ФЕСТИВАЛЬ  Каждый год мы с друзьями ходим в баню...

Помимо того, что у нас с этим журналом приятельские отношения, мне интересно слушать музыку, о которой пишет FUZZ. Пятый год подряд маленькая редакция питерского издания собирает огромный зал людей, влюбленных в музыку, и устраивает для них праздник. В этот раз мы с фотографом ЗВУКОВ Надей Лебедевой работали на фестивале весь день, и решили создать для вас подробный репортаж. А музыку вы сможете услышать на Звуках, нажав на ссылочки в статье.

Каждый год мы с коллегами... нет, мы просто загружаемся в поезд и едем в Питер. На следующий день, мучаясь тяжким похмельем, невыспавшиеся, но в приподнятом настроении, мы встречаемся с питерскими коллегами и партнерами, берем у всех интервью на месяц вперед, снова пьем и наблюдаем фанатов Зенита, который, будто нарочно, проводит в этот же день матчи. В прошлом году Зенит проиграл, в этом, слава Богу, выиграл. Иначе снова были бы битые стекла - и не только стекла...
Пятый год подряд случается фестиваль FUZZ, пятый год вручаются премии - и знали бы вы, какая это приятная традиция!

Помимо того, что у меня с этим журналом приятельские отношения, мне приятно и интересно слушать музыку, о которой пишет FUZZ. Я доверяю вкусу редакции (можете мне поверить, я говорю это не как автор FUZZA, а как автор ЗВУКОВ).
Можно соглашаться или не соглашаться с итогами премии, можно бесконечно долго разглагольствовать о принципе отбора участников концерта - одно очевидно: с истинно российской живучестью и вдумчивостью, с непреклонным упорством в достижении цели, со спокойствием лидера маленькая редакция питерского издания который год собирает полный зал людей, влюбленных в музыку, и устраивает для них настоящий праздник.
В этот раз мы с фотографом ЗВУКОВ Надей Лебедевой работали на фестивале весь день, и решили создать для вас подробный репортаж о происходившем. А музыку (не всю, конечно, но часть) вы сможете услышать на Звуках на страницах музыкантов. Ссылки даны в тексте.

Как водится, первую половину дня мы посвятили встречам в небольших кафе и в гримерках. Нашими собеседниками стали Король и Шут, Кирилл Комаров, МультFильмы и многие другие. После чего все участники фестиваля-церемонии дали пресс-концеренцию в пресс-центре Юбилейного, где лаяли и мяукали, пытаясь расшевелить журналистов. Это присказка. А вот, собственно, сказка:
В нынешнем году половину премий получали не музыканты, а их представители. За Земфиру обе премии приняла из рук Кости Михайлова его боевая подруга Рита Митрофанова, к Здубам премия поехала в Москву (хорошо, хоть не в Кишинев). Но был один человек, которого на сцене было наблюдать не просто приятно. Это было... как бы это сказать... справедливо.
Джордж Гуницкий, легендарный автор АКВАРИУМА и FUZZA, поэт и прозаик, получил в этом году "Форте" за лучшую песню - Гибралтар-Лабрадор. А если вспомнить, скольких легендарных вещей был он автором и соавтором, хочется просто снять шляпу и больше не размыкать уста.
Они вышли на сцену в черных омоновских масках и хитро сказали "как хорошо, что вы не знаете, кто мы". Но уже через минуту солист так немилосердно зафальшивил, изображая Eurythmics, что с разных концов зала послышалось: "МУЛЬТFИЛЬМЫ! МУЛЬТFИЛЬМЫ!" Что ни говори, эта милая группа постепенно взрослеет, улучшая качество звука и текста. Но Егор продолжает петь, словно ветер в трубе. Это так по-юношески уверенно и так по-доброму у него выходит, что не любить группу просто невозможно.
ЛЕНИНГРАД - герои, сделавшие арго общеупотребимым,- завели зал с полоборота. Как ни странно это выглядело с точки зрения стороннего наблюдателя, весь зал с удовольствием матерился хором минут пятнадцать.
СНАЙПЕРЫ. Когда видишь реакцию на них питерской публики, крыша, слегка сдвинутая пиаром столичных радиостанций, встает на место. Для Питера они были всегда - и навсегда останутся просто хорошей командой, которой тыща лет. Разумеется, никакие они не новые: просто в этом году им улыбнулась радиофортуна. Но - факт: умная self-made группа, и последний их альбом это подтверждает. Снайперам подпевают спокойно и с симпатией, при них не рыдают истерически, как бывало при Земфире и БИ-2, но без них в зале становится неуютно.
Много перемен произошло с Юлей ЧИЧЕРИНОЙ за год: взлетела на первые места хит-парадов, сменила фамилию, обрила голову и снова обросла,- но новых хитов, увы, так и не выдала. Зато Олег Раевский сделал ей замечательный клип, достойный "Форте". Что же до выступления, то в силу того, что ЧИЧЕРИНА за год стала прилежным участником всех мало-мальски интересных фестивалей и мы имеем возможность слушать ее довольно часто, было приятно просто посмотреть на Юлину живую мимику. Особенно хороша была Юля на подтанцовках во время джема... но об этом после.
Гостями фестиваля (помимо упоминавшихся Мультфильмов) стали строго дозированные - по одному человеку на один сет - ЧИЖ и Co, а также примкнувший к ним Чернецкий. Промежуточные их выступления упоминаю как фоновые, а заключительное... да что же это я опять про джем.
БИ-2, намедни отыгравшие концерт со СПЛИНОМ, стали героями дня. Лучшие. Новые. На подходе новый альбом. Все новое. Австралия - новая страна. У нас принято сваливать в Лондон, на худой конец, в Лос-Анджелес. А там - страусы и кенгуру. Волки. Не растерять бы в серебре. Девочки зажимают в руках платочки и трусики. Каждому свой "Феллини". Сплину-Сплиново, а БИ-2 лучше удается "Варвара". Sony Music - отличная компания. От других. Новый виолончелист. Какой привязчивый стиль у этого Альфреда Коха, вы не находите?
Но вот вышел на сцену БГ и всех их просто убрал. Такого драйва, такого бешеного ритма, такого профессионального звука в этот вечер больше не выдал никто. Новые вещи (среди них - совершенно потрясшая "Пятьсот")перемежались со сравнительно новыми "песнями прошлого тысячелетия". От громоздкого "Скорбца" до легкой самбы - АКВАРИУМУ, как и последние 30 лет, все возрасты (стили) покорны. Толпа не прыгала и не визжала. Она прониклась и впала в транс, стряхнув оцепенение только тогда, когда БГ собрался уходить со сцены. Даже КОРОЛЬ И ШУТ, выступавшие позже, не вызвали такого эффекта, хотя при них всегда армия поклонников, способная раскачать Великую Китайскую Стену.
Александр Долгов, вручая Гребенщикову премию "За Вклад", с чувством произнес, что он всю жизнь мечтал, чтобы на премии FUZZA сыграл АКВАРИУМ. Мечтать теперь ему, выходит, не о чем. Помечтал бы, что ли, за нашу редакцию: чтобы на следующую премию приехал Питер Габриель...

Так я собиралась рассказать про заключительный джем. Любимая песня редакции - "Satisfaction" Роллингов - исполнялась весьма удачно Александром Чернецким с редкими подвываниями прочих молодых участников фестиваля. Впрочем, звезды наши, не знающие словей и не озаботившиеся тем, чтобы их узнать, не особенно расстраивались от своего непения и довольно мило тусовались на заднем плане. Уверившись в том, что в России практика джемов совершенно не развита, удрученные журналисты потянулись к выходу. И тут микрофоны схватили Горшок и Князь. На фоне затягивающегося рефрена они залепили в него припев из вражеской подводной лодки - Yellow Submarine. Великолепный жест вечных оппозиционеров.

На этом премия закончилась. Пишущая братия потянулась на after-party, оставив в гримерках кучи бутылок из-под напитков различной крепости. В клубе, где проходил after-party, количество выпитого переросло в качество съеденного. Но это уже другая история: нам пора было возвращаться в Москву и писать этот репортаж... встретимся в следующем году!

11.04.2001, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)