Glenn HUGHES  Black Glenn или Motley Hughes?..

Концерт легендарного английского рок- музыканта Гленна Хьюза состоится в универсальном спортивном зале "Дружба" 23 ноября.

Концерт легендарного английского рок- музыканта Гленна Хьюза состоится в универсальном спортивном зале "Дружба" 23 ноября. Российским меломанам Хьюз хорошо известен как экс-бас-гитарист Deep Purple, в которой играл с 1973 по 1976 год. Кроме того, за четверть века своей музыкальной карьеры Хьюз был участником множества групп, в большом количестве проектов и записей альбомов таких исполнителей как Black Sabbath, Гэри Мур, Джон Норум (экс-Europe), Джордж Линч, Whitesnake, Motley Crue. Кроме того, на его счету запись более десяти сольных альбомов.

Интересный тип этот Гленн Хьюз. Вроде бы не связано с ним ни одной по-настоящему громкой истории в мире рока. Ни одна сольная работа Гленна не гремела по миру так, как работы его многочисленных звёздных коллег. Как сольный исполнитель, Хьюз, с конца 80-х занятый сугубо индивидуальной трудовой деятельностью, отсутствует в большинстве отечественных рок-энциклопедий. И тем не менее...

Родился Гленн в 1953 году. Первой его профессиональной группой было трио Trapeze (1971-1973), куда помимо него входили гитарист Мэл Галлей (позже собравший супер-группу Phenomena) и ударник Дэвид Холланд (более известный своим сотрудничеством с Judas Priest). Сам Хьюз играл на басу, клавишах, да ещё и пел. Подобная его универсальность частенько "нарушала устоявшийся формат" многих известных групп, в которые его заносила судьба. Кроме того, оказав несомненное влияние на формирование "новой школы роковой бас-гитары", Гленн (профессиональная кличка - Funk Master) явно опередил своё время, начав таскать в стан тяжёлого рока каштаны из "мотауновской" печки лет за пятнадцать до того, как необходимость сближения фанка и хард-н-хэви была понята во всём музыкальном мире. Ну что, скажите на милость, помешало Марку Фарнеру и Дону Брюэру в начале 80-х позвать на первый реюнион Grand Funk именно Хьюза?

Первыми жертвами новатора Гленна стали Deep Purple, с которыми Funk Master с 1973 по 1976 годы записал три последних перед распадом состава альбома - "Burn!", "Stormbringer" и "Come Taste The Band". Превращение "тёмно-пурпурных" в группу с двумя ведущими вокалистами и сильным креном в фанк и фьюжн было достаточно интересным, однако вскоре выбило из колеи одного из основателей группы - вечно всем недовольного гитариста Ричи Блэкмора. Замена оного на американского наркомана Томми Болина (это его песню "Teezeer" сейчас играют Motley Crue) и довела ансамбль до развала. А жаль - ибо направление, нащупанное с подачи Хьюза в песнях "Holy Man" и "Gipsy" было для своего времени более чем новаторским.
Как же уживались вечно дерущиеся за микрофон Хьюз и Дэвид Кавердейл? "Позже я послал ему плёнку с моими версиями "Burn!" и "Stormbringer", но ответа так и не получил, - рассказывал Хьюз, - Хотя именно его мнение в данном случае интересует меня больше всего..."

Ещё до распада группы Хьюз успел поучаствовать в записи сольных альбомов клавишника Deep Purple Джона Лорда и своего предшественника Роджера Гловера. А в 1977 году выпустил экспериментальный альбом "Play Me Out", посвящённый памяти умершего к тому времени от передозы Томми Болина. Здесь соул, фьюжн и фанк были впервые смешаны с хард-роком именно так, как этого всегда хотелось самому Гленну. Сыграв здесь на всех гитарах сам, Хьюз пригласил на запись несколько духовиков и бэк-вокалистов. За ударные сел старый друг Дэвид Холланд.

Позже Хьюз ненадолго присоединялся к другому своему товарищу по Trapeze, Мэлу Галлею - во время записи одного из альбомов супер-проекта Phenomena. В 1982 году он вместе с будущим гитаристом Asia Пэтом Траллом сделал нововолновую программу. А в 1985 году сотрудничал с Гарри Муром (в роли басиста) и с Black Sabbath - разумеется, в качестве свободного вокалиста. Не мог же Тони Йомми при всей своей любви к творчеству Джимми Хендрикса позволять Хьюзу украшать свой благородный стоунер-рок с элементами староанглийского фолка "чёрными" штучками-дрючками. "Его басовые партии были слишком фанковыми для нас, - рассказывал Йомми, - И пришлось взять другого басиста, а Гленна сделать фронтменом. Но он никогда не пел без бас-гитары. Он просто не знал, что делать с руками, как двигаться. Попадая на сцену, он просто разваливался на части..." "Я чувствовал там себя не очень комфортабельно, - признавался и сам Хьюз, - Альбом получился потрясающий, но турне продолжалось только четыре дня, после чего меня просто кинули..." Неудивительно - "Seventh Star" был фактически сольной работой Йомми, и когда наспех сколоченный состав неожиданно покинул басист Дэвид "The Beast" Спитц, Хьюз, у которого уже чесались руки, тут же протянул их к басу. И практически сразу по рукам и получил. Сей прискорбный факт, кстати, совершенно не мешал впоследствии участию Хьюза в по-настоящему сольных работах Йомми - в качестве басиста и вокалиста одновременно.

Далее были составы Alcatrass (эдакая Trapeze 80-х, прославившаяся более именами впоследствии добившихся успеха по-отдельности артистов, нежели собственно музыкой), куда помимо Хьюза в разное время входили Грэм Боннет, Ингви Мальмстин и Стив Вай; и Whitesnake, где Хьюз ненадолго встретился со старым коллегой по Deep Purple Дэвидом Кавердейлом. Запись альбома "Slip Of The Tonqu" вкупе с традиционно рок-н-ролльными алкогольными глупостями, похоже, серьёзно подорвала здоровье Гленна. Днём своего второго рождения Хьюз считает канун Рождества 1991 года - момент выписки из реабилитационной клиники. "Если бы я решил забросить карьеру музыканта, то вернулся бы туда работать с больными, - рассказывал Хьюз, - Тамошние руководители считают, что у меня это бы очень хорошо получилось..."

Совместная работа Хьюза с бывшим гитаристом Europe Джоном Норумом в 1992 году, а также участие в записи второго тома "L.A. Blues Antology" привело к довольно неожиданному результату - летом 1993 года Хьюз неожиданно материализовался близ Петропавловской Крепости на сцене фестиваля "Белые Ночи". Аккурат после выступления популярного в те годы гёлз-бэнда Salt`N`Pepa и в компании с бывшими музыкантами Europe - Джоном Левеном (бас) и Миком Микели (клавишные). Однако ни "Gipsy", ни тем более "Final Contdown" публика не услышала - по-прежнему не знающий, куда деть руки, Хьюз битых полтора часа зомбировал по сцене, изрыгая блюзовые вариации на тему "Georgia On My Mind". Если учесть, что до этого нелёгкая заносила Гленна в совсем уже странное место - один из первых на планете Земля танцевально-экстремальных составов KLF, то картина выходит и вовсе пугающая.

Однако уже к моменту следующего своего приезда в Россию Гленн крепко держался за бас, а его альбом 1996 года "Addiction" радовал цельностью замысла и стройностью композиций. Несмотря на свой позорный уреловский видок на обложке диска (кожаный пинжак и стрижка кирпичиком - не хватает лишь спортивных рейтуз с заправленной туда майкой Slayer) песенки Хьюз писал по-прежнему отменные, а сотрудничество с Motley Crue явно не прошло для него даром. На вышедшем в 1997 году трибьюте Queen "Dragon Attack" Хьюз вместе с гитаристом Джейком E. Ли, ударником Кармином Эпписом и басистом Тони Франклином исполнял "Get Down Make Love". А на диске 2000 года "Return Of Crystal Carma", где Хьюзу помогал бывший участник Cure Лоренс Толхэрст (в последнее время всё чаще сотрудничающий со старыми хард-рокерами), имеется забавная композиция "Owed To J" - явное "продолжение" "Owed To G" с недооценённого в своё время "Come Taste The Band".

На концерте в Москве Хьюз представит как свой классический репертуар, так и последний альбом "Building The Machine", выпущенный компанией SPV в сентябре этого года.
Как сообщили организаторы концерта, представители компании Gost Music International, билеты на места в партере будут стоить 500 руб., на боковых трибунах - 600 руб., центральной трибуне - 800 руб., в VIP-ложе- 1200 руб.

15.11.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)