RAMMSTEIN  Дракулы компьютерного века: пусть всегда будет Sonne...

Пришло время напомнить: к нам едут Rammstein! Лужники встретят знаменитых немцев и их русских фанов 17 ноября. На разогреве - Clawfinger, а во время выступления нас, как обычно, ожидает большое пиротехническое шоу. Но пиротехника - это вовсе не основная причина успеха команды. Следует искать другие. Наше мнение: секрет успеха Rammstein - в редкой упертости музыкантов...

В 1989 году во время военного парада в местечке Рамштайн на толпу зевак рухнул потерявший управление истребитель. Пять лет спустя имя злополучного местечка прогремело на весь мир в качестве названия музыкального коллектива. Однако это знание никак не приближает нас к пониманию феномена Rammstein...

ДИАЛЕКТИКА ПРОВОКАЦИИ
Хитроватый и циничный журналист Ричард Круспе любил играть на гитаре. Участник олимпийской сборной Германии по плаванию Тиль Линдеманн - неплохо пел. Грузчик мясохладобойни Флейк Лоренц в свободное от перетаскивания кровавых туш в рефрежераторы время терзал знаменитые немецкие "вермоны" и "форматионы" на предмет извлечения самых ушераздирающих созвучий. Насквозь проспиртованный лаборант горной метеостанции Кристоф Шнайдер выучился на досуге стучать по барабанам.
В 1994 году пути этих достойных персонажей пересеклись. Картину вскоре дополнил взявшийся за бас скандалист и драчун Оливер Ридель. А Флейк притащил за собой из своей старой группы "Feeling B" второго гитариста - профессионального тунеядца Пауля Ландерса. После недолгих раздумий эта бригада занялась весьма перспективными разработками на ниве металлизированного индустриального рока, поддерживаемого на концертах зверским шоу на грани чисто немецкого порно и каскадёрских трюков.

Германская индустриальная музыка - жанр, имеющий столь же глубокие, уходящие глубоко в до-рок-н-ролльную эпоху традиции, как и пресловутый "тевтонский металл". И объяснить мировой успех шестёрки брутализаторов творческого наследия Kraftferk - достаточно трудно. Почему именно им довелось стать олицетворением этого стиля? Далеко не самые "тяжёлые" (даже американцы Fear Factory на порядок забойнее), не особо страшные (у откровенно коммерческих Powerman 5000 шоу покруче будет) и уж точно не самые оригинальные (ибо их земляки Die Krupps использовали аналогичные звуковые эффекты ещё на своём альбоме "Odissey Of My Mind" 1995 года, а нойзовые инсталляции Einstuzende Neubauten - вообще отдельная песня)...

Очевидно, секрет успеха - в отчаянной упёртости музыкантов. Уроженцам Берлина, безжалостно разодранного после окончания Второй Мировой Войны на "оккупационные сектора", им было западло идти на какие-либо уступки: социуму, стилю, сторонникам глобализации в музыке.
В пику вышеупомянутым коллегам по жанру Rammstein не собирались подлаживаться под вызывающие уже изжогу стандарты и форматы заокеанского шоу-бизнеса. И пели исключительно на родном языке, что в сочетании с забористой музыкой и внешним видом музыкантов (представьте Rockets, в ходе тяжёлой борьбы одержавших верх над имперскими штурмовиками) производило весьма устрашающее впечатление. Вместе с тем группа нагло раздвинула рамки родного жанра, за что привержинцы чистоты стиля тут же заклеймили музыкантов, как "паршивых овец" и даже "профанаторов" от индастриэл - лирика группы далека от обычных в этом жанре тем тоталитаризма, компьютерных войн и киборгов. С самого начала жёсткий гитарно-электронный коктейль существовал в сочетании со страшными сказками о вампирах, оборотнях и сексуальных извращениях. На первый взгляд подобное сочетание казалось жутко противоестественным. На второй - весьма пикантным.
Как видите, немецкая фишка насчёт противоречий, образующих диалектическое единство, способна существовать и в отрыве от Карла Маркса...

ТРУДЫ И ДНИ
В 1995 году группа заключила конракт с фирмой "Motor Music" на выпуск дебютного альбома. Работали над ним в Швеции с продюсером Якобом Хелнером (Clawfinger). В конце августа вышел в свет дебютный сингл "Du Riechst So Gut", следом, в сентябре - полнометражный альбом "Herzeleid". Особого успеха программа не имела, хотя и позволила группе проехаться по миру на разогреве у Clawfinger и Ramones, а также провести пару собственных европейских турне.
Постепенно - в большей степени провокационными трюками, нежели собственно музыкой,- группе удалось-таки привлечь к себе внимание публики. "Если кто-то считает, что мы их провоцируем, это хорошо, - заявляли музыканты, - так и должно быть. Если люди считают нас романтиками, это тоже неплохо, мы не против. А если же они просто веселятся, слушая наши песни, или наблюдая за нашими шоу,- это просто отлично. Мы себя так бы и охарактеризовали: современные шуты. Во всяком случае политика нас абсолютно не интересует".
Последняя фраза явно была вызвана раздражением музыкантов по поводу то и дело навешиваемых на них совершенно беспочвенных обвинений в фашизме. Базировались эти обвинения, как правило, лишь на твёрдом намерении группы исполнять свои песни на немецком и никак иначе.

Следующий диск, "Sensucht", записанный в студии "Temple" на Мальте всё с тем же Хелнером в роли продюсера, вышел в 1996 году. К тому времени группа успела заинтересовать своим творчеством кинорежиссёра Дэвида Линча ("Дюна", "Твин Пикс", "Человек-Слон" и т.д.), который использовал несколько тем из "Herzeleid" ("Heirate Mich" и програмную "Rammstein") в своём новом кинопроекте "Lost Highway". К сожалению, по ряду причин Линч не смог принять участие в съёмке видеороликов на новые песни группы - однако в итоге "Du Hast", один из хитов с нового альбома, оказался экранизирован вполне в его духе.
Добавило популярности группе и участие в трибьютном альбоме Depeche Mode "For The Masses". Проиллюстрированная чёрно-белой хроникой Олимпиады 1936 года в Берлине, новая версия "See You (Stripped)" в очередной раз изрядно вскипятила обывательские мозги. Обратная сторона сингла содержала перелицовку знаменитой "Das Model" Kraftferk - на сей раз принципиально немецкоязычную. Стоит напомнить, что сами Kraftferk в своё время были вынуждены выпускать англоязычные версии своих хитов, так что выпуском данной версии Rammstein, считайте, восстановили историческую справедливость.
Наконец, в 1998 году была заново переиздана одна из песен с дебютного альбома - "Du Riechst So Gut". Сексуально-вампирические темы видеоклипа вызывали у зрителя приятный леденящий ужас. Интерес к творчеству группы рос, как снежный ком. Первое мировое турне было не за горами.

БИТВА С ДУРАКАМИ
Странные люди американцы. Покупая с потрохами всякую модную и оригинальную штучку, они тут же перелицовывают её на свой американский лад. И вскоре штучка - уже и не модная, и не оригинальная. Зачем, спрашивается?

Вот и Rammstein, сколько промуотеры американской части турне не упрашивали их петь по-английски и подчищать по соображениям политической корректности шоу-программу концертов, говорили - нафиг? Зачем же тогда вы нас сюда звали, господа хорошие?
"В студии Тиль пробовал петь несколько наших вещей по-английски, но получалось ужасно, - объяснял ситуацию Флейк, - На самом деле языковой барьер легко преодолевается: мальчишкой я попал на концерт Боба Дилана, не понял - и не понимаю до сих пор - ни одного слова ни одной его песни, но до сих пор обожаю его. Всё решает музыка, слова вторичны..."
Тем более, что американские промуотеры явно перестраховывались... либо просто не могли по инерции смириться с успешным существованием в рок-музыке какого-либо другого языка, кроме английского. "Если бы вы слышали, как часто на концертах здесь публика пытается подпевать нам по-немецки! - изумлялся Ричард Круспе, - Хотя... Может, песня на незнакомом языке кажется чуть более загадочной, в ней находишь смысл, какого в ней никогда и не было, не знаю... По-моему, американцам довольно музыки, чтобы полюбить музыку..."

С постановкой шоу тоже возникали проблемы. В ходе гастролей музыканты прославились неоднократным обливанием друг друга и публики мыльной пеной из огромных фаллоимитаторов с последующими приводами в органы правопорядка. Однако выкидывать сей номер из программы отказывались решительно. При этом к другим трюкам у промуотеров претензий не возникало. Хотя катание Флейка во время гитарных соло на надувной лодке по рукам и головам фэнов в партере было занятием потенциально членовредительным, а уж на какие мысли мог сподвигнуть подрастающее поколение поджигающий себя во время исполнения "Du Hast" Тиль - и вовсе подумать страшно...

Наконец, в ноябре 1999 года в авиакатастрофе погиб заменявший прихворнувшего Риделя на время американского отрезка турне Кристофер Циммерман. Журналисты тут же направились по стопам незабвенного капитана Врунгеля, принявшись обсасывать тему "как вы яхту назовёте - так она и поплывёт".

Многострадальный год завершился концертом в родном Берлине. Сей факт на исходе 1999 года был отражён выпуском соответствующего концертника. Видеоверсия явно выигрывала: если честно, Rammstein - не самые лучшие импровизаторы на свете, зато по части шоу с ними мало кто может сравниться. Из-за эпизода с пресловутыми фаллоимитаторами (во время исполнения темы "Buck Dich" видеофильм вышел в двух версиях - полной и отредактированной. Выбирайте по вкусу...

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ, ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МАМА
Immer scheine die Sonne,
Immer leuchte der Himmel,
Immer liebe die Mutter,
Immer liebe auch ich!
(песня "Пусть всегда будет солнце", немецкая версия)
В 2000 году от Rammstein не было никаких известий. "Устали? Исписались? Развалились?" - недоумевало мировое сообщество. Тем временем немецкие громовержцы, выдержав драматическую паузу, выстрелили в следующем году новым альбомом Mutter, которому на Звуках посвящены 2 статьи.
Первый же видеоклип, снятый на песню "Sonner", рассказывал грустную историю на тему "Белоснежка и шесть шахтёров" и традиционно вызывал приятные низменные чувства. Как и сама песня, индустриально утрирующая лучшие традиции немецкой оперы.
Следующий хит-сингл "Links 4-3-2", над видеоверсией которого, должно быть, вовсю лили слёзы малолетние любители "Приключений Флика", демонстрировал пунктирно намеченное ещё в дебютном альбоме движение гитарных партий ко всё большей "схематичности" в духе, как ни странно, AC/DC. Видеоверсия же представляла собой откровенное издевательство над готовыми в очередной раз обвинить музыкантов в пропаганде фашистских идей недоумками. В представлении же самих музыкантов и создателей клипа идеи эти низводили человечество до уровня деятельной и непобедимой, но при этом абсолютно безмозглой муравьиной кучи...

Впереди - концерт в Москве. Лужники встретят русских фанов Rammstein 17 ноября. Начало концерта - 19:00. На разогреве - Clawfinger, во время выступления немцев нас, как обычно, ожидает большое пиротехническое шоу.
Так что копайте глубже, господа - и быть может, окажется, что не всё так плохо на этом свете, как вы думали!

17.10.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)