MARILLION  Marillion

Когда в начале 1980-х прогрессив-рок переживал короткий Ренессанс, основной движущей силой его были Marillion. Годы сделали их другими, но они по-прежнему интересны. Об удивительной трансформации группы из 80-х - наш сегодняшний рассказ...

...Когда в начале 1980-х прогрессив-рок переживал короткий Ренессанс, основной движущей силой его были Marillion.
Прогрессив 70-х годов (он же арт-рок в утонченной России) - стиль, отличавшийся сложностью музыки, вычурными текстами, склонностью к концептуальности, большим формам и, говоря с позиций поп-панка, прочему выпендрежу. Монстрами прога были, например, Jethro Tull, Yes, - те самые, которые недавно приезжали порознь, - а также Genesis. Да, во время Оно Genesis были куда большим, чем фонограммой для сексапильной лысины Фила Коллинза. И именно с ними сравнивали в 1983 году Marillion, выпустивших первый EP - "Market Square Heroes" - и первый LP: "Script for a Jester's Tear". Но уже тогда Marillion были только собой.
Название "Marillion" происходит (как нетрудно догадаться) от "Сильмариллиона" Джона Толкина. Обращение к фентези, истории и тому подобной романтике - дань жанру. "Все прог-рокеры делают это". Но дальше названия Marillion в этом направлении не пошли.
Девизом первого периода их деятельности - тех четырех альбомов, которые они выпустили за 1983-1987 годы - лучше всего служит слово Fugazi. Слово это из Вьетнама 70-х, и значит оно "Fucked Up, Got Ambushed, Zipped In". "Don't you realize - this world is totally Fugazi?" Так спрашивал фронтмен группы, Фиш (Dereck F. Dick) на альбоме 1984 года (под названием "Fugazi", естественно).

Marillion всегда были группой интеллигентной.
Принципиально. Средняя длина их песни в 1980-е - 8 минут. Впрочем, о средней длине говорить непросто, так как многие композиции состоят из нескольких частей со своими названиями, плавно перетекающих одна в другую. 3-минутный радиоформат Marillion даже не то, чтобы отвергали. Они просто вплетали его в свою музыку. Та же "Kayleigh" с "Misplaced Chlidhood" (1985) была бо-ольшим хитом своего времени...

При этом они отличались от предков по жанру тем, что они нигде и никогда - подчеркиваю: нигде и никогда! - не играли сложную музыку ради нее самой. Ни на одном альбоме команды нет зубодробительных скоростных пассажей на любом инструменте, да и размер чаще всего 44.
Marillion брали свое структурами песен. Они начинали музыкальную тему, отрабатывали ее до конца, неторопливо, так, чтобы прочувствовать все ее оттенки, и постепенно переходили к следующей, так плавно, что позавидовать могли бы и "Pink Floyd". И этих тем всегда было столько... При этом мелодии выстраивались не абы как - альбом всегда имел некий сюжет, который развивался от начала к концу и представлял сложную, но цельную эмоциональную линию. Что и происходило благодаря текстам.
На первый взгляд, каждый из них был ценен сам по себе. Но на каждом альбоме Фиш рассказывал историю... чью-то историю. Чью-то грустную, непростую судьбину. Историю очередного клоуна, который на самом деле вовсе не так веселился, как все думали. Клоун - "фирменный" персонаж группы, присутствовавший на большинстве клипов и обложек альбомов, и долгое время он ассоциировался у публики с Фишем.
Тексты Фиша просто великолепны, в рок-музыке немного людей, которые могли так писать.
"We are Renaissance children becalmed beneath the bridge of sighs,
Forever throwing firebrands at the stonework
We are Siamese children related by the heart..."

Да-а.

Работы этой команды (любого периода) представляли идеальное - и уникальное - сочетание мелодичности, сложности, текста и эмоционального содержания. Не знаю уж почему, но это сработало и на широких народных массах. 1984-1986 - пик популярности группы, и пик высокий. Marillion считались не просто классной группой - они были экстремальны. Вплоть до того, что они выступали на метал-фестивалях в Донингтоне, красовались на обложках "Kerrang!"-а, и т.д. и т.п. И это при том, что музыка их всегда была и осталась не тяжелее... да хотя бы тех же Pink Floyd. Хорошее доказательство того, что чтобы пробрать публику, лучше быть не шумным, а умным.

"I'm losing on the swings,
I'm losing on the roundabouts..."
В итоге кто-то из членов группы действительно проиграл борьбу либо со своим эго, либо со своей креативностью,- и после "Clutching at Straws" (1987) Фиш ушел из группы, начав сольную карьеру. Вместо него был взят Стив Хогарт (Steve Hogarth). Кончилась Ф-эра, началась Х-эра.

Второй период истории Marillion продолжается до сих пор (в целом, довольно благополучно, но без явных побед). По плодовитости он уже вдвое превзошел первый ("Anoraknophobia" (2001) стал 8 альбомом с Хогартом на вокале).
Естественно, когда происходят перемены, старые фэны ругают группу, - Marillion, мол, стали примитивней. Не внимайте голосам пуристов, потому что Marillion не стали хуже. Аскетичнее - пожалуй. Современней - безусловно. Поменялось время, поменялись люди. Значит, поменялось содержание. А вслед за ним и музыка, и тексты.

С некоторых пор Marillion отказались от многоходовых сюит, а длина их композиций упала до 5 (реже) - 7 (чаще) минут. Вещи на 10-15 минут тоже штука обычная. Осталось, таким образом, главное - ощущение цельности, которого часто не хватает на альбомах в 15 песенок по 2:30 каждая.

Они поменяли тон. Меньше гимнов, больше лиричности. Хогарт предпочитает спокойно, чуть отстраненно наблюдать за происходящим вокруг.
"Listenin' to the pouring rain
Waiting for the world to change
Beginning to wonder if we'll wait in vain
For one fine day."

И все же Marillion, несмотря на ярлык power-pop, который лепили на них в середине 90-х, сохранили способность варьировать мелодии и эмоции, что твой фокусник: от быстрых, драйвовых вещей вроде "Deserve" - к 15-минутному депрессивному блюзу "Interior Lulu", - и все это на одном альбоме (1999). И главное, группа делает это совершенно органично.

Интересная история была с последним альбомом, "Anoraknophobia" (Anorak-no-phobia; anorak - имеется в виду кто-то очень странный; буквально - чужак, носящий куртку анорак).
Контракт Marillion с ЕMI как раз закончился. Ну а группе без контракта, ясное дело, нехорошо, грустно и безденежно. Но вместо того, чтобы возобновлять контракт, Marillion начинают предпродажу своего еще пока ненаписанного альбома через Интернет. И фэны группы не глядя покупают больше десятка тысяч грядущих копий "Anoranophobia". Благодаря этому, Marillion получают возможность записывать альбом без всякого контроля со стороны лейбла, а уже с готовым диском получают у EMI контракт (на хороших условиях). Не стоит говорить, что альбом вышел отличный.

Так что столько людей, наверно, неспроста настолько любят эту группу.
Видимо, они знают, что делают.

08.12.2001, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.marillion.com

Группа MARILLION

Когда в начале 1980-х прогрессив-рок переживал короткий Ренессанс, основной движущей силой его были Marillion. Годы сделали их другими, но они по-прежнему интересны.
Об удивительной трансформации группы из 80-х - наш сегодняшний рассказ...

Дата образования:

1 января 1978

Подробности из жизни:

...Когда в начале 1980-х прогрессив-рок переживал короткий Ренессанс,
основной движущей силой его были Marillion.

Прогрессив 70-х годов (он же арт-рок в утонченной России) - стиль,
отличавшийся сложностью музыки, вычурными текстами, склонностью к
концептуальности, большим формам и, говоря с позиций поп-панка,
прочему выпендрежу. Монстрами прога были, например, Jethro
Tull, Yes, - те самые, которые недавно приезжали порознь, - а также
Genesis. Да, во время Оно Genesis были куда большим, чем
фонограммой для сексапильной лысины Фила Коллинза. И именно с ними
сравнивали в 1983 году Marillion, выпустивших первый EP - "Market
Square Heroes" - и первый LP: "Script for a Jester's Tear". Но уже
тогда Marillion были только собой.

Название "Marillion" происходит (как нетрудно догадаться) от
"Сильмариллиона" Джона Толкина. Обращение к фентези,
истории и тому подобной романтике - дань жанру. "Все прог-рокеры
делают это". Но дальше названия Marillion в этом направлении не…

Далее... →