Вот вроде бы и отгудели так всеми любимые новогодние праздники. Пока страна отдыхала, большинство деятелей шоу-бизнеса в поте лица занимались усиленным чесом денежных купюр по многочисленным клубам и концертным площадкам нашей необъятной родины. Естественно, выступления велись по ускоренной экстремальной программе: "как потопаешь, так и полопаешь", и два-три клуба за ночь - далеко не придел для настоящих профессионалов. На славу потрудившись в новогоднюю ночь, музыканты ушли в кратковременный заслуженный отпуск, ибо они тоже люди, а сил набраться для наступившего нового года не помешало бы. В связи с этим, в музыкальной жизни наступило вполне объяснимое затишье, и ничего особо выдающегося, кроме, конечно, самого Нового Года и Рождества, не произошло. Хотя, кое-кто не впал в постпраздничный осадок и продолжал бурную деятельность.
В канун Рождества довольно оригинальное событие произошло в строгих стенах Концертного Зала имени Чайковского. Оно-то и немного встряхнуло ослепленное праздничной суетой сознание москвичей и гостей столицы.

Весьма внушительная группа деятелей народной и современной музыки, объединив свои усилия, устроила необычный перфоманс - "Вертеп", направленный на возрождение давно забытых традиций празднования Рождества. Поскольку для многих соотечественников Рождество является пока что всего лишь "еще одним выходным и поводом выпить", то это мероприятие пришлось весьма кстати.
"Вертепное действо", "вертеп", иначе еще называемое "Смерть царя Ирода" - это древняя мистерия, удивительным образом связавшая славянскую мифологию и систему христианского мировоззрения. Игралось "Вертепное действо" на Рождество Христово, так как его содержание повествует о рождении Иисуса Христа и событиях ему сопутствовавших, поэтому структура действия "Вертепа" сохранилась и по сию пору в своей традиционной форме: рождение Христа, поклонение пастухов и волхвов, избиение младенцев царем Иродом, бегство спасителя в Египет, плач Рахили, смерть царя Ирода и Христославие.
Некогда повсеместно исполняемая на ярмарках народная драма как часть народных гуляний обрела новую жизнь, благодаря стараниям ансамбля древнерусской музыки Сирин, академии старинной музыки Opus Posth, ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, оркестра Гнесинские Виртуозы и легендарных рок-авангардистов времен перестройки - Вежливого Отказа и его бессменного лидера - Романа Суслова.
Публика, решившая таким необычным образом провести праздничный морозный вечер, собралась на удивление пестрая: от элегантных пар в вечерних костюмах и платьях, интеллигентного вида пенсионерок, экспертов в области народной музыки, студентов музыкальных училищ, изголодавшихся по событиям журналистов и целой тусовки прогрессивного вида молодых людей, имеющих к народной музыке весьма далекое отношение, явно не вписывающихся в камерные стены заведения своими сноубордическими нарядами и одутловатыми, то ли от алкоголя, то ли от мороза физиономиями.
Каждый жаждал получить от действа что-то свое, близкое и понятное ему одному: кто-то шел послушать "Сирин" и отдохнуть душой, а кто-то - в очередной раз взглянуть на апологетов отечественного рок-авангарда или просто развеяться от надоевшей клубной атмосферы в необычном месте.

Концерт проходил под патронажем небезызвестного клуба Дом, славящегося тягой к необычным экспериментам, что само по себе предполагало нечто интересное.
При беглом взгляде на сцену зритель окунался в легкую атмосферу таинственности. В первую очередь, этому способствовали объемные гигантские декорации, парящие над сценой: красочные полотна, украшенные мифическими узорами и диковинными животными и невероятных размеров волынка, воздух к которой должен подаваться от внушительных кузнечных мехов через змееподобный раструб. Саму сцену, подсвечиваемую особым образом, украшали причудливые металлические конструкции, предметы обихода и старинные вертепы - красивые резные деревянные ящики с кукольными декорациями.
И вот на сцену выходят музыканты и рассаживаются в строго отведенных местах, позади декораций. Действие начинается.
Первым вступил ансамбль "Сирин", участники которого расположились по двум сторонам балкона, примыкающего к сцене: мужчины в рясах с одной стороны, женщины в народных костюмах - с другой. Эстеты с умным видом внимали, а молодежь мирно дремала в креслах. Убаюкав неподготовленного слушателя акапелльным пением, из которого последовательно рисовались библейские сюжеты появления Иисуса, певцы спустились к музыкантам.
Неожиданно воздух прорезал глубокий бас, на смену которому через некоторое время пришла изящная флейта. Зазвучала мистическая авангардная пьеса, правда, источник происхождения подобных звуков не был замечен на сцене. Задремавший народ встрепенулся от глухих ударов гонга.
Совершенно четко ощущалось присутствие "Вежливого Отказа", но самих членов коллектива за громоздкими декорациями разглядеть было практически невозможно (музыкальные экспериментаторы умело маскировались за троном царя Ирода).
Зато остальных виртуозов было видно как на ладони, они-то и выплеснули всю накопленную за время ожидания своего часа энергию в красочную звуковую палитру симфонического звучания. Участники Сирина успели за мгновение перевоплотиться непосредственно в персонажей драмы про царя Ирода.

Музыка, написанная Павлом Кармановым, удивительным образом передает настроение костюмированной драмы, подчеркивая для непосвященного слушателя тонкости происходящего на сцене рождественской мистерии. Современный саунд сменялся народными наигрышами и переливами, которые, в свою очередь, тонули в симфоническом шквале, раскатах ударных и звоне колоколов. Связующая нить эпох, различных музыкальных культур, мировоззрений - все гармонично переплелось в представленном торжестве композиторской мысли.
Полтора часа вертепного действа пролетели незаметно - и вот уже ненавистный царь Ирод погибает, а младенец Иисус появляется на свет.

Все довольны - и музыканты, воплотившие эту оригинальную идею в жизнь, и аплодирующие зрители, каждый из которых наверняка проникся атмосферой волшебного праздника. Жалко только, что чудо-волынка по ходу пьесы не произвела ни одного звука и не поразила собравшихся своей громоподобной игрой, так и провисев вхолостую в воздухе, привлекая к себе излишнее внимание.

14.01.2002, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
АКЦИЯ - Смерть царя Ирода 2002 - ваше мнение о статье
  • Супер, а я думала, что ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского уже нет... лет десять назад я часто бывала у них на концертах. А потом они куда-то пропали.
    Ну и еще: прочитала и пожалела, что меня там не было. Я давно заметила, что всякие "нестандартности" в Чайковском проходят весьма успешно. Как-то раз была там 31 декабря и не пожалела, и не только потому, что выиграла бутылку шампусика... И еще как-то я там слушала то, что назвали японским джазом, а на самом деле это был цирк: пьяные в дупель джапы чуть не падали со сцены, но пытались что-то изобразить...
    Написал(a): Alis, 16/01/2002 14:35
АКЦИЯ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

На дорожку – Ozzy OSBOURNE Оззи Осборн начинает прощальный тур с России. Альбомов больше не будет »»

Все такие внезапные – GIZMODROME Участники King Crimson, Police, Level42 и пианист Gizmo встретились в тудии и неожиданно для себя… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника21/09

1972 – В 1972 родился Лиам Галлахер (Liam Gallagher), вокалист группы Oasis  »»

Leonard COHEN (1934)

Jesse Ed DAVIS (1944)

Stephen Edwin KING (1947)

Don FELDER (1947)

Phil TAYLOR (1954)

Frederic BEIGBEDER (1965)

Ольга АРЕФЬЕВА (1966)

Faith HILL (1967)

Liam GALLAGHER (1972)

Lindsey STIRLING (1986)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить