Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть третья.

Можно сделать так, чтобы музыка попала на стол к "нужному человеку", не лишне и знать, как привлечь "профильных" слушателей. Однако есть одно обстоятельство, которое может помешать вашим планам: сами ваши песни. К примеру, как сделать, чтобы ваши нетленные произведения хотелось прослушать еще и еще раз? Рецепт создания хита - не более хитрая штука, чем рецепт хорошего пирога...

ХИТ-КОНСТРУКТОР
Руководство по эксплуатации.

На пути создания группы и продвижения ее на рынок вас ожидает множество забот, далеко не всегда связанных с музыкой. Полезно предусмотреть основные шаги, необходимые для того, чтобы музыка попала на стол к "нужному человеку", не лишне и знать, как привлечь "профильных" слушателей. Однако есть одно обстоятельство, которое может помешать вашим планам: сами ваши песни.
К примеру, ваши тексты... Как сделать, чтобы ваши нетленные произведения хотелось прослушать еще и еще раз? Рецепт создания хита - не более хитрая штука, чем рецепт хорошего пирога.
Наши советы касаются в основном текстов. Относительно музыки и аранжировки однозначные рецепты дать невозможно. Потому, что существует огромное разнообразие стилей. Все они подчиняются разным законам. Чтобы описать их все, потребуется большое исследование.

1. Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти...

Если вы в своём творчестве ориентируетесь на западные стандарты и к тому же поёте по-английски, то для сочинения песен вам пригодятся советы, составленные экспертами по результатам анализа западных хитов последних десятилетий. Они одинаково хорошо подходят для сочинения песен в разных стилях - рок, поп, поп/рок, диско. Однако для российского музыкального рынка эти рекомендации можно использовать с большими ограничениями. Это связано с культурными традициями, с различным восприятием музыки, ритма и текста у нас и на Диком Западе. Используя эти советы, вы сможете смастерить хит, который будет иметь успех yангло-саксов - а значит, и на оккупированной ими мировой арене.

- Первая строка текста должна привлечь внимание слушателя, заинтересовать его тем, что последует дальше.
- Текст должен быть написан разговорным языком. Не нужно "завёрнутых" фраз и оборотов, сложных грамматических конструкций.
- Идеальные рифмы не обязательны. Вполне допускаются некоторые шероховатости текста. Главное - чтобы текст был понятен. Но и заезженных рифм (розы-слёзы-морозы, lazy-crazy) нужно избегать.
- Название песни должно быть связано с самой повторяемой фразой. В идеальном варианте - повторять эту фразу. Если название песни будет из других слов, не звучащих в тексте, то такую песню скорее всего ждёт неудача. Слушатель должен запомнить самую повторяемую фразу, а по ней - название песни.
- Текст и мелодия должны быть связаны по настроению, интонациям, акцентам.
- Слова и мелодия должны звучать естественно. Не нужно искусственно усложнять текст в угоду мелодии, и наоборот.
- Песня должна быть "вне времени". Это значит, что её не нужно привязывать к конкретному событию или к конкретным людям. Через несколько недель, месяцев эти люди или события перестанут интересовать публику и ваша песня забудется. Песня The Beatles "Come Together" была написана по просьбе Тимоти Лири, одного из идеологов американских хиппи, как гимн его предвыборной кампании 1969 года. Лири баллотировался на пост губернатора Калифорнии. Выборы он проиграл Рейгану, будущему президенту США. Эти события давно забылись, а песня звучит до сих пор.
- Песня должна быть построена вокруг одной простой идеи, темы или чувства. Чем большему числу людей этот материал будет близок, тем лучше.
- Песня должна быть "самодостаточной". Это значит, что после её прослушивания всё должно быть ясно. Если вам придётся объяснять: " - этой песней я хотел сказать, что...",- то песню нужно переписывать. - Песня должна подходить к радио-формату, длиться 3-3.5 минуты. В противном случае придётся сокращать инструментальный проигрыш, укорачивать вступление и коду, уменьшать количество повторяющихся фраз.
- Текст должен быть искренний и честный.
- Если вы пишете песню не для себя, задайте себе вопрос: захочет ли исполнитель, чтобы слушатели связывали лично его с теми чувствами, о которых поётся в песне? Захочет ли он, к примеру, выглядеть слабым, вызывать к себе жалость?
- Текст песни и поэзия - не одно и то же. Избегайте абстракций. Публика должна моментально усвоить основную идею песни.
- Часто случается, что автор придумывает лишь одну "ударную" строку текста (припева), а остальной текст пускает "на самотёк", использует банальности и штампы. Избегайте этого. Важен весь текст.
- Построена ли ваша песня на одной идее? Развить её можно в припеве или в средней части, если вы строите песню по схеме ААВА. А - одинаковые части, В - "бридж", с другой мелодией (схема очень частая в английской фолк-, рок-, попмузыке и в джазе. Масса примеров - у The Beatles).
- Изменяются ли в тексте временнЫе рамки? Слушатель должен быть подготовлен к "путешествию" из прошлого в настоящее и в будущее. Слишком резкие перемены в тексте вызовут у него недоумение.
- Избегайте спорных тем и вопросов. Если вы их всё же поднимаете, старайтесь делать это тактично.
- Не вызовет ли песня излишне негативные чувства у слушателя? Никто никогда не хочет чувствовать себя идиотом или объектом насмешек.
- Отражает ли песня объективный взгляд на вещи? Если вы в этом сомневаетесь, исполните её нескольким людям. Пусть они не знают, кто автор песни. Тогда слушатели будут честны в своей оценке.
- Хорошо, если название песни звучит в первой строке припева. И к тому же повторяется несколько раз и поётся хором. Это удобно для запоминания.
- Показывает ли песня обычные вещи в необычном ракурсе? Рисует ли яркие, запоминающиеся образы?
- Хорошо, если мелодия песни (или хотя бы припева) достаточно простая и короткая. Слушатель должен её запомнить за один раз и суметь её напеть.
- Затроньте слушателя чем-то необычным. Заставьте его по-новому взглянуть на привычное. Пусть обычные вещи, чувства откроются ему с новой стороны.

2. Расея ты, Расея, родная сторона...

Вы никогда не задавали себе вопроса: почему западные хиты, исполненные с русскими текстами, не имеют большого успеха в России? Забавный кавер на "Элис" Smokie - лишь исключение, подтверждающее правило. Почему группы "второго эшелона", не имеющие известности на западе, часто популярны в России? Примеров масса - BoneyM, Smokie, Baccara, итальянская эстрада. Почему The Beatles были, есть и будут #1 в России, а их современники The Rolling Stones у нас гораздо менее популярны? Почему многие американские суперзвёзды (Принц, Рэй Чарльз, Джеймс Браун, Ленни Кравитц, Арета Франклин) неизвестны в России широкой публике?
Ответ на эти вопросы один. Разные культурные истоки современной российской и англо-американской музыки. В основе американской рок- и поп-музыки находятся блюз, англо-кельтская культура, ритмы африканцев, привезённых когда-то в Америку, негритянские религиозные песни-спиричуэлс. В меньшей степени в последнее время повлияли латиноамериканская музыка и рэггей. Отсюда особенности современной американской музыки: ритм подчиняет себе мелодию и текст, сложные синкопы ("рваный" ритм), блюзовые ноты в мелодии и блюзовый квадрат в гармонии, особенности вокала и т.д.
В основе современной музыки России - русские, украинские и казачьи песни, романс XIX века, отчасти традиции многоголосного церковного пения, частично цыганская и еврейская музыка. Это всё заложено в нашем подсознании и в генах. 1200 лет славянской культуры дают о себе знать, несмотря на американскую культурную экспансию. Поэтому, слушая западных исполнителей, наше ухо выделяет то, что ему понятно: чёткий ритм диско-групп, мелодичность и многоголосие Битлз, сладкозвучные гармонии итальянской эстрады.

Если вы хотите писать песни для русскоязычной аудитории, учтите, что:
- Текст-самое главное. Важен развёрнутый сюжет, повествование. Глупый текст вызовет насмешки. Песни без сюжета (песни-настроения, как их называл В.Высоцкий) гораздо менее популярны.
- Иногда в тексте возможны изменения ударения в словах, перенесение естественного ударения с акцентного слога на безакцентный.
- Большинство западных хитов написаны в мажоре, большинство наших - в миноре. В русской народной музыке часто встречается "переменный" лад (чередование одноимённого минора и мажора: ля-минор---ля-мажор, но есть и более сложные формы "переменного" лада)
- Очень важна распевность мелодии
- В мелодии и аккомпанементе не должно быть сложных ритмических рисунков. Синкопы не свойственны русской музыке.
- Многоголосное пение приветствуется. Для древних славянских песнопений до XVIIв характерно пение в унисон - греческая и византийская церковная традиция. Для русской и украинской песни характерно движение голосов в терцию (или трезвучиями, построенными по терциям) - особенно в кульминации мелодии. На опорных звуках-унисон или октава.
- В гармонии широко применялись созвучия II, IV, VI ступеней. Созвучия V ступени широко применяются лишь с XIX века. Часто используется гармонический минор, он появился под влиянием украинского, белорусского и еврейского фольклора. Для старинных русских песен типичен строгий и суровый натуральный минор.
- Напор, "драйв" не характерен для русской музыки.
- В аккомпанементе лучше использовать простые аккорды без альтераций и добавленных тонов.
Что касается всей песни в целом, то её популярность на 70-80 процентов зависит от самой песни, на 20-10 - от исполнения и аранжировки, и лишь на 10, а то и меньше - от способа записи. Послушайте целиком какой-нибудь западный хит-парад, и вы заметите, что там соседствуют песни, записанные совершенно по-разному. Сейчас в России делаются попытки привнести в песни новое звучание. Но это происходит лишь на уровне использования новых тембров и компьютерных технологий. Основные законы создания песен остаются те же.
Вы когда-нибудь слышали, как иностранцы поют русские песни? Смешно получается. В их глазах - вернее, ушах, - так же наши группы исполняют блюз. Особенно на английском языке. Копия никогда не будет лучше оригинала. Блюз никогда не будут петь у нас на свадьбах. "Каждому-своё."

(P.S. Говорят, в Японии популярны русские песни. Интересно, почему? Ответьте, если кто знает.).

30.03.2009, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Boss, мне самому не довелось, но контора у меня такая, что народ в коммандировки мотает по всему свету. В Японию попали люди, с музыкой не особо дружащие, но они говорят, что по тамошним радио довольно часто можно услышать русскую попсу.
    Написал(a): Gugiens, 20/01/2003 2:29
  • da, nu chto tut esche dobavit'? odna iz samyh besdushnyh i bessmyslennyh statej, i hudshaja iz etoj serii. Pochemu bezdushnaja - ponjatno, a pochemu bessmyslennaja - potomu chto prodjucery eto vse i tak znajut, a tem kto budet sochinjat' takie "pesni" bez prodjucera vse ravno nikuda... ja, priznat'sja, oshidal ot etoj serii kuda kak bolee prodvinutyh statej. A chto kasaetsja Japonii - tak tam i svoja popsa "chto nado" ))
    Написал(a): serge, 20/01/2003 2:29
  • "Нет, друзья мои, песни под 20 минут никогда не были хитами. Они были культовыми композициями культовой группы, и делались не по законам хита, а по законам просто хорошей музыки." Итак, мы выяснили, что хит не есть хорошая музыка. Что и требовалось доказать. Кстати, относительно предложенного мной названия, надеюсь, возражений нет? ;)
    Написал(a): Barmalglot, 20/01/2003 2:29
  • А вот почему имено в Японии, и имено русские песни, - не знаю. Мне так казалось, что Лагутенко во время гастролей пел там по-японски несколько вещей, так что они были в восторге именно от этого...
    Написал(a): Boss, 20/01/2003 2:29
Музыкальная карьера - свежие публикации:
  • Анализ - Слушать на... , 24.03.2016
    Решили продавать музыку на цифровых платформах? Прочитайте сперва наши советы »»
  • Для профи - Вам и не снилось , 08.06.2015
    Converse Rubber Tracks открывает музыкантам двери легендарных звукозаписывающих студий по всему миру! »»
  • Рейтинг - Молодая гвардия , 01.12.2014
    BBC опубликовала список самых перспективных артистов 2015: в лонг-листе оказался протеже Канье Уэста - Raury и хаус-музыкант Shamir »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Звучит тревожная музыка – SIGUR ROS Йонси записал саундтрек для голливудского фильма с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон »»

"Мой отец был грузчиком роялей" – Bill MURRAY Актер Бил Мюррей неожиданно дебютирует в роли сонграйтера и крунера »»

Как слышно, приём – RADIOHEAD Джонни Гринвуд превратил ругательства Тома Йорка в луп и запустил на концерте. »»

Отмечай в кругу семьи – PRINCE В годовщину смерти фанк-легенды Prince разгорается судебный скандал за право издать его редкие… »»

Клуб одиноких битломанов – THE BEATLES Алан Паркер снял документальный фильм про The Beatles. И вы можете увидеть его кусочек! »»

Просто ты слабак – SLAYER Фронтмен Slayer назвал Америку страной нытиков »»

Ядерному взрыву - нет, нет, нет – Lana DEL REY Лана дель Рей поделилась новой песней, на которую ее вдохновили Coachella и Северная Корея »»

Ты узнаешь ее из тысячи – John MAYER Джон Майер завершил эпоху и выпустил альбом, в котором вы узнаете себя. »»

Машите на меня, машите – ГРОМЫКА Поп-панк формация "Громыка" выпустила альбом "Нашатырь" »»

Брать живьем – THE DEAD WEATHER Супергруппа Dead Weather выпускает концертный альбом »»

Черные мистерии – MAYHEM Норвежская блэк-металл-группа Mayhem приедет в Россию с культовым альбомом »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

Вокальная параолимпиада – ЕВРОВИДЕНИЕ Организаторы Евровидения сделали исключение для больного португальского певца »»

Еврофлуд уходит в сеть – ЕВРОВИДЕНИЕ Первый канал отказался от трансляции конкурса Евровидение . За кого будем болеть? »»

5 фактов о фестивале Roskilde-2017 – ФЕСТИВАЛЬ Датский фестиваль Roskilde уже 46 лет остается крупнейшим в Европе. Только что объявили его полный… »»

5 фактов о фестивале Roskilde-2017 – ФЕСТИВАЛЬ Датский фестиваль Roskilde уже 46 лет остается крупнейшим в Европе. Только что объявили его полный… »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

20:00 – Сад "Эрмитаж" – Юрий НАУМОВ Юрий НАУМОВ »»

20:00 – 16 ТОНН – БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – NOUVELLE VAGUE NOUVELLE VAGUE »»

Хроника25/04

1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе  »»

Bob RUSSELL

Ella FITZGERALD

Earl PHILLIPS

Albert KING (1923)

Vassar CLEMENTS (1928)

Jerry LEIBER (1933)

Harry MILLER (1941)

TONY CHRISTIE (1943)

Bjorn ULVAEUS (1945)

Stu COOK (1945)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить