Очередной бум латиноамериканской музыки, разразившийся в середине 1998 года, потихоньку сходит на нет. Наиболее талантливые его представители постепенно находят своё место в музыке "без экзотической прописки"; прочие, исполняющие стандартный поп-материал под прикрытием "жгучих" фамилий и псевдонимов, будут скоро забыты вовсе. Предыдущий бум, помнится, наблюдался в середине восьмидесятых, когда дряхлеющему стилю "диско" вливали порцию "горячей" крови по имени ламбада.
На фоне очередного отлива незыблемой скалой высится фигура человека, сыгравшего в частности, первые такты того, что назовут впоследствии ламбадой, аж в 1969 году. Его имя - Карлос Сантана.

Родился Карлос (Carlos Santana) 20 июня 1947 года в Мексике. Его отец, Хосе Сантана, был неплохим скрипачом, и первые уроки музыкальной грамоты Карлос получил в кругу семьи.
Менее чем через двадцать лет вся Калифорния узнала его, как гитариста-виртуоза. Успевая работать с тогдашними звёздами нарождающегося джаз-рока Майком Блумфилдом и Элом Копером, Карлос собрал попутно свой "Santana Blues Band". Блюз в те годы ещё сохранял господствующие позиции, однако уже через пару лет Карлос и компания гастрономически разбавили его элементами "латина-брасс" и "текс-мекс".

Сие новшество закономерно вызвало шок, по силе сравнимый с появлением рок-н-ролла: никто и не предполагал, что столь традиционную и вроде бы акустическую по определению музыку можно исполнять в переложении для электрогитары. Шок был настолько силён, что по прошествии более чем тридцати лет никто, если не считать пары-тройки откровенно коммерческих эпигонов последнего поколения (совместные потуги Валерия Меладзе и Сергея Воронова в песне "Текилла-Любовь" просто смешны), не рискнул развить этот стиль игры или хотя бы повторить эксперимент Карлоса. Так и оставшись единственным в своём роде мастером латиноамериканской электрогитары, Сантана в конце-концов запатентовал авторский саунд, справедливо рассудив, что раз нормальных последователей так и не появилось (единственный настоящий "ученик" Карлоса, гитарист Нил Шон (Neal Shonn) впоследствии пошёл своей дорогой), то эпигоны ему тем более не нужны.

При этом собственного музыкального материала у Сантаны было немного - в основном репертуар группы состоял из джазовых и блюзовых стандартов, а также народных мелодий. Во время безумных концертных импровизаций музыкантов ансамбля, слегка подогретых текиллой и мескалином, иногда было непонятно, где кончается одно и начинается другое. Дерзким вторжением на территорию блюза звучала "Black Magic Woman" ("Тёмные Женские Чары") Питера Грина (Peter Green), исполненная в том самом "вихляющемся" ритме, что позже послужит основой вышеупомянутой ламбады. Ну, а "Jingo" с её синкопированным ритмом, массой перкуссии в исполнении Майкла Шрива (Michael Shreew) и Майкла Каррабелло (Michael Carabello), и плясовыми выкриками - джаз, фолк, или что-то новенькое? Совсем казалось бы неуместный для такой музыки хриплый хаммонд-орган Грега Роули (Greg Rowley) неожиданно переводил всё происходящее в хард-роковые сферы в таких "тяжёлых" номерах, как "Hope Your Feeling Better" ("Надеюсь, Тебе Уже Лучше"), оставляя за бортом Deep Purple и Uriah Heep, а грациозно-салонный инструментал "Samba Pa Ti" (одно из собственных сочинений Карлоса) возвращался к традиционным ритмам самбы со стороны джаза.
Тем не менее, практически все кавер-версии Карлоса и компании (за исключением, быть может, лишь битловской "Little Help From My Friends") ныне воспринимаются, как оригинальные произведения. Кому, скажите на милость, кроме совсем уж упёртых фанатов, нужен традиционно-"квадратный" блюзовый оригинал "Black Magic Woman", когда есть возможность послушать экзотично-эротичный кавер в стиле "текс-мекс"?

Такими вот дерзкими экспериментами прославилась группа, название которой постепенно сократилось до фамилии лидера, в конце 60-х и в 70-е годы.

В 80-е годы группа, в прошлом десятилетии выпускавшая по альбому в год, несколько сбавила обороты. Стилистические эксперименты неутомимый Карлос продолжил в совершенно новом ключе - привлекая к работе музыкантов самых неожиданных направлений. Узнав о совместном проекте "Сантана - Джон Ли Хукер (John Lee Hooker)", многие, помнится, неподдельно ужасались: "Как? У них же совершенно разные манеры! Такое не сочетается!" Оказалось - сочетается, хотя и достаточно странным образом.
В целом, однако, десятилетие было не особенно удачным для музыканта и его группы. Эксперименты с техничным и холодным фьюжн-саундом были не особенно успешны - намеренно рваной и экспрессивной манере игры самого Карлоса и безумным синкопам его ударников просто не оставалось здесь места.
Тем не менее альбом 1987 года "Freedom" ("Свобода") заслужил первую в истории группы премию "Grammy". Здесь стоит заметить, что Карлос Сантана был и остаётся мастером скорее Хита, нежели Альбома: даже суперпопулярный "Abraxas" прославился в основном благодаря удачным темам вроде "Oye Como Va" и уже упоминавшихся "Samba Pa Ti" и "Black Magic Woman".

Кстати, в отличии от многих музыкантов своего поколения, никакого флирта со стилем "диско" Сантана не предпринимал - и именно потому очередная волна интереса к латин-поп обошла его тогда стороной. Впрочем, в те годы подобное поведение "серьёзных" музыкантов считалось дурным тоном - как правило, заигрывание с модой отталкивало их старых поклонников, и не привлекало новых. Однако несколько лет спустя ситуация изменилась самым кардинальным образом.

Наступало следующее десятилетие. Ничто пока ещё не предвещало грядущих потрясений на музыкальном фронте. Диск "Brothers" ("Братья") был достаточно интересен, но произвёл вполне стандартное впечатление "ещё одного альбома живой легенды". В 1997 году началось переиздание "классических" альбомов Сантаны в формате CD. Трудно сказать, инициировала ли сия акция новую волну интереса к латиноамериканской музыке, или же просто совпала с ней по времени - однако следующую программу Карлоса ждал успех.

К этому времени разнообразные "дуэты" прочно вошли в музыкальную моду, став чуть ли не обязательной программой для звёзд шоу-бизнеса. Предвосхитивший эту тенденцию в чисто экспериментальных целях Сантана неожиданно оказался на гребне волны - его новый альбом "Supernatural" ("Самый Настоящий") задумывался, как своего рода "карнавал", полный разнообразных музыкальных тусовок и смешений различных стилей. Правда, во время работы над альбомом у Карлоса несколько поубавилось энтузиазма: некоторые из приглашённых на запись "звёзд нового поколения", на которых он возлагал определённые надежды, к ужасу музыканта, оказались не в ладах с элементарной музыкальной грамотой, а все их "достижения" основывались лишь на продюсерской работе и современной технике звукозаписи. Быть может, именно это обстоятельство заставило Сантану во время записи чуть ли не впервые взяться за обыкновенную акустическую гитару.

Вышедший в 1999 году "Supernatural" весьма долго "доходил" до ушей и мозгов нового поколения - но в итоге произвёл эффект разорвавшейся бомбы, завоевав сразу девять "Grammy". Боевик "Smooth" ("Плавный") и совсем уж неожиданная акустическая баллада в стиле хип-хоп "Maria, Maria" проникли во всевозможные хит-парады, включая даже традиционно глухой к подобной музыке "Top-100" на MTV по итогам 2000 года. В записи приняли участие вокалисты "Орлиный Глаз" Черри ("Eagle Eye Cherry) и Роб Томас (Rob Thomas) из 20 Matchbox, новая звезда стиля соул Лорен Хилл (Laurenn Hill), а также лирические альтернативщики Everlast и сосед по "золтому веку ритм-н-блюза" Эрик Клэптон. Апофеозом стало концертное исполнение на одном из фестивалей классической "Oye Como Va" вконец уж диковинным супер-трио: Карлос Сантана, Хосе Фелисиано (Jose Feliciano) и Рики Мартин (Ricky Martin).

Эксперименты старика Карлоса продолжаются. Третья волна латин-поп неумолимо умирает - да здравствует в очередной раз Сантана!

25.12.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
SANTANA - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: San Francisco
Релизы:
Star Series: Santana
2005 All That I Am
2002 Shaman

В порядке общей беззастенчивости – JAY-Z В ответ на выпуск альбома Джея Зи "4:44" группа под названием 4:44 выпустила EP "Jay-Z". »»

Обрисуйте старую картинку – ТЕХНИКА Приложение "дополненной реальности" позволяет "воспроизводить" визуальный ряд клипа A-Ha "Take on… »»

Для однопальцевых композиторов – ТЕХНИКА Плагин Obelisk строит "нужные" и "пригодные к использованию" аккорды от одной ноты. »»

Сочинить за 77 часов – Esperanza SPALDING Эсперанса Сполдинг собирается написать и записать альбом в режиме онлайн. »»

Просто находка – Alice COOPER Элис Купер нашел в кладовке полотно Энди Уорхола, которое он купил под наркотой 45 лет назад »»

Я не отдам вам свои ДНК – MADONNA Мадонна запретила продавать на аукционе свои личные вещи - она не хочет делиться ДНК »»

Тур с того света, кругосветный – DIO Голограмму Дио отправят в мировые гастроли. »»

Без свиты на площадке – RIHANNA Люк Бессон снял Рианну в своём новом фильме и остался доволен её профессионализмом. »»

Ещё по одной – THE ROLLING STONES Rolling Stones вскоре начнут работу над новым альбомом. »»

И открылась мне вера – Justin BIEBER Джастин Бибер прервал длительные гастроли. Сразу поползли слухи, что он решил создать "собственную… »»

Что будете заказывать? – BILLY'S BAND Billy's Band дадут концерт по завякам »»

Танцевальный марафон – БИРТМАН Питерская группа "Биртман" даст большой концерт под открытым небом »»

Синекдоха Монток: Плейлист от Саввы Розанова – СИНЕКДОХА МОНТОК Плейлист Саввы Розанова ("Синекдоха Монток") в преддверии его выступления вместе с Бенджамином… »»

Леитраот – RADIOHEAD Radiohead завершили длительное мировое турне резонансным концертом в Тель-Авиве: читайте репортаж… »»

Тихие игры – Benjamin Francis LEFTWICH Бенджамин Фрэнсис Лефтвич выступит в серии концертов "Сонграйтеры" »»

Два рояля в кустах – Миша МИЩЕНКО Миша Мищенко и Алим Заиров выступят в Москве в рамках программы "Неоклассики" »»

Звуки для детей – ТЕХНИКА Летние фестивали - лучшее место для приучения детей к музыке »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Дом композитора – ИЗ ЖИЗНИ Как жили и как могли бы жить сегодня великие русские композиторы »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

19:00 – Ресторан Shore House – НЕПАРА НЕПАРА »»

20:00 – UPiter – Musty Luxury Musty Luxury »»

20:00 – 16 Тонн – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

20:00 – Stadium – DEADMAU5 DEADMAU5 »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Рок-Бар «Треугольник» – КУКРЫНИКСЫ КУКРЫНИКСЫ »»

21:00 – Ритм Блюз Кафе – DANS RAMBLERS DANS RAMBLERS »»

21:00 – Мумий Тролль Music Bar – ZORGE ZORGE »»

23:00 – Stadium – DEADMAU5 DEADMAU5 »»

Хроника28/07

2008 – В 2008 году скончался выдающийся хоровой дирижёр и педагог Ви́ктор Серге́евич Попо́в, Народный артист СССР (1989)  »»

Raymond ELLIS (1923)

Richard WRIGHT (1943)

Simon KIRKE (1949)

Steve MORSE (1954)

Андрей "Дюша" РОМАНОВ (1956)

Iain MACDONALD (1960)

Иван ВАСИЛЬЕВ (1974)

John Erik KAADA (1975)

(2016)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить