Проходивший с 15 по 20 декабря фестиваль традиционной культуры "Музыка Нордов" по завершении приобрёл черты почина интересного, но чрезвычайно спорного.

Открывавший культурную программу концерт в ДК МГУ смело можно считать самой большой удачей фестиваля. Собственно, по прошествии сего концерта фестиваль как таковой уже можно было считать состоявшимся: прочие мероприятия были не более, чем безмерно запутанными послесловиями.
Ансамбль Мельница, ещё в 1999 году ставший (ещё под именем Тиль Уленшпигель) открытием фестиваля "Единение", продемонстрировал безупречную игру струнной и гитарной групп, заводной лаконизм ударных (ударник, как выяснилось, к тому же хорошо играет на флейте) и прекрасные способности к работе с публикой. Песенка "Горец" безо всякой раскрутки потихоньку становится хитом в соответствующих кругах.
Квартет Воинство Сидов, по признанию самих музыкантов, исповедует музыкальный минимализм, ограничиваясь лишь гитарой, скрипкой, флейтой и двумя-тремя голосами. Некоторые из присутствовавших в зрительном зале музыкантов, впрочем, признавались, что услышав финальную песню их программы, тут же возжелали сделать свои версии - и обязательно в жёсткой рок-обработке. Синдром "Whiskey In The Jar", надо полагать...
Флейтист Сидов, помимо всего прочего, порадовал публику виртуозным соло на волынке. В целом же вариации квартета на английские, ирландские и шотландские темы - чрезвычайно зажигательны. Во время исполнения публика то и дело пускалась в пляс, и даже из за кулис периодически выскакивала на сцену на правах добровольного кордебалета некая юная леди с профессиональной балетной выправкой.
Завершился концерт выступлением рыбинского проекта Разнотравiе. Проект сей интересен главным образом грамотным сочетанием традиционного рок-состава (гитара - бас - ударные) с дудочками, гуслями и харди-гарди, а также толковым костюмированным шоу. Ничего подобного на отечественной сцене не наблюдалось со времён молодых Песняров.
Заполнявшие паузы между выступлениями музыкальных коллективов исторические реконструкции клуба Наследие Предков с показательными боями на холодном оружии и без оного удачно поддерживали атмосферу фестиваля, не позволяя ему превратиться в заурядный концерт фолк-стилизаторов.

А вот выступление 19 декабря в рамках фестиваля "шаманского" трио Алтай-Кай вызвало некоторое недоумение. Причём не столько сомнительностью соответствия тематике фестиваля (хотя организаторы и пытались как-то объяснить сей факт, притягивая за уши и "наших общих предков - скифов", и схожесть алтайской и нордической школ ритуально-графической символики), сколько несколько разочаровывающими результатами самого концертного действа. Выглядело всё, конечно, эффектно: трое загадочных алтайских горцев, восседая в навороченных меховых одеяниях перед микрофонами, произвели "ритуал очищения" зала и публики путём сжигания пучка какой-то засушенной травки и биения в огромный бубен. После чего взялись за свои экзотические инструменты.
И вот здесь многих ждало разочарование: используемые трио двухструнные бандуры и тростниковые дудочки работали в регистрах, весьма обычных и для общепринятых струнных и духовых инструментов. Пресловутое же горловое пение музыкантов тоже ничего особенного из себя не представляло, а немногие действительно интересные вокальные приёмы, казалось, существовали не в контексте исполняемой музыки, а сами по себе. Некоторым из присутствовавших даже показалось, что имеет место некоторое издевательство над падким на экзотику глупым белым человеком, ну да ладно...

Завершился фестиваль 20 декабря в клубе "Форпост" так называемым концертом менестрелей. Похоже, это была откровенно самая слабая часть программы мероприятия. Нет, зал был забит публикой чуть ли не в два слоя, а всех выступавших встречали бурей восторга, но... Для непосвящённых происходившее на сцене было откровенно бессмысленным, в то время, как большинство пришедших на данную программу было посвящённым. Дело в том, что под "менестрелями" в данном случае подразумевались преимущественно культовые в среде хиппи и приверженцев ролевых игр в стиле фэнтези барды, исполняющие под гитару походные песни соответствующего толка. Следует заметить, что общий как композиторский, так и исполнительский уровень этих персонажей просто-таки чудовищно низок - по-крайней мере относительно заявленной в программе нордической культуры бардов.
"Обучение барда занимало порядка пятнадцати-двадцати лет. Бард должен был владеть несколькими языками - английским, уэльским, ирландским, греческим, латынью, еврейским, должен был знать мифологические системы всего этого... Причём надо учесть сложнейшее построение тех песен, которые он пел. Их песни импровизировались на несколько часов, и это было не просто повествование, это были шарады, загадки, которые несли какой-то тайный смысл...", - пытался ещё пятнадцать лет назад охладить неподкреплённый практическими познаниями энтузиазм "фэнтезюшников" почтенный Б. Гребенщиков.
Но - увы. Из орды заполонивших в тот вечер сцену клуба варваров от музыки (средняя оценка: мелодии - единица, владение инструментом - единица или двойка, владение голосом: двойка, лирика - двойка либо тройка с минусом) эдакими неогранёнными алмазами в куче сами-понимаете-чего выделялись лишь Дмитрий Ярошевский и Лора Московская. Эти двое умеют хотя бы сочинять грамотную лирику, выстраивать вокальные партии без рабского подчинения аккомпанементу, да и просто правильно использовать возможности собственных голосовых связок. Остаётся лишь пожелать им не растерять свои музыкальные достоинства в почитающих их имена нетребовательных кругах...

Такие вот странные результаты продемонстрировал почтеннейшей публике прошедший фестиваль. Можно, конечно, списать всё на пресловутый "первый блин", но... Во-первых, таких вот первых блинов в последнее время что-то уж очень много - достойных продолжений гораздо меньше. Ну, а во-вторых, обозначаемое пресловутым кельтским крестом солнце в небе - тоже своего рода первый блин. С космогонической точки зрения. И ничего ведь, светит и даже греет. Хотя и комом. Так что остаётся лишь ждать продолжения почина...

21.12.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

А пока вы у нас попляшите – ФЕСТИВАЛЬ BBС планирует в следующем году провести крупный фестиваль "на замену" Glastonbury Festival »»

Помним. Любим. – LINKIN PARK Движение памяти Честера Беннингтона: звезды и поклонники вспоминают музыканта »»

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

Монтре-51. Дни 6-7 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых… »»

Roskilde: княжество в грязи – ФЕСТИВАЛЬ Лучшие сеты Roskilde Festival - крупнейшего и старейшего в Европе музыкального хэппенинга »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Хроника25/07

1965 – В 1965 году на фолк-фестивале в Ньюпорте Боб Дилан впервые вышел на сцену с электрогитарой. Поклонники музыканта с непониманием встретили рок-эксперименты Дилана, освистав его и согнав со сцены  »»

1980 – Умер самый известный российский бард - Владимир Высоцкий  »»

Johnny HODGES

Валерий ГАИНА (1956)

Thurston MOORE (1958)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить