ROCKETS  Поп-музыка с точки зрения инопланетян

Просто удивительно, как всем удалось практически забыть незаурядный французский ансамбль Rockets. В какой-то момент казалось, что эта пятёрка пришельцев из "далёкой-далёкой галактики" вот-вот затмит вульгарных Kiss и роботоподобных Kraftwerk одновременно. Судьбе, однако, было угодно распорядиться по-другому...

Просто удивительно, как могли в какое-то время практически забыть этот весьма незаурядный французский ансамбль, парадоксальным образом сконцентрировавший в своём творчестве практически все изобретения, открытия и выверты поп-музыки семидесятых - доведённую почти до абсурда маскарадность и театральность глэм-рока, бесстыдную навязчивость диско, первобытное безумие тогдашнего электронного авангарда и даже агрессию только-только начинавшего "поднимать голову" хэви-метал. В какой-то момент казалось, что эта пятёрка пришельцев из "далёкой-далёкой галактики" вот-вот затмит вульгарных Kiss и роботоподобных Kraftwerk одновременно. Судьбе, однако, было угодно распорядиться по-другому...

Дебют группы в 1978 году изумил меломанов по всей Европе (до Америки экзерсисы Rockets по какой-то причине не дошли) - было такое впечатление, что какие-то всамделишные инопланетяне, едва лишь высадившись во Франции, принялись первым делом изучать положение дел в поп-музыке, попутно сколотив рок-группу для практической проверки своих музыковедческих теорий. "Взглядом извне", "взглядом инопланетян", ничего не понимающих в разделении музыки на жанры, и создающих в безумном смешении совершенно различных приёмов нечто, трудно поддающееся описанию, отмечено большинство работ Rockets конца 70-х - начала 80-х годов.

Полистилистика двух первых, ещё частично франкоязычных, альбомов группы 1978 года - безымянного дебюта и последовавшего за ним "On The Road Again" - разила наповал. Предвосхищающее боевики Iron Maiden хэви-буги "Ballade Sur Mars" украшала затейливая партия струнных. Переполненная загадочными электронными созвучиями и странно искажёнными роботоподобными голосами композиция "Genese Future" более чем странным образом соседствовала с хард-роковой обработкой классического серф-стандарта "Apache" (подобным образом в то же время, помнится, Rainbow обошлись со знаменитой "Still I`m Sad" Yardbirds) и откровенными диско-номерами "Last Spase Train", "Future Woman" и "Space Rock". Любимыми концертными номерами поклонников группы вскоре стали "Shi-Fi Boogie" и ранее известный в исполнении Canned Heat ритм-н-блюз "On The Road Again", который группа обычно растягивала минут на пятнадцать, щедро украшая традиционный минорный квадрат всевозможными электронными эффектами.

Визуальная часть концертов - глэм-роковая до предела - работала на общую концепцию ансамбля. Эти выходящие в начале каждого шоу из опускающегося на сцену звездолёта ребята с серебряной кожей были явно с другой планеты. В сопровождении световых и пиротехнических эффектов вокалист Кристиан ЛеБар, поющий басист Жерар Л`ер, гитарист и клавишник Алан Маратра, второй клавишник Фабрис Куаглотти и ударник Алан Гретцингер раз за разом демонстрировали публике свой инопланетный взгляд на крайне нерационально используемый недалёкими землянами потенциал такого классного своего изобретения, как поп-музыка.

Постепенно перейдя к англоязычной лирике, группа просуществовала таким образом до 1982 года, выпустив серию альбомов, каждый из которых, получив поначалу определённый резонанс, был на какое-то время забыт, а в последствии переиздан и жадно расхватан новым поколением изголодавшихся фанатов. "Future Sound" и "Plasteroid" (1979), "Galaxy" (1980), "3,14" и "Visitors" (1981), "Atomic" (1982)... Постепенно звучание группы становилось акцентированно электронным, уклоняясь в новомодный техно-поп, Маратра всё чаще выступал в роли клавишника, а не гитариста. Программы 1980 и 1981 годов были последними, в которых ещё имела место фирменная полистилистика Rockets - электронный хард "Universal Bang", истерическую "хэви-волна" "Ideomatic" и выдержанную в неожиданно "пинк-флойдовских" тонах "In The Galaxy" постепенно сменили холодные конструкции перекликающихся с творчеством Kraftwerk "Future Game" и "Atomic". В 1984 году Rockets приняли в состав нового вокалиста Сал Соло, изменили костюмы, практически полностью отказались от грима, а заодно и упразднили вакансию ударника. Публика наконец увидела лицо Куаглотти, который, не разделяя приверженности своих коллег серебряному гриму, предпочитал появляться на сцене в полностью скрывающем лицо футуристическом шлеме.

"С этого момента музыка Rockets очень изменилась, - непонятно, чему радуясь, писали критики, - <>Отошли на второй план "космические" эффекты, и композиции стали более тонкими и лиричными". Увы, это был всего лишь уход в банальный электропоп. И если программа "Inperseption" (1984, первоначально изданная под несколько видоизменённым именем Rock-Etz) ещё радует ухо отзвуками былых настроений в мрачной "Wrong Place, Right Time", гимноподобной "Freedom" и до безобразия похожей на наш Пикник "Under The Sun", то следующий альбом "One Way" (1986) запоминается лишь действительно тонкой и лиричной балладой "Over The Horizon" - впрочем, нечто подобное можно было услышать на вышедшем годом ранее сольнике Фредди Меркьюри. Последняя же, датированная 1992 годом программа "Another Future" интересна лишь разбавляющими новый материал ремиксами старых хитов группы - вот уж воистину другим представлялось будущее Rockets в начале 80-х...

Хотя... Совсем недавно, вслед за переизданием классических альбомов группы, прошла информация о возможной реформации Rockets (с приставкой N.D.R.) в "приближённом к классическому" составе (совершенно точно - Маратра и Куаглотти, а также, возможно Грецингер и Л`ер), записи нового альбома и проведении европейского реюнион-тура. Кто знает, быть может за этим актом стоит нечто большее, нежели очередная попытка стареющих французских рокеров подзаработать на ностальгии по семидесятым? Ведь сейчас поп-музыка, как никогда, нуждается в "рассмотрении с точки зрения инопланетян"... Так или иначе, но вслед за "Звёздными Войнами" к нам, похоже, возвращается очередное чудо поп-космоса тех далёких лет.

Автор выражает благодарность европейскому фан-клубу Rockets за информационную поддержку.

18.09.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)