"Как встретишь Новый Год, так его и проведёшь", - гласит молва. Может быть, и так - но нет правил без исключений. Поэтому, если начало года не задалось - не стоит унывать и опускать руки.

Первого января 1962 года малоизвестный ливерпульский квартет The Beatles отпраздновал Новый Год, исполнив и записав пятнадцать песен для студии "Decca". Это был их первый опыт работы с лондонскими студиями звукозаписи, и он закончился полным провалом. "Decca" отказалась от Beatles, отдав предпочтение Брайану Пулу и Tremelos: у них уходило меньше времени на поездки в Лондон для записи. Впоследствии, если верить слухам, каждый Новый Год руководство студии извлекало знаменитую плёнку из сейфа и топило печаль в алкоголе, прослушивая её в очередной раз и пытаясь понять, как это оно могло упустить самую коммерчески успешную группу мира. Но тогда группе было твёрдо отказано в сотрудничестве.

Нет, так нет. Не отчаиваясь, битлы продолжили музицирование, а их администратор - обивание порогов различных студий. Наконец ему повезло в самом захудалом филиале EMI, именуемом Parlaphone. Группой заинтересовался продюсер этой богом забытой артели Джордж Мартин. Впоследствии этого человека назовут "пятым битлом" - несмотря на более, чем солидную разницу в возрасте. Однако его день рождения московские битломаны почему-то не празднуют, - а надо бы.
Родившийся 3 января 1926 года Мартин к моменту встречи с битлами имел за плечами весьма бурную биографию. Будущие члены Fab Four только учились ходить и говорить, а Мартин уже служил в военно-морской авиации. Демобилизовавшись, в 1947 году он взялся обучаться игре на фортепиано и гобое. Некоторое время играл в составе лондонских парковых оркестров, затем устроился диктором на BBC, и лишь в 1950 году начал приобщаться к звукозаписи как таковой - сперва в роли ассистента репертуарного менеджера EMI, потом - как глава того самого захудалого Parlaphone. Взлёт Beatles был и его взлётом: в лице Мартина группа обрела компетентного звукорежиссёра и нешаблонно мыслящего аранжировщика.

12 января 1963 года Beatles выпустили сингл "Please Please Me". Только сейчас, после выпуска разного рода "Антологий", стало известно, что первая версия этой песни напоминала худшие образцы баллад Роя Орбисона, а попытка записать это занудство в сентябре 1962 года была просто удручающей. Мартин предложил группе хорошенько поработать над аранжировкой. Ну, и сам помог. В результате чего где-то через полтора месяца песня добралась до вершины UK-charts.

В 1964 году Мартин собрал свой оркестр, прославившийся интерпретациями музыки Beatles. Мало-помалу его звучание стало проникать и в музыку квартета - сперва в виде интерлюдий между песнями на американских версиях "A Hard Day`s Night" и "Help!", затем в качестве основного аккомпанемента на "Yesterday". Кстати говоря, первоначально была выпущена инструментальная версия этой песни: Пол МакКартни сперва не собирался делать песню из мотивчика, на который не ложились никакие слова, кроме "Шалтай-Болтая", и с лёгким сердцем отдал мелодию Мартину. Сейчас сингл George Martin Orcestra "Scrambled Egg" - раритет из раритетов.

Вершиной сотрудничества Мартина со звездной четверкой стал выпущенный с 13 по 17 января 1969 года по всему миру саундтрек к мультфильму "Yellow Submarine". Здесь Мартин впервые фигурировал в составе группы не просто, как продюсер и аранжировщик, но и как автор музыкального материала: вся вторая сторона альбома представляла собой его инструментальные произведения. Завершала диск симфоническая версия заглавной песни. Исключение этих номеров из ремастированной в 1999 году версии саундтрека превратило программу в банальный сборник "Beatles 1965-1968", и было расценено многими старыми поклонниками группы не иначе, как акт вандализма.
Последний раз оркестр Мартина звучал в полную силу у Beatles на занявшем 12 января 1970 года первое место в британском хит-параде диске "Abbey Road". "Я пытался заставить ребят думать о симфонических формах и об общем впечатлении от альбома, о сочетании и контрасте различных композиций и выражении ими определённых образов, - рассказывал Мартин, - Если бы мы продолжили создавать альбомы, то именно таким образом. Но мы уже находились в процессе распада. "Abbey Road" стал нашим похоронным звоном..."

Здесь нам следует немного отступить назад.
8 января 1966 года отметил шестую неделю на вершине хит-парада альбом Beatles "Rubber Soul". Среди новых песен особенно выделялась "In My Life". "Раньше, бывало, Мартин обращал за нас подтекст в музыку, - вспоминал Джон Леннон, - В "In My Life", например, есть соло на фортепиано елизаветинских времён. Он часто выкидывал такие штуки".
"In My Life"... Так был назван и вышедший в 1998 году последний альбом Джорджа Мартина. "Всё, что тебе нужно - это уши", - так называлась вышедшая в 1979 году автобиография Мартина. Слух выдающегося звукорежиссёра был уже не тот к моменту работы над "Антологией" - вот почему "Free As A Bird" и "Real Love" реставрировали (весьма посредственно справившись, кстати, в итоге с задачей) люди со стороны. "Я потерял счёт альбомам, которые были спродюсированы мной, - рассказывал Мартин, сотрудничавший после распада Beatles с МакКартни и Джорджем Харрисоном, с Томом Джонсом и Манфредом Манном, с Chip Trick, Aerosmith и Ultravox, - И я прекрасно понимал, что рано или поздно запишу последний альбом в своей карьере. Но почему это должна быть случайная работа? Отчего я не могу решить сам, каким альбомом мне попрощаться со слушателями?" Разумеется, альбом стал самым необычным трибьютом Beatles за всю историю звукозаписи. Человек-оркестр Бобби МакФерри сыграл на губах "Come Together", актеры Шон Коннери и Голди Хоун исполнили, словно небольшие моноспектакли, "It`s My Life" и "A Hard Day`s Night" соответственно, финальное поппури из "Abbey Road" копейка в копейку снял Фил Коллинз, а до "Here, There And Everywhere" и "Because" были допущены (без паники, у них всё хорошо получилось!!!) Селин Дион и Ванесса Мэй.

Всё хорошее когда-нибудь кончается. Но Джордж Мартин по крайней мере сумел обеспечить собственной истории достойный финал. Настоящий режиссёр, что и говорить...

17.01.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Браво, Дима !

    Из всей серии наверное самая удачная статья !
    Написал(a): cleric, 23/01/2002 2:39
  • Браво!

    Я все ждал и гадал: будет ли продолжаться в этом году мой любимый "Уголок битломана"? И вот - он продолжен, да еще и статьей про Мартина, которого я всегда считал несправедливо обойденным в большинстве официальных биографий Битлов!

    Спасибо, ребята, уважили!
    Написал(a): Boss, 18/01/2002 12:06
THE BEATLES - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Ливерпуль

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

На дорожку – Ozzy OSBOURNE Оззи Осборн начинает прощальный тур с России. Альбомов больше не будет »»

Все такие внезапные – GIZMODROME Участники King Crimson, Police, Level42 и пианист Gizmo встретились в тудии и неожиданно для себя… »»

Меня любит моя биполярочка – OXXXYMIRON Оксиммирон выпустил клип, в котором рефлексирует на тему своего места в культуре. Видео, текст »»

Сезам, откройся – BJORK Премьера новой песни Бьорк с Того Самого Альбома. »»

Таких не берут в космонавты – DEPECHE MODE Режиссером нового клипа Depeche Mode стал Антон Корбайн, превративший Гэхана в бесприютного… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника20/09

1982 – Завершение работы над альбомом «Дым» и день рождения группы «Пикник»  »»

1997 – Элтон Джон в пятый раз возглавил британский хит-парад c песней "Candle in the Wind", которую он посвятил памяти погибшей принцессы Дианы. Первоначально песня была посвящена Мерилин Монро  »»

2003 – Погиб Сергей Бодров («Брат»)  »»

Артюр РЭМБО

Roy TURK

Red MITCHELL (1927)

Joe TEMPERLEY (1929)

Sophia LOREN (1934)

Eric GALE (1938)

Михаил "Петрович" СОКОЛОВ (1953)

Андрей ДЕРЖАВИН (1963)

Nuno BETTENCOURT (1966)

АДАПТАЦИЯ ПЧЁЛ (1999)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить