СБОРНИК  Неотстой - 2001. Часть 2

Уже второй раз подряд силами неформальных музыкантов наносится мощный удар по отсталости, безвкусице, совковости и отстою, воцарившемуся на нашей музыкальной сцене. И выпущен он в угоду истинным...

Уже второй раз подряд силами неформальных музыкантов наносится мощный удар по отсталости, безвкусице, совковости и отстою, воцарившемуся на нашей музыкальной сцене.
И выпущен он в угоду истинным ценителям отечественной "прогрессивной" музыки. А для того, чтобы юные любители прогрессивных звуковых вибраций четко понимали, что под термином "неотстой" подразумевается, издатели подвергли четкой категоризации нарезанную на диске музычку. Для более легкого восприятия материала, представленного на диске, все композиции разбили на две подгруппы: хип-хоп и альтернатива, в каждую помещены подающие надежды молодые российские исполнители, приверженцы упомянутых выше стилей. Очевидно, остальные, не упомянутые на пластинке современные музыкальные направления, автоматически можно относить в разряд полного "отстоя".
Попробуем разобраться, как же у нас обстоят дела с "неотстойной" музыкой:
О Децле тут речь, конечно, не идет, ибо он со своими рэп-потугами изначально не вписывается в концепцию рэп-музыки: рэп - музыка улиц и бедных кварталов, и двигают его люди, варящиеся в этой атмосфере, а не папенькины сынки, на которых пашет куча композиторов, поэтов-песенников и клипмейкеров.
Что касается групп, звучащих в хип-хоп отделении рассматриваемой пластинки, то все они довольно трепетно относятся к своему делу, выдавая порой достойные вещи, как по ритмике, так и по текстуре. Им довольно легко слагать соответствующие тексты, поскольку жизнь их проходит в самых располагающих для занятий хип-хопом местах: в спальных бандитских районах, в грязных полуразрушенных пятиэтажках, в провинциальных серых городках.
В манере исполнения речитатива у отечественных деятелей хип-хопа намечается странная тенденция: такое впечатление, что некоторые из них жутко страдают запорами, и поэтому им приходится выдавливать из себя слова с невероятным усилием и напряжением всех мышц тела. И все это делается с таким высокомерием и величием, - аж жуть. Причем, чем группа примитивнее по звучанию, тем этого пафоса больше.
Негласное соревнование по оригинальности лирики выиграли питерцы из DA-108 со своей гениальной интерпретацией темы Крематория: "Ведь мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть". У ребят получилось: "Да мы все сдохнем все равно, так чего же мы ждем: папазол, папаверин - на хера мы жуем". Правда, их творение "Черная Кошка", на электронные мотивы Music Instructor является, безусловно, лучшим треком среди наших приверженцев афро-американских мотивов.
Особое место занимает попытка поиграть в ганста-рэпперов. Полученный результат демонстрирует во всей своей красе их прогопнические и антимилицейские настроения. Общий смысл такого рода песен можно свести к емким "шнуровским" строчкам: "Менты суки мутят на входе подлянку".
Умудрились засветиться среди бойкой молодежи старперы из Мальчишника (проекта Дельфина) со своим старым прочтением старой же композиции: попсовенько, но все предельно просто, как на ладони: все тот же секс, секс, секс без перерыва.
Что касаемо "альтернативной" части, то непонятно - альтернативой, собственно, чему она является: присутствующему здесь же "хип-хопу" или же чему-то еще.
Странно видеть среди пестрых молодых исполнителей группу IFK, с регулярным постоянством лабающую уже лет десять диструктивный хардкор без намека на что-нибудь более оригинальное в музыкальном плане. Обидно, ведь группа считается лучшей альтернативной командой страны, что уж тогда говорить о звучании остальных российских альтернативщиков?
Большинство коллективов являются некими клонами "убийц летучих насекомых". Их сверхсерьезное отношение к своим композициям способно иногда вызвать улыбку: очень ребята стараются, по струнам и клавишам лупят. Музыка вроде живая и громкая, но местами вторичная, однообразная и абсолютно неинтересная.
Выгодно на их фоне выделяется замечательная команда Сумасшедшая Собака (Mad Dog), вокалист которой все-таки умеет петь (о чем свидетельствует недавнее выступление группы на разогреве у Placebo), но в студии его певческий талант куда-то постоянно плавно улетучивается.
Следующий сразу за Mad Dog'ом Кризис Dance мало чем от них отличается по саунду, только голосок у фронтмена чуть пониже, а все остальное - тот же гитарный попс.
Живой интерес способна вызывать группа Седьмая Раса и их "Три Цвета", отдаленно напоминающие звучанием нечто облегченное и среднее между Radiohead и Nirvana. Короче, все, кого вдохновляет подобная музыка, "все кто не любит слащавую попсу и советский рок" - объединяйтесь! И будет вам всем счастье ... ну, то есть "неотстой".

10.07.2001, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)