...Когда в начале 1980-х прогрессив-рок переживал короткий Ренессанс, основной движущей силой его были Marillion.
Прогрессив 70-х годов (он же арт-рок в утонченной России) - стиль, отличавшийся сложностью музыки, вычурными текстами, склонностью к концептуальности, большим формам и, говоря с позиций поп-панка, прочему выпендрежу. Монстрами прога были, например, Jethro Tull, Yes, - те самые, которые недавно приезжали порознь, - а также Genesis. Да, во время Оно Genesis были куда большим, чем фонограммой для сексапильной лысины Фила Коллинза. И именно с ними сравнивали в 1983 году Marillion, выпустивших первый EP - "Market Square Heroes" - и первый LP: "Script for a Jester's Tear". Но уже тогда Marillion были только собой.
Название "Marillion" происходит (как нетрудно догадаться) от "Сильмариллиона" Джона Толкина. Обращение к фентези, истории и тому подобной романтике - дань жанру. "Все прог-рокеры делают это". Но дальше названия Marillion в этом направлении не пошли.
Девизом первого периода их деятельности - тех четырех альбомов, которые они выпустили за 1983-1987 годы - лучше всего служит слово Fugazi. Слово это из Вьетнама 70-х, и значит оно "Fucked Up, Got Ambushed, Zipped In". "Don't you realize - this world is totally Fugazi?" Так спрашивал фронтмен группы, Фиш (Dereck F. Dick) на альбоме 1984 года (под названием "Fugazi", естественно).

Marillion всегда были группой интеллигентной.
Принципиально. Средняя длина их песни в 1980-е - 8 минут. Впрочем, о средней длине говорить непросто, так как многие композиции состоят из нескольких частей со своими названиями, плавно перетекающих одна в другую. 3-минутный радиоформат Marillion даже не то, чтобы отвергали. Они просто вплетали его в свою музыку. Та же "Kayleigh" с "Misplaced Chlidhood" (1985) была бо-ольшим хитом своего времени...

При этом они отличались от предков по жанру тем, что они нигде и никогда - подчеркиваю: нигде и никогда! - не играли сложную музыку ради нее самой. Ни на одном альбоме команды нет зубодробительных скоростных пассажей на любом инструменте, да и размер чаще всего 44.
Marillion брали свое структурами песен. Они начинали музыкальную тему, отрабатывали ее до конца, неторопливо, так, чтобы прочувствовать все ее оттенки, и постепенно переходили к следующей, так плавно, что позавидовать могли бы и "Pink Floyd". И этих тем всегда было столько... При этом мелодии выстраивались не абы как - альбом всегда имел некий сюжет, который развивался от начала к концу и представлял сложную, но цельную эмоциональную линию. Что и происходило благодаря текстам.
На первый взгляд, каждый из них был ценен сам по себе. Но на каждом альбоме Фиш рассказывал историю... чью-то историю. Чью-то грустную, непростую судьбину. Историю очередного клоуна, который на самом деле вовсе не так веселился, как все думали. Клоун - "фирменный" персонаж группы, присутствовавший на большинстве клипов и обложек альбомов, и долгое время он ассоциировался у публики с Фишем.
Тексты Фиша просто великолепны, в рок-музыке немного людей, которые могли так писать.
"We are Renaissance children becalmed beneath the bridge of sighs,
Forever throwing firebrands at the stonework
We are Siamese children related by the heart..."

Да-а.

Работы этой команды (любого периода) представляли идеальное - и уникальное - сочетание мелодичности, сложности, текста и эмоционального содержания. Не знаю уж почему, но это сработало и на широких народных массах. 1984-1986 - пик популярности группы, и пик высокий. Marillion считались не просто классной группой - они были экстремальны. Вплоть до того, что они выступали на метал-фестивалях в Донингтоне, красовались на обложках "Kerrang!"-а, и т.д. и т.п. И это при том, что музыка их всегда была и осталась не тяжелее... да хотя бы тех же Pink Floyd. Хорошее доказательство того, что чтобы пробрать публику, лучше быть не шумным, а умным.

"I'm losing on the swings,
I'm losing on the roundabouts..."
В итоге кто-то из членов группы действительно проиграл борьбу либо со своим эго, либо со своей креативностью,- и после "Clutching at Straws" (1987) Фиш ушел из группы, начав сольную карьеру. Вместо него был взят Стив Хогарт (Steve Hogarth). Кончилась Ф-эра, началась Х-эра.

Второй период истории Marillion продолжается до сих пор (в целом, довольно благополучно, но без явных побед). По плодовитости он уже вдвое превзошел первый ("Anoraknophobia" (2001) стал 8 альбомом с Хогартом на вокале).
Естественно, когда происходят перемены, старые фэны ругают группу, - Marillion, мол, стали примитивней. Не внимайте голосам пуристов, потому что Marillion не стали хуже. Аскетичнее - пожалуй. Современней - безусловно. Поменялось время, поменялись люди. Значит, поменялось содержание. А вслед за ним и музыка, и тексты.

С некоторых пор Marillion отказались от многоходовых сюит, а длина их композиций упала до 5 (реже) - 7 (чаще) минут. Вещи на 10-15 минут тоже штука обычная. Осталось, таким образом, главное - ощущение цельности, которого часто не хватает на альбомах в 15 песенок по 2:30 каждая.

Они поменяли тон. Меньше гимнов, больше лиричности. Хогарт предпочитает спокойно, чуть отстраненно наблюдать за происходящим вокруг.
"Listenin' to the pouring rain
Waiting for the world to change
Beginning to wonder if we'll wait in vain
For one fine day."

И все же Marillion, несмотря на ярлык power-pop, который лепили на них в середине 90-х, сохранили способность варьировать мелодии и эмоции, что твой фокусник: от быстрых, драйвовых вещей вроде "Deserve" - к 15-минутному депрессивному блюзу "Interior Lulu", - и все это на одном альбоме (1999). И главное, группа делает это совершенно органично.

Интересная история была с последним альбомом, "Anoraknophobia" (Anorak-no-phobia; anorak - имеется в виду кто-то очень странный; буквально - чужак, носящий куртку анорак).
Контракт Marillion с ЕMI как раз закончился. Ну а группе без контракта, ясное дело, нехорошо, грустно и безденежно. Но вместо того, чтобы возобновлять контракт, Marillion начинают предпродажу своего еще пока ненаписанного альбома через Интернет. И фэны группы не глядя покупают больше десятка тысяч грядущих копий "Anoranophobia". Благодаря этому, Marillion получают возможность записывать альбом без всякого контроля со стороны лейбла, а уже с готовым диском получают у EMI контракт (на хороших условиях). Не стоит говорить, что альбом вышел отличный.

Так что столько людей, наверно, неспроста настолько любят эту группу.
Видимо, они знают, что делают.

08.12.2001, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
MARILLION - Marillion - ваше мнение о статье
  • ну, Белка, ты у А. Еременко спроси. Я М. воспринимал как одного из верхних представителей арт рока, к которому на данный момент интереса особенного не испытываю. Ранний Genesis все равно лучше, чем Х.. и Ф.. эра вместе взятые. Помню, что было ощущение, что практически ничего не изменилось, только модуляции в голосе Ф. были чуть приятнее, да музыка стала чуть менее изобретательной. Но вообщем - затариваться не стоит, а для общего развития - не помешает. А возможно, я что-то пропустил... Хотя - вряд ли...
    Написал(a): linski, 09/12/2001 0:37
  • Признаться, linski, Вы меня в тупик поставили: я-то, наоборот, хотела после этого альбома бежать затариваться предыдущими альбомами эпохи Х... не стоит, значит?..
    Написал(a): Белка, 09/12/2001 0:28
  • Белка, я же говорю - не следил, норконенавистничество не слушал. Первые после Фиша альбомы были скучные, и пропал интерес.
    ОК, найду, куплю, послушаю
    Написал(a): linski, 09/12/2001 0:19
  • Ого, здесь мы можем поспорить: у меня Marillion, начавшись с насквозь попсовой Misplaced Childhood (сладенькая "Келли" - именно оттуда, и именно потому мне этот альбом некогда подарил мой молодой человек), стали вызывать интерес и уважение лишь после "Аноракофобии".
    У альбома есть несколько прекрасных качеств - на него не давит груз прожитых лет, и на нем великолепная работа со звуком.
    Написал(a): Белка, 09/12/2001 0:00
MARILLION - свежие публикации:
  • Альбом дня - Less Is More , 31.01.2010
    Marillion, не успев отдохнуть после мирового турне, выдали акустическую подборку старых песен о главном, продемонстрировав новые аранжировочные возможности. Как выяснилось, хорошо переигранное старое может быть весьма и весьма актуальным »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1978
Место образования: Англия
Материалы по теме:
Less Is More
Marillion

Люди хотят поэзии, на – THE KINKS Основатель The Kinks выпустит сольный альбом, в котором воспевает Америку по-своему »»

Водяное перемирие – Kanye WEST Канье Уэст и Джей Зи помирились и начинают работу над совместным альбомом и шоу »»

Ура сверхдоходам – GORILLAZ Gorillaz вернулись с политическим заявлением »»

Отдавай-ка родимую взад – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни подал судебный иск против Sony/ATV Music Publishing, требуя вернуть ему права на… »»

Гррррэмми! – METALLICA Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»

Трамп и мертвого разбудит – AUDIOSLAVE Тяжелая панковская формация Audioslave воссоединится на один концерт ради "анти-инаугурации" нового… »»

Земля, прием – JAMIROQUAI Jamiroquai выпускает первый альбом за 7 лет и отправляется в турне »»

Кто дороже – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон и Мэрайя Кэри спели на свадьбе 19-летней внучки российского олигарха »»

По ночам в тиши я пишу стиши – John LYDON Заслуженный панк и певец анархии Джонни Лайдон издаёт книгу стихов с картинками »»

Продлить прощание – НАГРАДА Дэвид Боуи и Леонард Коэн посмертно номинированы на британскую музыкальную премию BRIT Awards »»

Полицейская академия – INTERPOL Interpol устроят гастрольный тур в честь 15-летия своего дебютного альбома "Turn On The Bright… »»

Кульман для дизайнера – DESIIGNER Нью-йоркский хип-хоп музыкант Desiigner впервые выступит в Москве »»

По кличке "Счастливчик" – Вася ОБЛОМОВ Долгая и несчастливая жизнь Васи Обломова подходит к концу... или только начинается »»

Буря в пустыне – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Coachella объявил состав участников: Radiohead, Beyoncé, Kendrick Lamar, Lorde, The xx,… »»

Планы на год – КОНЦЕРТ Главные концерты 2017 года - в обзоре Звуков. »»

Фантастические хедлайнеры и где они обитают – ФЕСТИВАЛЬ Самые интересные хедлайнеры фестивалей 2017 года в обзоре Звуков. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

R.I.P. – CAN Скончался барабанщик немецкой группы Can, экспериментатор и основатель краут-рока Яки Либецайт »»

R.I.P. – William ONYEABOR В нигерийском городе Энугу в возрасте 70 лет скончался новатор электронного фанка Уильям Ониебор - »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Day Breaks – Norah JONES Новый альбом Норы Джонс "Day Breaks" зафиксировал неожиданный камбэк певицы к оркестровому джазу в… »»

I See You – THE XX Британцы The xx выпустили из студии альбом, на котором наконец догнали собственные каверы »»

Теперь я - Чебурашка – ИЗ ЖИЗНИ Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале »»

Проверка пульса: итоги года. – МУЗЫКА 20 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева. »»

Сокрушительная победа – ПРАВО Новое руководство РАО официально приступило к работе. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Хроника24/01

1958 – Родился Алексей Белов - гитарист группы Парк Горького  »»

Jimmy FORREST

Ray STEVENS (1939)

Aaron NEVILLE (1941)

Michael CHAPMAN (1941)

Neil DIAMOND (1941)

John MYUNG (1967)

Оля ВАСИЛЬЕВА (1986)

Jade EWEN (1988)

Свежая реплика

КостромаИВАН КУПАЛА 22/01/2017 14:33 от OksanaEsord dna moczanowa leczenie cytryna dna objawy podagra co jesc podagra przyczyny ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить