"Всё, что я делаю, я рассматриваю просто, как музыку, - говорит Жан-Мишель Жарр (Jean Michele Jarre), родившийся 24 августа 1948 года, - Понятие "электронная" - всего лишь код, который говорит о том, что музыка создавалась не на акустических инструментах. Но если музыка нравится, тебе ведь всё равно, на чём она сыграна. Это всё равно, что классику обозвать "акустической музыкой".
Он познакомился с фортепиано в возрасте пяти лет. С тех пор музыка была для него главным делом жизни.

Начав было изучать литературоведение в Парижском университете, Жан-Мишель вскоре переметнулся в консерваторию: тяга к музыке пересилила. "Это был конец 60-х, время революционных перемен, - рассказывает композитор, - В 68-м я вошёл в Группу Музыкальных Исследований. Это было одно из двух мест в Европе, где изучали электроакустическую музыку. В Кельне был Штокхаузен, а у нас - Пьер Шеффер, основоположник конкретной музыки. Это для меня было крайне важно, здесь я получил шанс создавать электронные звуки".

"Oxygene", вышедший в 1976 году первый альбом композитора был восторженно принят в Европе. Инструментальная электроника Жарра была сродни классической музыке: постоянные смены ритмов и мелодических рисунков, развёрнутая сюитная форма... Закрепил успех выпущенный два года спустя "Equinox". "В классической музыке перед композитором тоже стояла задача в описании природы, жизни и вселенной, - объяснял Жарр причину выбора подобных форм, - Но при этом без слов, не в форме песен. Спустя все эти годы я осознал, что для меня важнее всего было дать людям мир, в котором они могли бы путешествовать".

Ломая представления об электронной музыке как о тепличном детище студий, Жарр смело выносит свои произведения на суд широкой публики. Его концерты представляют собой нечто феерическое. Самые немыслимые созвучия создаются композитором на глазах у публики. Некоторые инструменты даже не имеют традиционной фортепианной клавиатуры: публика на знаменитых концертах в Китае была поражена, наблюдая за тем, как ведущие партии электронных симфоний рождаются в поворотах рукояток на громоздких ламповых саунд-генераторах. А тех, кто смог прорваться в первые ряды во время выступления Жарра в Москве на Воробьёвых горах, весьма удивила лазерная арфа-терменвокс. Клавишные же инструменты Жарра - особого рода: каждое нажатие на клавишу вызывает к жизни не только звук, но и свет. Концерты имеют феноменальный, зачастую труднообъяснимый (учитывая постоянно меняющуюся авторскую концепцию и далеко не поп-материал) успех.
"Я просто пробую двигаться в непривычных пластах культуры, - рассуждает маэстро о причинах своего успеха, - Затевая концерт, я не планирую побить рекорд. Сегодня всё так стандартизировано... Но людям нужно что-то другое, неповторимое и небанальное. Мои концерты всё время разные, они выходят за рамки музыки. Это утоляет жажду нового, присущую человеку..."

Техно-культура, с голодным остервенением накинувшаяся на работы Жарра с целью растащить их на танцевальные ремиксы, вызвала у самого композитора весьма противоречивые чувства: "Мне очень интересен "синтез", когда в музыке техно-дэнс берутся отчуждённые фортепианные аккорды. Только это уже, собственно, и не пианино. Когда выдёргиваешь звук из его природного окружения и помещаешь его в свою музыку, оказывается, что он мёртвый..." В итоге техно-стиль практически не затронул основную звуковую концепцию Жарра. Более того - на своих последних работах композитор всё чаще обращается к самым ранним из технических средств электронной музыки: "Я люблю создавать знакомые звуки без сэмплирования. После многих лет работы с цифровыми аппаратами я возвращаюсь к аналоговым. Я ведь одним из первых в Европе начал записывать в цифре.Но потом заметил, что цифровая техника - несмотря на преимущества по шумам - не так хороша, как аналоговая..."

В последнее время композитор нечасто радует нас своими произведениями. Что ж - он уже остался во всех музыкальных энциклопедиях автором нескольких захватывающих электронных симфоний. Гениальным музыкантом и дерзким изобретателем.
И лишь изредка обработки отрывков из его сюит можно услышать на альбомах известного французского гитариста Патрика Ронда, который некоторое время работал в составе концертной группы Жарра.

И тем не менее, последние работы маэстро достойны внимания: так, в 2000-м году им был выпущен альбом "Metamorphoses", больше похожий на аудио-перформанс. На нем много технологических шуток: к примеру, звонок мобильника подчеркивает ритм песни "Tout Est Bleu", а садовый разбрызгиватель солирует в "Miss Moon" наряду с Лори Андерсон в "Je Me Souviens" и Наташей Атлас в "C'est La Vie". Отдельный привет Москве: композиция "Hey Gagarin" была навеяна сеансом прямой связи со станцией "Мир" во время достопамятного московского шоу.
"Metamorphoses" - еще одно занимательное приключение электронного космополита. "Повторно посетив прошлое с предыдущим альбомом и не будучи особо счастливым от этого, я действительно хотел открыть новую главу в своей музыке, проявив более чувственный и органичный подход к электронным звукам, концентрируясь на ритме и ритм-секции и вовлечении в музыку вокалов: как моего собственного, так и других людей, обработанных или нет. Пока я записывал "Метаморфозы", я здорово отошел от начальной идеи: почти все изменения происходили под влиянием моих собственных чувств. Я хотел выразить их более непосредственно и разнообразно" ,- говорит Жарр.

Новый век музыкант встретил, как и полагается, с помпой: второй раз за свою карьеру он объединился с японским музыкантом Tetsuya Komuro. Концерт "Рандеву в космосе" ("2001 Rendez-Vous in Space") слушали и смотрели 60 тысяч человек. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что отзывы о шоу были гораздо теплее, чем о сопровождавшей его музыке.

Нельзя не отметить особую любовь музыканта к пышным и помпезным действам, сопровождающим его концерты: нельзя отказать Жарру в умелом балансировании на грани китча и откровения. В середине июня 2001 г. его игру в сочетании с балетом, греческой звездой Mando и видеопроекциями наблюдали Афины. Шоу состоялось, разумеется, в Акрополе, и транслировалось десятками европейских телеканалов.
Осенью увидит свет новая работа Жан-Мишеля: CD c элементами видео-трансляции, который олдовый электронщик записал по следам этого мега-шоу. Хотя попробуйте намекнуть на возраст и "удельный вес" этого подвижного и энергичного персонажа:
"Мне одинаково не нравится, когда меня пытаются запихнуть в энциклопедию, и когда ко мне приклеивают ярлык "дедушка техно или транса". Все это - не более чем marketing bullshit от студий звукозаписи."

31.08.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Великий гений мировой музыки, перфекционист и мультиинструменталист Жан-Мишель Жарр навеки пленил Мое сердце своими фантастическими композицими
    TRANS-GLOBAL MULTI SPACE RESPECT
    Написал(a): d'SAD, 18/11/2004 16:29
  • Когда-то давно слышал от друга, что он какой-то мультик видел с музыкой из "Zoolook", и что вроде бы сам Жарр к этому мультику причастен. Речь там шла о том, как инопланетяне занесли жизнь на Матушку-Землю. Кто-нибудь что-нибудь знает?
    Написал(a): Hermann, 15/12/2003 16:06
  • О Жане-Мишеле могу добавить лишь одно:
    Он стал для меня вторым учителем музыки, после учителя музыкальной школы!
    Написал(a): Иван Тенчинский, 30/12/2002 10:56
Jean-Michel JARRE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 24 августа 1948
Место рождения: Лион
Релизы:
2000 Metamorphoses
1999 China Concert
1997 Cities in Concert

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%