EXTREME  Из истории экстремального фанка

Жители Химок любят рассказывать байку про транзитный визит Черона и Беттанкура к тамошнему члену своего фэн-клуба и утреннюю пробежку по берегу канала им. Москвы. Неоднократные попытки напоить гостей успехом не увенчались: музыканты "Extreme" оказались убежденными стретэджерами, не признающими алкоголя и наркотиков.

К началу 90-х годов засилье т. н. "фальшивого металла" (переведенного с блюзовой основы на квазиклассические поп-гармонии стерильного хард-рока) в Америке достигло апогея. И в этот момент в Бостоне, на родине блюз-рокеров Aerosmith и отцов помп-арта Boston появилось новое чудо: группа Extreme, выдающая на гора настоящий хард-рок с кровью, местами разбавленный прикантрованной туэнг-гитарой, джазовыми отступлениями и акустическими балладами в духе Queen. Последнее, кстати, неудивительно: гитарист-португалец Нано Беттанкур (Nuno Bettencourt) считает одним из своих заочных учителей Брайана Мэя (цикл "диалогов" двух гитарных монстров публиковался на страницах "Guitar Player"). Компанию этому виртуозу в составе Extreme, cоставили певец и немного гитарист Гэри Черон (26.07. 1961 - Gary Cheron), басист Патрик Баджер (22.07.1967 - Patrick Badger) и барабанщик Пол Гири (24.07.1961 - Paul Geery).

Первый, эпонимический альбом команды (1989) запомнился главным образом нешаблонным взглядом на господствовавший в ту пору хайр-метал и боевиками "Two Little Girls", "Play With Me", "Kid Ego" и "Mutha (Don't Wanna Go To School Today)". Однако уже вторая программа 'Pornographitty' (1990) показала группу во всей красе разнообразия. В рамках программы органично соседствовали самые различные материи: хлёсткий хард-фанк песен "Get The Funk Out" и "Decadance Dance", акустическая гитарная баллада "More That Words" и джазовый номер "When A First Kissed You", где гитар не было вовсе, далекое от "фальшивого металла" грамотное и к месту обращение с классическими гармониями в номерах "Song For Love" и "He Man Woman Hater", а также причудливый кантри-фанк "Hole Hearted"...
Всем памятно выступление группы на концерте памяти Фредди Меркьюри. А жители Химок до сих пор любят рассказывать байку про транзитный визит Черона и Беттанкура к тамошнему члену своего фан-клуба и утреннюю пробежку по берегу канала им. Москвы. Неоднократные попытки напоить гостей успехом не увенчались: музыканты Extreme оказались убежденными стретэджерами, не признающими алкоголя и наркотиков.

На следующем диске 'III Sides Of Every Story' (1992), символически разделенном на три части: "Твоё", "Моё" и "Правда", группа продолжила череду рискованных экспериментов: аранжированный духовыми фанк "Politicalamity", симфо-рок "Stop The World", металлический рок-н-ролл "Warhead": Традиционную уже полуакустику "Tragic Comic" сменяло политически некорректное электричество "Peacemaker Die" и "Rest In Peace". Нигилистическая лирика последней ('Make love, not war - sound so absurd to me') вкупе с видеорядом а-ля 'как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем' вызвали толки - несколько видных деятелей антивоенного движения, равно как смиренные хиппи, были оскорблены в лучших чувствах. 'Мы вообще ничего не понимаем в политике, - неохотно отвечал на наезды Черон, - Каждый сам для себя решает, на чьей он стороне:'
Завершала диск супер-трилогия "The Truth" - записанная с оркестром человек в сорок, и обнаруживающая в финальной "Who Cares?" влияние молодых Genesis, в то время, как гитарное соло а-ля вальсы Штрауса звучало данью уважения Беттанкура своему "старику Державину" по классу гитары. При всей мощи этой работы придирчивое ухо улавливало крайнюю неоднородность материала: той цельности, что была на предыдущем альбоме, более не наблюдалось.

К сожалению в дальнейшем крен в некую альтернативную неведомо чему многозначительность при спаде по части свежих красивых мелодий лишь усугубился. На диске 'Waiting For The Punchiline' (1995), где уже работал новый барабанщик Майк МакГини (Mike Mangini, экс-Steve Vai), есть свои изюминки ("Cinical Fuck", "No Respect", "Evilangelist") - но от мощного и пышного симфонического хард-рока, товарного знака группы, почти ничего не осталось. 'Hip Today' неплоха, но слишком уж похожа на творения Red Hot Chilly Peppers. 'Leave Me Alone' имеет столь же сильный крен в цепплиновщину. Альтернативное занудство 'Naked' и стерильный инструментал 'Midnight Train' просто скучны, а заглавный номер до неприличия растянут и однообразен. Альбом записывался без особых накладок, фактически в один дубль, но в данном случае это было сомнительное достижение: чтобы создать такое, не обязательно было называться Extreme...

Пути музыкантов разошлись, причем тоже как-то странно: официальных сообщений о роспуске состава не поступало, и тем не менее:
Нано Беттанкур последние годы занят сольным проектом локального уровня Mourning Windows. А Гэри Черон до недавнего времени запевал в Van Halen - группе из отряда "фальшивого металла", имя которой известно более, нежели музыкальный материал и прочие достижения, полный набор коих за всю их историю не стоит и одного альбома наших героев. При этом Черон, почти повторяя Яна Гиллана в момент его сотрудничества с Black Sabbath, буквально подмял братьев Ван Хален под себя. Грустно и смешно было слышать их в номере "Without You" выжимающими из себя по капле нечто в духе последнего альбома Extreme...

В начале нового века Черон, вышедший из состава Van Halen, объединился с Бадером и барабанщиком Майком МакГини в составе группы Tribe. Слабая надежда на то, что увязший в японском болоте почитателей хард-рока Беттанкур и драммер классического состава Пол Гири согласятся на реформацию группы, ещё оставалась:

В 2008 году группа неожиданно активизировалась. С третьим по счету бабабанщиком Кевином Фигуредо Extreme записали новый альбом 'Saudades De Rock'. К сожалению, он мало что мог добавить к уже сложившейся репутации команды. Лучше всего на этом диске звучит провалявшийся в архивах аж с 1985 года номер 'Americocaine'. Свежий материал изрядно подпорчен фактом утраты былого безрассудства и склонностью музыкантов медитировать на каждую красиво взятую ими ноту.

Похоже, опоздавшие некогда вскочить на подножку последнего поезда в рай хайр-металлистов, теперь Extreme изрядно припозднились и на встречу с самими собой.

09.07.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Группа EXTREME

Жители Химок любят рассказывать байку про транзитный визит Черона и Беттанкура к тамошнему члену своего фэн-клуба и утреннюю пробежку по берегу канала им. Москвы. Неоднократные попытки напоить гостей успехом не увенчались: музыканты "Extreme" оказались убежденными стретэджерами, не признающими алкоголя и наркотиков.

Подробности из жизни:

К началу 90-х годов засилье т. н. "фальшивого металла" (переведенного с блюзовой основы на квазиклассические поп-гармонии стерильного хард-рока) в Америке достигло апогея. И в этот момент в Бостоне, на родине блюз-рокеров Aerosmith и отцов помп-арта Boston появилось новое чудо: группа Extreme, выдающая на гора настоящий хард-рок с кровью, местами разбавленный прикантрованной туэнг-гитарой, джазовыми отступлениями и акустическими балладами в духе Queen. Последнее, кстати, неудивительно: гитарист-португалец Нано Беттанкур (Nuno Bettencourt) считает одним из своих заочных учителей Брайана Мэя (цикл "диалогов" двух гитарных монстров публиковался на страницах "Guitar Player"). Компанию этому виртуозу в составе Extreme, cоставили певец и немного гитарист Гэри Черон (26.07. 1961 - Gary Cheron), басист Патрик Баджер (22.07.1967 - Patrick Badger) и барабанщик Пол Гири (24.07.1961 - Paul Geery).
Первый, эпонимический альбом команды (1989) запомнился главным образом нешаблонным взглядом на…

Далее... →