Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть третья.

Можно сделать так, чтобы музыка попала на стол к "нужному человеку", не лишне и знать, как привлечь "профильных" слушателей. Однако есть одно обстоятельство, которое может помешать вашим планам: сами ваши песни. К примеру, как сделать, чтобы ваши нетленные произведения хотелось прослушать еще и еще раз? Рецепт создания хита - не более хитрая штука, чем рецепт хорошего пирога...

ХИТ-КОНСТРУКТОР
Руководство по эксплуатации.

На пути создания группы и продвижения ее на рынок вас ожидает множество забот, далеко не всегда связанных с музыкой. Полезно предусмотреть основные шаги, необходимые для того, чтобы музыка попала на стол к "нужному человеку", не лишне и знать, как привлечь "профильных" слушателей. Однако есть одно обстоятельство, которое может помешать вашим планам: сами ваши песни.
К примеру, ваши тексты... Как сделать, чтобы ваши нетленные произведения хотелось прослушать еще и еще раз? Рецепт создания хита - не более хитрая штука, чем рецепт хорошего пирога.
Наши советы касаются в основном текстов. Относительно музыки и аранжировки однозначные рецепты дать невозможно. Потому, что существует огромное разнообразие стилей. Все они подчиняются разным законам. Чтобы описать их все, потребуется большое исследование.

1. Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти...

Если вы в своём творчестве ориентируетесь на западные стандарты и к тому же поёте по-английски, то для сочинения песен вам пригодятся советы, составленные экспертами по результатам анализа западных хитов последних десятилетий. Они одинаково хорошо подходят для сочинения песен в разных стилях - рок, поп, поп/рок, диско. Однако для российского музыкального рынка эти рекомендации можно использовать с большими ограничениями. Это связано с культурными традициями, с различным восприятием музыки, ритма и текста у нас и на Диком Западе. Используя эти советы, вы сможете смастерить хит, который будет иметь успех yангло-саксов - а значит, и на оккупированной ими мировой арене.

- Первая строка текста должна привлечь внимание слушателя, заинтересовать его тем, что последует дальше.
- Текст должен быть написан разговорным языком. Не нужно "завёрнутых" фраз и оборотов, сложных грамматических конструкций.
- Идеальные рифмы не обязательны. Вполне допускаются некоторые шероховатости текста. Главное - чтобы текст был понятен. Но и заезженных рифм (розы-слёзы-морозы, lazy-crazy) нужно избегать.
- Название песни должно быть связано с самой повторяемой фразой. В идеальном варианте - повторять эту фразу. Если название песни будет из других слов, не звучащих в тексте, то такую песню скорее всего ждёт неудача. Слушатель должен запомнить самую повторяемую фразу, а по ней - название песни.
- Текст и мелодия должны быть связаны по настроению, интонациям, акцентам.
- Слова и мелодия должны звучать естественно. Не нужно искусственно усложнять текст в угоду мелодии, и наоборот.
- Песня должна быть "вне времени". Это значит, что её не нужно привязывать к конкретному событию или к конкретным людям. Через несколько недель, месяцев эти люди или события перестанут интересовать публику и ваша песня забудется. Песня The Beatles "Come Together" была написана по просьбе Тимоти Лири, одного из идеологов американских хиппи, как гимн его предвыборной кампании 1969 года. Лири баллотировался на пост губернатора Калифорнии. Выборы он проиграл Рейгану, будущему президенту США. Эти события давно забылись, а песня звучит до сих пор.
- Песня должна быть построена вокруг одной простой идеи, темы или чувства. Чем большему числу людей этот материал будет близок, тем лучше.
- Песня должна быть "самодостаточной". Это значит, что после её прослушивания всё должно быть ясно. Если вам придётся объяснять: " - этой песней я хотел сказать, что...",- то песню нужно переписывать. - Песня должна подходить к радио-формату, длиться 3-3.5 минуты. В противном случае придётся сокращать инструментальный проигрыш, укорачивать вступление и коду, уменьшать количество повторяющихся фраз.
- Текст должен быть искренний и честный.
- Если вы пишете песню не для себя, задайте себе вопрос: захочет ли исполнитель, чтобы слушатели связывали лично его с теми чувствами, о которых поётся в песне? Захочет ли он, к примеру, выглядеть слабым, вызывать к себе жалость?
- Текст песни и поэзия - не одно и то же. Избегайте абстракций. Публика должна моментально усвоить основную идею песни.
- Часто случается, что автор придумывает лишь одну "ударную" строку текста (припева), а остальной текст пускает "на самотёк", использует банальности и штампы. Избегайте этого. Важен весь текст.
- Построена ли ваша песня на одной идее? Развить её можно в припеве или в средней части, если вы строите песню по схеме ААВА. А - одинаковые части, В - "бридж", с другой мелодией (схема очень частая в английской фолк-, рок-, попмузыке и в джазе. Масса примеров - у The Beatles).
- Изменяются ли в тексте временнЫе рамки? Слушатель должен быть подготовлен к "путешествию" из прошлого в настоящее и в будущее. Слишком резкие перемены в тексте вызовут у него недоумение.
- Избегайте спорных тем и вопросов. Если вы их всё же поднимаете, старайтесь делать это тактично.
- Не вызовет ли песня излишне негативные чувства у слушателя? Никто никогда не хочет чувствовать себя идиотом или объектом насмешек.
- Отражает ли песня объективный взгляд на вещи? Если вы в этом сомневаетесь, исполните её нескольким людям. Пусть они не знают, кто автор песни. Тогда слушатели будут честны в своей оценке.
- Хорошо, если название песни звучит в первой строке припева. И к тому же повторяется несколько раз и поётся хором. Это удобно для запоминания.
- Показывает ли песня обычные вещи в необычном ракурсе? Рисует ли яркие, запоминающиеся образы?
- Хорошо, если мелодия песни (или хотя бы припева) достаточно простая и короткая. Слушатель должен её запомнить за один раз и суметь её напеть.
- Затроньте слушателя чем-то необычным. Заставьте его по-новому взглянуть на привычное. Пусть обычные вещи, чувства откроются ему с новой стороны.

2. Расея ты, Расея, родная сторона...

Вы никогда не задавали себе вопроса: почему западные хиты, исполненные с русскими текстами, не имеют большого успеха в России? Забавный кавер на "Элис" Smokie - лишь исключение, подтверждающее правило. Почему группы "второго эшелона", не имеющие известности на западе, часто популярны в России? Примеров масса - BoneyM, Smokie, Baccara, итальянская эстрада. Почему The Beatles были, есть и будут #1 в России, а их современники The Rolling Stones у нас гораздо менее популярны? Почему многие американские суперзвёзды (Принц, Рэй Чарльз, Джеймс Браун, Ленни Кравитц, Арета Франклин) неизвестны в России широкой публике?
Ответ на эти вопросы один. Разные культурные истоки современной российской и англо-американской музыки. В основе американской рок- и поп-музыки находятся блюз, англо-кельтская культура, ритмы африканцев, привезённых когда-то в Америку, негритянские религиозные песни-спиричуэлс. В меньшей степени в последнее время повлияли латиноамериканская музыка и рэггей. Отсюда особенности современной американской музыки: ритм подчиняет себе мелодию и текст, сложные синкопы ("рваный" ритм), блюзовые ноты в мелодии и блюзовый квадрат в гармонии, особенности вокала и т.д.
В основе современной музыки России - русские, украинские и казачьи песни, романс XIX века, отчасти традиции многоголосного церковного пения, частично цыганская и еврейская музыка. Это всё заложено в нашем подсознании и в генах. 1200 лет славянской культуры дают о себе знать, несмотря на американскую культурную экспансию. Поэтому, слушая западных исполнителей, наше ухо выделяет то, что ему понятно: чёткий ритм диско-групп, мелодичность и многоголосие Битлз, сладкозвучные гармонии итальянской эстрады.

Если вы хотите писать песни для русскоязычной аудитории, учтите, что:
- Текст-самое главное. Важен развёрнутый сюжет, повествование. Глупый текст вызовет насмешки. Песни без сюжета (песни-настроения, как их называл В.Высоцкий) гораздо менее популярны.
- Иногда в тексте возможны изменения ударения в словах, перенесение естественного ударения с акцентного слога на безакцентный.
- Большинство западных хитов написаны в мажоре, большинство наших - в миноре. В русской народной музыке часто встречается "переменный" лад (чередование одноимённого минора и мажора: ля-минор---ля-мажор, но есть и более сложные формы "переменного" лада)
- Очень важна распевность мелодии
- В мелодии и аккомпанементе не должно быть сложных ритмических рисунков. Синкопы не свойственны русской музыке.
- Многоголосное пение приветствуется. Для древних славянских песнопений до XVIIв характерно пение в унисон - греческая и византийская церковная традиция. Для русской и украинской песни характерно движение голосов в терцию (или трезвучиями, построенными по терциям) - особенно в кульминации мелодии. На опорных звуках-унисон или октава.
- В гармонии широко применялись созвучия II, IV, VI ступеней. Созвучия V ступени широко применяются лишь с XIX века. Часто используется гармонический минор, он появился под влиянием украинского, белорусского и еврейского фольклора. Для старинных русских песен типичен строгий и суровый натуральный минор.
- Напор, "драйв" не характерен для русской музыки.
- В аккомпанементе лучше использовать простые аккорды без альтераций и добавленных тонов.
Что касается всей песни в целом, то её популярность на 70-80 процентов зависит от самой песни, на 20-10 - от исполнения и аранжировки, и лишь на 10, а то и меньше - от способа записи. Послушайте целиком какой-нибудь западный хит-парад, и вы заметите, что там соседствуют песни, записанные совершенно по-разному. Сейчас в России делаются попытки привнести в песни новое звучание. Но это происходит лишь на уровне использования новых тембров и компьютерных технологий. Основные законы создания песен остаются те же.
Вы когда-нибудь слышали, как иностранцы поют русские песни? Смешно получается. В их глазах - вернее, ушах, - так же наши группы исполняют блюз. Особенно на английском языке. Копия никогда не будет лучше оригинала. Блюз никогда не будут петь у нас на свадьбах. "Каждому-своё."

(P.S. Говорят, в Японии популярны русские песни. Интересно, почему? Ответьте, если кто знает.).

30.03.2009, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Boss, мне самому не довелось, но контора у меня такая, что народ в коммандировки мотает по всему свету. В Японию попали люди, с музыкой не особо дружащие, но они говорят, что по тамошним радио довольно часто можно услышать русскую попсу.
    Написал(a): Gugiens, 20/01/2003 2:29
  • da, nu chto tut esche dobavit'? odna iz samyh besdushnyh i bessmyslennyh statej, i hudshaja iz etoj serii. Pochemu bezdushnaja - ponjatno, a pochemu bessmyslennaja - potomu chto prodjucery eto vse i tak znajut, a tem kto budet sochinjat' takie "pesni" bez prodjucera vse ravno nikuda... ja, priznat'sja, oshidal ot etoj serii kuda kak bolee prodvinutyh statej. A chto kasaetsja Japonii - tak tam i svoja popsa "chto nado" ))
    Написал(a): serge, 20/01/2003 2:29
  • "Нет, друзья мои, песни под 20 минут никогда не были хитами. Они были культовыми композициями культовой группы, и делались не по законам хита, а по законам просто хорошей музыки." Итак, мы выяснили, что хит не есть хорошая музыка. Что и требовалось доказать. Кстати, относительно предложенного мной названия, надеюсь, возражений нет? ;)
    Написал(a): Barmalglot, 20/01/2003 2:29
  • А вот почему имено в Японии, и имено русские песни, - не знаю. Мне так казалось, что Лагутенко во время гастролей пел там по-японски несколько вещей, так что они были в восторге именно от этого...
    Написал(a): Boss, 20/01/2003 2:29
Музыкальная карьера - свежие публикации:
  • Анализ - Слушать на... , 24.03.2016
    Решили продавать музыку на цифровых платформах? Прочитайте сперва наши советы »»
  • Для профи - Вам и не снилось , 08.06.2015
    Converse Rubber Tracks открывает музыкантам двери легендарных звукозаписывающих студий по всему миру! »»
  • Рейтинг - Молодая гвардия , 01.12.2014
    BBC опубликовала список самых перспективных артистов 2015: в лонг-листе оказался протеже Канье Уэста - Raury и хаус-музыкант Shamir »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Подсчитали - прослезились – ПРАВО РАО признается в хищениях миллионов: первые итоги финансового аудита »»

Борода в тылу врага – DEPECHE MODE Depeche Mode нацепили бороды и встали на трибуну мавзолея в новом видео »»

Нет, я не Байрон – M.I.A. В новом клипе M.I.A. зачем-то убеждает всех, что она не Мадонна и не Обама »»

Мне пора на покой – Aretha FRANKLIN "Королева соула" Арета Франклин объявила о завершении карьеры »»

Мэтр за мэтром – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон, Куинси Джонс и Джордж Клинтон будут рекомендовать вам правильный винил »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

10 мыслей о 59-й церемонии – ГРЭММИ Слезы Адели, живот Бейонсе, фляга Рианны и другие узелки на память о "Грэмми-2017". »»

Планета "Меланхолия" – BVDUB Мастер пронзительно-печальной электроники возвращается в Москву спустя пять лет »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

20:00 – Швайн – Александр ЧЕРНЕЦКИЙ Александр ЧЕРНЕЦКИЙ »»

20:00 – Дефакто – SALT PEANUTZ SALT PEANUTZ »»

21:00 – Эссе – Яков ОКУНЬ Яков ОКУНЬ »»

Хроника21/02

1933 – Родилась Нина Симон (Eunice Kathleen Waymon) - джазовая певица, пианистка, композитор, аранжировщица. Обладала узнаваемым теплым вокалом, сочетала в своем творчестве джаз, соул, поп-музыку, госпел и блюз. Свой псевдоним Нина взяла в честь своей любимой актрисы Симоны Синьоре  »»

1969 – В британском городе Понтипул родился Джеймс Дин Брэдфилд, лидер-гитарист и вокалист рок-группы Manic Street Preachers. В школе над Джеймсом издевались одноклассники, поэтому круг его общения состоял исключительно из будущих членов группы, Ники Уайра и Ричи Джеймса Эдвардса  »»

1991 – Образована группа «Тараканы!»  »»

Al SEARS

Nina SIMONE (1933)

Jerry HARRISON (1949)

Warren VACHE (1951)

Николай РАСТОРГУЕВ (1957)

Mary-Chapin CARPENTER (1958)

Steve WYNN (1960)

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить