...Когда в начале 1980-х прогрессив-рок переживал короткий Ренессанс, основной движущей силой его были Marillion.
Прогрессив 70-х годов (он же арт-рок в утонченной России) - стиль, отличавшийся сложностью музыки, вычурными текстами, склонностью к концептуальности, большим формам и, говоря с позиций поп-панка, прочему выпендрежу. Монстрами прога были, например, Jethro Tull, Yes, - те самые, которые недавно приезжали порознь, - а также Genesis. Да, во время Оно Genesis были куда большим, чем фонограммой для сексапильной лысины Фила Коллинза. И именно с ними сравнивали в 1983 году Marillion, выпустивших первый EP - "Market Square Heroes" - и первый LP: "Script for a Jester's Tear". Но уже тогда Marillion были только собой.
Название "Marillion" происходит (как нетрудно догадаться) от "Сильмариллиона" Джона Толкина. Обращение к фентези, истории и тому подобной романтике - дань жанру. "Все прог-рокеры делают это". Но дальше названия Marillion в этом направлении не пошли.
Девизом первого периода их деятельности - тех четырех альбомов, которые они выпустили за 1983-1987 годы - лучше всего служит слово Fugazi. Слово это из Вьетнама 70-х, и значит оно "Fucked Up, Got Ambushed, Zipped In". "Don't you realize - this world is totally Fugazi?" Так спрашивал фронтмен группы, Фиш (Dereck F. Dick) на альбоме 1984 года (под названием "Fugazi", естественно).

Marillion всегда были группой интеллигентной.
Принципиально. Средняя длина их песни в 1980-е - 8 минут. Впрочем, о средней длине говорить непросто, так как многие композиции состоят из нескольких частей со своими названиями, плавно перетекающих одна в другую. 3-минутный радиоформат Marillion даже не то, чтобы отвергали. Они просто вплетали его в свою музыку. Та же "Kayleigh" с "Misplaced Chlidhood" (1985) была бо-ольшим хитом своего времени...

При этом они отличались от предков по жанру тем, что они нигде и никогда - подчеркиваю: нигде и никогда! - не играли сложную музыку ради нее самой. Ни на одном альбоме команды нет зубодробительных скоростных пассажей на любом инструменте, да и размер чаще всего 44.
Marillion брали свое структурами песен. Они начинали музыкальную тему, отрабатывали ее до конца, неторопливо, так, чтобы прочувствовать все ее оттенки, и постепенно переходили к следующей, так плавно, что позавидовать могли бы и "Pink Floyd". И этих тем всегда было столько... При этом мелодии выстраивались не абы как - альбом всегда имел некий сюжет, который развивался от начала к концу и представлял сложную, но цельную эмоциональную линию. Что и происходило благодаря текстам.
На первый взгляд, каждый из них был ценен сам по себе. Но на каждом альбоме Фиш рассказывал историю... чью-то историю. Чью-то грустную, непростую судьбину. Историю очередного клоуна, который на самом деле вовсе не так веселился, как все думали. Клоун - "фирменный" персонаж группы, присутствовавший на большинстве клипов и обложек альбомов, и долгое время он ассоциировался у публики с Фишем.
Тексты Фиша просто великолепны, в рок-музыке немного людей, которые могли так писать.
"We are Renaissance children becalmed beneath the bridge of sighs,
Forever throwing firebrands at the stonework
We are Siamese children related by the heart..."

Да-а.

Работы этой команды (любого периода) представляли идеальное - и уникальное - сочетание мелодичности, сложности, текста и эмоционального содержания. Не знаю уж почему, но это сработало и на широких народных массах. 1984-1986 - пик популярности группы, и пик высокий. Marillion считались не просто классной группой - они были экстремальны. Вплоть до того, что они выступали на метал-фестивалях в Донингтоне, красовались на обложках "Kerrang!"-а, и т.д. и т.п. И это при том, что музыка их всегда была и осталась не тяжелее... да хотя бы тех же Pink Floyd. Хорошее доказательство того, что чтобы пробрать публику, лучше быть не шумным, а умным.

"I'm losing on the swings,
I'm losing on the roundabouts..."
В итоге кто-то из членов группы действительно проиграл борьбу либо со своим эго, либо со своей креативностью,- и после "Clutching at Straws" (1987) Фиш ушел из группы, начав сольную карьеру. Вместо него был взят Стив Хогарт (Steve Hogarth). Кончилась Ф-эра, началась Х-эра.

Второй период истории Marillion продолжается до сих пор (в целом, довольно благополучно, но без явных побед). По плодовитости он уже вдвое превзошел первый ("Anoraknophobia" (2001) стал 8 альбомом с Хогартом на вокале).
Естественно, когда происходят перемены, старые фэны ругают группу, - Marillion, мол, стали примитивней. Не внимайте голосам пуристов, потому что Marillion не стали хуже. Аскетичнее - пожалуй. Современней - безусловно. Поменялось время, поменялись люди. Значит, поменялось содержание. А вслед за ним и музыка, и тексты.

С некоторых пор Marillion отказались от многоходовых сюит, а длина их композиций упала до 5 (реже) - 7 (чаще) минут. Вещи на 10-15 минут тоже штука обычная. Осталось, таким образом, главное - ощущение цельности, которого часто не хватает на альбомах в 15 песенок по 2:30 каждая.

Они поменяли тон. Меньше гимнов, больше лиричности. Хогарт предпочитает спокойно, чуть отстраненно наблюдать за происходящим вокруг.
"Listenin' to the pouring rain
Waiting for the world to change
Beginning to wonder if we'll wait in vain
For one fine day."

И все же Marillion, несмотря на ярлык power-pop, который лепили на них в середине 90-х, сохранили способность варьировать мелодии и эмоции, что твой фокусник: от быстрых, драйвовых вещей вроде "Deserve" - к 15-минутному депрессивному блюзу "Interior Lulu", - и все это на одном альбоме (1999). И главное, группа делает это совершенно органично.

Интересная история была с последним альбомом, "Anoraknophobia" (Anorak-no-phobia; anorak - имеется в виду кто-то очень странный; буквально - чужак, носящий куртку анорак).
Контракт Marillion с ЕMI как раз закончился. Ну а группе без контракта, ясное дело, нехорошо, грустно и безденежно. Но вместо того, чтобы возобновлять контракт, Marillion начинают предпродажу своего еще пока ненаписанного альбома через Интернет. И фэны группы не глядя покупают больше десятка тысяч грядущих копий "Anoranophobia". Благодаря этому, Marillion получают возможность записывать альбом без всякого контроля со стороны лейбла, а уже с готовым диском получают у EMI контракт (на хороших условиях). Не стоит говорить, что альбом вышел отличный.

Так что столько людей, наверно, неспроста настолько любят эту группу.
Видимо, они знают, что делают.

08.12.2001, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
MARILLION - Marillion - ваше мнение о статье
  • ну, Белка, ты у А. Еременко спроси. Я М. воспринимал как одного из верхних представителей арт рока, к которому на данный момент интереса особенного не испытываю. Ранний Genesis все равно лучше, чем Х.. и Ф.. эра вместе взятые. Помню, что было ощущение, что практически ничего не изменилось, только модуляции в голосе Ф. были чуть приятнее, да музыка стала чуть менее изобретательной. Но вообщем - затариваться не стоит, а для общего развития - не помешает. А возможно, я что-то пропустил... Хотя - вряд ли...
    Написал(a): linski, 09/12/2001 0:37
  • Признаться, linski, Вы меня в тупик поставили: я-то, наоборот, хотела после этого альбома бежать затариваться предыдущими альбомами эпохи Х... не стоит, значит?..
    Написал(a): Белка, 09/12/2001 0:28
  • Белка, я же говорю - не следил, норконенавистничество не слушал. Первые после Фиша альбомы были скучные, и пропал интерес.
    ОК, найду, куплю, послушаю
    Написал(a): linski, 09/12/2001 0:19
  • Ого, здесь мы можем поспорить: у меня Marillion, начавшись с насквозь попсовой Misplaced Childhood (сладенькая "Келли" - именно оттуда, и именно потому мне этот альбом некогда подарил мой молодой человек), стали вызывать интерес и уважение лишь после "Аноракофобии".
    У альбома есть несколько прекрасных качеств - на него не давит груз прожитых лет, и на нем великолепная работа со звуком.
    Написал(a): Белка, 09/12/2001 0:00
MARILLION - свежие публикации:
  • Альбом дня - Less Is More , 31.01.2010
    Marillion, не успев отдохнуть после мирового турне, выдали акустическую подборку старых песен о главном, продемонстрировав новые аранжировочные возможности. Как выяснилось, хорошо переигранное старое может быть весьма и весьма актуальным »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1978
Место образования: Англия
Материалы по теме:
Less Is More
Marillion

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды немецкого краут-рока »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника23/09

1994 – Первый концерт группы «Чиж и Ко»  »»

Albert AMMONS

George MATTHEWS

John COLTRANE (1926)

Mighty Joe YOUNG (1927)

Ray CHARLES (1930)

Ben E. KING (1938)

Roy BUCHANAN (1939)

Earl TURBINTON (1941)

Jeremy STEIG (1942)

Julio IGLESIAS (1943)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить