АКЦИЯ  СКИФ-5: классика авангарда из года в год

От "Скифа" было два впечатления : обилие людей с горящими любопыствующими глазами (первое) и постоянные метания разгоряченной публики по лестницам, в надежде увидеть абсолютно все (второе)...

От "Скифа" было два впечатления : обилие людей с горящими любопыствующими глазами (первое) и постоянные метания разгоряченной публики по лестницам, в надежде увидеть абсолютно все (второе).
Так как пятый по счету фестиваль памяти Сергея Курехина проходил одновременно на четырех площадках Ленинградского Дворца Молодежи, то беготня очумевшего народа была понятна. Еще бы! На Камерной сцене играют изумительный, веселый и изысканный джаз : то Александр Александров ("Фагот") с трубачом Юрием Парфеновым озвучивают немое кино Михаила Кабохидзе, то Влад Макаров - виолончелист импровизатор из Смоленска выдает эстетское безумие, то "Вежливый Отказ" исполняет свой хит про "синоптиков белых ночей"; а в то же время, на втором этаже разыгрывается ритуальное действо под названием "Пурба", с настоящими тибетскими трубами и барабаном в человеческий рост, с возжиганием огня и мужским трехголосием, от которого пулей вылетают в коридор люди, шепотом обьясняющие, что им очень страшно. А внизу играет трио из Польши - барабан-бас-саксофон, и босой саксофонист изгибается тоже почти в ритуальном танце под почти хардовую ритм-секцию. Упустить все это невозможно.
А пока бежишь по длинному фойе ЛДМа, навстречу двигается человек на деревянных котурнах, с выбеленным лицом, и бедра его обернуты ниспадающей белой тканью, а над головой плавно вращается хитро укрепленное колесо. Все это сопровождается непрерывным подвыванием акустического мобиля, созданого на основе терменвокса, доступ к которому открыт всем желающим. Каждый может прикоснуться (в прямом смысле) к музыке. В общем, крышу сносит, на лице появляется идиотическая улыбка, а челюсть постоянно слегка отвисает. И так - три дня с шести вечера до шести утра.

Впрочем, откровенных новинок на "СКИФе" было немного - все больше кочующие из года в год персонажи и классика нашего авангарда - вроде "4:33", "Волков Трио" да Алексея Борисова. Из не особо известного, но безумно интересного: акустический высокоэнергетичный квартет "Metamorphosis" (Австрия), Pierre Moerlen's Gong (реинкарнация легендарной группы Gong), душевные фолкеры "Разнотравье" (Рыбинск).
Я откровенно скучала на банальнейшем японском перфомансе "Веревки" (интересно, если бы такой стандарт для театральных училищ с психологическим заматыванием и разматыванием людей в веревки показывали нашенские артисты, пустили бы их на этот фестиваль?).

Частенько хромал звук на выступлениях музыкантов, сильно утомляли постоянные несоответствия между заявленной программой и реальными участниками. Не говоря уже о том, что музыканты выступали не в тех залах, не в те дни и не в то время, как было расписано в продававшейся везде книжечке-буклетике. Все это периодически надоедало, но потом, как послушаешь Болота Байрышева (Алтай) и успокаиваешься под задумчивые звуки хомуса и сверхьестественные ноты горлового тувинского пения...

Без этого фестиваля жизнь была бы скучнее.

25.04.2001, Барбара КЛАМСКА (ЗВУКИ РУ)