SABRI BROTHERS  Суфийские народные сказки

Говорят, их пра- пра- пра- прадедушка был придворным певцом императора Индии в XVI веке, и силой своего голоса творил настоящие чудеса. Особенно легко было в это поверить после сеанса массового гипноза, который Братья Сабри устроили в ДОМе.

"... приподнять плотную культурную завесу, отделяющую нас от мусульманской культуры" (Николай Дмитриев, глава Дома )

Москва ... ДОМ ....второй день фестиваля ориентальной культуры "По ковру"... Холодным вечером занавес на входе в клуб оказался последней завесой на пути к волшебной музыке qawwali...
Возникшая в Индии около тысячи лет назад в результате безуспешных попыток странствующих суфиев с помощью, пусть и красноречивых, но все таки - слов, объяснить местным жителям все величие и бесконечную мудрость Господа, она была призвана посредством музыки донести сакральный смысл божественного послания непосредственно к душам людей.
Последние мало изменились за прошедшие столетия, а найденная основоположниками стиля формула, в основе которой лежит индийская традиционная музыка и медитативно-экстатическая манера пения, оказалась настолько точной, что до наших дней qawwali не утратила своей актуальности.

И вот пакистанцы Братья Сабри (известные в Европе как SABRI BROTHERS), члены древнего суфийского ордена SABRIA, первые, кто познакомил широкую западную аудиторию с qawwali еще в 1958 году, играют в Москве...

Их часто сравнивают с более известным соотечественником - Нусратом Фатех Али Ханом (Nusrat Fateh Ali Khan), который стал популярен отчасти благодаря успешным совместным проектам с западными музыкантами, в частности с Питером Габриэлом, но именно братья Сабри были первыми, кто познакомил широкую западную аудиторию с qawwali еще в 1958 году.
Говорят, их пра- пра- пра- прадедушка был придворным певцом императора Индии в XVI веке и силой своего голоса творил настоящие чудеса... Легко поверить - Индия вообще располагает к разного рода мистике - а уж в XVI веке ... Особенно легко было в это поверить после полуторачасового сеанса массового гипноза, который братья устроили в ДОМе. Вместо стульев - ковры и подушки, в баре - зеленый чай, пакистанские лепешки, восточные сладости и никакого алкоголя и сигарет: на дворе второй день священного месяца Рамадан. Двое почтенных старцев сидят в центре сцены с peti, а ритм-секция из расположившихся вокруг младших собратьев подпевает, самозабвенно отбивая замысловатый ритм в ладоши и на dholak, и, судя по жестам и выражению глаз, - уходит в астрал уже на пятой минуте каждой из композиций (о продолжительности которых судить сложно, так как привычное ощущение времени быстро теряется). Вскоре начинает казаться, что понимаешь их язык... большинство слушателей с отрешенными лицами, покачиваются в такт музыке... дальше... не знаю, можно ли выразить словами то, что по причине невыразимости словами и привело к появлению qawwali...

По окончании действа слова "Пакистан, мусульманская культура" стали ассоциироваться в первую очередь с исключительно позитивной энергетикой музыки суфиев.
Кстати, одно из главных отличий суфизма от ортодоксального ислама (и уж тем более - от исламского фундаментализма) - в убеждении, что искания божественной Истины, при использовании определенных духовных практик, могут увенчаться успехом (читай - Райским блаженством) еще при земной жизни: это как нельзя лучше удерживает от извращенного толкования священного писания, заставляющего иных недоумков становиться террористами-смертниками и взрывать дискотеку в центре Тель-Авива или идти на курсы пилотов Boeing-747. Достаточно просто читать мудрые суфийские сказки-притчи и слушать qawwali...

28.11.2001, Юрий ТОРУБАЕВ (ЗВУКИ РУ)