FORTE RIGA  Эй, ямщик! Разворачивай поезд!

Встречи коллег на больших музыкальных мероприятиях всегда проходят весело и бурно, однако особенно приятно, когда такая большая компания оказывается вдалеке от дома. Долгожданные встречи партнеров и просто хороших друзей, переговоры, дискуссии и бессонные ночи в клубах √ для этого как нельзя лучше подходит уютный европейский город, где можно себе позволить на пару дней выключить мобильник и дать волю инстинктам. Наш отчет о поездке на Forte Riga получился более музыкальным, чем питейным, это придает ему налет эксклюзива...

Встречи коллег на международных музыкальных мероприятиях всегда проходят весело и бурно, однако особенно приятно, когда такая большая компания оказывается вдалеке от дома. Долгожданные встречи деловых партнеров и просто хороших друзей, переговоры, дискуссии и бессонные ночи в клубах √ для этого приятного и полезного времяпровождения как нельзя лучше подходит Рига, - уютный европейски город, где можно себе позволить на пару дней выключить мобильник и дать волю инстинктам.

В этом году мы впервые стали гостями третьего Международного Форума Музыкальной Индустрии Forte Riga, где представляли Звуки.Ru коллегам из заморских стран, участвовали в конференции, завязывали интересные знакомства и, разумеется, не забывали о богатой музыкальной программе. Мы разные, и в своей работе мы соблюдаем правила, обусловленные законами и традициями разных стран. Поэтому нам было особенно интересно делиться опытом с коллегами из-за рубежа. Приятно, что организаторы позаботились о том, чтобы все участники смогли наилучшим образом продемонстрировать на форуме свои возможности: многие разместили в выставочном центре свои стенды, принимали участие в общих дискуссиях, вместе развлекались, конечно, слушая музыку.

Заявленное количество российских участников было довольно велико. Однако приехали в Ригу лишь немногие представители мейджоров, indie-лейблов и музыкальных изданий, вполне уместившиеся в один вагон поезда Москва-Рига. Решив не тратить время даром, воротилы шоу-бизнеса и акулы пера начали горячую дискуссию о новейших тенденциях в мировой музыке, сдобренную предусмотрительно захваченной нами "Бехеровкой", еще в вагоне. Сама по себе дискуссия, как водится, свелась к сетованию на эксплуатацию старых тем и отсутствие новых ярких имен, однако в процессе разговора участники в качестве иллюстраций называли этих имен довольно много. Отрадно, что и концертной программе Forte Futura нам удалось услышать несколько групп, вполне достойных эпитета "яркий".
Так, первый же день работы форума принес неплохой улов в виде английской группы Zohar, чьи бесчеловечные эксперименты над этникой дали, в итоге, прелюбопытный результат. Ничуть не смущясь почти пустым пространством перед сценой, захаровцы отыграли получасовой концерт, оставивший по себе ощущение, какое иногда бывает после концертов Ивана Купалы: с одной стороны, понимаешь, что люди замахнулись на святое (а святым может считаться не только фолк, но и, к примеру, король a capella Bobby McFerrin), с другой - не можешь не уважать за бережное отношение к "исходникам". В результате получился d'n'b для эрудитов, под который хорошо танцевать в чистом поле (а чем пустая Кипсала - не поле?).

Вообще говоря, отсутствие публики - один из немногих недостатков Forte Flash и Forte Futura. Местное население больше интересовали гонки "Формулы-1" на Даугаве, чем музыканты, поющие на открытом воздхе. Добавьте к этому давящую пустоту огромного зала на Кипсале, и вы поймете, что музыкантам было довольно некомфортно выступать. Редкие счастивцы, чья программа проходила в клубах, собрали полные залы... лежащих зрителей. Люди с одинаковым спокойствием лежали и на зажигательном русском Бабслее, и на вполне танцевальном английском Korn+Flakes.

Однако были в программе и группы, собиравшие восхищенные танцующие толпы. Об одной из ни стоит поведать отдельно: это шведская Garmarna, чей альбом впервые попался нам на глаза два года назад, и тогда же был размещен на Звуках: вы можете его услышать здесь
Группа, разрушающая стереотипы: шведская - но не клон ABBA, (Friends на Евровидении почти укрепили во мнении, что в Швеции бывает только она), фолк-рок, но не фэнтези, тяжелый, но не готика. Солистка, Эмма Харделин (Emma Hardelin), заботиво предваряла каждую следующую песню переводом на английский, из чего можно было заключить, что группа поет только о тяжелой по-некрасовски женской доле. Уникальное звучание придавала muckelharpe - "колесная лира" в руках скрипача Стефана Бризланд-Фернера (Stefan Brisland-Ferner).
Обратите внимание на эти имена: возможно, при некотором стечении обстоятельств и участии Звуков, группа в усеченном составе появится в Москве.

Разумеется, сложно было поспеть всюду и посетить все концерты. Тем более, что в конференц-зале проходили панельные дискуссии, в которых нам было одинаково интересно участвовать и в качестве выступающих, и в качестве слушателей.
Бурю эмоций вызвала у нас конференция, посвященная пиратству в Интернете. Во-первых, пришлось отстаивать честь нации, рассказывая, что в России водятся не только пиратские MP3-сервера, но и, к примеру, РОМС, а во-вторых, мы, наконец, познакомились с человеком, при непосредственном участии которого проходит суд над Napster.
Это Джонатан Уайтхед (Johnatan Whitehead), представитель RIAA, чей подробный рассказ о принципе работы пиратов и принципе их уничтожения. Сложно представить, что за очаровательной внешностью Джонатана скрывается хищная напстеробойка, однако так оно и есть. Отвечая на вопрос, все ли пираты подлежат уничтожению, или кто-то из них все же небенадежен и может быть перевоспитан, Джонатан сказал: "Когда Напстер только появился, мы позвонили к ним в офис и сказали: "Какая классная технология! Давайте встретимся и подумаем, как сделать ее легальной!" Но они не пошли на контакт и отказались от встречи, и в результате получили судебный процесс. Конечно, ситуация осложнилась тем, что Bertelsmann приобрел эту систему, однако мы учимся на своих ошибках, и приложим все усилия, чтобы в дальнейшем при урегулировании подобных конфликтов проблемы не возникали".
Полный текст нашего выступления в ближайшее время появится на Звуках, а диалог с Джонатаном будет обязательно продолжен. Стоит отметить и полемическое шоу, в которое превратил свой мастер-класс музыкального маркетинга Джеральд Селигман (Gerald Seligman), - журналист и музыкальный продюсер.

Но вот работа форума завершена. Мы свернули стенд, попрощались с коллегами, набив карманы визитками, а большую сумку - компактами: все их предстоит отслушать, описать и разместить нашей энциклопедии. Прощаясь, Рига подарила нам легкий дождик и последний концерт на открытом воздухе. Играли еще не модные, но уже непричесанные Exit.

Позже в вагоне-ресторане Тофик Садыхов записывал прогон для программы "Большая музыка": "Привет, сегодня мы направляемся в Ригу, где будет проходить третий международный форум музыкальной индустрии Forte Riga",- произносил он в камеру без тени улыбки.
На четвертом дубле зрители не выдержали: Убедил! Разворачиваем поезд!

05.06.2001, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)