по радиоволнам до состояния какой-то, прости Господи, "Hotel California".

Столь же быстро была затаскана и вышедшая в следующем, 1988 году песня "Полковник Васин". Она вместе с композициями "Серебро Господа Моего", "Орёл, Телец и Лев", "Лой Быканах", "Сарданапал", а также новыми версиями "Марша" и "К Друзьям" и большим количеством шизофренических инструменталов вошла в саундтрек к следующему фильму С. Соловьёва "Чёрная Роза - Эмблема Печали, Красная Роза - Эмблема Любви". Премьеры обоих фильмов предварялись рок-концертами и затягивались на несколько дней.

В том же 1988 году Гребенщиков при содействии Александра Титова, гитариста Eurythmics Дэвида Стюарта и знаменитого ударника Рэя Купера записывал в США свой первый англоязычный сольный проект "Radio Silence". Стопроцентно сольным, кстати, этот альбом считать нельзя - Аквариум в составе "Гребенщиков, Титов, Романов, Гаккель и Трощенков" исполняет на нём новую версию баллады "Смерть Короля Артура". Увлечение творчеством Александра Вертинского сподвигло Гребенщикова на включение в программу и русскоязычного бонуса - отрывка из романса "Китайская Акварель". В ноябре 1988 года Стюарт и Купер участвовали в питерских концертах ансамбля.

В 1989 году оба проекта - и "Чёрная Роза...", и "Radio Silence" наконец-то вышли в свет. Последний пользовался довольно скромным успехом, хотя попасть в попсовый в общем-то хит-парад Billboard с не самой коммерческой на свете работой - уже достижение. Несмотря на общее народное ликование и всплески самой настоящей "аквариумо-мании" (подумать только, ещё летом 1987 года мужики выступали на открытой эстраде возле Северного входа на ВДНХ и остались практически незамеченными!) всё чаще распространялись слухи о неминуемом скором распаде ансамбля. Периодически, во время зарубежных отлучек Гребенщикова место у микрофона занимал Романов, а группа выступала под названием Трилистник. "Какая-то часть ансамбля не может просто так оттягиваться и проводить время, когда нет концертов, она хочет просто что-то играть, - объяснял Романов, - Просто взяли другое название, хотя музыканты все те же самые..."

Анекдотично разминувшись с отправившимися в Америку Романовым и Васильевым, Гребенщиков, вернувшись осенью 1989 года после американского тура в страну, начал срочно собирать расползшихся музыкантов для выступления на юбилее журнала "Аврора" и в программе "Взгляд". Романова, сперва ненадолго, подменил Олег Сакмаров, а участвовавший в записи "Равноденствия" на правах сессионного музыканта Щураков стал штатным аккордеонистом группы. Титова, на какое-то время ушедшего после американских выступлений из музыки, сменил Сергей Березовой. В целом многочисленные сольные проекты музыкантов образца 1989 года довольно серьёзно подорвали творческое здоровье коллектива.

В 1990 году ансамбль продолжил серию записей "История Аквариума", выпустив третий альбом заново аранжированных или же архивных записей. Наиболее интересной здесь представляется концертная запись "Охоты На Единорогов", сделанная в 1987 году с оркестром старинной музыки Равиля Мартынова. Записанные в том же году для очередного фильма Соловьёва "Дом Под Звёздным Небом" песни успеха не имели (впрочем, как и сам фильм), и официально не выпускались. Лишь его финал с песней "О Лебеде Исчезнувшем" некоторое время крутили под видом клипа некоторые музыкальные передачи.

14 марта 1991 года группа, собравшись после серии разброда и шатаний самым сильным своим составом (в концерте приняли участие даже давно не сотрудничавшие с ней Ляпин и Титов), отыграла, отыграла концерт, объявленный, как "последний".

К тому моменту у Гребенщикова был готов цикл интересных фолк-песен, из которых можно особо выделить гипнотический риффовый номер "Бурлак". С этой программой Гребенщиков совершил в лучшем смысле этого слова хипповское "волшебное таинственное путешествие" вниз по Волге. Как ни странно, его "новая" группа по составу мало отличалась от Аквариума последнего созыва: помимо нового гитариста Сергея Зубарева и уже сотрудничавшего с ансамблем флейтиста Сакмарова здесь присутствовали Березовой, Решетин, Щураков и Трощенков. Однако уже 11 августа 1992 года, после выпуска двух программ - студийного "Русского Альбома" и концертных "Писем Капитана Воронина" - Гребенщиков остановил и этот проект.

А если точнее - прекратил маскировать под новую группу старый добрый Аквариум.
Продолжение следовало...

02.02.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Sehr Gut
    Написал(a): Kostya, 09/02/2002 5:51
  • Sehr Gut
    Написал(a): Kostya, 09/02/2002 5:48
АКВАРИУМ - свежие публикации:
  • Анонс - 45 , 22.06.2017
    Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты она отправится в юбилейный тур по России »»
  • События - Спляшем, Пегги , 16.06.2017
    Новая песня "Аквариума" - "Пегги Поршень" »»
  • События - Проблемы наверху , 17.05.2016
    Концерт "Аквариума" в Хабаровске сорван окончательно »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 июля 1972
Место образования: Санкт-Петербург
Сайт: www.aquarium.ru
Материалы по теме:
45
Спляшем, Пегги
Проблемы наверху

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника24/09

2003 – Скончался Вадим Покровский («2 Самолета»)  »»

Carl SIGMAN

Anthony NEWLEY (1931)

Линда МАККАРТНИ (1941)

Jerry DONAHUE (1946)

Алексей РОМАНОВ (1952)

Александр БАШИРОВ (1955)

Shawn "Clown" CRAHAN (1969)

Kati WOLF (1974)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить