АЛЬЯНС  Безударная группа и шестиструнный ударник

Альянс давно уже может позволить себе любые эксперименты. Представленная 12.09 программа "Безударные Гласные" - яркий тому пример. Читайте наш репортаж...

Альянс давно уже может позволить себе любые эксперименты. Представленная 12 сентября в концертном зале ЦДХ программа "Безударные Гласные" - яркий тому пример.
Сцену освещали свечи. Участники группы музицировали сидя. Витавший по залу запах горящих свечей в сочетании со светлыми одеждами музыкантов и их непростыми, исполненными драматизма творениями, придавал происходящему черты каких-то вневременных мистерий и обрядов.

Название программы полностью соответствовало содержанию: ударные инструменты в новых песнях почти не использовались. В тех же редких номерах, где без них нельзя было обойтись, соответствующие партии исполнял не перестающий удивлять публику басист Сергей Калачёв. Причём при помощи своей верной безладовой шестиструнки и без отрыва от собственно басовой партии. Скажете, такого не бывает? Теперь - бывает.

Брайан Ино считает основным недостатком синтезаторов наличие у них фортепианной клавиатуры - жёсткое разделение звуков по высоте тона препятствует настоящему синтезу. Сергей Калачёв давно решил эту проблему, синтезируя звуки при помощи безладового баса, где такое разделение не предусмотрено. Партии ударных в новой программе создавались Калачёвым из басовых сэмплов - непосредственно перед началом каждой новой композиции, вживую и с первого дубля. Беспрецедентный эксперимент по совмещению ритм-секции в одном инструменте оказался вполне оправданным.

В новую программу вошли эпизодически появлявшиеся в репертуаре ансамбля ещё в начале года "Хоровод-Танок" и блюз "Легко". А также номер гитариста Игоря Журавлёва "Просто Играй" - единственный в нынешнем репертуаре группы отголосок того стиля, который группа исповедовала пятнадцать лет назад. Теперь для этого не нужны синтезаторы и ритм-компьютеры. Легко переходящая с акустического звука на электрический гитара и строящий замысловатые ритмические конструкции бас производят столь мощную "подъёмную силу", что вступающий в финале голос вокалистки Инны Желанной уносится на этой волне куда-то в стратосферу.
Не были забыты и старые номера проекта "Farlanders". В новом варианте композиции "Сестра Моя Ночь" Калачёв творил чудеса, играя в кульминационной части за гитару, бас и ударные одновременно, а мультиинструменталист Сергей Старостин рассекал воздух перед микрофоном упругими жгутами, извлекая из него несколько тревожных, как завывание ветра в печной трубе, нот.

По словам поверенного группы Александра Чепарухина, прошедший концерт был единственным в своём роде и вряд ли будет повторён. Что ж, кто не успел - тот опоздал. Остаётся лишь надеяться, что рано или поздно эта программа будет издана в виде концертного альбома. Похоже, что на данном этапе развития Альянсу действительно не нужна тепличная обстановка студии: эта группа обладает высочайшей культурой работы на сцене, причём как в плане исполнения, так и работы со звуком.
На днях Альянс отправляется с концертами в Германию. По возвращении ансамбля запланирован концерт в "Китайском Лётчике". Не пропустите: это очень интересно...

13.09.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)