СБОРНИК  Даун Хаус

Говорят, Федор Михайлович Достоевский в гробу бы перевернулся, если б он смог узреть то, во что было превращено его бессмертное творение "Идиот" качановско-охлобыстинским тандемом. Хотя, на самом...

Говорят, Федор Михайлович Достоевский в гробу бы перевернулся, если б он смог узреть то, во что было превращено его бессмертное творение "Идиот" качановско-охлобыстинским тандемом. Хотя, на самом деле, с фильмом все предельно просто: взяли в качестве "рыбы" классическое произведение, намешали туда все прелести современного псевдобогемного общества в старинных интерьерах (наркотическо-маразматические бредни, дзен-буддизм, интернет), приправили постмодернистскими заморочками и тонкими интеллектуальными приколами, украсили модным актерским составом и подали все это зрителю под пикантным экзотическим саундтреком.
Звуковая дорожка, как и сам фильм, не претендует на массовое восприятие и эйфорию, подобную "культовому" Брату-2, но полученный необычный продукт найдет массу сторонников среди почитателей альтернативного неформатного искусства. Обособившись от сюжетной линии фильма и обратившись непосредственно к музыке, приходишь к выводу, что к сумасшедшему видеоряду был сделан не менее безумный ряд звуковой.
Хитов как таковых на пластинке всего пара - это зубодробительный борзовский боевик "Ссора" и печально-иронический эпос Ундервуда "Гагарин, я вас любила" (второй трек, "Пока я любил тебя", навевает избыточные ассоциации с "Мальчиком Евграфом"). Все остальное - нездоровый и неподражаемый пестрый коллаж никому не известных исполнителей. Их абсолютно нехитовые вещички и придают диску изысканность и "элитарность", погружая слушателя в атмосферу звуковых иллюзий, мутных галлюцинаций и загадочных перемещений в сюрреалистическом пространстве. Часто они просто завораживают своей диструктивностью, полным отсутствием логики и кошмарной, но безумно смешной концепцией.
Доминирующей темой к фильму стали электронные зарисовки Олега Кострова, их на пластинке аж три: обволакивающая и убаюкивающая мелодия "Под водой" (в духе лучших традиций аналоговых пьес к отечественным кинофильмам и мультфильмам 70-х), свингово-коктейльные "Отпускные свистуны" и несерьезный мультяшный "Реверанс # 1".
Грув, заявленный в картине как композитор, неплохо развернулся на задворках фильма со своей родной музыкальной тематикой. По сюжету главный герой Мышкин - полный даун, и его прет от хауса, и на этой благодатной почве Грув материализовался с парой треков: стремительным брейк-битовым серфом "Идиот" и жесткой драм'н'бэйсовой колбасней "Красота спасет мир". Очень неплохо смотрятся "Любовь" Весны На Улице Карла Юхана, "Sozero" группы NetSlov (смесь электронных и живых калмыцко-якутских этнических инструментов, в фильме мочат ангольских крокодилов, поэтому и звучание соответствующее), а также гитарная баллада "Соловьи на кипарисах" Снегопадов. Ироничный "Слоненок" в их же исполнении звучит гораздо оптимистичнее и веселее.
Одним из, наверное, самых ярких треков на пластинке, стопроцетно вписывающимся в концепцию прогрессирующего бреда и хаоса, является произведение Ножа Для Frau Muller "Кошмары". Вот уж где от кошмаров и галлюцинаций некой неизвестной пенсионерки крыша может съехать окончательно.
С Советским порно ситуация не совсем ясна: о группе ничего неизвестно, кроме музыки, которая якобы была записана на безымянный CD-R и прислана на студию лэйбла "Легкие". Советские порнолюбители сделали нечто в духе Ventures, с примесью мрачноватого электронного панка.
Кульминацией пластики стала борзовская "Виртуальная шарада": она ложится спокойным чудодейственным бальзамом на душу и на уши после предшествующей ей безумной звуковой какофонии. Подытожив написанное, можно прийти к одному выводу: тех, кто еще не смотрел сам фильм, представленный саундтрек до даунизма, конечно, не доведет, но хаус в голове способен навести порядочный. Те же, кто фильм видел, смогут восстановить у себя в голове увиденное на экране, и по-новому переосмыслят душевные терзания героев картины.

16.07.2001, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)