Проходивший с 15 по 20 декабря фестиваль традиционной культуры "Музыка Нордов" по завершении приобрёл черты почина интересного, но чрезвычайно спорного.

Открывавший культурную программу концерт в ДК МГУ смело можно считать самой большой удачей фестиваля. Собственно, по прошествии сего концерта фестиваль как таковой уже можно было считать состоявшимся: прочие мероприятия были не более, чем безмерно запутанными послесловиями.
Ансамбль Мельница, ещё в 1999 году ставший (ещё под именем Тиль Уленшпигель) открытием фестиваля "Единение", продемонстрировал безупречную игру струнной и гитарной групп, заводной лаконизм ударных (ударник, как выяснилось, к тому же хорошо играет на флейте) и прекрасные способности к работе с публикой. Песенка "Горец" безо всякой раскрутки потихоньку становится хитом в соответствующих кругах.
Квартет Воинство Сидов, по признанию самих музыкантов, исповедует музыкальный минимализм, ограничиваясь лишь гитарой, скрипкой, флейтой и двумя-тремя голосами. Некоторые из присутствовавших в зрительном зале музыкантов, впрочем, признавались, что услышав финальную песню их программы, тут же возжелали сделать свои версии - и обязательно в жёсткой рок-обработке. Синдром "Whiskey In The Jar", надо полагать...
Флейтист Сидов, помимо всего прочего, порадовал публику виртуозным соло на волынке. В целом же вариации квартета на английские, ирландские и шотландские темы - чрезвычайно зажигательны. Во время исполнения публика то и дело пускалась в пляс, и даже из за кулис периодически выскакивала на сцену на правах добровольного кордебалета некая юная леди с профессиональной балетной выправкой.
Завершился концерт выступлением рыбинского проекта Разнотравiе. Проект сей интересен главным образом грамотным сочетанием традиционного рок-состава (гитара - бас - ударные) с дудочками, гуслями и харди-гарди, а также толковым костюмированным шоу. Ничего подобного на отечественной сцене не наблюдалось со времён молодых Песняров.
Заполнявшие паузы между выступлениями музыкальных коллективов исторические реконструкции клуба Наследие Предков с показательными боями на холодном оружии и без оного удачно поддерживали атмосферу фестиваля, не позволяя ему превратиться в заурядный концерт фолк-стилизаторов.

А вот выступление 19 декабря в рамках фестиваля "шаманского" трио Алтай-Кай вызвало некоторое недоумение. Причём не столько сомнительностью соответствия тематике фестиваля (хотя организаторы и пытались как-то объяснить сей факт, притягивая за уши и "наших общих предков - скифов", и схожесть алтайской и нордической школ ритуально-графической символики), сколько несколько разочаровывающими результатами самого концертного действа. Выглядело всё, конечно, эффектно: трое загадочных алтайских горцев, восседая в навороченных меховых одеяниях перед микрофонами, произвели "ритуал очищения" зала и публики путём сжигания пучка какой-то засушенной травки и биения в огромный бубен. После чего взялись за свои экзотические инструменты.
И вот здесь многих ждало разочарование: используемые трио двухструнные бандуры и тростниковые дудочки работали в регистрах, весьма обычных и для общепринятых струнных и духовых инструментов. Пресловутое же горловое пение музыкантов тоже ничего особенного из себя не представляло, а немногие действительно интересные вокальные приёмы, казалось, существовали не в контексте исполняемой музыки, а сами по себе. Некоторым из присутствовавших даже показалось, что имеет место некоторое издевательство над падким на экзотику глупым белым человеком, ну да ладно...

Завершился фестиваль 20 декабря в клубе "Форпост" так называемым концертом менестрелей. Похоже, это была откровенно самая слабая часть программы мероприятия. Нет, зал был забит публикой чуть ли не в два слоя, а всех выступавших встречали бурей восторга, но... Для непосвящённых происходившее на сцене было откровенно бессмысленным, в то время, как большинство пришедших на данную программу было посвящённым. Дело в том, что под "менестрелями" в данном случае подразумевались преимущественно культовые в среде хиппи и приверженцев ролевых игр в стиле фэнтези барды, исполняющие под гитару походные песни соответствующего толка. Следует заметить, что общий как композиторский, так и исполнительский уровень этих персонажей просто-таки чудовищно низок - по-крайней мере относительно заявленной в программе нордической культуры бардов.
"Обучение барда занимало порядка пятнадцати-двадцати лет. Бард должен был владеть несколькими языками - английским, уэльским, ирландским, греческим, латынью, еврейским, должен был знать мифологические системы всего этого... Причём надо учесть сложнейшее построение тех песен, которые он пел. Их песни импровизировались на несколько часов, и это было не просто повествование, это были шарады, загадки, которые несли какой-то тайный смысл...", - пытался ещё пятнадцать лет назад охладить неподкреплённый практическими познаниями энтузиазм "фэнтезюшников" почтенный Б. Гребенщиков.
Но - увы. Из орды заполонивших в тот вечер сцену клуба варваров от музыки (средняя оценка: мелодии - единица, владение инструментом - единица или двойка, владение голосом: двойка, лирика - двойка либо тройка с минусом) эдакими неогранёнными алмазами в куче сами-понимаете-чего выделялись лишь Дмитрий Ярошевский и Лора Московская. Эти двое умеют хотя бы сочинять грамотную лирику, выстраивать вокальные партии без рабского подчинения аккомпанементу, да и просто правильно использовать возможности собственных голосовых связок. Остаётся лишь пожелать им не растерять свои музыкальные достоинства в почитающих их имена нетребовательных кругах...

Такие вот странные результаты продемонстрировал почтеннейшей публике прошедший фестиваль. Можно, конечно, списать всё на пресловутый "первый блин", но... Во-первых, таких вот первых блинов в последнее время что-то уж очень много - достойных продолжений гораздо меньше. Ну, а во-вторых, обозначаемое пресловутым кельтским крестом солнце в небе - тоже своего рода первый блин. С космогонической точки зрения. И ничего ведь, светит и даже греет. Хотя и комом. Так что остаётся лишь ждать продолжения почина...

21.12.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

На дорожку – Ozzy OSBOURNE Оззи Осборн начинает прощальный тур с России. Альбомов больше не будет »»

Все такие внезапные – GIZMODROME Участники King Crimson, Police, Level42 и пианист Gizmo встретились в тудии и неожиданно для себя… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника21/09

1972 – В 1972 родился Лиам Галлахер (Liam Gallagher), вокалист группы Oasis  »»

Leonard COHEN (1934)

Jesse Ed DAVIS (1944)

Stephen Edwin KING (1947)

Don FELDER (1947)

Phil TAYLOR (1954)

Frederic BEIGBEDER (1965)

Ольга АРЕФЬЕВА (1966)

Faith HILL (1967)

Liam GALLAGHER (1972)

Lindsey STIRLING (1986)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить