"Всё, что я делаю, я рассматриваю просто, как музыку, - говорит Жан-Мишель Жарр (Jean Michele Jarre), родившийся 24 августа 1948 года, - Понятие "электронная" - всего лишь код, который говорит о том, что музыка создавалась не на акустических инструментах. Но если музыка нравится, тебе ведь всё равно, на чём она сыграна. Это всё равно, что классику обозвать "акустической музыкой".
Он познакомился с фортепиано в возрасте пяти лет. С тех пор музыка была для него главным делом жизни.

Начав было изучать литературоведение в Парижском университете, Жан-Мишель вскоре переметнулся в консерваторию: тяга к музыке пересилила. "Это был конец 60-х, время революционных перемен, - рассказывает композитор, - В 68-м я вошёл в Группу Музыкальных Исследований. Это было одно из двух мест в Европе, где изучали электроакустическую музыку. В Кельне был Штокхаузен, а у нас - Пьер Шеффер, основоположник конкретной музыки. Это для меня было крайне важно, здесь я получил шанс создавать электронные звуки".

"Oxygene", вышедший в 1976 году первый альбом композитора был восторженно принят в Европе. Инструментальная электроника Жарра была сродни классической музыке: постоянные смены ритмов и мелодических рисунков, развёрнутая сюитная форма... Закрепил успех выпущенный два года спустя "Equinox". "В классической музыке перед композитором тоже стояла задача в описании природы, жизни и вселенной, - объяснял Жарр причину выбора подобных форм, - Но при этом без слов, не в форме песен. Спустя все эти годы я осознал, что для меня важнее всего было дать людям мир, в котором они могли бы путешествовать".

Ломая представления об электронной музыке как о тепличном детище студий, Жарр смело выносит свои произведения на суд широкой публики. Его концерты представляют собой нечто феерическое. Самые немыслимые созвучия создаются композитором на глазах у публики. Некоторые инструменты даже не имеют традиционной фортепианной клавиатуры: публика на знаменитых концертах в Китае была поражена, наблюдая за тем, как ведущие партии электронных симфоний рождаются в поворотах рукояток на громоздких ламповых саунд-генераторах. А тех, кто смог прорваться в первые ряды во время выступления Жарра в Москве на Воробьёвых горах, весьма удивила лазерная арфа-терменвокс. Клавишные же инструменты Жарра - особого рода: каждое нажатие на клавишу вызывает к жизни не только звук, но и свет. Концерты имеют феноменальный, зачастую труднообъяснимый (учитывая постоянно меняющуюся авторскую концепцию и далеко не поп-материал) успех.
"Я просто пробую двигаться в непривычных пластах культуры, - рассуждает маэстро о причинах своего успеха, - Затевая концерт, я не планирую побить рекорд. Сегодня всё так стандартизировано... Но людям нужно что-то другое, неповторимое и небанальное. Мои концерты всё время разные, они выходят за рамки музыки. Это утоляет жажду нового, присущую человеку..."

Техно-культура, с голодным остервенением накинувшаяся на работы Жарра с целью растащить их на танцевальные ремиксы, вызвала у самого композитора весьма противоречивые чувства: "Мне очень интересен "синтез", когда в музыке техно-дэнс берутся отчуждённые фортепианные аккорды. Только это уже, собственно, и не пианино. Когда выдёргиваешь звук из его природного окружения и помещаешь его в свою музыку, оказывается, что он мёртвый..." В итоге техно-стиль практически не затронул основную звуковую концепцию Жарра. Более того - на своих последних работах композитор всё чаще обращается к самым ранним из технических средств электронной музыки: "Я люблю создавать знакомые звуки без сэмплирования. После многих лет работы с цифровыми аппаратами я возвращаюсь к аналоговым. Я ведь одним из первых в Европе начал записывать в цифре.Но потом заметил, что цифровая техника - несмотря на преимущества по шумам - не так хороша, как аналоговая..."

В последнее время композитор нечасто радует нас своими произведениями. Что ж - он уже остался во всех музыкальных энциклопедиях автором нескольких захватывающих электронных симфоний. Гениальным музыкантом и дерзким изобретателем.
И лишь изредка обработки отрывков из его сюит можно услышать на альбомах известного французского гитариста Патрика Ронда, который некоторое время работал в составе концертной группы Жарра.

И тем не менее, последние работы маэстро достойны внимания: так, в 2000-м году им был выпущен альбом "Metamorphoses", больше похожий на аудио-перформанс. На нем много технологических шуток: к примеру, звонок мобильника подчеркивает ритм песни "Tout Est Bleu", а садовый разбрызгиватель солирует в "Miss Moon" наряду с Лори Андерсон в "Je Me Souviens" и Наташей Атлас в "C'est La Vie". Отдельный привет Москве: композиция "Hey Gagarin" была навеяна сеансом прямой связи со станцией "Мир" во время достопамятного московского шоу.
"Metamorphoses" - еще одно занимательное приключение электронного космополита. "Повторно посетив прошлое с предыдущим альбомом и не будучи особо счастливым от этого, я действительно хотел открыть новую главу в своей музыке, проявив более чувственный и органичный подход к электронным звукам, концентрируясь на ритме и ритм-секции и вовлечении в музыку вокалов: как моего собственного, так и других людей, обработанных или нет. Пока я записывал "Метаморфозы", я здорово отошел от начальной идеи: почти все изменения происходили под влиянием моих собственных чувств. Я хотел выразить их более непосредственно и разнообразно" ,- говорит Жарр.

Новый век музыкант встретил, как и полагается, с помпой: второй раз за свою карьеру он объединился с японским музыкантом Tetsuya Komuro. Концерт "Рандеву в космосе" ("2001 Rendez-Vous in Space") слушали и смотрели 60 тысяч человек. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что отзывы о шоу были гораздо теплее, чем о сопровождавшей его музыке.

Нельзя не отметить особую любовь музыканта к пышным и помпезным действам, сопровождающим его концерты: нельзя отказать Жарру в умелом балансировании на грани китча и откровения. В середине июня 2001 г. его игру в сочетании с балетом, греческой звездой Mando и видеопроекциями наблюдали Афины. Шоу состоялось, разумеется, в Акрополе, и транслировалось десятками европейских телеканалов.
Осенью увидит свет новая работа Жан-Мишеля: CD c элементами видео-трансляции, который олдовый электронщик записал по следам этого мега-шоу. Хотя попробуйте намекнуть на возраст и "удельный вес" этого подвижного и энергичного персонажа:
"Мне одинаково не нравится, когда меня пытаются запихнуть в энциклопедию, и когда ко мне приклеивают ярлык "дедушка техно или транса". Все это - не более чем marketing bullshit от студий звукозаписи."

31.08.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Великий гений мировой музыки, перфекционист и мультиинструменталист Жан-Мишель Жарр навеки пленил Мое сердце своими фантастическими композицими
    TRANS-GLOBAL MULTI SPACE RESPECT
    Написал(a): d'SAD, 18/11/2004 16:29
  • Когда-то давно слышал от друга, что он какой-то мультик видел с музыкой из "Zoolook", и что вроде бы сам Жарр к этому мультику причастен. Речь там шла о том, как инопланетяне занесли жизнь на Матушку-Землю. Кто-нибудь что-нибудь знает?
    Написал(a): Hermann, 15/12/2003 16:06
  • О Жане-Мишеле могу добавить лишь одно:
    Он стал для меня вторым учителем музыки, после учителя музыкальной школы!
    Написал(a): Иван Тенчинский, 30/12/2002 10:56
Jean-Michel JARRE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 24 августа 1948
Место рождения: Лион
Релизы:
2000 Metamorphoses
1999 China Concert
1997 Cities in Concert

Не очень-то и хотелось – ИЗ ЖИЗНИ Spotify не будет покупать SoundCloud. »»

Концерт для окарины и времени – ИЗ ЖИЗНИ Готовится к выходу на виниле саундтрек к игре "Legend of Zelda: Ocarina of Time" в исполнении… »»

Путевая драматургия – PJ HARVEY Радиопьеса на основе путевых заметок Пи Джей Харви о Косово будет поставлена на BBC. »»

Пост принял – AT THE DRIVE-IN At The Drive-In выпустили первую песню за 16 лет. »»

Жизнь коротка – Taylor SWIFT Тейлор Свифт и Зейн Малик записали песню к фильму "На пятьдесят оттенков темнее". »»

Горячие деньки – LUMEN Группа Lumen выпустила новый альбом. »»

Долой цифру, да здравствует аналог – ИЗ ЖИЗНИ Продажи винила в Великобритании превысили "цифровые" продажи музыки. »»

От печали до радости – THE JESUS & MARY CHAIN "Damage and Joy", новый альбом The Jesus and Mary Chain, выйдет в марте. »»

Привет, извините – МУЗЫКА YouTube и Vevo опубликовали список самых популярных музыкальных видео уходящего года. »»

Научились предлагать – ТЕХНИКА Сервис персонализованного интернет-радио Pandora запускает собственный стриминговый сервис. »»

Цвет китча – BORIS Японская экспериментальная группа Boris выступит в Москве и Петербурге. »»

Потусторонняя механика – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Электро-Механика пройдет в Питере в декабре. »»

Скандинавская зима – KÜCHEN / BERTHLING / NOBLE TRIO Концерт шведско-британского трио закроет сезон нового джаза в "Доме". »»

На заре – DAWN OF MIDI Нью-йоркское трио минималистов Dawn Of Midi впервые выступит в России. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Сигет: дни 6-7. Финал – SZIGET Заключительная часть репортажа с Острова Свободы. »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – Greg LAKE Грег Лейк, участник трио Emerson, Lake and Palmer, ушел из жизни в возрасте 69 лет. »»

"Если соберусь писать песню на русском, хотелось бы равняться на Высоцкого" – John GRANT Джон Грант о честности с окружающими, русском искусстве и жизни в Рейкьявике. »»

R.I.P. – Pete BURNS Умер Пит Бернс, основатель группы Dead or Alive, автор хита "You Spin Me Round". »»

"По-прежнему люблю решать замороченные кроссворды" – Ian GILLAN Йен Гиллан - о новом альбоме Deep Purple, коллекции разгромных отзывов и о том, почему он перестал… »»

"С каких это пор серые костюмы стали эксцентричным имиджем?" – ГРОМЫКА Участники группы Громыка о редких инструментах, алкогольных коктейлях и строгих костюмах. »»

50 лет лидеру "Несчастного случая" – Алексей КОРТНЕВ Алексей Кортнев отметил 50-летний день Рождения. Наши самые любимые песни Леши - в юбилейной… »»

"Я считаю, что во вторник уже можно смело идти тусоваться" – Burak YETER Бурак Йетер, автор одного из самых прилипчивых хитов лета, дает советы тусовщикам и юным коллегам. »»

"Я пошла на Vimeo и вбила в поисковик: "конец отношений", "хореография" – SKYE Скай Эдвардс о том, как она отбирала видео для своих песен, распаде Morcheeba и концертных нарядах. »»

Тушинское попоище: монстры рока на руинах СССР – ФЕСТИВАЛЬ 25 лет назад в Тушино прошел фестиваль Monsters of Rock. Его участники и очевидцы вспоминают, как… »»

"Эта музыка - гораздо больше, чем просто советская летопись" – Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича: Бадаламенти, Батагов, Карманов и Хайтинк рассказывают… »»

Просто подари – Филипп КИРКОРОВ Еще 5 случаев, когда Филиппа Киркорова могли обвинить в плагиате. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

Рифмы и биты: микстейпы августа – МУЗЫКА 2 Chainz, Слава КПСС и Noname в подборке августовских микстейпов на Звуках. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая… »»

Покупайте билеты, братья! – КОНЦЕРТ Тарифные планы для меломанов, которым не сидится дома - в звучном гиде по концертам осени. »»

Шоу "second hand" – ТВ Спойлер пятого сезона шоу Голос: однажды мы все это уже где-то слышали. »»

20:00 – Союз композиторов – Владимир КУЗЬМИН Владимир КУЗЬМИН »»

20:00 – ARENA MOSCOW – SABATON SABATON »»

21:00 – Петрович – Александр ПОКИДЧЕНКО Александр ПОКИДЧЕНКО »»

Свежая реплика

Чем мы заслужили это?PET SHOP BOYS 10/12/2016 19:20 от Руслан Богомазов Я не очень понял связь названия поста с его содержанием! За что нам это? Чем заслужили? Пафосно? Да. Но, не к реальности, ни к содержанию обзора- название не имеет ни малейшего отношения! Используют в творчестве социальные, религиозные и политические вызовы! И что? Нейл, как поэт говно бы был, если б не пел о том, что его беспокоит. Чистой драматической лирики автору поста не хватает? Да ладно, у ПШБ то её нет? Ну-ну! Хреново знать автор слушает. Ну или завсегда предвзято!Великий видимо эксперт, из тех, что уже и по телеку-то всей своей могучей дружиной в доску зае…ли!- Слышим и видим, вычленяем, что нам по вкусу и эту парадигму доводим до людей, будто это абсолютная аксиома! Фиг там, PSB честно позиционировала себя либо глубокими музыкантами с иногда очень красивой качественной музыкой либо пересмешниками максимум, а их протест… Автор, да вы что? Camouflage, New Order, да даже модельный DuranDuran- не протесты? Уж молчу про Depeche Mode или U2! В общем считаю- и ваш обзор странноват и однобок. А название поста вообще непонятно о чем, ибо вы не удосужились логически в итоге обосновать его! (( ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить