С веником перед зеркалом: подражатели или пираты?

В чем смысл? - спрашиваете вы, читая в музыкальной прессе хвалебные рецензии, посвященные группам, творчество которых характеризуется, скорее, как "безнадежно вторичное". В чем смысл? - спрашивают музыканты, с удивлением наблюдающие, как на концерты их юных подражателей валит народ. Так в чем же смысл появления клонов? Шоу-бизнес, куда несешься ты? - спрашивает обозреватель Звуков Дмитрий Бебенин... Не дает ответа.

Истории известен случай, когда "провалившийся" на замещение вакантной должности вокалиста Judas Priest немец Ральф Шиперс, не особо расстраиваясь по этому поводу, собрал собственный состав Primal Fear, играющий примерно то же самое. Судя по нескольким последним видеоклипам Татьяны Булановой, за отчётный период ей не удалось стать очередной бас-гитаристкой дамской панк-группы Hole, а также сняться в "космических операх" "Пятый Элемент" и "Вавилон-5". Съёмочная бригада последнего, судя по всему, отвергла также и предложение группы Вирус по написанию саундтрека, отдав предпочтение какому-то Кристоферу Франку из каких-то Tangerine Dream. Пришлось своими силами создавать историю про папу, погибшего в водовороте звёздных войн.

Ситуация для наших дней типичнейшая. Вспомните, стоило только бабушке Шер достать из сундучка хорошо пронафталиненный вокодер, как тут же откуда не возьмись набежала толпа детишек, внучат, и прочих родственников и знакомых (преимущественно, из сугубо прикладных бойз- и гёлз-бэндов) - "дай поиграть!". Однако особо уродливые формы эта тенденция по сложившейся традиции приняла на многострадальном отечественном рынке.

До сих пор с содрогазмом вспоминаются прошлогодние страсти родного поп-бомонда по Marilyn Manson. До недавнего времени было принято считать (сейчас и здесь), что рок не может иметь сравнимого с поп-музыкой коммерческого успеха. И вдруг всё стало с ног на голову. Рок, причём в достаточно экстремальном варианте, неожиданно вошёл в моду. "Очаровательные мальчики, душки, - пылко защищали топ-маньяков на MTV-шных ток-шоу Стрелки, - У них такой макияж, такая помада..." Не важно, что нынешние герои поют о содомии, кровавых эмбрионах и прочих политически некорректных вещах. Помада же!.. А?.. И макияж!.. Важно, что это в моде. И мэнсоновский "героиновый грим" типа "поползень сонный" можно было увидеть порой на самом неожиданном лице. Чёрт подери, столь дисциплинированно не раскрашиваются даже детишки из фан-клуба!

Одно непонятно: из каких самых коммерческих соображений что-то модное копируется, когда есть оригинал? Лет десять назад, когда София Ротару выходила на сцену в дизайнерских цепях, коже и с псевдопанковским "начёсом", это ещё можно было понять. Популяризация, млин. Когда ещё дойдёт...
Сейчас - доходит. Практически одновременно, а иногда (благодаря варезных дел мастерам) и чуть быстрее. И уже появление в начале 90-х формации под названием Young Guns было встречено с недоумением: к тому моменту народ давно успел посмотреть на видео одноимённый вестерн с музыкой и эпизодическим участием Bon Jovi. Лицезреть не наигравшихся в ковбоев великовозрастных мальчиков было довольно тяжеловато. Слушать - тем более. Ближе к середине десятилетия стало ясно, что существование на территории РФ пары-тройки "клонов" Ace Of Base отсрочило приезд "оригинала" на неопределённый (до очевидной неактуальности затеи) срок. То есть фактически деятельность подобных "подражателей" может быть приравнена к деятельности пиратской - по той простой причине, что ведению нормального музыкального бизнеса она откровенно и недвусмысленно мешает. Однако по-галлахеровски небритые мальчики в тёмных очках до сих пор завывают, повиснув на микрофонах, а причёсанные на прямой пробор девочки всё так же попискивают "оу, бэйби...", демонстрируя облагороженные гимнастикой щенячьи животики.

В чём же смысл? В стремлении создать "то же самое, только своё"? Ну-ну, дерзайте, ребята. Только вот что - с 20-х годов ХХ века наши литераторы пытались создать "красного Пинкертона". Кажется, никому это так и не удалось. Между тем, так ли хорош Пинкертон, чтобы ему подражать?

23.10.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)