Олег ГАРКУША  Олег Гаркуша: "Кто даст денег на рок-н-ролл?"

Многие знакомы с Олегом Гаркушей - шоуменом АукцЫона. И еще никто не знает, каков из Гаркунделя писатель. 2 февраля нам представится возможность это узнать: будет презентован двухтомник "Мальчик как Мальчик", вышедший из-под пера enfant terrible русской рок-сцены. Но в нашем интервью мы этой темы не касались...

Многие из нас знакомы с Олегом Гаркушей - безумным долговязым шоуменом АукцЫона. Но еще никто не знает, каков из Гаркунделя писатель. 2 февраля нам представится возможность это узнать: в ОГИ будет презентован двухтомник "Мальчик как Мальчик", вышедший из-под пера enfant terrible русской рок-сцены.
Сам Гаркуша последние несколько лет является активным поборником здорового образа жизни и регулярно присутствует на мероприятиях, организуемых "Домом на горе" - известным питерским учреждением, в котором обретают новый смысл жизни люди, зависимые от наркотиков и алкоголя. На этом мероприятии мы его и застали. Однако разговор с Олегом, приводимый ниже, затронул темы, далекие от литературы, алкоголизма и наркомании.
Начали мы с самого громкого, пожалуй, события прошлой недели - закрытия ТВ-6:

Звуки.Ru: - Твое отношение к этим событиям?
Гаркундель: - Ну, если что-то происходит, значит, это кому-то нужно. А если так надо, значит, так и должно быть. Было ТВ-6, значит, будет ТВ-7, ТВ-8 - неважно, люди без работы не останутся. Возможно, какая-то часть отсечется,- но профессионалы, которых, я думаю, на ТВ-6 немало, невостребованными не останутся. Что же касается того, хороший это был канал или нет,- то я лично не вижу ни одного канала, который был бы достаточно интересен для нормально образованного, интеллигентного человека, ну, разве что "Культура".
Звуки.Ru: - Не кажется ли тебе, что после закрытия "Программы "А", "Живой коллекции", "Антропологии",- а теперь еще и 'Земли-Воздуха' на ТВ-6 на нашем телевидении практически исчезают живые концерты в прямом эфире?
Гаркундель: - Почему? Есть шоу Кирилла Кальяна на "Дарьял-ТВ", там бывают живые концерты. Я их смотрю с удовольствием.
Звуки.Ru: - Ну, этот канал не везде можно увидеть. Я имею в виду общероссийские эфиры.
Гаркундель: - Ну, ты же понимаешь это прекрасно. Кто из рок-н-ролльных музыкантов будет платить за то, чтобы его показали по центральному каналу? Если взять того же Крутого, и иже с ним, то они же банально проплачивают то эфирное время, в которое показываются их программы.
Звуки.Ru: - Не думаешь ли ты, что в этой ситуации рок-н-ролл вскоре вообще исчезнет с телевизионных экранов?
Гаркундель: - В том-то и дело, что исчезнет. Потому что у рок-н-ролльщиков, у настоящих ( я не имею в виду группы, как Сплин, Би-2, Земфира и иже с ними - это группы другого эшелона) - у них, может быть, и есть такая возможность, но им особо этого даже и не надо. Вот, например, группе АукцЫон, появляться каждодневно через рекламу в телеэфире не требуется.
Но передача, которая бы рассказывала о рок-музыке, нужна несомненно. Не о "попсовой" рок-эстраде, а именно о рок-музыке! О молодых группах и т. д. - такая передача должна быть. Но она не может сейчас существовать, потому что денег-то нет! Кто даст денег на рок-н-ролл? Сами исполнители не дадут, потому что у них нет денег.
Звуки.Ru: - Тогда получается замкнутый круг?
Гаркундель: - Да, именно так и получается. Замкнутый круг!
Звуки.Ru: - А какой же тогда может быть из этого выход?
Гаркундель: - Выход - оптимистически подходить к этому делу. Вот раньше все было совсем по-другому. У нас в Питере были программы "Поп-антенна", "Калейдоскоп", где просто показывались все рок-н-ролльные группы. Дело доходило до того, что некоторые группы умудрялись на ленинградском телевидении снимать достаточно большое количество клипов. НОМы, по-моему, штук двадцать так сняли. Я не знаю, откуда брались деньги, но откуда-то они брались тогда, и были передачи, в которых эти группы участвовали. И АукцЫон тоже часто приглашали на телевидение.
Звуки.Ru: - Помнится, это продолжалось так где-то до 98-го года...
Гаркундель: - Ну, да. Значит, тогда были какие-то определенные деньги, которые давались на то, чтобы эта музыка была.
Звуки.Ru: - Многие считают, что если устраивается какой-то грандиозный концерт или шоу, например, как "Мир N 0" ДДТ,- значит, это все проплачено бандитами - друзьями Шевчука. То есть люди думают, если у рок-н-ролльщика есть деньги, значит, обязательно он водит дружбу с какими-то богатыми бандитами.
Гаркундель: - Понимаешь, обыватель многого не понимает. То есть он думает, видя меня по телевизору или читая обо мне в газетах или журналах, что я просто "золотой" - у меня машина, квартира и т. д.! Но это не так! У меня нет ни квартиры, ни машины, ни огромадных денег. Это я говорю абсолютно честно, но обыватель-то этого не знает! Он читает, что Олег Гаркуша - звезда, и думает, что у меня все есть.
Звуки.Ru: - Ну, у того же Шевчука-то это есть?..
Гаркундель: - Это сейчас! А лет десять-пятнадцать назад ничего не было тоже. Даже комнаты в коммуналке не было. Просто каждый творческий человек идет целенаправленно к осуществлению своей мечты. Мечта может быть "бытовая" - квартира, машина и т. п., и может быть "бытовая" + еще запись альбомов и концертная деятельность и т. д.
У нас можно по пальцам пересчитать рок-н-ролльные группы, которые не зависят сейчас от теле- и радиоэфиров. Это, на мой взгляд, Аквариум, Алиса, ДДТ, АукцЫон,- ну, и еще какие-то, может быть. Вот они есть, они записаны давно и непонятно кем в разряд "культовых" - и все! Практически каждый знает, что такая группа есть. Может быть, вообще эти эфиры-то и не нужны, потому что, например, в свое время "начинающие" группы Сплин и Би-2 потихонечку были-были, а сейчас, при всем моем глубоком к ним уважении, слишком часто появляются на экране, и это, мягко говоря, уже не то, уже вызывает некоторое неприятие.
Звуки.Ru: - Тогда возникает такой вопрос. Ведь всем, кого ты ранее перечислил, уже далеко за сорок, еще лет пять-десять - и надо уходить. А что же дальше? Кто будет за вами? "Где та молодая шпана..."? Она есть, или дальше будет развиваться только так называемый "рокапопс"?
Гаркундель: - Я скажу такую вещь. В последнее время я часто присутствую в составе различных жюри, организую какие-то фестивали и т. д. Групп различных - безумное количество! Среди этих групп примерно штук 200 более-менее регулярно концертируют. Допустим, групп 10 очень хорошие, и где-то 2-3 - очень-очень хорошие... ну и что? Они все умеют играть, у них отличные тексты, есть лидеры, но в лучшем случае они издадут свою песню в каком-то сборнике - раз! Запишут, к примеру, на "Добролете" альбом - два! И все! А кто будет им делать концерты? А кто будет их продюсировать, вкладывать в них деньги?
Сейчас немножко все по-другому. Раньше, когда группы начинали, они сами себя делали, по большому счету. "Слабый" уходил, и об этих группах забывали. "Сильный" оставался и своими силами продолжал работать и добиваться успеха. Сейчас молодым командам не так просто: или напористо идти вперед, или банально искать человека с деньгами, который их будет раскручивать. Но тут опять возникает двоякость ситуации, поскольку человек не будет просто так вкладывать деньги - он захочет эти деньги "отбить". Мол, "мы заключим с вами такой простенький договорец лет на пять, а там посмотрим". И группа начинает зависеть от этого человека. Он начинает с них высчитывать деньги, совать их во всяческие "сборные солянки" с популярными попсовыми исполнителями... Может быть, на мировом уровне это нормально! Вот, к примеру, U-2 и Бритни Спирс получают рядышком призы - для них это вообще "по барабану"! Они занимаются шоу-бизнесом, и для них это нормально! У нас - другая ситуация.
Вот недавно видел афишу какого-то концерта в "Ледовом", где одна попсня, и среди них - Би-2, Сплин, Чичерина. Вполне возможно, что именно так и должно быть. Допускаю даже, что все выступали на "живом" звуке. Но для меня это -?..
Звуки.Ru: - Если сравнивать вас, когда вы начинали, и нынешних - кому легче было? Когда запрещали и никуда не пускали - или теперь, когда есть возможность выступать во многих клубах, только для этого нужны деньги?
Гаркундель: - Да, у нас не было клубов, а сейчас их великое множество. Но практически ни один клуб не возьмет не известную никому группу.
Звуки.Ru: - Но их, по крайней мере, не арестовывают за то, что они играют рок-музыку?..
Гаркундель: - Их не арестовывают, да! Но, чтобы сыграть хотя бы один концерт, нужно иметь какую-то репутацию. Клубы должны приносить определенную прибыль. А если получается так, как у меня было в клубе "Гаркундель", когда выступали группы, абсолютно никому не известные, и приходило от 5 до 15 человек - друзья этой группы или те, кто просто зашел пива попить. Ну и что? А ведь эти неизвестные группы могут через несколько лет стать популярными?..
Звуки.Ru: - Как и случилось с Королем и Шутом, Пилотом и другими...
Гаркундель: - Да! Но опять же, тот же "КиШ" шел к своей популярности 10 лет, 'Ночные снайперы' - 4 года, Пилот - где-то около 5 лет. Все равно нужно время, чтобы "засветиться" по-настоящему. Чтобы кассета с твоей записью попала, образно говоря, на стол к Мише Козыреву, попала опять же под его "настроение" и ему понравилась, чтобы так: "О! Это моя любимая группа!" С одной песней! А все остальные песни-то - говно! Одна песня кайфовая, а все остальные - говно, разве это группа? У группы должно быть, по крайней мере, 99 % песен хороших! Ну, хотя бы 70...
Звуки.Ru: - Когда вы начинали, то для вас это были просто занятия творчеством, способ выражения своих мыслей. А много ли групп сейчас занимаются музыкой ради творчества, или для них это, в первую очередь, способ зарабатывания денег?
Гаркундель: - Где-то "50 на 50". Я как раз сталкивался в своем клубе с этим: одни приходили и спрашивали "где наши деньги?", а другие - "нам бы сыграть!" Есть люди, которые хотят просто показать себя, пусть и бесплатно, а есть те, которые хотят за свою игру получать деньги. Но, милые мои, нужно лет 10 "потрубить", чтобы это заслужить, а потом уже можно претендовать на какие-то дивиденды! К сожалению, сейчас много таких, которым только "Дай! Дай!" - и все.
Когда мы начинали - это было для нас, по большому счету, хобби. У нас у всех были работы, и это было, скорее, клуб по интересам, "подростковый". Идешь с работы, даже если устал - настроение замечательное, идешь на "репу", сидишь там, переживаешь, мысли какие-то возникают! А сейчас подход у людей другой, потому что они поняли, что можно играть на гитаре, да еще и деньги за это получать. Как кайфово! И тебя еще все при этом любят - вообще супер! Правда, не у всех это получается...(улыбается)
Звуки.Ru: - И последнее. Как ты думаешь, будущее все-таки за коммерциализацией русского рока, или останется какая-то часть "упертых", в хорошем смысле, рок-музыкантов?
Гаркундель: - Опять же - "50 на 50". Часть останется непризнанными и "нераскрученными", потому что нет у них такой возможности "раскрутится". И будет такой талантливый человек "до седин" практически сидеть у себя на кухне и играть свои безумно хорошие песни. А другую часть смогут раскрутить, и она волей-неволей пойдет на те условия, которые ей будут предлагать, к сожалению. Соблазн-то велик, и поэтому такие группы постепенно превращаются в некую "рок-эстраду". Многие меняют даже свое музыкальное звучание: начинали с какого-нибудь "злобного" панка, как те же "КиШ" и "Пилот", а потом становятся более "приглаженными' - типа "и нашим, и вашим". То есть больше поют песни, которые "катят" по радио и ТВ, потому что такие - злободневные, жесткие в музыкальном плане - песни по ТВ "не катят". Все-таки большинство нашего народа любит некоторую "приглаженность", ему эта "чернуха" на фиг не нужна!

Будем надеяться, кому-то она все-таки будет нужна.

27.01.2002, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Олег ГАРКУША

Дата рождения:

23 февраля 1961