YES  Йессс!

Такого накала страстей на сугубо эстетском мероприятии Кремль давненько не видал. Yes удивили - но с самой неожиданной строны. Народ расходился, пребывая в глубокой задумчивости. Ну, а те, до кого дошло-таки, что большую часть концерта их пичкали ненавистной с детства симфонической музыкой, опасливо оглядывались по сторонам, пытаясь понять: не произошло ли за время их пребывания в мире прекрасного очередного государственного переворота?...

Неизвестно, чего достаточно большая часть пришедших 31 октября в Кремлёвский Дворец Съездов, ожидала от мощно разрекламированного концерта Yes с симфоническим оркестром. Ибо составляют эту часть, как известно, люди, склонные посещать все концерты, проходящие в Кремле. Потому что - "круто". Наверное, им, не слышавшим в жизни ни одной песни нынешних гастролёров, кроме обласканной FM-диапазоном "Owner Of A Loney Heart", представлялось, что это будет нечто вроде Scorpions - череда бодрых поп-хитов с респектабельно-пафосной подзвучкой.

Бедолаги! Лишь только после оркестровой увертюры, пугающе похожей на нормальную классическую музыку, на сцене возникла и сама группа, некоторые несознательные язвенники в зале довольно зашептали: "Ну, щас они вломят...". И они действительно вломили. Но отнюдь не с самой ожидаемой стороны.

Минут через двадцать после начала концерта, когда вокалист Джон Андерсон поклонился публике и произнёс первое "Thank You!", до постоянных пациентов Кремля дошло - всё вышеуслышанное представляло собой одну песню. Эстеты, приглушённо выдыхавшие "браво..." и академически-сдержанно хлопавшие в ладошки после наиболее интересных с музыкальной точки зрения вывертов, даже знали, что она называется "Close To The Edge". Продолжалось представление в том же духе.

Исполняя, помимо новой программы "Magnification" фрагменты своих давно ставших классикой, сюит "Tales Of Topographic Oceans" и "Close To The Edge",Yes, известные мастера витьеватых, прихотливых мелодий и ломаных, сменяющих один другой и в большинстве своём абсолютно "неквадратных" ритмов, произвели впечатление единственного за несколько последних лет ансамбля, оркестровое звучание в песнях которого действительно уместно - а не добавлено для пущей крутости.

Основатель ансамбля, виртуозный басист старой школы Крис Сквайр, периодически выбирался на переднюю линию, бомбардируя первые ряды партера своими головоломными рисунками. Гитарист Стив Хоу порадовал публику небольшой соло-программой для классической гитары. Вообще манера игры Стива не предусматривает чёткого разделения гитарного звука на акустический и электрический. Что доставляет массу головной боли техперсоналу группы во время концертов. Помимо своего основного инструмента - легендарной лаковой полуакустической гитары Gibson ES-175,- этот герой журнала "Guitar Player" исполнял также сугубо акустические партии на гитаре, укреплённой на особом штативе, а также вызвал приятное изумление публики своей игрой на электрической "гавайке". Джон Андерсон, помимо исполнения своих трогательно-высоких вокальных партий, работал также с клавишными, акустической гитарой и дополнительной ударной установкой. Немудрено! Что ещё делать вокалисту, когда в группе столько виртуозов и каждый хочет посолировать, да побольше. Поневоле научишься играть на всём подряд, дабы не отставать от коллег. Во время продолжительного, вводящего в транс соло на ударных, к Андерсону и ударнику Алану Уайту присоединялся (на огромных конгах, сияющих, как ведьмины котлы) и неугомонный Сквайр. Ну, а несмотря на многократные недавние заявления музыкантов касательно необязательности клавишных инструментов при наличии оркестрового звучания, и тот факт, что при записи "Magnification" группа обошлась как без старого соратника Рика Уэйкмана, так и без новичка Игоря Горошева, на концерте "новый клавишник" присутствовал с энтузиазмом. Ни один из классических инструментов не в состоянии заменить внушительный хрипловатый рёв хаммонд-органа или изысканное электронное кружево, сплетаемое из звуков муг-синтезатора.

Такого в Кремле еще не показывали! Слегка придавленная публика продолжала пребывать в недоумении. Даже слаженно прихлопывать музыкантам в такт, по кремлёвскому обычаю, получалось далеко не всегда.

На бис музыканты, отпустив оркестр, исполнили (под дружные хлопки завсегдатаев и нервное хихиканье эстетов), разумеется, многострадальную "Owner Of A Lonely Heart": единственную за весь вечер уступку массовым вкусам и единственный свой поп-хит эпохи стерильных восьмидесятых. Потом немного подумали - и прибавили к списку древнюю "Roundabout".

Да, такого накала страстей на сугубо эстетском мероприятии Кремль давненько не видал. Народ расходился, пребывая в глубокой задумчивости. "Слыш, я чо-т не врубился...", - цедил один из завсегдатаев, обращаясь к другому. "Жалко, конечно, что они не сыграли ни "Astral Traveller", ни "No Opportunity Necessary, No Experience Needed", - слышалось со стороны знатоков, - Всё-таки "Time And A World" прекрасно вписывается в концепцию оркестрового звучания с точки зрения степени развёрнутости композиций...". Ну, а те, до кого дошло-таки, что большую часть концерта их пичкали ненавистной с детства симфонической музыкой, опасливо оглядывались по сторонам, пытаясь понять: не произошло ли за время их пребывания в мире прекрасного очередного государственного переворота?

03.11.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)