Yann TIERSEN  Французское мороженое

Ян Тирсен приехал с двадцатью музыкантами играть то, что сочинял до и во время работы над "Амели". Николай Дмитриев из "Дома" и Алексей Айги из 4'33'' выманили Тирсена в Москву, договорились с метеорологами - и засыпали всю столицу снегом, отчаянно смахивающим на бутафорский: легким, мягким, нелипким, чтобы было как в сказке...

Москву купили: прелестным личиком чернобровой доброй феи Монмартра Амели Пулен, смотревшей с афиш с выражением нездешней безуминки в глазах, фильмом про нее и саунднтреком к картине, записанным бретонцем Яном Тирсеном. Москва пребывает в умилении - потому что эти четыре составляющие полностью адекватны друг другу, все трогательны, нежны, лиричны и чувственны. На фильм, прошедший в прокате, шляются в "Киноцентр" по четвертому разу. Музыку Тирсена беспрерывно крутят на работе сотрудники русского офиса крупной выпускающей компании, которых должно тошнить от музыки по определению. Хочется прижаться ко всем этим мягким игрушкам еще раз, чтобы снова забыть о холоде и почувствовать ласковое прикосновение проходящего мимо счастья.

Тирсен - птица важная, во Франции весьма популярен, и потому работу, надо думать, проделать пришлось немалую. Композитор приехал с 20-ю (по его словам) музыкантами играть то, что сочинял до и во время работы над "Амели". Николай Дмитриев из "Дома" и Алексей Айги из 4'33'' выманили Тирсена в Москву, договорились с метеорологами - и засыпали всю столицу снегом, отчаянно смахивающим на бутафорский: легким, мягким, нелипким, чтобы было как в сказке.

На сеансе одновременной игры с журналистами маэстро выглядел уставшим, встрепанным воробьем - этакая абсолютно непосредственная творческая субстанция, не очень понимающая, чего от нее ждут. Ответы на вопросы (весьма многословные притом) начинались примерно так: "Я не очень понимаю, как...", "Я как-то не отдаю себе отчета в том, как...". К концу пресс-конференции уже откровенно не сиделось на стуле.

А потом был концерт. Сначала на сцену выкатился "усеченный" вариант "4'33" во главе с Алексеем Айги, сходу непарламенски обошедшийся со смычком: после первых пяти тактов с него засвисали лохомтья. Зазвучала музыка из "Страны Глухих" (Айги ведь тоже кинокомпозитор), из новых программ, из старых альбомов - предводитель русского авангард-дворянства выдавал на скрипке почти что дроби, прыгал по сцене. Виолончелист скрипел и безумствовал, тромбон и труба выводили минималистичные фанфары. Словом, был настоящий разогрев - ни одной медленной вещи русские так и не сыграли. Заканчивали свое отделение забавной вальсовой пьеской, называмой поклонниками "Вовой" (для знатоков - из альбома "Сердца 4-х 33-х"): тромбонист выходит к микрофону с мундштуком от своего инструмента и дует в него него, приоткрывая выходное отверстие. Выквакивается уменьшительно-ласкательное от имени Президента.

Дмитриев отчего-то представил Тирсена "французским Алексеем Айги". Когда заморский гость вышел на сцену со своим ансамблем, в голове пронеслось сравнение с Бреговичем, виденным на той же сцене весной. Кинокомпозитор, опирающийся на акустический звук, умеренно осовременивающий национально привязанную традицию и столь же воздержанно пользующийся достижениями электроинструментов и рок-бита. И получающий на выходе умеренно-коммерческую и очень внятную музыку - как правило, чрезвычайно годную для кино. Так с Тирсеном, так с Айги - только на месте этнического материала у него стоит наследие мирового минимализма. И пока его ансамбль играл, думалось, что вот, весьма неплохо. А когда заиграл Тирсен, стала видна принципиальная разница.

Маэстро в мятой маечке открыл концерт треньканьем по детскому металлофону, подхваченным медовыми скрипками и альтами. Он менял: скрипку, фортепиано, детские духовые гармошечки. Музыка проникновенная, нежная, весомая, лиричная - такая как надо, и про ее денежную подоснову вспоминаешь лишь тогда, когда ловишь себя на мысли, что сердце она не царапает нисколько, а только ласкает слух. Он вряд ли новатор - сплетать портовый бретонский аккордеон со скрипками - для этого не стоит быть авангардистом, ну, а он и не пытается. Зато когда из-за угла выниривает необыкновенная, флейтово-свистящая электрогитара или внезапно вступающие барабаны, ароматное благолепие его музыки приобретает еще и островатый оттенок. В плюшево-чердачные миры неровно, боком вваливается громыхание железа.

Тирсен подбрасывает в топку концерта драматичности - заставляет петь себя и своих музыкантов, подводя их по одному к микрофону. И он, и они поют неровно, сипловато,- и выглядят от этого уже как настоящие лицедеи с людной портовой набережной , и от этого опять и опять делается трогательно, и опять не хочется ругаться.
Выйти с концерта, отправиться пить кофе, позабыть к черту все дела. Хватит внутренних революций и фундаментальных гениев. Пора жить снаружи, как французы, плыть вниз по ласковому течению именно такой музыки, под аккомпанимент запахов зимнего вечера. Беспрерывно искать свое, и любить его, и отделять от чужого - благая и высокая задача, но без такого вот мороженного она превращяется в суровые будни.
Французское - вкуснее.

10.12.2001, Алексей КРИЖЕВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Yann TIERSEN - Французское мороженое - ваше мнение о статье
  • непонимаю причины столь навязчивого непрофессионализма и столь изысканных диферамбов оному... Может я не романтик, и музыку воспринимаю как математику, но всё же, почему большинство ( молодёжи, причём!) уходило с концерта, так и не дослушав "бисовых" композиций? Наверное потому что сипение плохоговорящих (и, тем более, плохопоющих) по-английски француженок можно слушать, ну, от силы, полчаса. С моей точки зрения и точки зрения многих моих знакомых, присутствавших на концерте, душевную музыку можно играть и более профессионально, нежели это сделали Тирсен и его "бэнд"
    Написал(a): Leon, 16/12/2001 18:54
Yann TIERSEN - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Клуб Volta – BILLY'S BAND BILLY'S BAND »»

Хроника19/08

1967 – Сингл The Beatles "All You Need is Love" выходит в США на первое место, но через неделю отступает на второе  »»

1973 – Спустя 10 лет существования закрывается старейшая пиратская радиостанция — голландская Pirate World Music Radio  »»

1993 – Знакомство Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. День рождения «Ночных Снайперов»  »»

Manzie JOHNSON

Eddie DURHAM

Al MORGAN

Spud MURPHY

Jimmy ROWLES

Ginger BAKER (1939)

Johnny NASH (1940)

Ian GILLAN (1945)

John DEACON (1951)

NATE DOGG (1969)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить