GRAND FUNK RAILROAD  Великая и ужасная железная дорога Grand Funk

В семидесятые годы то, что исполняли Grand Funk, называли диковинным словосочетанием хэви-метал и нещадно ругали. Ныне их программа признана классикой "белого фанка". О термине "хэви-метал" применительно к Grand Funk давно уже никто не вспоминает...

В семидесятые годы то, что исполняли Grand Funk, называли диковинным словосочетанием хэви-метал и нещадно ругали. Известный критик тех времён Чарльз Шаар Мюррей в 1971 году охарактеризовал музыку группы как набор исполняющихся "с кибернетической точностью" риффов, саму группу - как "совершенно неспособную организовать своё умение играть на инструментах в элементарную форму музыкального искусства, а поющего гитариста группы Марка Фарнера (Marc Farner, родился 29 сентября 1948 года), "слюнявящего очередные глупости об экологии и всеобщем братстве" обвинил в неряшливости музыкального мышления и "поразительной неразборчивости в выборе слов" для песен.

Примерно за год до этого "разгрома" группа выпустила альбом "Closer To Home", в своё время хорошо раскупавшийся, но в целом прошедший незамеченным. Сейчас эта программа признана классикой "белого фанка". О термине "хэви-метал" применительно к Grand Funk давно уже никто не вспоминает.

Потрясающий дуэт голосов Фарнера и поющего барабанщика Дона Брюэра (Don Brewer, родился 3 сентября 1948 года) опирался на филигранную работу ударных и резкие аккордовые рисунки "квакающей" лидер-гитары. Дополнял звуковую картину упругий поющий бас Мэла Шэхера, бывшего участника уже тогда легендарной гаражной группы ? & Mysterians.
Оставленное группой музыкальное наследие имеет удивительно современное звучание - Grand Funk были составом неровным, подчас метавшимся от хипповского авангарда к простецким шлягерам вроде "Locomotion" и "We`re An American Band", но вне всяких сомнений, во многом новаторским.
Периодически Фарнер брался и за электроорган - через пятнадцать лет точно таким же образом будет метаться на концертах от инструмента к инструменту Эдди Ван Хален. Порой в пределах одной песни меланхоличный, почти "салонный" джаз-рок мог несколько раз смениться диковатым "забоем", в котором безошибочно угадываются корни стиля грандж ("Mean Mistreater"). Под увесистые ритмические "плюхи" боевиков вроде "Sin`s A Good Man`s Brothers", до изумления напоминающих современный хард-кор, и сейчас можно неплохо оторваться и послэмовать. А по хлёстким фанковым рисункам песенок "Nothing Is The Same" и "Hooked On Love" похоже, учились музыкальной грамоте татуированные безумцы из Red Hot Chilly Peppers!

Тем не менее при жизни группы её новаторство так и не получило должной оценки: презрительные сентенции критиков вроде: "Эстетика хэви-метал? С таким же успехом можно было бы взяться за трактат на тему "Проблема человеческого отчуждения в романах Микки Спилейна..." вкупе с бездумным поклонением с каждым годом всё более всеядных хиппи в конце-концов наскучили музыкантам. Расширение состава (в группу был взят органист Крейг Фрост) тоже делу не помогло. В 1976 году группа была распущена.

Несколько позднейших попыток группы собраться вновь (с новым басистом Дэннисом Бэллингером в начале 80-х и в классическом составе совсем недавно) были в целом неудачны, хотя пару раз музыкантам даже удалось прибавить к дискографии Grand Funk неплохие альбомы. "Репетиции показали, что мы все отяжелели и вряд ли сможем конкурировать с молодыми", - прокомментировал предпоследнюю попытку Фарнер, успевший к тому времени съездить в мировое турне в составе группы Ринго Старра. Последняя попытка закончилась пару лет назад небольшим скандалом - в разгар реюнион-тура Фарнер застукал Брюэра "под кайфом", и ультимативно разогнал группу, продолжив тур со свеженабранным составом Marc Farner`s Band.

На второй гитаре в новой группе Марка играет его сын. "Будешь кислоту жрать, как этот придурок Дон - котлету из тебя сделаю..." - пригрозил перед началом турне новобранцу строгий отец.
Мотайте на ус, наркоманы.

04.09.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)