АКЦИЯ  Смерть царя Ирода 2002

Вежливый отказ, Сирин и другие интересные персонажи авангардной сцены устроили Вертеп в строгих стенах Зала Чайковского...

Вот вроде бы и отгудели так всеми любимые новогодние праздники. Пока страна отдыхала, большинство деятелей шоу-бизнеса в поте лица занимались усиленным чесом денежных купюр по многочисленным клубам и концертным площадкам нашей необъятной родины. Естественно, выступления велись по ускоренной экстремальной программе: "как потопаешь, так и полопаешь", и два-три клуба за ночь - далеко не придел для настоящих профессионалов. На славу потрудившись в новогоднюю ночь, музыканты ушли в кратковременный заслуженный отпуск, ибо они тоже люди, а сил набраться для наступившего нового года не помешало бы. В связи с этим, в музыкальной жизни наступило вполне объяснимое затишье, и ничего особо выдающегося, кроме, конечно, самого Нового Года и Рождества, не произошло. Хотя, кое-кто не впал в постпраздничный осадок и продолжал бурную деятельность.
В канун Рождества довольно оригинальное событие произошло в строгих стенах Концертного Зала имени Чайковского. Оно-то и немного встряхнуло ослепленное праздничной суетой сознание москвичей и гостей столицы.

Весьма внушительная группа деятелей народной и современной музыки, объединив свои усилия, устроила необычный перфоманс - "Вертеп", направленный на возрождение давно забытых традиций празднования Рождества. Поскольку для многих соотечественников Рождество является пока что всего лишь "еще одним выходным и поводом выпить", то это мероприятие пришлось весьма кстати.
"Вертепное действо", "вертеп", иначе еще называемое "Смерть царя Ирода" - это древняя мистерия, удивительным образом связавшая славянскую мифологию и систему христианского мировоззрения. Игралось "Вертепное действо" на Рождество Христово, так как его содержание повествует о рождении Иисуса Христа и событиях ему сопутствовавших, поэтому структура действия "Вертепа" сохранилась и по сию пору в своей традиционной форме: рождение Христа, поклонение пастухов и волхвов, избиение младенцев царем Иродом, бегство спасителя в Египет, плач Рахили, смерть царя Ирода и Христославие.
Некогда повсеместно исполняемая на ярмарках народная драма как часть народных гуляний обрела новую жизнь, благодаря стараниям ансамбля древнерусской музыки Сирин, академии старинной музыки Opus Posth, ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, оркестра Гнесинские Виртуозы и легендарных рок-авангардистов времен перестройки - Вежливого Отказа и его бессменного лидера - Романа Суслова.
Публика, решившая таким необычным образом провести праздничный морозный вечер, собралась на удивление пестрая: от элегантных пар в вечерних костюмах и платьях, интеллигентного вида пенсионерок, экспертов в области народной музыки, студентов музыкальных училищ, изголодавшихся по событиям журналистов и целой тусовки прогрессивного вида молодых людей, имеющих к народной музыке весьма далекое отношение, явно не вписывающихся в камерные стены заведения своими сноубордическими нарядами и одутловатыми, то ли от алкоголя, то ли от мороза физиономиями.
Каждый жаждал получить от действа что-то свое, близкое и понятное ему одному: кто-то шел послушать "Сирин" и отдохнуть душой, а кто-то - в очередной раз взглянуть на апологетов отечественного рок-авангарда или просто развеяться от надоевшей клубной атмосферы в необычном месте.

Концерт проходил под патронажем небезызвестного клуба Дом, славящегося тягой к необычным экспериментам, что само по себе предполагало нечто интересное.
При беглом взгляде на сцену зритель окунался в легкую атмосферу таинственности. В первую очередь, этому способствовали объемные гигантские декорации, парящие над сценой: красочные полотна, украшенные мифическими узорами и диковинными животными и невероятных размеров волынка, воздух к которой должен подаваться от внушительных кузнечных мехов через змееподобный раструб. Саму сцену, подсвечиваемую особым образом, украшали причудливые металлические конструкции, предметы обихода и старинные вертепы - красивые резные деревянные ящики с кукольными декорациями.
И вот на сцену выходят музыканты и рассаживаются в строго отведенных местах, позади декораций. Действие начинается.
Первым вступил ансамбль "Сирин", участники которого расположились по двум сторонам балкона, примыкающего к сцене: мужчины в рясах с одной стороны, женщины в народных костюмах - с другой. Эстеты с умным видом внимали, а молодежь мирно дремала в креслах. Убаюкав неподготовленного слушателя акапелльным пением, из которого последовательно рисовались библейские сюжеты появления Иисуса, певцы спустились к музыкантам.
Неожиданно воздух прорезал глубокий бас, на смену которому через некоторое время пришла изящная флейта. Зазвучала мистическая авангардная пьеса, правда, источник происхождения подобных звуков не был замечен на сцене. Задремавший народ встрепенулся от глухих ударов гонга.
Совершенно четко ощущалось присутствие "Вежливого Отказа", но самих членов коллектива за громоздкими декорациями разглядеть было практически невозможно (музыкальные экспериментаторы умело маскировались за троном царя Ирода).
Зато остальных виртуозов было видно как на ладони, они-то и выплеснули всю накопленную за время ожидания своего часа энергию в красочную звуковую палитру симфонического звучания. Участники Сирина успели за мгновение перевоплотиться непосредственно в персонажей драмы про царя Ирода.

Музыка, написанная Павлом Кармановым, удивительным образом передает настроение костюмированной драмы, подчеркивая для непосвященного слушателя тонкости происходящего на сцене рождественской мистерии. Современный саунд сменялся народными наигрышами и переливами, которые, в свою очередь, тонули в симфоническом шквале, раскатах ударных и звоне колоколов. Связующая нить эпох, различных музыкальных культур, мировоззрений - все гармонично переплелось в представленном торжестве композиторской мысли.
Полтора часа вертепного действа пролетели незаметно - и вот уже ненавистный царь Ирод погибает, а младенец Иисус появляется на свет.

Все довольны - и музыканты, воплотившие эту оригинальную идею в жизнь, и аплодирующие зрители, каждый из которых наверняка проникся атмосферой волшебного праздника. Жалко только, что чудо-волынка по ходу пьесы не произвела ни одного звука и не поразила собравшихся своей громоподобной игрой, так и провисев вхолостую в воздухе, привлекая к себе излишнее внимание.

14.01.2002, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)