Конец эпохи авитаминоза

"Новое поколение мелодистов проявит себя ещё не скоро. И пока что за измученными музыкальным авитаминозом молодыми исполнителями нужен глаз да глаз. А то хватают что попало - и жевать... ",- наш рассказ о каверах и трибьюта

ХХ век давно закончился, однако бум беспардонного ревизионизма, вспышку которого некоторые связывали именно с окончанием тысячелетия, утихать пока что и не думает.

В первую очередь это касается вернувшегося на дискотеки стиля диско. Вдоволь наигравшись в скоропортящиеся модности с проектом Vacuum, пучеглазый Александр Бард вновь сменил гитлеровскую чёлку на пудреный парик и накладные икры - и вывел на сцену свой non-stop-erotic cabaret по имени Army Of Lovers. После нескольких лет работы в стиле "новая никакая песня" ощутили внезапную тягу к пронзительным скрипочкам и блестящим тряпочкам Джерри Холиуэлл и Кайли Миноуг. Из хит-парадов не вылезает очередной шлягер от измочаленных долгими годами лихолетья Modern Talking. Ну, а A-Teens - вообще клинический случай сумасшедшего фэнства...
Здесь всё объясняется более-менее просто: потеснившие некогда музыкантов ди-джеи за несколько лет так и не смогли доказать самоценности своих творческих поисков. Иначе, кстати, и быть не могло - из чего прикажете лепить аппликации и коллажи, когда нет ни художников, ни фотографов? Поэтому неудивительно, что вскоре завсегдатаи танцполов, отупевшие от метаморфоз зачастую одной-единственной ноты в жерновах вертушек и процессоров, начали испытывать острую тоску по самым элементарным мелодиям. Мадонну в художественно драных клешах, отплясывающую под "American Pie" Дона Маклина, тоже можно понять. Возраст. Самое время вспомнить убитую на тупой электропоп молодость. И направить усилия бригады верных оруженосцев ди-джеев на создание новых одежд для классической рок-баллады...

Но если со стилем диско ещё всё понятно, то настоящее удивление вызывает обращение поп-музыкантов к классическим рок-хитам семидесятых.
Тин-бопперские группы, вовсю распевающие хиты Bee Gees и Queen... неужели спрос на забытое искусство мелодии настолько превысил предложение, поп-музыканты обратили свой взор в сторону конкурирующей фирмы?

Здесь все несколько сложнее. С одной стороны, вышеупомянутые ветераны жанра по странным образом сложившейся традиции считаются в среде поп-музыкантов немножечко своими. При этом про биг-битовый и психоделический периоды в творчестве Bee Gees середины - конца 70-х стараются особо не вспоминать. Про соседствующий с проникновенными балладами тяжёлый рок Queen - тоже. С другой стороны, как бы не лезли из кожи вон пашущие на нынешние бойз-бэнды композиторы - за редким исключением выходит что-то, быть может приятное для ушей, но в конечном итоге проползающее мимо ума и сердца. Зато стоит каким-нибудь Five забацать прикола ради какую-нибудь "Superstition" какого-нибудь Стиви Уандера - совсем другое дело!
Трибьют Bee Gees был на три четверти составлен из каверов в исполнении поп-артистов. Примерно половина из этих трёх четвертей - бойз-бэнды. Разумеется: у кого же ещё учиться нынешним "заунывникам"? Особо отличились, как ни странно, N`Sync: их финальное попурри на темы песен "учителей" записано в пять глоток без применения каких-либо инструментов. Прочие каверы, увы, не впечатляют - радикальнее "Everyday" в версии U96 нет ничего. А по поводу "Tragedy" в исполнении Steps, помнится, негодовали члены московского фан-клуба Bee Gees: "Ну как это три девки не могут вытянуть нот, которые в оригинале запросто берут три бородатых мужика?"

По информации, предоставленной тем же фан-клубом, сами Bee Gees от этого трибьюта мягко говоря, не в восторге...

Иногда переиграть чужую песню для оживления собственного репертуара - половина проблемы. Надо ещё сделать так, чтобы автор оригинала не обиделся.
Queen, в отличие от Bee Gees, в последнее время держат процесс перелицовки своих песен под жёстким контролем, поскольку рэп-версия "Under Pressure" от Ванилла Айс их не вдохновила. Захотела некогда Дженнифер Раш спеть "Who Wants To Live Forever"? Родная, мы тебе музыкантов подберём, а где надо - сами пропишемся, всё срежиссируем да спродюсируем - только не испогань... Примерно так же нянчились недавно Брайан Мэй и Роджер Тейлор с юным Робби Уильямсом, возжелавшим во что бы то ни стало спеть "We Are The Champions". То-есть "за музыку мы по-прежнему отвечаем, а то, что голос у этого товарища не самый подходящий - извините"... И лично засветились год назад в ремиксе на "We Will Rock You" от Five. Этот номер получился чуть ли не лучше оригинала.

Несколько курьёзным, правда, является тот факт, что обе упомянутые песни вышли в октябре 1977 года на сингле "We Will Rock You"/"We Are The Champions". Материал для него, если кто не знает, Queen сочиняли, перестукиваясь по батареям камер полицейского участка, куда их водворили в полном составе после дебоша в одном из лондонских клубов...

Современному завсегдатаю камер предварительного заключения, Паффу Дэдди, периодически надоедает рэп в чистом виде. Время от времени уркагана пробивает на тяжёлый рок. И в этом случае процесс заклинания Годзиллы под речитатив Паффи и сэмплы из "Kashmir" Led Zeppelin проходит под строгим техническим контролем старика Джимми Пэйджа...

К слову сказать, немецких рокеров из Scanner и Blind Guardian, исполняющих соответственно "Innuendo" и "Spread Your Wings", Брайану Мэю пестовать не приходится...

Новое поколение мелодистов проявит себя ещё не скоро: слишком долго пребывало в забвении это искусство. И пока что за измученными музыкальным авитаминозом молодыми исполнителями нужен глаз да глаз. А то, хватают, понимаешь, что попало - и жевать...

08.08.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)