THE BEATLES  Уголок битломана. Январь. "Внимание: Запись!"

Этого человека многие зовут "пятым битлом" - несмотря на солидную разницу в возрасте. Однако его день рождения битломаны почему-то не празднуют, - а надо бы: ведь во многом благодаря Джорджу Мартину фирма Decca до сих пор топит горе в вине, не понимая, как это она могла упустить самую коммерчески успешную группу мира...

"Как встретишь Новый Год, так его и проведёшь", - гласит молва. Может быть, и так - но нет правил без исключений. Поэтому, если начало года не задалось - не стоит унывать и опускать руки.

Первого января 1962 года малоизвестный ливерпульский квартет The Beatles отпраздновал Новый Год, исполнив и записав пятнадцать песен для студии "Decca". Это был их первый опыт работы с лондонскими студиями звукозаписи, и он закончился полным провалом. "Decca" отказалась от Beatles, отдав предпочтение Брайану Пулу и Tremelos: у них уходило меньше времени на поездки в Лондон для записи. Впоследствии, если верить слухам, каждый Новый Год руководство студии извлекало знаменитую плёнку из сейфа и топило печаль в алкоголе, прослушивая её в очередной раз и пытаясь понять, как это оно могло упустить самую коммерчески успешную группу мира. Но тогда группе было твёрдо отказано в сотрудничестве.

Нет, так нет. Не отчаиваясь, битлы продолжили музицирование, а их администратор - обивание порогов различных студий. Наконец ему повезло в самом захудалом филиале EMI, именуемом Parlaphone. Группой заинтересовался продюсер этой богом забытой артели Джордж Мартин. Впоследствии этого человека назовут "пятым битлом" - несмотря на более, чем солидную разницу в возрасте. Однако его день рождения московские битломаны почему-то не празднуют, - а надо бы.
Родившийся 3 января 1926 года Мартин к моменту встречи с битлами имел за плечами весьма бурную биографию. Будущие члены Fab Four только учились ходить и говорить, а Мартин уже служил в военно-морской авиации. Демобилизовавшись, в 1947 году он взялся обучаться игре на фортепиано и гобое. Некоторое время играл в составе лондонских парковых оркестров, затем устроился диктором на BBC, и лишь в 1950 году начал приобщаться к звукозаписи как таковой - сперва в роли ассистента репертуарного менеджера EMI, потом - как глава того самого захудалого Parlaphone. Взлёт Beatles был и его взлётом: в лице Мартина группа обрела компетентного звукорежиссёра и нешаблонно мыслящего аранжировщика.

12 января 1963 года Beatles выпустили сингл "Please Please Me". Только сейчас, после выпуска разного рода "Антологий", стало известно, что первая версия этой песни напоминала худшие образцы баллад Роя Орбисона, а попытка записать это занудство в сентябре 1962 года была просто удручающей. Мартин предложил группе хорошенько поработать над аранжировкой. Ну, и сам помог. В результате чего где-то через полтора месяца песня добралась до вершины UK-charts.

В 1964 году Мартин собрал свой оркестр, прославившийся интерпретациями музыки Beatles. Мало-помалу его звучание стало проникать и в музыку квартета - сперва в виде интерлюдий между песнями на американских версиях "A Hard Day`s Night" и "Help!", затем в качестве основного аккомпанемента на "Yesterday". Кстати говоря, первоначально была выпущена инструментальная версия этой песни: Пол МакКартни сперва не собирался делать песню из мотивчика, на который не ложились никакие слова, кроме "Шалтай-Болтая", и с лёгким сердцем отдал мелодию Мартину. Сейчас сингл George Martin Orcestra "Scrambled Egg" - раритет из раритетов.

Вершиной сотрудничества Мартина со звездной четверкой стал выпущенный с 13 по 17 января 1969 года по всему миру саундтрек к мультфильму "Yellow Submarine". Здесь Мартин впервые фигурировал в составе группы не просто, как продюсер и аранжировщик, но и как автор музыкального материала: вся вторая сторона альбома представляла собой его инструментальные произведения. Завершала диск симфоническая версия заглавной песни. Исключение этих номеров из ремастированной в 1999 году версии саундтрека превратило программу в банальный сборник "Beatles 1965-1968", и было расценено многими старыми поклонниками группы не иначе, как акт вандализма.
Последний раз оркестр Мартина звучал в полную силу у Beatles на занявшем 12 января 1970 года первое место в британском хит-параде диске "Abbey Road". "Я пытался заставить ребят думать о симфонических формах и об общем впечатлении от альбома, о сочетании и контрасте различных композиций и выражении ими определённых образов, - рассказывал Мартин, - Если бы мы продолжили создавать альбомы, то именно таким образом. Но мы уже находились в процессе распада. "Abbey Road" стал нашим похоронным звоном..."

Здесь нам следует немного отступить назад.
8 января 1966 года отметил шестую неделю на вершине хит-парада альбом Beatles "Rubber Soul". Среди новых песен особенно выделялась "In My Life". "Раньше, бывало, Мартин обращал за нас подтекст в музыку, - вспоминал Джон Леннон, - В "In My Life", например, есть соло на фортепиано елизаветинских времён. Он часто выкидывал такие штуки".
"In My Life"... Так был назван и вышедший в 1998 году последний альбом Джорджа Мартина. "Всё, что тебе нужно - это уши", - так называлась вышедшая в 1979 году автобиография Мартина. Слух выдающегося звукорежиссёра был уже не тот к моменту работы над "Антологией" - вот почему "Free As A Bird" и "Real Love" реставрировали (весьма посредственно справившись, кстати, в итоге с задачей) люди со стороны. "Я потерял счёт альбомам, которые были спродюсированы мной, - рассказывал Мартин, сотрудничавший после распада Beatles с МакКартни и Джорджем Харрисоном, с Томом Джонсом и Манфредом Манном, с Chip Trick, Aerosmith и Ultravox, - И я прекрасно понимал, что рано или поздно запишу последний альбом в своей карьере. Но почему это должна быть случайная работа? Отчего я не могу решить сам, каким альбомом мне попрощаться со слушателями?" Разумеется, альбом стал самым необычным трибьютом Beatles за всю историю звукозаписи. Человек-оркестр Бобби МакФерри сыграл на губах "Come Together", актеры Шон Коннери и Голди Хоун исполнили, словно небольшие моноспектакли, "It`s My Life" и "A Hard Day`s Night" соответственно, финальное поппури из "Abbey Road" копейка в копейку снял Фил Коллинз, а до "Here, There And Everywhere" и "Because" были допущены (без паники, у них всё хорошо получилось!!!) Селин Дион и Ванесса Мэй.

Всё хорошее когда-нибудь кончается. Но Джордж Мартин по крайней мере сумел обеспечить собственной истории достойный финал. Настоящий режиссёр, что и говорить...

17.01.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Группа THE BEATLES

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с...

Подробности из жизни:

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской
скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист
бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с зашедшим на огонёк Полом
МакКартни (1806.1942). Этот парень так впечатлил Джона своей игрой на гитаре,
что тот принял его в состав группы.
В 1958 году к ансамблю присоединился ещё один гитарист - Джордж Харрисон
(25.02.1943). Ещё через год группа обрела новое название - The Silver Beetles.
В составе появился приятель Джона Стюарт Сатклифф (23.06.1940), по настоянию
друга взявшийся за бас-гитару.
В 1960 году начался период интенсивных клубных выступлений и весьма авантюрных
гастрольных поездок. Периодически меняя ударников и аккомпанируя различным
вокалистам, ансамбль выступал в разных забегаловках и стриптиз-барах. За
барабанами в конце-концов утвердился Пит Бест (экс-Blackjacks, 1941), название
же трансформировалось в The Beatles - сочетание слов "beat" (ритм) и
"beetles" (жуки).…

Далее... →