"Всё, что я делаю, я рассматриваю просто, как музыку, - говорит Жан-Мишель Жарр (Jean Michele Jarre), родившийся 24 августа 1948 года, - Понятие "электронная" - всего лишь код, который говорит о том, что музыка создавалась не на акустических инструментах. Но если музыка нравится, тебе ведь всё равно, на чём она сыграна. Это всё равно, что классику обозвать "акустической музыкой".
Он познакомился с фортепиано в возрасте пяти лет. С тех пор музыка была для него главным делом жизни.

Начав было изучать литературоведение в Парижском университете, Жан-Мишель вскоре переметнулся в консерваторию: тяга к музыке пересилила. "Это был конец 60-х, время революционных перемен, - рассказывает композитор, - В 68-м я вошёл в Группу Музыкальных Исследований. Это было одно из двух мест в Европе, где изучали электроакустическую музыку. В Кельне был Штокхаузен, а у нас - Пьер Шеффер, основоположник конкретной музыки. Это для меня было крайне важно, здесь я получил шанс создавать электронные звуки".

"Oxygene", вышедший в 1976 году первый альбом композитора был восторженно принят в Европе. Инструментальная электроника Жарра была сродни классической музыке: постоянные смены ритмов и мелодических рисунков, развёрнутая сюитная форма... Закрепил успех выпущенный два года спустя "Equinox". "В классической музыке перед композитором тоже стояла задача в описании природы, жизни и вселенной, - объяснял Жарр причину выбора подобных форм, - Но при этом без слов, не в форме песен. Спустя все эти годы я осознал, что для меня важнее всего было дать людям мир, в котором они могли бы путешествовать".

Ломая представления об электронной музыке как о тепличном детище студий, Жарр смело выносит свои произведения на суд широкой публики. Его концерты представляют собой нечто феерическое. Самые немыслимые созвучия создаются композитором на глазах у публики. Некоторые инструменты даже не имеют традиционной фортепианной клавиатуры: публика на знаменитых концертах в Китае была поражена, наблюдая за тем, как ведущие партии электронных симфоний рождаются в поворотах рукояток на громоздких ламповых саунд-генераторах. А тех, кто смог прорваться в первые ряды во время выступления Жарра в Москве на Воробьёвых горах, весьма удивила лазерная арфа-терменвокс. Клавишные же инструменты Жарра - особого рода: каждое нажатие на клавишу вызывает к жизни не только звук, но и свет. Концерты имеют феноменальный, зачастую труднообъяснимый (учитывая постоянно меняющуюся авторскую концепцию и далеко не поп-материал) успех.
"Я просто пробую двигаться в непривычных пластах культуры, - рассуждает маэстро о причинах своего успеха, - Затевая концерт, я не планирую побить рекорд. Сегодня всё так стандартизировано... Но людям нужно что-то другое, неповторимое и небанальное. Мои концерты всё время разные, они выходят за рамки музыки. Это утоляет жажду нового, присущую человеку..."

Техно-культура, с голодным остервенением накинувшаяся на работы Жарра с целью растащить их на танцевальные ремиксы, вызвала у самого композитора весьма противоречивые чувства: "Мне очень интересен "синтез", когда в музыке техно-дэнс берутся отчуждённые фортепианные аккорды. Только это уже, собственно, и не пианино. Когда выдёргиваешь звук из его природного окружения и помещаешь его в свою музыку, оказывается, что он мёртвый..." В итоге техно-стиль практически не затронул основную звуковую концепцию Жарра. Более того - на своих последних работах композитор всё чаще обращается к самым ранним из технических средств электронной музыки: "Я люблю создавать знакомые звуки без сэмплирования. После многих лет работы с цифровыми аппаратами я возвращаюсь к аналоговым. Я ведь одним из первых в Европе начал записывать в цифре.Но потом заметил, что цифровая техника - несмотря на преимущества по шумам - не так хороша, как аналоговая..."

В последнее время композитор нечасто радует нас своими произведениями. Что ж - он уже остался во всех музыкальных энциклопедиях автором нескольких захватывающих электронных симфоний. Гениальным музыкантом и дерзким изобретателем.
И лишь изредка обработки отрывков из его сюит можно услышать на альбомах известного французского гитариста Патрика Ронда, который некоторое время работал в составе концертной группы Жарра.

И тем не менее, последние работы маэстро достойны внимания: так, в 2000-м году им был выпущен альбом "Metamorphoses", больше похожий на аудио-перформанс. На нем много технологических шуток: к примеру, звонок мобильника подчеркивает ритм песни "Tout Est Bleu", а садовый разбрызгиватель солирует в "Miss Moon" наряду с Лори Андерсон в "Je Me Souviens" и Наташей Атлас в "C'est La Vie". Отдельный привет Москве: композиция "Hey Gagarin" была навеяна сеансом прямой связи со станцией "Мир" во время достопамятного московского шоу.
"Metamorphoses" - еще одно занимательное приключение электронного космополита. "Повторно посетив прошлое с предыдущим альбомом и не будучи особо счастливым от этого, я действительно хотел открыть новую главу в своей музыке, проявив более чувственный и органичный подход к электронным звукам, концентрируясь на ритме и ритм-секции и вовлечении в музыку вокалов: как моего собственного, так и других людей, обработанных или нет. Пока я записывал "Метаморфозы", я здорово отошел от начальной идеи: почти все изменения происходили под влиянием моих собственных чувств. Я хотел выразить их более непосредственно и разнообразно" ,- говорит Жарр.

Новый век музыкант встретил, как и полагается, с помпой: второй раз за свою карьеру он объединился с японским музыкантом Tetsuya Komuro. Концерт "Рандеву в космосе" ("2001 Rendez-Vous in Space") слушали и смотрели 60 тысяч человек. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что отзывы о шоу были гораздо теплее, чем о сопровождавшей его музыке.

Нельзя не отметить особую любовь музыканта к пышным и помпезным действам, сопровождающим его концерты: нельзя отказать Жарру в умелом балансировании на грани китча и откровения. В середине июня 2001 г. его игру в сочетании с балетом, греческой звездой Mando и видеопроекциями наблюдали Афины. Шоу состоялось, разумеется, в Акрополе, и транслировалось десятками европейских телеканалов.
Осенью увидит свет новая работа Жан-Мишеля: CD c элементами видео-трансляции, который олдовый электронщик записал по следам этого мега-шоу. Хотя попробуйте намекнуть на возраст и "удельный вес" этого подвижного и энергичного персонажа:
"Мне одинаково не нравится, когда меня пытаются запихнуть в энциклопедию, и когда ко мне приклеивают ярлык "дедушка техно или транса". Все это - не более чем marketing bullshit от студий звукозаписи."

31.08.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Великий гений мировой музыки, перфекционист и мультиинструменталист Жан-Мишель Жарр навеки пленил Мое сердце своими фантастическими композицими
    TRANS-GLOBAL MULTI SPACE RESPECT
    Написал(a): d'SAD, 18/11/2004 16:29
  • Когда-то давно слышал от друга, что он какой-то мультик видел с музыкой из "Zoolook", и что вроде бы сам Жарр к этому мультику причастен. Речь там шла о том, как инопланетяне занесли жизнь на Матушку-Землю. Кто-нибудь что-нибудь знает?
    Написал(a): Hermann, 15/12/2003 16:06
  • О Жане-Мишеле могу добавить лишь одно:
    Он стал для меня вторым учителем музыки, после учителя музыкальной школы!
    Написал(a): Иван Тенчинский, 30/12/2002 10:56
Jean-Michel JARRE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 24 августа 1948
Место рождения: Лион
Релизы:
2000 Metamorphoses
1999 China Concert
1997 Cities in Concert

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника25/09

1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха  »»

Garvin BUSHELL

Colin DAVIS (1927)

Glenn GOULD (1932)

Mike GIBBS (1937)

Onnie MCINTYRE (1945)

Steve MACKAY (1949)

Richard HARVEY (1953)

Александр КОЗЛОВ (1961)

Will SMITH (1968)

T.I. (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить