THE CURE  Носки в помаде, или Как я глядел в небо

Столь же глубоко почитаемые, сколь и недопонимаемые, британские классики The Cure, сами того не желая и не подозревая, породили массу бестолковых и поверхностных подражателей, свято уверенных в том, что один без устали гоняемый в хвост и в гриву рифф - это уже песня. Меж тем, сами музыканты даже в своих ранних опусах были склонны выжимать из этого единственного риффа максимум...

Помнится, наша группа Место Встречи, вымучив русскую версию "Friday I`m In Love", решила похвалиться своим достижением перед авторами. Однако вердикт Cure был жесток: по мнению этих знатоков русской изящной словесности, представленный им бред могли выдать за перевод лишь какие-нибудь Герасим и Му-Му в компании с Незнайкой. Как ни странно, прошла совершенно незамеченной рэп-версия "Close To Me" в исполнении Мальчишника, а жаль. Вместе с оригинальной мелодией в творчество этих певцов подросткового сперматоксикоза ненадолго проникла и "кьюровская" ирония вкупе с сугубо британским комизмом.

Столь же глубоко почитаемые, сколь и недопонимаемые, классики британского пост-панка и готского рока The Cure, сами того не желая и не подозревая, породили массу бестолковых и поверхностных подражателей, свято уверенных в том, что один без устали гоняемый в хвост и в гриву рифф - это уже песня. Меж тем, сами The Cure, даже в своих ранних опусах (наподобие "Pornography" (1982)), явно страдавших некоторой недоразвитостью музыкального мышления, были склонны выжимать из этого единственного риффа максимум. Кроме того, почему-то только в их исполнении обладал особой гипнотичностью безошибочно нынче ассоциирующийся с пост-панком и новой волной вообще специфический саунд: реверберирующая на грани акустического и электрического звука гитара, зарывающийся в субконтроктаву расхлябанный бас, монотонная долбёжка ударных и одинокий тоскующий голос.

Образованная в 1976 году, в самый разгар панк-бума, группа The Easycure три года кряду выбиралась из заплёванных подвальных клубов.
"Ещё перед началом "Wish"-тура у меня была вздорная мысль, - рассказывал позже гитарист и вокалист группы Роберт Смит, - А не проехаться ли по клубам Британии? Играть на таких сценах легко, с оформлением никаких проблем: свет поставил, и вперёд. Потом вспомнил: боже, как я ненавидел когда-то эту вонь, эту затхлость, как счастлив был вырваться из этого смрада..."

Несмотря на то, что своим первым успехом обязаны довольно жизнерадостному синглу "Boys Don`t Cry" (1979), маниакальный меланхолик Роберт Смит и его компания прославились прежде всего созданием очень странного мира, в котором царствуют мрак, отчаяние и нигилизм. В первое же турне группа отправилась на пару с замогильной Сьюзи Сью и её Banchees. Упырь вурдалака видит издалека.

Сдружившись, обе группы частенько помогали друг другу в различных проектах - барабанщик Баджи несколько раз выступал вместе с The Cure, а дуэт Роберта Смита и Сьюзи в кавер-версии битловской "Dear Prudence" чуть ли не впервые прославил обоих на весь мир. Вышеупомянутый альбом "Pornography", оказавший вне всякого сомнения некоторое влияние на становление музыкального мышления наших музыкантов из Кино и Агаты Кристи, демонстрировал подавленному слушателю процесс зарождения в липкой пост-панковской трясине леденящих готических кошмаров. После нескольких невразумительно-монотонных нововолновых конструкций наступал черёд монументального, сметающего всё на своём пути, номера "Cold", где герой Смита в ужасе мечется между всепоглощающими органными переливами и жутковато цепляющим нервы соло на сосульках. И разумеется, не может найти выхода.

Порою казалось, что подобными изысками The Cure отрезают себе путь к массовой популярности. Нет, чтобы о чём-нибудь разумном и вечном... Эта компания предпочитала отпугивать от себя слушателя, нисколько не переживая. А ситуация меж тем, была куда проще - бытие определяло сознание. Смит, басист Саймон Гэллап и их периодически сменяющие друг друга коллеги культивировали нездоровую бледность своих лиц явно не из одних лишь эстетических соображений. Впрочем, к концу десятилетия гипнотизирующая монтонная риффовка группы несла в себе значительно меньше депрессии. Всё чаще многих фанатов группы пугали водевильные песенки вроде "Love Cats", "Friday I`m In Love" и "Close To Me" - равно как и новые видео основного режиссёра группы Тимоти Поупа, вечная нервная сумасшедшинка которых то и дело приобретала комический оттенок. Но не депресняком же единым... Тем более, что даже здесь группа сохраняла за собой своё "последнее оружие": любая весёлая песня в их исполнении могла пробить впечатлительного слушателя на истерику. Прямое доказательство тому - хит 1983 года "The Walk", который в репертуаре другой группы звучал бы, как разухабистая плясовая. Да только что-то не танцевалось... Подобным образом можно охарактеризовать и задумчиво-созерцательные хиты с альбома "Desintegration" (1989) вроде "Pictures Of You" или "Love Song", которые тоже радовали некоторыми проблесками оптимизма.

Между тем, продолжало приносить довольно неожиданные плоды сотрудничество группы с Режиссёром Тимоти Поупом. Фильм-концерт 1986 года был прорывом в совершенно иную эстетику. Вместо ненавидимого взрослыми буйства молодёжи на рок-концерте фильм запечатлел ещё более хлёсткую и выразительную неподвижность как музыкантов, так и их публики. Между застывшими, подобно столбам, музыкантами, затравленно метались кинокамеры Тима. Большинство же пришедших на концерт составляли готы - несклонные к выражению бурных эмоций загадочные и меланхоличные личности...

Впрочем, порой самые авангардные идеи Поупа имели сугубо прикладное происхождение. "Как-то во время съёмок, - рассказывали музыканты, - ему приспичило добиться расплывчатого пятна в центре изображения. Тим взял, да и подвесил перед объективом пару старых носок. Потом, просматривая отснятые кадры, мы заметили, что хотя расплывчатое пятно находится именно там, где задумано, форма его не так уж и абстрактна. "Чёрт, всё-таки похоже на носки..." - выругался Тим, и предложил переснять эти кадры, но мы убедили его, что и так сойдёт. Каково же было наше удивление, когда после выхода клипа в эфир билеты на некоторые наши концерты делались в форме носка!"

Последние альбомы группы - "Wild Moon Swings" (1996) и "Bloodflowers" (2000) - продолжают навязывать своей музыкой холодное искушение декаданса, избавиться от которого можно, лишь поддавшись ему. Скажем, песня "Club America" повествует о человеке, сидящем в клубе, где его пытаются соблазнить гомосексуалисты. По словам Смита, песня является всего лишь его попыткой поставить себя на место женщины, осаждаемой назойливыми поклонниками. Красной же строкой "Wild Moon Swings" является "взгляд, брошенный искоса" на прочно утвердившиеся в поп-музыке вообще и мало характерные для самих The Cure штампы. Словно в кривом зеркале, странно искажёнными предстают перед слушателями рок-баллада со струнным квартетом ("This Is A Lie"), латина-брасс ("The 13th"), милое ретро а-ля Рой Орбисон ("Jupiter Crash"), салонный блюз ("Gone!") и даже "типичная оптимистичная песня" самих The Cure ("Mint Car"). Вроде бы всё в порядке, и в то же время - да кто ж так ЭТО играет?

Несмотря на то, что Роберт Смит объявил о том, что его группа прекратит существование после выполнения обязательств по альбому Bloodflower, угрозы свои группа так и не выполнила. Да и не было особого повода к тому, чтобы разваливаться: The Cure довольно удобно устроились в своей нише. С одной стороны они - чрезвычайно успешный коммерческий проект, с другой - сдерживают себя в тех пределах, которые принято звать абсолютно безграмотным и бессмысленным термином "альтернативная музыка". Музицировать, не разочаровывая сразу два слоя околомузыкальной общественности, конечно, тяжеловато. Однако пример группы показывает, что такое положение дел - более чем реально. И всё-таки в глазах всего мира The Cure остались всё теми же дряхлыми готами в чёрных пуловерах и с подведёнными глазами, которых следует поместить в психушку или за решётку за их преступления против музыки. "Даже после "Friday I`m In Love"! - удивлялся Смит, - Этих пятнадцати лет будто бы не было! Когда вышел "Desintegration", все стали говорить о том, что мы будто бы "вернулись к корням". Ничего подобного: корень у нас один - "Boys Don`t Cry" и весь этот идиот-поп: Хотя почему-то принято считать нас квинтсенцией готики. И от этого ярлыка нам уже, думаю, не избавиться:"

"Как и миллионы людей на Земле, я просто сижу себе на земле и гляжу в небеса", - сказал как-то Смит. Какой же он всё-таки молодец, что сумел в своих песнях так подробно рассказать нам обо всём увиденном...

03.11.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • вот что я на это скажу. Во первых, опять же шапочку снимаю - здорово придумано про общечеловеческие ценности как довольно сильный аргумент в подборе критериев оценки музыкальных достоинств чего либо. Всем сразу стало понятно, что такое хорошо и что такое плохо. А чтобы подстраховаться в споре окончательно, объявить приверженность к старым альбомам вкусовщиной - шах и мат.
    В разговоре о Порнографии и Дизинтегрейшн - поскольку Bloodflowers конечно до них не дотягивает - я буду настаивать на превосходстве Pornography, не умаляя впрочем достоинства Disint...
    Ссылаться я при этом буду на самого себя :), и тут мне даже мнение Смита не особо интересно :) Если коротко, то Дизинтегрейшн слушался на ура какое то не такое уж короткое время, а затем вдруг надоел. И... практически умер. Слушать его особенно не тянет. Pornography же входит в несколько уникальных альбомов, впечатление от которых никак не меняется и которые слушаются время от времени, неизменно поднимая настроение. Редкостно ровный альбом, без дежурных номеров, я его и слушать кусками не могу - надо слушать полностью. При том что я постоянно слушаю что под руку попадет и вообще к так называемой готике отношусь без придыханий, и к CURE в частности, то вышеописанное неувядание Pornography делает его в моих :) глазах выдающимся альбомом, и дает основание думать что это не просто субъективное мнение. По крайней мере, музыкально недоразвитый - это сильный перебор. Немедленно возьмите свои слова обратно :))
    А Суикси забыта вполне думаю заслуженно. Заинтересоваться ее творчеством мне так и не удалось.
    Написал(a): linski, 20/01/2003 2:29
  • linski, насчёт Суикси ты не прав, во-первых не оочень то и забыта, а во-вторых это почему-же заслуженно?
    Написал(a): Gugiens, 20/01/2003 2:29
  • молодец Дима, ничего не скажешь. Pornography объявил "опусом, страдающим музыкальной недоразвитостью", причем "явно". Это какой то странный бред.
    И про "музицировать, не разочаровывая" тоже хорошо. Cure как раз отличилась на этом поприще по ПОЛНЕЙШЕЙ программе. Один Galore чего стоит.
    Ну а история про носки конечно развлекательная. Еще хорошо сказано про дуэт с Суикси, который "чуть ли не впервые прославил обоих". О как! :)
    Написал(a): linski, 20/01/2003 2:29
  • Нда... вообще-то Pornografy считаеться (в том числе И Р.Смитом) одним из лучших альбоиов, как бы и определивших концепцию. Мало того, Bloodflowers именно так и позиционировался - как окончание трилогии Pornografy-Desintegration-Bloodflowers. А статья в принципе хорошая для тех, кто чего-то слышал о группе и хотел бы узнать больше. Я даже своему 15-летнему брату посоветовал :)))
    Написал(a): Bliss, 20/01/2003 2:29
THE CURE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Crawley
Релизы:
2008 4:13 Dream
2004 The Cure
2001 Greatest Hits

По-братски – АГАТА КРИСТИ В споре о деньгах между братьями Самойловыми поставлена точка. В споре о правах - запятая. »»

По-братски – АГАТА КРИСТИ В споре о деньгах между братьями Самойловыми поставлена точка. В споре о правах - запятая. »»

Снова отмена – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль "Арма 17" отменили за сутки до мероприятия »»

Молоко за вредность – TAME IMPALA Tame Impala собирается подать в суд на китайского производителя молочных продуктов. »»

В подворотне нас ждет маниак – FALL OUT BOY Ветераны поп-панка Fall Out Boy показали новую песню с маниакально-депрессивного альбома »»

Четыре танкиста и Кейв – Nick CAVE Ник Кейв и Уоррен Эллис написали саундтрек для фильма о генерале Стэнли Маккристале. »»

Уму-разуму – BEYONCE 4 студентки получат именную стипендию от Бейонсе »»

Настоящее зверство – QUEENS OF THE STONE AGE Новый альбом Queens of the Stone Age записан и смикширован. »»

Госпожа режиссер – GOLDFRAPP Элисон Голдфрапп взяла режиссуру клипов группы в свои руки. И выпустила клип с танцорами, ястребами… »»

Back to USSR – МАШИНА ВРЕМЕНИ Андрей Макаревич рассказал о "силовом" срыве концерта "Машины времени" в нижнем Новгороде »»

От него сияние исходит – ФЕСТИВАЛЬ Борис Гребенщиков станет арт-директором нового фестиваля "Части света" »»

Игра на выживание – TWO DOOR CINEMA CLUB Ирландские поп-рокеры Two Door Cinema Club исполнят в Москве программу со своего третьего альбома… »»

Some сом – ФЕСТИВАЛЬ В line up Ahmad Tea Music Festival, помимо Ричарда Эшкрофта, добавились молодые и бойкие Catfish… »»

Поля Авалона – GLASTONBURY Line-up площадки Avalon фестиваля Glastonbury настоятельно требует внимания »»

Черные мистерии – MAYHEM Норвежская блэк-металл-группа Mayhem приедет в Россию с культовым альбомом »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

20:00 – JAM Club. Джаз-клуб Андрея Макаревича – MARIMBA PLUS MARIMBA PLUS »»

20:00 – Театръ – ЙОРШ ЙОРШ »»

20:00 – 16 ТОНН – ARMS AND SLEEPERS ARMS AND SLEEPERS »»

Хроника30/04

1966 – Американский философ и музыкант Антон Шандор Ла-Вей, работавший в разное время помощником укротителя в бродячем цирке и органистом в стриптиз-баре, объявил о создании церкви Сатаны, став ее верховным жрецом  »»

2008 – Во время выступления Роджера Уотерса в Калифорнии его знаменитая надувная свинья улетела в небеса и была найдена за много километров от площадки. Нашедшим свинью гражданам подарили пожизненные билеты на фестиваль Coachella  »»

Reverend Gary DAVIS

Willie NELSON (1933)

Wayne KRAMER (1948)

Николай ФОМЕНКО (1962)

Филипп КИРКОРОВ (1967)

Сергей ХОМЯКОВ (1969)

Darren EMERSON (1971)

AKON (1973)

Петр НАЛИЧ (1981)

BAAUER (1989)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить