Очередной бум латиноамериканской музыки, разразившийся в середине 1998 года, потихоньку сходит на нет. Наиболее талантливые его представители постепенно находят своё место в музыке "без экзотической прописки"; прочие, исполняющие стандартный поп-материал под прикрытием "жгучих" фамилий и псевдонимов, будут скоро забыты вовсе. Предыдущий бум, помнится, наблюдался в середине восьмидесятых, когда дряхлеющему стилю "диско" вливали порцию "горячей" крови по имени ламбада.
На фоне очередного отлива незыблемой скалой высится фигура человека, сыгравшего в частности, первые такты того, что назовут впоследствии ламбадой, аж в 1969 году. Его имя - Карлос Сантана.

Родился Карлос (Carlos Santana) 20 июня 1947 года в Мексике. Его отец, Хосе Сантана, был неплохим скрипачом, и первые уроки музыкальной грамоты Карлос получил в кругу семьи.
Менее чем через двадцать лет вся Калифорния узнала его, как гитариста-виртуоза. Успевая работать с тогдашними звёздами нарождающегося джаз-рока Майком Блумфилдом и Элом Копером, Карлос собрал попутно свой "Santana Blues Band". Блюз в те годы ещё сохранял господствующие позиции, однако уже через пару лет Карлос и компания гастрономически разбавили его элементами "латина-брасс" и "текс-мекс".

Сие новшество закономерно вызвало шок, по силе сравнимый с появлением рок-н-ролла: никто и не предполагал, что столь традиционную и вроде бы акустическую по определению музыку можно исполнять в переложении для электрогитары. Шок был настолько силён, что по прошествии более чем тридцати лет никто, если не считать пары-тройки откровенно коммерческих эпигонов последнего поколения (совместные потуги Валерия Меладзе и Сергея Воронова в песне "Текилла-Любовь" просто смешны), не рискнул развить этот стиль игры или хотя бы повторить эксперимент Карлоса. Так и оставшись единственным в своём роде мастером латиноамериканской электрогитары, Сантана в конце-концов запатентовал авторский саунд, справедливо рассудив, что раз нормальных последователей так и не появилось (единственный настоящий "ученик" Карлоса, гитарист Нил Шон (Neal Shonn) впоследствии пошёл своей дорогой), то эпигоны ему тем более не нужны.

При этом собственного музыкального материала у Сантаны было немного - в основном репертуар группы состоял из джазовых и блюзовых стандартов, а также народных мелодий. Во время безумных концертных импровизаций музыкантов ансамбля, слегка подогретых текиллой и мескалином, иногда было непонятно, где кончается одно и начинается другое. Дерзким вторжением на территорию блюза звучала "Black Magic Woman" ("Тёмные Женские Чары") Питера Грина (Peter Green), исполненная в том самом "вихляющемся" ритме, что позже послужит основой вышеупомянутой ламбады. Ну, а "Jingo" с её синкопированным ритмом, массой перкуссии в исполнении Майкла Шрива (Michael Shreew) и Майкла Каррабелло (Michael Carabello), и плясовыми выкриками - джаз, фолк, или что-то новенькое? Совсем казалось бы неуместный для такой музыки хриплый хаммонд-орган Грега Роули (Greg Rowley) неожиданно переводил всё происходящее в хард-роковые сферы в таких "тяжёлых" номерах, как "Hope Your Feeling Better" ("Надеюсь, Тебе Уже Лучше"), оставляя за бортом Deep Purple и Uriah Heep, а грациозно-салонный инструментал "Samba Pa Ti" (одно из собственных сочинений Карлоса) возвращался к традиционным ритмам самбы со стороны джаза.
Тем не менее, практически все кавер-версии Карлоса и компании (за исключением, быть может, лишь битловской "Little Help From My Friends") ныне воспринимаются, как оригинальные произведения. Кому, скажите на милость, кроме совсем уж упёртых фанатов, нужен традиционно-"квадратный" блюзовый оригинал "Black Magic Woman", когда есть возможность послушать экзотично-эротичный кавер в стиле "текс-мекс"?

Такими вот дерзкими экспериментами прославилась группа, название которой постепенно сократилось до фамилии лидера, в конце 60-х и в 70-е годы.

В 80-е годы группа, в прошлом десятилетии выпускавшая по альбому в год, несколько сбавила обороты. Стилистические эксперименты неутомимый Карлос продолжил в совершенно новом ключе - привлекая к работе музыкантов самых неожиданных направлений. Узнав о совместном проекте "Сантана - Джон Ли Хукер (John Lee Hooker)", многие, помнится, неподдельно ужасались: "Как? У них же совершенно разные манеры! Такое не сочетается!" Оказалось - сочетается, хотя и достаточно странным образом.
В целом, однако, десятилетие было не особенно удачным для музыканта и его группы. Эксперименты с техничным и холодным фьюжн-саундом были не особенно успешны - намеренно рваной и экспрессивной манере игры самого Карлоса и безумным синкопам его ударников просто не оставалось здесь места.
Тем не менее альбом 1987 года "Freedom" ("Свобода") заслужил первую в истории группы премию "Grammy". Здесь стоит заметить, что Карлос Сантана был и остаётся мастером скорее Хита, нежели Альбома: даже суперпопулярный "Abraxas" прославился в основном благодаря удачным темам вроде "Oye Como Va" и уже упоминавшихся "Samba Pa Ti" и "Black Magic Woman".

Кстати, в отличии от многих музыкантов своего поколения, никакого флирта со стилем "диско" Сантана не предпринимал - и именно потому очередная волна интереса к латин-поп обошла его тогда стороной. Впрочем, в те годы подобное поведение "серьёзных" музыкантов считалось дурным тоном - как правило, заигрывание с модой отталкивало их старых поклонников, и не привлекало новых. Однако несколько лет спустя ситуация изменилась самым кардинальным образом.

Наступало следующее десятилетие. Ничто пока ещё не предвещало грядущих потрясений на музыкальном фронте. Диск "Brothers" ("Братья") был достаточно интересен, но произвёл вполне стандартное впечатление "ещё одного альбома живой легенды". В 1997 году началось переиздание "классических" альбомов Сантаны в формате CD. Трудно сказать, инициировала ли сия акция новую волну интереса к латиноамериканской музыке, или же просто совпала с ней по времени - однако следующую программу Карлоса ждал успех.

К этому времени разнообразные "дуэты" прочно вошли в музыкальную моду, став чуть ли не обязательной программой для звёзд шоу-бизнеса. Предвосхитивший эту тенденцию в чисто экспериментальных целях Сантана неожиданно оказался на гребне волны - его новый альбом "Supernatural" ("Самый Настоящий") задумывался, как своего рода "карнавал", полный разнообразных музыкальных тусовок и смешений различных стилей. Правда, во время работы над альбомом у Карлоса несколько поубавилось энтузиазма: некоторые из приглашённых на запись "звёзд нового поколения", на которых он возлагал определённые надежды, к ужасу музыканта, оказались не в ладах с элементарной музыкальной грамотой, а все их "достижения" основывались лишь на продюсерской работе и современной технике звукозаписи. Быть может, именно это обстоятельство заставило Сантану во время записи чуть ли не впервые взяться за обыкновенную акустическую гитару.

Вышедший в 1999 году "Supernatural" весьма долго "доходил" до ушей и мозгов нового поколения - но в итоге произвёл эффект разорвавшейся бомбы, завоевав сразу девять "Grammy". Боевик "Smooth" ("Плавный") и совсем уж неожиданная акустическая баллада в стиле хип-хоп "Maria, Maria" проникли во всевозможные хит-парады, включая даже традиционно глухой к подобной музыке "Top-100" на MTV по итогам 2000 года. В записи приняли участие вокалисты "Орлиный Глаз" Черри ("Eagle Eye Cherry) и Роб Томас (Rob Thomas) из 20 Matchbox, новая звезда стиля соул Лорен Хилл (Laurenn Hill), а также лирические альтернативщики Everlast и сосед по "золтому веку ритм-н-блюза" Эрик Клэптон. Апофеозом стало концертное исполнение на одном из фестивалей классической "Oye Como Va" вконец уж диковинным супер-трио: Карлос Сантана, Хосе Фелисиано (Jose Feliciano) и Рики Мартин (Ricky Martin).

Эксперименты старика Карлоса продолжаются. Третья волна латин-поп неумолимо умирает - да здравствует в очередной раз Сантана!

25.12.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
SANTANA - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: San Francisco
Релизы:
Star Series: Santana
2005 All That I Am
2002 Shaman

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%