Goran BREGOVIC  Новая геополитика Горана Бреговича

Модель Идеальной Европы выглядит по Бреговичу так: академичные поляки (Познанский струнный оркестр), насквозь фолковые, без примесей Болгарские Голоса (фактически, только три солистки пловдивского состава), раскатистый и раздольный, словно Волга, московский мужской хор Пересвет, веселый и разбитной "Свадебный и похоронный оркестр" под управлением черного демона Радивоевича - и сверху до кучи сам Брегович: в белом европейском платье и с электрогитарой. Западные, южные и восточные славяне встретились на одной сцене, чтобы повергнуть зрителей в шок...

Московские гастроли Горана Бреговича, по несправедливости, удалось увидеть и услышать только людям с хорошими финансовыми возможностями. В былое время народная музыка в нашей стране насаждалась насильственно по первому каналу (песни и танцы разных народов, гармоника и папуасы), но предметом массового спроса не являлась.
Ныне же - не является оттого, что подается продюсерами как "музыка для снобов". Набить под завязку зал Моссовета Бреговичу удалось без проблем. Проблема в том, что он способен собрать пять таких залов...

Это жаль. Это невыразимо жаль, потому что это - действительно народная музыка, без фигни. Такая, какой ей и полагается быть: с веселым визгом, не обремененная укашательствами и не страдающая перфекционизмом, с блеском в глазах и с такой гаммой настроений и стилей, какую снобы себе никогда не позволят.
Важная составляющая концерта - публике был показан не только спектр музыкальных настроений и жанров, но и (очень пафосно, но точно) славянства во всем его великолепии. Идеальная Восточная Европа, как ее себе представляли славянофилы,- где каждому найдется свое место и область деятельности.
Модель Идеальной Европы выглядит по Бреговичу так: академичные поляки (Познанский струнный оркестр), насквозь фолковые, без примесей Болгарские Голоса (фактически, только три солистки пловдивского состава), раскатистый и раздольный, словно Волга, московский мужской хор Пересвет, веселый и разбитной "Свадебный и похоронный оркестр" (The Wedding and Funeral Band) под управлением черного демона Радивоевича - и сверху до кучи сам Брегович: в белом европейском платье и с электрогитарой. Западные, южные и восточные славяне встретились на одной сцене, чтобы повергнуть зрителей в шок.

Веселый калейдоскоп: галопом от "Сакраменто" до "Отче Наш", дважды спетый "на бис" Калашников (ноги сами в пляс идут), Горан Брегович в роли Игги Попа и болгарки в партиях цыган. Звучит совершенно непривычно (понятно, что болгарки, скажем, не акцентируют так, как мы это привыкли слышать на саундтреке Arizona Dream), но удивительно здорово: гармонично, цельно... почти халявно.

Легкость восприятия и исполнения - второй ключевой момент в понимании музыки Бреговича.
- Как вы расслабляетесь?
- А я просто не напрягаюсь.
Он играет так, что сразу становится понятно: здесь не Занимаются Серьезной Музыкой, просто несколько хороших людей встретились, чтобы поиграть в свое удовольствие. Если рассматривать его в контексте World Music, Оркестр Свадеб и Похорон попадает аккурат в нишу между Питером Габриелем и уличными оркестрами.
Он хулиганит и не скрывает этого: Мне говорили, что в России к этому относятся очень серьезно, но... даваайте попробуем: мы устроим Military Action... сейчас будет вступление... барабаны, флейта... тра-та-та, потом я говорю "раз-два-три-четыре" - и вы все: ВПЕРЕД! Понятно? И-и-и... Тра-та-та... раз-два-три-четыре...
зал: ВПЕРЕЕЕЕООООД!
...и он урезает "Калашникоффф". На бис. Дважды.
Музыка Бреговича иронична, под стать хозяину. Она умеет быть изысканной и нежной: задушевный дуэт с Огняном Радивоевичем, акустический вариант Танго из "Underground" звучали совершенно неожиданно - и в этом тоже была своеобразная ирония.
Горану 50, и все эти годы он оттачивал свое непревзойденное мастерство сердцееда. К концу концерта девицы висли на нем гроздьями и заваливали цветами. Сравнения с играющим Кустурицей неуместны: для того, чтобы с такой же легкостью "взять" зал, Кустурице нужно для начала элементарно научиться играть и уверенно держаться на сцене. Там, где Кустурица устраивает целый фейерверк, Бреговичу достаточно просто улыбнуться. Прекрасно, что Брегович не пытается снимать кино.
Есть надежда что он еще приедет...

19.04.2001, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)