КРЫЛЬЯ  Пиво, самолёты и рок-н-ролл

"Крылья" - это не только крылья мельницы - эмблемы фестиваля. Это ещё и катание народа на тушинских кукурузниках, вертолётах и воздушных шарах. Кто не успел сломать себе одну-другую конечность - пускай грызёт локти! Как говорится, не пивом единым! Обгоревший, оглохший и опухший, но неизменно бодрый обозреватель наш Дмитрий БЕБЕНИН вернулся с фестиваля...

Не пивом единым! "Крылья" - это не только крылья перемалывающей ячмень мельницы - эмблемы фестиваля. Это ещё и включённое в программу оного катание народа на тушинских кукурузниках, вертолётах и воздушных шарах. Так что кто не успел сломать себе одну-другую конечность - пускай грызёт локти!
Но и это - не единственное отличие "Крыльев" от своих летних собратьев - "Максидрома" и "Нашествия". Вся соль в том, что "Крылья" - не радио-фестиваль, а следовательно, выступающие здесь не были скованы рамками пресловутого "формата". И значит, могли себе позволить развлекать слушателя чем угодно.

Пользовались этим преимуществом, однако, далеко не все - а коли пользовались, то из совершенно различных соображений: к примеру, группе Ленинград не дали петь на арго. Общим местом, тем не менее, было куда более мощное, нежели на "Максидроме" желание музыкантов джемовать, джемовать и ещё раз джемовать - сминая расписание и вызывая приступы головной боли у звукорежиссёров. Хотя этого следовало ожидать - солнце, воздух, пиво наконец... Значит, и компания должна быть,- а как же иначе?
Вечно экспериментирующий с различными материями Ва-Банк начал именно с малознакомых широкому кругу композиций, и лишь под конец программы успокоил начавшую уже было испуганно ёрзать публику всенародно любимой "Электричка Из Москвы" и про-пелевинской "Склиф", концертная премьера которой, кстати говоря, состоялась на предыдущих "Крыльях" ровно год назад. Причём последняя песня, разумеется, звучит "вживую" несколько отличным от студийной версии образом - гитарно-барабанной группе у нас до сих пор крайне сложно воспроизвести в рамках сборной программы кардинально отличный от своего обычного звучания саунд.
Сплин звучал несколько более живо, нежели на "Максидроме". Волшебная флейта дебютировавшего ещё на "Альтависте" Яна Николенко к настоящему моменту ненавязчиво прописалась почти во всех песнях - некоторым хитам "заунывного" периода вроде "Выхода Нет" это несомненно пошло на пользу. Чёрт возьми, это была бы великая группа - если бы с отличными новыми песнями не соседствовала безнадёжное и не подлежащее перелицовке по определению "хитовое" барахло вроде "Орбита Без Сахара"... В остальном же ребята не успели (либо не пожелали) переключиться на новые условия. Даже балладная "интродукция" "Феллини" c весны осталась неизменной, ибо чуть позже по программе предполагались их коллеги по песне - "Би-2" (что удивительно, вместо того, чтобы джемовать вместе, группы просто спели одну и ту же песню двумя частями: утомились от джемов в недавнем туре?...).

Другим группам отказ от старого репертуара на пользу не пошёл. Когда вы, скажем, последний раз слышали от Воплей Вiдоплясова принесший им некогда первый успех хеви-треш-гопак "Звязок"? Зато они вернулись к твистовым корням, исполнив украинскую народную версию песни Кино "Пачка сигарет" А Агата Кристи большинство старых вещей по ряду причин не может теперь исполнять физически. Впервые после долгого перерыва Глеб Самойлов взялся за бас-гитару. А запилы старшего Вадима, компенсирующие нехватку клавишного звучания, от концерта к концерту становятся всё более грубыми и "произвольными", периодически вышибая группу в область чистого панка.

Крематорий включил в программу своего выступления две песни Майка Науменко - традиционную "Дрянь" и как нельзя более актуальную в этот день "Лето". "Услышав Майка, я стал писать песни на русском языке", - признался позже на пресс-конференции Армен Григорян. Вячеслав Бухаров, которому недавняя травма не позволила запиливать на скрипке по полной программе, отрывался по части пассажей на электрооргане. Остаётся надеяться, что это ненадолго, и музыкант сможет с равным успехом демонстрировать на сцене все, что умеет.
У Чайф всё было настолько "как обычно", что кажется, это несколько забавляет самих музыкантов. "Следующую песню посвящаем нашим журналистам вообще, и лично Капитолине Деловой! Они всё равно напишут, что мы её исполняли - даже если не будем!,- объявил Шахрин, прежде чем затянуть "Уральскую Ламбадушку". Да, помнится, в одной из статей про последний "Максидром" Алисе не глядя приписали исполнение "Мы Вместе!" - однако самим музыкантам тоже не помешало бы чуть больше непредсказуемости. Это всё-таки фестивальное выступление, а не стандартный концерт...

Как всегда отвязный и хмельной, Гарик Сукачёв начал с того, что "На свете всё разрушено - осталось только Тушино!". И замутил по ходу пару джемов. Но если его появление на исполнении "Чайф"ами "Поплачь О Нём" было сугубо традиционным, то дуэт Непросыхаемых и Ленинграда произвёл фуррор. В принципе, от двух величайших представителей раздолбайского дворово-подзаборного джаза этого давно ждали; однако появление на сцене полупьяной тусовки в пёстрых рубахах с духовым оркестром и мужским канканом, элементы коего периодически падали не в ритм, застало многих врасплох. "Не, у нас, к счастью, всё спонтанно, и ничего мы не планировали", - признался журналистам Сукачёв, успевший принародно облить Шнурова и его гитару минералкой, а также посеять под сценой очки.
Конферанс в лицах ветеранов жанра Торвлобнора Петровича Пуздого и Акакия Назарыча Зирбирштейна происходящему на сцене вполне соответствовал. По окончании очередной затяжной объявы с обязательным чтением мотологических стихов Акакий традиционно становился в очередь: сперва за пивом, а потом в сортир, а Торвлобнор отправлялся кататься на самолёте. Совершенно независимо от последнего, скучающий в ожидании своего выхода гитарист Би-2 Шура увидел идущий на посадку монгольфьер и тоже не смог удержаться от соблазна полетать.

Представление тем временем продолжилось. Выйдя на сцену, и с ходу уяснив себе отличие пивного путча от радио-феста, "Би-2" изрядно напугали народ, начав с каких-то неканонических ломовых рок-н-роллов, украшенных пассажами духовой секции. Знакомый уже набор боевиков - "Сердце", "Варвара", "Полковник", "Волки Уходят", и, естественно, "Феллини" - прозвучали ближе к концу программы.
Завершился этот праздник жизни выступлениями "Воскресенья" и "Машины Времени". Решение организаторов выдвинуть эти группы одну за другой было более, чем правильным - во-первых, эти старики доджемовались уже чуть ли не до состояния сиамских близнецов, во-вторых впендюривать между ними конферанс не было ни особого смысла, ни особых сил у самих конферансье. Так что фестиваль окончился в силу сугубо естественных причин (то есть когда было спето и выпито решительно всё!).

Вот такие праздники жизни и называются гуляньями до полного упаду (ни один тушинский самолёт, однако, при сём не пострадал)...

18.06.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)