В прошлые выходные в московском саду "Эрмитаж", как обычно, прошел джазовый
фестиваль. Главное слово здесь - "как обычно".
За четыре года существования
"Джаз в саду Эрмитаж" стал неотъемлемым атрибутом московского августа.
Москвичи стали подстраивать под него свои отпускные и дачные планы, чтобы не
упустить возможности в самом центре города спокойно, сидя или лежа на травке,
общаясь с друзьями и попивая пиво, послушать хорошую, интеллигентную (не
побоимся этого слова) живую музыку. Да еще и не чувствуя себя подписанным ни на
какую политическую или рекламную акцию.
Последнее, впрочем, в этом году имело слишком буквальный смысл. Фестиваль
остался без главных спонсоров - коньяка Henessy и автоконцерна Volkswagen.
Производители благородного напитка якобы были уязвлены в самое сердце тем
понятным всякому русскому человеку обстоятельством, что из сада чуть ли не
мешками тащили фирменные бокалы. (Я сам в позапрошлом году утащил; но не
потому, что утащил, а потому, что искренне решил: широкобедрый стеклянный
бокал прилагается к 50 граммам недешевого коньяка, в него налитым). Wolksvagen
же отпал по другой причине - в этом году он решил устроить в рамках
московского автосалона собственный весьма представительный джазовый фестиваль
под названием "Ритм & Драйв"
. (Надо полагать, чтобы все видели, какой он ритмичный и драйвовый).
Поэтому организаторам - "Джаз-ангажементу" Юрия Саульского и дирекции
самого Сада пришлось рассчитывать в финансовом смысле только на билеты:
поддержка Комитета по культуре правительства Москвы была в основном
"организационной". И поэтому же нынче билеты вздорожали вдвое: 200 рублей
против 100, что, надо признать, все равно совсем не так много за 4 часа живой
музыки (по сравнению, например, с 250-300 рублями за билет в кино). Пенсионеров
при этом пускали бесплатно.
В финансовом смысле, как говорят осведомленные люди, фестиваль удался. Без всяких подсчетов было видно, что народу очень много. А в музыкальном? В музыкальном, думается, тоже. За три фестивальных дня не было ни зарубежных суперзвезд, ни ярких открытий. Но были многие достойнейшие российские музыканты - тенор-саксофонист Игорь Бутман, гитарист Алексей Кузнецов (устроивший настоящую дуэль со своими чешским визави - маститым гитаристом Рудольфом Дашеком), Алекс Ростоцкий со своим бас-джаз-театром (в который включился американский пианист Марк Массей), "Зеленая Волна" гнесинского профессора Александра Осейчука и его студентов, трио Льва Кушнира.
Была задиристая молодежь - квартет Алексея Круглова, названного
джазовыми критиками "Надеждой года" (едкий Владимир Чекасин на одном из
своих перформансов вскоре после этого назвал Алексея просто "Надеждой
Кругловой" и выпустил на сцену в лифчике), завсегдатаи московских клубов
Маримба плюс, Пернатый змей и квартет питерского гитариста
Гасана Багирова.
Багиров, вовсю веселивший публику скэтом в унисон и в терцию своей виртуозной
гитаре а-ля Джордж Бенсон, кстати сказать, почему-то вызвал набольшее
неудовольствие у джазовых критиков - совершенно не понимаю, почему.
Были достойные гастролеры - кроме упомянутых, это квинтет норвежского бразильца Селиу де Карвалью (коллеги нашего Альперина по норвежской консерватории), и норвежская же певица Магни Вентцель. Их выступления не были откровением, но еще менее - провалом.
Именно с гастролерами была связана главная интрига фестиваля. Дело в том, что
одновременно, в эти же выходные, в бутмановском "Ле Клубе" выступал американец,
которого без особой натяжки действительно можно называть если не суперзвездой,
то уж точно живой легендой. Это Джонни Гриффин, один из главных
бибоповых тенор-саксофонистов середины 50-х. Он работал с Телониусом Монком,
Бадом Пауэллом, участвовал в записях Колтрейна и Арта Блэйки.
По слухам, именно он должен был быть хэдлайнером, но что-то не срослось, и в
роли главного зарубежного гостя оказался молодой крепкий профессионал из
Нью-Йорка, тенор-саксофонист Рон Блэйк, записывавшийся со звездами
первой величины и лидер собственного ансамбля. В Москве он играл с трио
Кушнира, и было видно, что своим выступлением - действительно очень
нью-йоркским! - он остался весьма доволен. Публика тоже.
Вообще, публика прекрасно принимала всех - и довольно замороченного авангардиста Круглова, и мейнстримщиков Ростоцкого с Бутманом, и развеселого норвежского бразильца, под которого здорово было плясать, и, прямо скажем, имеющую довольно малое отношение к джазу "Маримбу плюс".
Лучший показатель - когда посреди длинного соло Гасана Багирова вдруг полностью вырубилось все электричество, и сад погрузился во тьму и молчание, зрители начали хлопать - сперва в такт бочке, стучавшей еще какое-то время, потом уже сами по себе. И отбивали такт, поддерживая музыкантов, все время, пока не наладили электричество.
Словом, "Джаз в саду Эрмитаж" прошел как обычно. И слава Богу.
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)