THE CURE  Носки в помаде, или Как я глядел в небо

Столь же глубоко почитаемые, сколь и недопонимаемые, британские классики The Cure, сами того не желая и не подозревая, породили массу бестолковых и поверхностных подражателей, свято уверенных в том, что один без устали гоняемый в хвост и в гриву рифф - это уже песня. Меж тем, сами музыканты даже в своих ранних опусах были склонны выжимать из этого единственного риффа максимум...

Помнится, наша группа Место Встречи, вымучив русскую версию "Friday I`m In Love", решила похвалиться своим достижением перед авторами. Однако вердикт Cure был жесток: по мнению этих знатоков русской изящной словесности, представленный им бред могли выдать за перевод лишь какие-нибудь Герасим и Му-Му в компании с Незнайкой. Как ни странно, прошла совершенно незамеченной рэп-версия "Close To Me" в исполнении Мальчишника, а жаль. Вместе с оригинальной мелодией в творчество этих певцов подросткового сперматоксикоза ненадолго проникла и "кьюровская" ирония вкупе с сугубо британским комизмом.

Столь же глубоко почитаемые, сколь и недопонимаемые, классики британского пост-панка и готского рока The Cure, сами того не желая и не подозревая, породили массу бестолковых и поверхностных подражателей, свято уверенных в том, что один без устали гоняемый в хвост и в гриву рифф - это уже песня. Меж тем, сами The Cure, даже в своих ранних опусах (наподобие "Pornography" (1982)), явно страдавших некоторой недоразвитостью музыкального мышления, были склонны выжимать из этого единственного риффа максимум. Кроме того, почему-то только в их исполнении обладал особой гипнотичностью безошибочно нынче ассоциирующийся с пост-панком и новой волной вообще специфический саунд: реверберирующая на грани акустического и электрического звука гитара, зарывающийся в субконтроктаву расхлябанный бас, монотонная долбёжка ударных и одинокий тоскующий голос.

Образованная в 1976 году, в самый разгар панк-бума, группа The Easycure три года кряду выбиралась из заплёванных подвальных клубов.
"Ещё перед началом "Wish"-тура у меня была вздорная мысль, - рассказывал позже гитарист и вокалист группы Роберт Смит, - А не проехаться ли по клубам Британии? Играть на таких сценах легко, с оформлением никаких проблем: свет поставил, и вперёд. Потом вспомнил: боже, как я ненавидел когда-то эту вонь, эту затхлость, как счастлив был вырваться из этого смрада..."

Несмотря на то, что своим первым успехом обязаны довольно жизнерадостному синглу "Boys Don`t Cry" (1979), маниакальный меланхолик Роберт Смит и его компания прославились прежде всего созданием очень странного мира, в котором царствуют мрак, отчаяние и нигилизм. В первое же турне группа отправилась на пару с замогильной Сьюзи Сью и её Banchees. Упырь вурдалака видит издалека.

Сдружившись, обе группы частенько помогали друг другу в различных проектах - барабанщик Баджи несколько раз выступал вместе с The Cure, а дуэт Роберта Смита и Сьюзи в кавер-версии битловской "Dear Prudence" чуть ли не впервые прославил обоих на весь мир. Вышеупомянутый альбом "Pornography", оказавший вне всякого сомнения некоторое влияние на становление музыкального мышления наших музыкантов из Кино и Агаты Кристи, демонстрировал подавленному слушателю процесс зарождения в липкой пост-панковской трясине леденящих готических кошмаров. После нескольких невразумительно-монотонных нововолновых конструкций наступал черёд монументального, сметающего всё на своём пути, номера "Cold", где герой Смита в ужасе мечется между всепоглощающими органными переливами и жутковато цепляющим нервы соло на сосульках. И разумеется, не может найти выхода.

Порою казалось, что подобными изысками The Cure отрезают себе путь к массовой популярности. Нет, чтобы о чём-нибудь разумном и вечном... Эта компания предпочитала отпугивать от себя слушателя, нисколько не переживая. А ситуация меж тем, была куда проще - бытие определяло сознание. Смит, басист Саймон Гэллап и их периодически сменяющие друг друга коллеги культивировали нездоровую бледность своих лиц явно не из одних лишь эстетических соображений. Впрочем, к концу десятилетия гипнотизирующая монтонная риффовка группы несла в себе значительно меньше депрессии. Всё чаще многих фанатов группы пугали водевильные песенки вроде "Love Cats", "Friday I`m In Love" и "Close To Me" - равно как и новые видео основного режиссёра группы Тимоти Поупа, вечная нервная сумасшедшинка которых то и дело приобретала комический оттенок. Но не депресняком же единым... Тем более, что даже здесь группа сохраняла за собой своё "последнее оружие": любая весёлая песня в их исполнении могла пробить впечатлительного слушателя на истерику. Прямое доказательство тому - хит 1983 года "The Walk", который в репертуаре другой группы звучал бы, как разухабистая плясовая. Да только что-то не танцевалось... Подобным образом можно охарактеризовать и задумчиво-созерцательные хиты с альбома "Desintegration" (1989) вроде "Pictures Of You" или "Love Song", которые тоже радовали некоторыми проблесками оптимизма.

Между тем, продолжало приносить довольно неожиданные плоды сотрудничество группы с Режиссёром Тимоти Поупом. Фильм-концерт 1986 года был прорывом в совершенно иную эстетику. Вместо ненавидимого взрослыми буйства молодёжи на рок-концерте фильм запечатлел ещё более хлёсткую и выразительную неподвижность как музыкантов, так и их публики. Между застывшими, подобно столбам, музыкантами, затравленно метались кинокамеры Тима. Большинство же пришедших на концерт составляли готы - несклонные к выражению бурных эмоций загадочные и меланхоличные личности...

Впрочем, порой самые авангардные идеи Поупа имели сугубо прикладное происхождение. "Как-то во время съёмок, - рассказывали музыканты, - ему приспичило добиться расплывчатого пятна в центре изображения. Тим взял, да и подвесил перед объективом пару старых носок. Потом, просматривая отснятые кадры, мы заметили, что хотя расплывчатое пятно находится именно там, где задумано, форма его не так уж и абстрактна. "Чёрт, всё-таки похоже на носки..." - выругался Тим, и предложил переснять эти кадры, но мы убедили его, что и так сойдёт. Каково же было наше удивление, когда после выхода клипа в эфир билеты на некоторые наши концерты делались в форме носка!"

Последние альбомы группы - "Wild Moon Swings" (1996) и "Bloodflowers" (2000) - продолжают навязывать своей музыкой холодное искушение декаданса, избавиться от которого можно, лишь поддавшись ему. Скажем, песня "Club America" повествует о человеке, сидящем в клубе, где его пытаются соблазнить гомосексуалисты. По словам Смита, песня является всего лишь его попыткой поставить себя на место женщины, осаждаемой назойливыми поклонниками. Красной же строкой "Wild Moon Swings" является "взгляд, брошенный искоса" на прочно утвердившиеся в поп-музыке вообще и мало характерные для самих The Cure штампы. Словно в кривом зеркале, странно искажёнными предстают перед слушателями рок-баллада со струнным квартетом ("This Is A Lie"), латина-брасс ("The 13th"), милое ретро а-ля Рой Орбисон ("Jupiter Crash"), салонный блюз ("Gone!") и даже "типичная оптимистичная песня" самих The Cure ("Mint Car"). Вроде бы всё в порядке, и в то же время - да кто ж так ЭТО играет?

Несмотря на то, что Роберт Смит объявил о том, что его группа прекратит существование после выполнения обязательств по альбому Bloodflower, угрозы свои группа так и не выполнила. Да и не было особого повода к тому, чтобы разваливаться: The Cure довольно удобно устроились в своей нише. С одной стороны они - чрезвычайно успешный коммерческий проект, с другой - сдерживают себя в тех пределах, которые принято звать абсолютно безграмотным и бессмысленным термином "альтернативная музыка". Музицировать, не разочаровывая сразу два слоя околомузыкальной общественности, конечно, тяжеловато. Однако пример группы показывает, что такое положение дел - более чем реально. И всё-таки в глазах всего мира The Cure остались всё теми же дряхлыми готами в чёрных пуловерах и с подведёнными глазами, которых следует поместить в психушку или за решётку за их преступления против музыки. "Даже после "Friday I`m In Love"! - удивлялся Смит, - Этих пятнадцати лет будто бы не было! Когда вышел "Desintegration", все стали говорить о том, что мы будто бы "вернулись к корням". Ничего подобного: корень у нас один - "Boys Don`t Cry" и весь этот идиот-поп: Хотя почему-то принято считать нас квинтсенцией готики. И от этого ярлыка нам уже, думаю, не избавиться:"

"Как и миллионы людей на Земле, я просто сижу себе на земле и гляжу в небеса", - сказал как-то Смит. Какой же он всё-таки молодец, что сумел в своих песнях так подробно рассказать нам обо всём увиденном...

03.11.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • вот что я на это скажу. Во первых, опять же шапочку снимаю - здорово придумано про общечеловеческие ценности как довольно сильный аргумент в подборе критериев оценки музыкальных достоинств чего либо. Всем сразу стало понятно, что такое хорошо и что такое плохо. А чтобы подстраховаться в споре окончательно, объявить приверженность к старым альбомам вкусовщиной - шах и мат.
    В разговоре о Порнографии и Дизинтегрейшн - поскольку Bloodflowers конечно до них не дотягивает - я буду настаивать на превосходстве Pornography, не умаляя впрочем достоинства Disint...
    Ссылаться я при этом буду на самого себя :), и тут мне даже мнение Смита не особо интересно :) Если коротко, то Дизинтегрейшн слушался на ура какое то не такое уж короткое время, а затем вдруг надоел. И... практически умер. Слушать его особенно не тянет. Pornography же входит в несколько уникальных альбомов, впечатление от которых никак не меняется и которые слушаются время от времени, неизменно поднимая настроение. Редкостно ровный альбом, без дежурных номеров, я его и слушать кусками не могу - надо слушать полностью. При том что я постоянно слушаю что под руку попадет и вообще к так называемой готике отношусь без придыханий, и к CURE в частности, то вышеописанное неувядание Pornography делает его в моих :) глазах выдающимся альбомом, и дает основание думать что это не просто субъективное мнение. По крайней мере, музыкально недоразвитый - это сильный перебор. Немедленно возьмите свои слова обратно :))
    А Суикси забыта вполне думаю заслуженно. Заинтересоваться ее творчеством мне так и не удалось.
    Написал(a): linski, 20/01/2003 2:29
  • linski, насчёт Суикси ты не прав, во-первых не оочень то и забыта, а во-вторых это почему-же заслуженно?
    Написал(a): Gugiens, 20/01/2003 2:29
  • молодец Дима, ничего не скажешь. Pornography объявил "опусом, страдающим музыкальной недоразвитостью", причем "явно". Это какой то странный бред.
    И про "музицировать, не разочаровывая" тоже хорошо. Cure как раз отличилась на этом поприще по ПОЛНЕЙШЕЙ программе. Один Galore чего стоит.
    Ну а история про носки конечно развлекательная. Еще хорошо сказано про дуэт с Суикси, который "чуть ли не впервые прославил обоих". О как! :)
    Написал(a): linski, 20/01/2003 2:29
  • Нда... вообще-то Pornografy считаеться (в том числе И Р.Смитом) одним из лучших альбоиов, как бы и определивших концепцию. Мало того, Bloodflowers именно так и позиционировался - как окончание трилогии Pornografy-Desintegration-Bloodflowers. А статья в принципе хорошая для тех, кто чего-то слышал о группе и хотел бы узнать больше. Я даже своему 15-летнему брату посоветовал :)))
    Написал(a): Bliss, 20/01/2003 2:29
THE CURE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Crawley
Релизы:
2008 4:13 Dream
2004 The Cure
2001 Greatest Hits

R.I.P. – ИЗ ЖИЗНИ Убит посетитель концерта The Exploited »»

Тихо в лесу – TOKIO HOTEL Немецкие эмо-рокеры Tokio Hotel выпустили клип на второй сингл с нового альбома. »»

Во имя разума – Сергей ШНУРОВ Шнур сочинил матерные стихи про передачу РПЦ Исаакиевского собора. »»

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Подсчитали - прослезились – ПРАВО РАО признается в хищениях миллионов: первые итоги финансового аудита »»

Борода в тылу врага – DEPECHE MODE Depeche Mode нацепили бороды и встали на трибуну мавзолея в новом видео »»

Итоги Brit: нет героев среди живых – НАГРАДА Дэвиду Боуи посмертно присуждена BRIT Awards сразу в 2 номинациях; лучшая группа - 1975. Расходимся. »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

10 мыслей о 59-й церемонии – ГРЭММИ Слезы Адели, живот Бейонсе, фляга Рианны и другие узелки на память о "Грэмми-2017". »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Пони и радуги – ИЗ ЖИЗНИ Новое течение "Unicorn music" состоит из ретро-элементов. Мы расскажем, как создать музыкальное… »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

20:00 – 16 ТОНН – ГРОМЫКА ГРОМЫКА »»

20:00 – Союз композиторов – Леван ЛОМИДЗЕ & BLUES COUSINS Леван ЛОМИДЗЕ & BLUES COUSINS »»

20:00 – Red – СЕРЕБРО СЕРЕБРО »»

20:00 – B.B.King – CROSSROADZ CROSSROADZ »»

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить