АКЦИЯ  Мастер-класс по флейте дождя

"Из истории флейты дождя я понял только то, что шаманы американских индейцев на ней вообще-то не играют, а вызывают ей дождь (логично...). Правда, зато в России ее используют и как музыкальный инструмент, и по назначению. Дождя в тот вечер никакого не было...",- рассказывает наш корреспондент Алексей Еременко, посетивший мастер-класс "Музыкальные инструменты мира".

Мастер-класс по флейте дождя проводился центром Белые облака. Центр Белые облака - это такой магазин на Покровке, где торгуют литературой от Гессе и Толкина до Чакр для начинающих и Тайн древних цивилизаций (с упором на последние), равно как и благовониями, медитативной музыкой, забавными уродцами... ох, простите, статуэтками разных божеств и духов, et cetera. You name it - they got it there. Там и происходило мистическое действо под названием, цитирую, Марафон мастер-классов Музыкальные инструменты мира.

Набралось ровно такое количество народа, чтобы воздуха не хватало (человек 20-25). Открытые окна не спасали, вентилятор где-то вдали от нас воспринимался что твое видение Святого Грааля перед сэром Ланселотом Озерным. Для пикантности фоновую музыку, играющую в магазине перманентно, не выключали и на время мастер-класса. По тем же резонам, не иначе, по залу слонялись и любознательные покупатели. Ведущий мастер-класса сходу внес нотку эзотерики в мероприятие: заговорил так доверительно-негромко, что услышать его мог далеко не каждый. В наших задних рядах были слышны только служебные части речи. Поэтому из истории флейты дождя я понял только то, что шаманы американских индейцев на ней вообще-то не играют, а вызывают ей дождь (логично). Правда, зато в России ее используют и как музыкальный инструмент, и по назначению...

Дождя в тот вечер никакого не было.
...Сама флейта - это полая деревянная палка диаметра где-нибудь сантиметров 10 и длины до больше метра. Внутрь натыканы колышки и насыпано что-то вроде сухого гороха. Перевернешь флейту - горох и покатится, со звуком, действительно напоминающим шум дождя. Флейту даже пускали по рукам,- я потряс, мне понравилось. Но только фоновая музыка... мда.

В общем, поскольку было ничего не слышно (и душно!!!), я уже думал, что мне не понравится. К тому же я человек рациональный... а дождя ведь так и не пошло. Но в какой-то момент бразды у ведущего переняли музыканты - Исай (группа Mono & Исай) и Александр "Шуша" Глазов (группа СПИ) - и устроили шаманский джем-сейшн.
И это было сильно.

Это, конечно, не world music. И не прилизанная, с позволения сказать, этника. Барабаны... уупс, то есть бонги - в качестве ведушего инструмента. Ритм меняет структуру и скорость, то затихает, то нарастает, как будто у барабанщика рук шесть, не меньше. Сверху вклиниваются варган и эта самая флейта. С точки зрения нашей с вами европейской музыкальной культуры это все близко к какофонии. Но родоплеменные рудименты подсознания откликаются на этот шаманский зов с безукоризненной послушностью. Взгляд со стороны на себя, на свою музыку... Все видится немного по-другому... Странные ощущения. Может и не торкнуть. Но уж если трокнуло, так ТОРКНУЛО. Пусть вокруг и душно.

В общем, если это солидный мастер-класс, то я - Владимир Матвеевич Володарский, специалист по истории позднесредневековой Германии (докажите, что это не так). Но эта музыка... очень, очень странно. Но очень, очень сильно.

О прочих мастер-классах вы можете узнать здесь.

30.07.2001, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)