"Всё, что я делаю, я рассматриваю просто, как музыку, - говорит Жан-Мишель Жарр (Jean Michele Jarre), родившийся 24 августа 1948 года, - Понятие "электронная" - всего лишь код, который говорит о том, что музыка создавалась не на акустических инструментах. Но если музыка нравится, тебе ведь всё равно, на чём она сыграна. Это всё равно, что классику обозвать "акустической музыкой".
Он познакомился с фортепиано в возрасте пяти лет. С тех пор музыка была для него главным делом жизни.

Начав было изучать литературоведение в Парижском университете, Жан-Мишель вскоре переметнулся в консерваторию: тяга к музыке пересилила. "Это был конец 60-х, время революционных перемен, - рассказывает композитор, - В 68-м я вошёл в Группу Музыкальных Исследований. Это было одно из двух мест в Европе, где изучали электроакустическую музыку. В Кельне был Штокхаузен, а у нас - Пьер Шеффер, основоположник конкретной музыки. Это для меня было крайне важно, здесь я получил шанс создавать электронные звуки".

"Oxygene", вышедший в 1976 году первый альбом композитора был восторженно принят в Европе. Инструментальная электроника Жарра была сродни классической музыке: постоянные смены ритмов и мелодических рисунков, развёрнутая сюитная форма... Закрепил успех выпущенный два года спустя "Equinox". "В классической музыке перед композитором тоже стояла задача в описании природы, жизни и вселенной, - объяснял Жарр причину выбора подобных форм, - Но при этом без слов, не в форме песен. Спустя все эти годы я осознал, что для меня важнее всего было дать людям мир, в котором они могли бы путешествовать".

Ломая представления об электронной музыке как о тепличном детище студий, Жарр смело выносит свои произведения на суд широкой публики. Его концерты представляют собой нечто феерическое. Самые немыслимые созвучия создаются композитором на глазах у публики. Некоторые инструменты даже не имеют традиционной фортепианной клавиатуры: публика на знаменитых концертах в Китае была поражена, наблюдая за тем, как ведущие партии электронных симфоний рождаются в поворотах рукояток на громоздких ламповых саунд-генераторах. А тех, кто смог прорваться в первые ряды во время выступления Жарра в Москве на Воробьёвых горах, весьма удивила лазерная арфа-терменвокс. Клавишные же инструменты Жарра - особого рода: каждое нажатие на клавишу вызывает к жизни не только звук, но и свет. Концерты имеют феноменальный, зачастую труднообъяснимый (учитывая постоянно меняющуюся авторскую концепцию и далеко не поп-материал) успех.
"Я просто пробую двигаться в непривычных пластах культуры, - рассуждает маэстро о причинах своего успеха, - Затевая концерт, я не планирую побить рекорд. Сегодня всё так стандартизировано... Но людям нужно что-то другое, неповторимое и небанальное. Мои концерты всё время разные, они выходят за рамки музыки. Это утоляет жажду нового, присущую человеку..."

Техно-культура, с голодным остервенением накинувшаяся на работы Жарра с целью растащить их на танцевальные ремиксы, вызвала у самого композитора весьма противоречивые чувства: "Мне очень интересен "синтез", когда в музыке техно-дэнс берутся отчуждённые фортепианные аккорды. Только это уже, собственно, и не пианино. Когда выдёргиваешь звук из его природного окружения и помещаешь его в свою музыку, оказывается, что он мёртвый..." В итоге техно-стиль практически не затронул основную звуковую концепцию Жарра. Более того - на своих последних работах композитор всё чаще обращается к самым ранним из технических средств электронной музыки: "Я люблю создавать знакомые звуки без сэмплирования. После многих лет работы с цифровыми аппаратами я возвращаюсь к аналоговым. Я ведь одним из первых в Европе начал записывать в цифре.Но потом заметил, что цифровая техника - несмотря на преимущества по шумам - не так хороша, как аналоговая..."

В последнее время композитор нечасто радует нас своими произведениями. Что ж - он уже остался во всех музыкальных энциклопедиях автором нескольких захватывающих электронных симфоний. Гениальным музыкантом и дерзким изобретателем.
И лишь изредка обработки отрывков из его сюит можно услышать на альбомах известного французского гитариста Патрика Ронда, который некоторое время работал в составе концертной группы Жарра.

И тем не менее, последние работы маэстро достойны внимания: так, в 2000-м году им был выпущен альбом "Metamorphoses", больше похожий на аудио-перформанс. На нем много технологических шуток: к примеру, звонок мобильника подчеркивает ритм песни "Tout Est Bleu", а садовый разбрызгиватель солирует в "Miss Moon" наряду с Лори Андерсон в "Je Me Souviens" и Наташей Атлас в "C'est La Vie". Отдельный привет Москве: композиция "Hey Gagarin" была навеяна сеансом прямой связи со станцией "Мир" во время достопамятного московского шоу.
"Metamorphoses" - еще одно занимательное приключение электронного космополита. "Повторно посетив прошлое с предыдущим альбомом и не будучи особо счастливым от этого, я действительно хотел открыть новую главу в своей музыке, проявив более чувственный и органичный подход к электронным звукам, концентрируясь на ритме и ритм-секции и вовлечении в музыку вокалов: как моего собственного, так и других людей, обработанных или нет. Пока я записывал "Метаморфозы", я здорово отошел от начальной идеи: почти все изменения происходили под влиянием моих собственных чувств. Я хотел выразить их более непосредственно и разнообразно" ,- говорит Жарр.

Новый век музыкант встретил, как и полагается, с помпой: второй раз за свою карьеру он объединился с японским музыкантом Tetsuya Komuro. Концерт "Рандеву в космосе" ("2001 Rendez-Vous in Space") слушали и смотрели 60 тысяч человек. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что отзывы о шоу были гораздо теплее, чем о сопровождавшей его музыке.

Нельзя не отметить особую любовь музыканта к пышным и помпезным действам, сопровождающим его концерты: нельзя отказать Жарру в умелом балансировании на грани китча и откровения. В середине июня 2001 г. его игру в сочетании с балетом, греческой звездой Mando и видеопроекциями наблюдали Афины. Шоу состоялось, разумеется, в Акрополе, и транслировалось десятками европейских телеканалов.
Осенью увидит свет новая работа Жан-Мишеля: CD c элементами видео-трансляции, который олдовый электронщик записал по следам этого мега-шоу. Хотя попробуйте намекнуть на возраст и "удельный вес" этого подвижного и энергичного персонажа:
"Мне одинаково не нравится, когда меня пытаются запихнуть в энциклопедию, и когда ко мне приклеивают ярлык "дедушка техно или транса". Все это - не более чем marketing bullshit от студий звукозаписи."

31.08.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Великий гений мировой музыки, перфекционист и мультиинструменталист Жан-Мишель Жарр навеки пленил Мое сердце своими фантастическими композицими
    TRANS-GLOBAL MULTI SPACE RESPECT
    Написал(a): d'SAD, 18/11/2004 16:29
  • Когда-то давно слышал от друга, что он какой-то мультик видел с музыкой из "Zoolook", и что вроде бы сам Жарр к этому мультику причастен. Речь там шла о том, как инопланетяне занесли жизнь на Матушку-Землю. Кто-нибудь что-нибудь знает?
    Написал(a): Hermann, 15/12/2003 16:06
  • О Жане-Мишеле могу добавить лишь одно:
    Он стал для меня вторым учителем музыки, после учителя музыкальной школы!
    Написал(a): Иван Тенчинский, 30/12/2002 10:56
Jean-Michel JARRE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 24 августа 1948
Место рождения: Лион
Релизы:
2000 Metamorphoses
1999 China Concert
1997 Cities in Concert

Тур с того света, кругосветный – DIO Голограмму Дио отправят в мировые гастроли. »»

Без свиты на площадке – RIHANNA Люк Бессон снял Рианну в своём новом фильме и остался доволен её профессионализмом. »»

Ещё по одной – THE ROLLING STONES Rolling Stones вскоре начнут работу над новым альбомом. »»

И открылась мне вера – Justin BIEBER Джастин Бибер прервал длительные гастроли. Сразу поползли слухи, что он решил создать "собственную… »»

А пока вы у нас попляшите – ФЕСТИВАЛЬ BBС планирует в следующем году провести крупный фестиваль "на замену" Glastonbury Festival »»

Помним. Любим. – LINKIN PARK Движение памяти Честера Беннингтона: звезды и поклонники вспоминают музыканта »»

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Звуки для детей – ТЕХНИКА Летние фестивали - лучшее место для приучения детей к музыке »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

Монтре-51. Дни 6-7 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых… »»

Дом композитора – ИЗ ЖИЗНИ Как жили и как могли бы жить сегодня великие русские композиторы »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Хроника26/07

1943 – Родился Мик Джаггер, вокалист и сооснователь группы The Rolling Stones  »»

1968 – Jackson 5 подписали контракт с лейблом Motown Records. Майклу Джексону тогда ещё не исполнилось и десяти лет, и никто не знал, что он станет королём поп-музыки  »»

2012 – Самая низкая пропетая нота - 0,393 Гц, согласно Книге рекордов Гиннесса. Она была воспроизведена Роджером Менисом в 2010 году. Парадокс состоит в том, что человеческое ухо неспособно услышать все, что ниже 18 Гц  »»

Buddy CLARK

Erskine HAWKINS

Casey JONES (1939)

Mick JAGGER (1943)

Roger TAYLOR (1949)

IRON&WINE (1974)

Joey JORDISON (1975)

Виталий "Вит" ДЕМИДЕНКО (1978)

Evelina SASENKO (1987)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить