...Когда в начале 1980-х прогрессив-рок переживал короткий Ренессанс, основной движущей силой его были Marillion.
Прогрессив 70-х годов (он же арт-рок в утонченной России) - стиль, отличавшийся сложностью музыки, вычурными текстами, склонностью к концептуальности, большим формам и, говоря с позиций поп-панка, прочему выпендрежу. Монстрами прога были, например, Jethro Tull, Yes, - те самые, которые недавно приезжали порознь, - а также Genesis. Да, во время Оно Genesis были куда большим, чем фонограммой для сексапильной лысины Фила Коллинза. И именно с ними сравнивали в 1983 году Marillion, выпустивших первый EP - "Market Square Heroes" - и первый LP: "Script for a Jester's Tear". Но уже тогда Marillion были только собой.
Название "Marillion" происходит (как нетрудно догадаться) от "Сильмариллиона" Джона Толкина. Обращение к фентези, истории и тому подобной романтике - дань жанру. "Все прог-рокеры делают это". Но дальше названия Marillion в этом направлении не пошли.
Девизом первого периода их деятельности - тех четырех альбомов, которые они выпустили за 1983-1987 годы - лучше всего служит слово Fugazi. Слово это из Вьетнама 70-х, и значит оно "Fucked Up, Got Ambushed, Zipped In". "Don't you realize - this world is totally Fugazi?" Так спрашивал фронтмен группы, Фиш (Dereck F. Dick) на альбоме 1984 года (под названием "Fugazi", естественно).

Marillion всегда были группой интеллигентной.
Принципиально. Средняя длина их песни в 1980-е - 8 минут. Впрочем, о средней длине говорить непросто, так как многие композиции состоят из нескольких частей со своими названиями, плавно перетекающих одна в другую. 3-минутный радиоформат Marillion даже не то, чтобы отвергали. Они просто вплетали его в свою музыку. Та же "Kayleigh" с "Misplaced Chlidhood" (1985) была бо-ольшим хитом своего времени...

При этом они отличались от предков по жанру тем, что они нигде и никогда - подчеркиваю: нигде и никогда! - не играли сложную музыку ради нее самой. Ни на одном альбоме команды нет зубодробительных скоростных пассажей на любом инструменте, да и размер чаще всего 44.
Marillion брали свое структурами песен. Они начинали музыкальную тему, отрабатывали ее до конца, неторопливо, так, чтобы прочувствовать все ее оттенки, и постепенно переходили к следующей, так плавно, что позавидовать могли бы и "Pink Floyd". И этих тем всегда было столько... При этом мелодии выстраивались не абы как - альбом всегда имел некий сюжет, который развивался от начала к концу и представлял сложную, но цельную эмоциональную линию. Что и происходило благодаря текстам.
На первый взгляд, каждый из них был ценен сам по себе. Но на каждом альбоме Фиш рассказывал историю... чью-то историю. Чью-то грустную, непростую судьбину. Историю очередного клоуна, который на самом деле вовсе не так веселился, как все думали. Клоун - "фирменный" персонаж группы, присутствовавший на большинстве клипов и обложек альбомов, и долгое время он ассоциировался у публики с Фишем.
Тексты Фиша просто великолепны, в рок-музыке немного людей, которые могли так писать.
"We are Renaissance children becalmed beneath the bridge of sighs,
Forever throwing firebrands at the stonework
We are Siamese children related by the heart..."

Да-а.

Работы этой команды (любого периода) представляли идеальное - и уникальное - сочетание мелодичности, сложности, текста и эмоционального содержания. Не знаю уж почему, но это сработало и на широких народных массах. 1984-1986 - пик популярности группы, и пик высокий. Marillion считались не просто классной группой - они были экстремальны. Вплоть до того, что они выступали на метал-фестивалях в Донингтоне, красовались на обложках "Kerrang!"-а, и т.д. и т.п. И это при том, что музыка их всегда была и осталась не тяжелее... да хотя бы тех же Pink Floyd. Хорошее доказательство того, что чтобы пробрать публику, лучше быть не шумным, а умным.

"I'm losing on the swings,
I'm losing on the roundabouts..."
В итоге кто-то из членов группы действительно проиграл борьбу либо со своим эго, либо со своей креативностью,- и после "Clutching at Straws" (1987) Фиш ушел из группы, начав сольную карьеру. Вместо него был взят Стив Хогарт (Steve Hogarth). Кончилась Ф-эра, началась Х-эра.

Второй период истории Marillion продолжается до сих пор (в целом, довольно благополучно, но без явных побед). По плодовитости он уже вдвое превзошел первый ("Anoraknophobia" (2001) стал 8 альбомом с Хогартом на вокале).
Естественно, когда происходят перемены, старые фэны ругают группу, - Marillion, мол, стали примитивней. Не внимайте голосам пуристов, потому что Marillion не стали хуже. Аскетичнее - пожалуй. Современней - безусловно. Поменялось время, поменялись люди. Значит, поменялось содержание. А вслед за ним и музыка, и тексты.

С некоторых пор Marillion отказались от многоходовых сюит, а длина их композиций упала до 5 (реже) - 7 (чаще) минут. Вещи на 10-15 минут тоже штука обычная. Осталось, таким образом, главное - ощущение цельности, которого часто не хватает на альбомах в 15 песенок по 2:30 каждая.

Они поменяли тон. Меньше гимнов, больше лиричности. Хогарт предпочитает спокойно, чуть отстраненно наблюдать за происходящим вокруг.
"Listenin' to the pouring rain
Waiting for the world to change
Beginning to wonder if we'll wait in vain
For one fine day."

И все же Marillion, несмотря на ярлык power-pop, который лепили на них в середине 90-х, сохранили способность варьировать мелодии и эмоции, что твой фокусник: от быстрых, драйвовых вещей вроде "Deserve" - к 15-минутному депрессивному блюзу "Interior Lulu", - и все это на одном альбоме (1999). И главное, группа делает это совершенно органично.

Интересная история была с последним альбомом, "Anoraknophobia" (Anorak-no-phobia; anorak - имеется в виду кто-то очень странный; буквально - чужак, носящий куртку анорак).
Контракт Marillion с ЕMI как раз закончился. Ну а группе без контракта, ясное дело, нехорошо, грустно и безденежно. Но вместо того, чтобы возобновлять контракт, Marillion начинают предпродажу своего еще пока ненаписанного альбома через Интернет. И фэны группы не глядя покупают больше десятка тысяч грядущих копий "Anoranophobia". Благодаря этому, Marillion получают возможность записывать альбом без всякого контроля со стороны лейбла, а уже с готовым диском получают у EMI контракт (на хороших условиях). Не стоит говорить, что альбом вышел отличный.

Так что столько людей, наверно, неспроста настолько любят эту группу.
Видимо, они знают, что делают.

08.12.2001, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
MARILLION - Marillion - ваше мнение о статье
  • ну, Белка, ты у А. Еременко спроси. Я М. воспринимал как одного из верхних представителей арт рока, к которому на данный момент интереса особенного не испытываю. Ранний Genesis все равно лучше, чем Х.. и Ф.. эра вместе взятые. Помню, что было ощущение, что практически ничего не изменилось, только модуляции в голосе Ф. были чуть приятнее, да музыка стала чуть менее изобретательной. Но вообщем - затариваться не стоит, а для общего развития - не помешает. А возможно, я что-то пропустил... Хотя - вряд ли...
    Написал(a): linski, 09/12/2001 0:37
  • Признаться, linski, Вы меня в тупик поставили: я-то, наоборот, хотела после этого альбома бежать затариваться предыдущими альбомами эпохи Х... не стоит, значит?..
    Написал(a): Белка, 09/12/2001 0:28
  • Белка, я же говорю - не следил, норконенавистничество не слушал. Первые после Фиша альбомы были скучные, и пропал интерес.
    ОК, найду, куплю, послушаю
    Написал(a): linski, 09/12/2001 0:19
  • Ого, здесь мы можем поспорить: у меня Marillion, начавшись с насквозь попсовой Misplaced Childhood (сладенькая "Келли" - именно оттуда, и именно потому мне этот альбом некогда подарил мой молодой человек), стали вызывать интерес и уважение лишь после "Аноракофобии".
    У альбома есть несколько прекрасных качеств - на него не давит груз прожитых лет, и на нем великолепная работа со звуком.
    Написал(a): Белка, 09/12/2001 0:00
MARILLION - свежие публикации:
  • Альбом дня - Less Is More , 31.01.2010
    Marillion, не успев отдохнуть после мирового турне, выдали акустическую подборку старых песен о главном, продемонстрировав новые аранжировочные возможности. Как выяснилось, хорошо переигранное старое может быть весьма и весьма актуальным »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1978
Место образования: Англия
Материалы по теме:
Less Is More
Marillion

Четыре танкиста и Кейв – Nick CAVE Ник Кейв и Уоррен Эллис написали саундтрек для фильма о генерале Стэнли Маккристале. »»

Уму-разуму – BEYONCE 4 студентки получат именную стипендию от Бейонсе »»

Настоящее зверство – QUEENS OF THE STONE AGE Новый альбом Queens of the Stone Age записан и смикширован. »»

Госпожа режиссер – GOLDFRAPP Элисон Голдфрапп взяла режиссуру клипов группы в свои руки. И выпустила клип с танцорами, ястребами… »»

Back to USSR – МАШИНА ВРЕМЕНИ Андрей Макаревич рассказал о "силовом" срыве концерта "Машины времени" в нижнем Новгороде »»

Мой сладкий пирожок – Katy PERRY Кэти Перри завалили пирогами в Твиттере »»

Природное явление – Tori AMOS Тори Эймос готовит к выходу новый альбом, в котором изучает исцеляющие силы природы. »»

Сорвало башню – Федор ЧИСТЯКОВ Новая песня Федора Чистякова памяти безвременно ушедших музыкантов. »»

Звучит тревожная музыка – SIGUR ROS Йонси записал саундтрек для голливудского фильма с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон »»

"Мой отец был грузчиком роялей" – Bill MURRAY Актер Бил Мюррей неожиданно дебютирует в роли сонграйтера и крунера »»

От него сияние исходит – ФЕСТИВАЛЬ Борис Гребенщиков станет арт-директором нового фестиваля "Части света" »»

Игра на выживание – TWO DOOR CINEMA CLUB Ирландские поп-рокеры Two Door Cinema Club исполнят в Москве программу со своего третьего альбома… »»

Some сом – ФЕСТИВАЛЬ В line up Ahmad Tea Music Festival, помимо Ричарда Эшкрофта, добавились молодые и бойкие Catfish… »»

Поля Авалона – GLASTONBURY Line-up площадки Avalon фестиваля Glastonbury настоятельно требует внимания »»

Черные мистерии – MAYHEM Норвежская блэк-металл-группа Mayhem приедет в Россию с культовым альбомом »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

20:00 – B.B.King – Гия ДЗАГНИДЗЕ Гия ДЗАГНИДЗЕ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – Валерий СЮТКИН Валерий СЮТКИН »»

20:00 – Hidden Bar – Blues Gravity Blues Gravity »»

20:00 – 16 ТОНН – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Крокус Сити Холл – АРИЯ АРИЯ »»

Хроника27/04
Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить