Всеволод ГАККЕЛЬ  Записки ушельца

Вышла книга бывшего виолончелиста АКВАРИУМА Всеволода Гаккеля "Аквариум как способ ухода за теннисным кортом". Главным аргументом противников книги было утверждение, что, дескать, некто Гаккель, пару лет поигравший с великим "Аквариумом" и ничего выдающегося не совершивший, пытается продать свои воспоминания под знаком "моя жизнь в искусстве". И они абсолютно не правы...

Вышла книга бывшего виолончелиста Аквариума Всеволода Гаккеля "Аквариум как способ ухода за теннисным кортом". Прошлой осенью она была полностью вывешена в Интернете, что вызвало многочисленные споры. Главным и предсказуемым аргументом противников книги было утверждение, что, дескать, некто Гаккель, пару лет поигравший с великим "Аквариумом" и ничего выдающегося не совершивший, теперь пытается продать свои воспоминания под знаком "моя жизнь в искусстве". И они абсолютно не правы.

"Аквариум как способ ухода за теннисным кортом" - отнюдь не мемуары рокера на покое и не попытка заработать на прошлом. Это попытка Всеволода Гаккеля именно так, через текст, осмыслить прошлое, настоящее и свое место в них. Это попытка наконец расстаться с "Аквариумом", повторяя как заклинание: "Аквариум для меня кончился, я не имею к нему отношения, меня это не волнует". Все это уместно смотрелось бы на кушетке психоаналитика. Так что, в сущности, книга предназначена для одного читателя √ самого Всеволода Гаккеля. Ну, может быть, еще для Гребенщикова.

Хотя книга заканчивается неким подобием хэппи-энда - Гаккель тихо работает на теннисном корте, растит дочку и музыкой не занимается - на всех 365 страницах подробно изложена Большая Обида Гаккеля, под знаком которой, если верить этим записям, прошла вся жизнь Гаккеля с момента его физического ухода из "Аквариума". Обида не столько за то, что Гребенщиков использует название "Аквариум" для группы, в которой никого, кроме него самого, из старого состава нет. Скорее за непонимание и, как кажется Гаккелю, нежелание понимать. Именно поэтому книга предназначена, может быть неосознанно, БГ - чтобы объяснить тому свои мысли и свою оценку происходящего.

Все это было бы абсолютно неинтересно постороннему читателю, но помимо выяснений отношений с собой и бывшими друзьями в книге весьма занимательно и по-новому изложена история не только "Аквариума", но и всей музыкальной тусовки 70-х - 80-х, а также того периода, который мало отражен в литературе - 90-х.
Биография "Аквариума" давно стала мифом, причем существуют канонические тексты и апокрифы. БГ с его любовью к туманным формулировкам и манере говорить так, что никто никогда не знает, шутит он или всерьез, немало этому мифотворчеству поспособствовал. Книга Гаккеля, несмотря на то, что написана от лица участника событий,- это взгляд человека почти со стороны.
Судя по его словам, он никогда не был полностью включен в эту тусовку, многого в ней не понимал и не принимал, что и послужило в итоге причиной ухода. Хотя, конечно, приходится лишь верить ему на слово, отдавая себе отчет в очевидной необъективности автора.

Больше всего внимания в книге уделено событийной стороне, и меньше всего √ оценкам и выводам. Даже язык книги больше напоминает деловой отчет о проведенном времени, не особо разукрашенный эмоциями автора по поводу происходившего. В редких же оценках персонажей Гаккель осторожен и предельно корректен, что, безусловно, делает ему честь. Так что несмотря на то, что книга явно нуждается в редакторе и корректоре и несколько страниц перепутаны местами, читается она легко и приятно.

Конечно, можно усмехаться, глядя на обиду Гаккеля на Гребенщикова, учитывая, что первый ухаживает за теннисным кортом под Питером, а второй записывает альбомы и дает концерты. Но понять, кто там был прав, кто виноват, все равно невозможно. Так что лучше при чтении книги просто оценить еще раз масштаб личности Гребенщикова, былую дружбу с которым люди не могут забыть десятилетиями. И погрузиться в интересную и толково описанную атмосферу питерских тусовок советского периода.

11.04.2001, Святослав БИРЮЛИН (ЗВУКИ РУ)

Всеволод ГАККЕЛЬ

Дата рождения:

19 февраля 1953