ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА  Трибьют трибьюту рознь

С лета прошлого года ходят слухи о создании трибьюта Гражданской Обороне - и вот он готов к выходу. Что есть трибьют? - Попросту: посвящение, выражение приязни к чужому творчеству. То есть, если по-русски, по-летовски - этакое музыкальное "Ты меня уважаешь?". Продюсер проекта Никита рассказывает Звукам о том, как создавался этот диск...

Признаться, к идее создания трибьюта группе Гражданская Оборона отношение у нас до сих пор двоякое. Затея эта - настолько же интересная, насколько рискованная: в свете очевидного успеха проекта Кинопробы она представляется новой попыткой шоу-бизнеса утилизовать и обратить в деньги все, что пользуется популярностью у активной части русских меломанов.
Однако достаточно иметь хотя бы минимальное представление о творчестве Гражданской Обороны, как это предположение начинает выглядеть крайне спорным: фаны Егора Летова - не те люди, которых можно заманить на яркие обертки да громкие имена.
Что есть трибьют? - Попросту: дань уважения, посвящение, выражение приязни к чужому творчеству. То есть, если по-русски, по-летовски - этакое музыкальное "Ты меня уважаешь?".
Неужто и вправду появится в России нормальный трибьют нормальному русскому музыканту,- такой, чтобы от всей души, да без калькуляции: "кто достоин играть, да какие вещи, да что из этого пойдет в ротацию?"
Похоже, да. Страшно подумать: на одном диске соседствуют имена известные и совершенно нет, песни всенародного значения и ранние опыты Летова.
Оформление нового диска можно, скорее, назвать аскетическим: ничего лишнего, - обложка в духе известного плаката Че Гевары, внутри - скромная справочная информация и фотографии групп. И впрямь, как-то не похоже на культовую бабковыжималку...
Мы решили разобраться, в чем тут дело, и обратились к генеральному продюсеру компании, выпускающей трибьют, - Никите:

Звуки.Ru: - Никита, ГРОБ - первый трибьют, издаваемый "Мистерией Звука"? Что вас на него больше вдохновило - творчество Егора Летова, или коммерческий успех трибьюта Цоя?
Никита: - Это второй Трибьют, издаваемый Мистерией. Первым был Трибьют группе Ария, который был издан в конце лета 2001 года. Идея трибьюта витала уже очень давно в головах многих людей, поэтому назвать нас идейными вдохновителями данного проекта нельзя. Мы, можно сказать, подхватили те идеи, которые витали в воздухе и в умах ценителей творчества Е. Летова, и реализовали это совместно с альтернативными издательствами "HOR Music" и "Solntze Reords". На самом деле, данный проект есть попытка создать памятник славной эпохе советского панка. Естественно, ни о каком коммерческом успехе речи быть не может. Так как Егор Летов - не Виктор Цой и понятное дело, что какими бы хорошими не были песни, вошедшие в данный проект, их вряд ли будут крутить по радиостанциям и по телевизору.
Надо сказать, что когда мы слушали песню Ленинграда - "Красный смех", которую Сергей Шнуров считает лучшим из того что он когда-либо записал, то просто рыдали. И врубались в поразительный парадокс: И песня без мата, и группа культовая и сыграна потрясающие, но тем не менее Никто и Никто ее не будет крутить. Можно сказать, в слезах позвонил я Алине Крупновой и начал плакаться: Ну как же так, такая песня а многие не услышат... На что Алина спокойно ответила: "Да не расстраивайтесь, Вы Никита. Кому надо - те услышат, до тех дойдет, а остальные... Да Бог с ними". И, в принципе, эти слолва как бы и являются визитной карточкой. То есть проект создается для тех, кому он нужен.
Звуки.Ru: - Как сам Егор отреагировал на предложение создать ему "памятник в бронзе"?
Никита: - Егор отнесся хорошо. Подписал все необходимые документы и сказал, что, по большому счету, ему все равно кто будет участвовать в проекте и кто какие песни будет исполнять,- это не от безразличия, а потому что он панк.
Звуки.Ru: - По какому принципу отбирались музыканты?
Никита: - Поскольку андеграунд является андеграундом, то мы вообще не ставили никаких критериев перед отбором групп. В трибьюте участвовали только те, кому это было интересно - независимо от своей именитости. Главный критерий - качество записи, с профессиональной точки зрения. Со своей стороны мы никак не подсказывали музыкантам, какие песни делать и как. С точки зрения творческой части мы сами делали только компиляцию. По моему, в итоге получилось неплохо.
Звуки.Ru: - Как ты сам считаешь - искусство трибьюта имеет шанс прижиться на русской почве?
Никита: - К сожалению, "Кинопробы", как и любой полномасштабный проект, дали публике несколько извращенное понятие о Трибьютах. И с тех пор укоренилось навеки утверждение о том, что Трибьют есть способ заработать денег на имени того или иного артиста.
Весьма прискорбно, но это не так. Трибьют, первым делом, - дань уважения исполнителю, независимо от того, жив он, или нет. И если в случае с другими трибьютами на первый план выходит мысль о зарабатывании денег, то это наталкивает на мысль, что далеко не каждый участник проекта был честен до конца.
Звуки.Ru: - Что интересного с вами происходило во время записи и издания этого диска?
Никита: - Самый забавный случай - когда нам позвонили и сказали что плакат трибьюта показали на НТВ в программе про каких то там политических экстремистов. Нам было очень смешно, так как до сих пор не понимаем - это наезд, или комплимент?..

19.01.2002, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)