RAMMSTEIN  Мать (не по Горькому)

После небольшого перерыва монстры немецкого металлического индастриала выпустили в свет свое новое творение. Диску "Mutter" уготована судьба самой успешной и запоминающейся работы, способной потеснить засилье примитивного полудетского рэп-кора и сопливого поп-панка в сегодняшней музыкальной индустрии.

После небольшого перерыва, связанного с выпуском концертного альбома "Live Aus Berlin", монстры немецкого металлического индастриала выпустили в свет свое новое одиозное творение "Mutter", которому, скорее всего, уготована судьба самой успешной и запоминающейся работы, способной потеснить засилье примитивного полудетского рэп-кора и сопливого поп-панка в сегодняшней музыкальной индустрии. Даже при поверхностном прослушивании пластинки на ум приходит только одна мысль: это поражающая своим мрачным величием, выдающаяся работа.

Rammstein шли к признанию мировой музыкальной общественностью с 1994 года. Выходцы из восточного Берлина, отгороженные от своих западных собратьев железобетонным занавесом, познавшие все прелести хонеккеровского режима, они выплеснули накопленную ярость и агрессию в уши изголодавшихся по новому фанатов альтернативной музыки. Flake Lorenz (клавишные), Oliver Riedel (басс), Christoph Schneider (ударные), Paul Landers (гитара), Richard Z. Kruspe-Bernstein (гитара) и, наконец, вокалист Till Lindemann объеденили свои усилия для запуска зловещего, слаженно работающего "крупповского" механизма, имя которому было Rammstein.

Имя группы, буквально означавшее изначально таранный камень (английский вариант - ramming stone) - видоизмененное название германского местечка Ramstein, вблизи которого во время авиашоу на базе NATO произошло крушение американского самолета на толпу зрителей. Тогда в обломках погибло свыше 80 человек, а сам городок надолго стал именем нарицательным, означающим чудовищную трагедию. Этот факт произвел неизгладимое впечатление на музыкантов, позже став для них неким символом. С долей цинизма и свойственной им провокационностью, добавив одну лишь букву "m", они назвали себя Rammstein.
Год спустя свет увидел их дебютный альбом "Herzeleid", ошеломивший Европу своим прямолинейным металлическим напором (местами немного примитивным и однообразным, круто замешанным на невероятном количестве электронных изысков), провокационными садомазохисткими текстами и неоднозначным для понимания имиджем самих музыкантов. Одним из отталкивающих широкие массы моментов было пение на немецком языке и нежелание идти на компромиссы и заигрывания с англоговорящей публикой. "Суть того, что мы поем на родном языке - это показать другим командам, будь они из России или из Мексики, что они могут самовыражаться и делать все что угодно на собственном языке", - заявлял во всевозможных интервью гитарист Пауль Ландерс.
Не преминули критики обвинить Rammstein в пропаганде нацизма. Их смущал не только фактор языка и наличие печального военного наследия в истории Германии: в штыки была принята обложка "Herzeleid", которая представляла собой шестерых, коротко стриженных, накаченных участников группы на ярком фоне лепестков герберы, этакий постер "хозяев мира". Провокациионный имидж, наводил, конечно, на определенные мысли, но что касается текстов, то достаточно было поверхностных знаний в области немецкого языка, чтобы понять, что речь идет в основном о сексе и разнообразнейших извращениях на эту же тему, никакой политикой здесь и не пахло.
На Тилля Линдемана сыпались смешные обвинения в том, что на концертах он копирует мимику Гитлера и подстрекает толпу к бесчинствам. Чуть позже, в 1998 году, большой резонанс вызвало использование музыкантами в качестве видеоряда к кавер-версии композиции Depeche Mode "Stripped" (записанной для сборника "Music For The Masses DM tribute") архивной хроники, запечатлевшей олимпийцев фашистской Германии. Усиливал негативное восприятие творчества тевтонских монстров и агрессивно-диструктивный настрой, который несла в себе музыка Rammstein. Хотя, в основном, обвинения были связаны с происхождением музыкантов: так в свое время, лет двадцать назад, подобным нападкам подвергались электронные гении из Kraftwerk. Будь они испанцами или датчанами, никто бы не подумал сравнить их с очередными "фашиствующими ублюдками".

В 1996 году на творчество еще никому не известных за пределами Германии Rammstein обратил свой взор культовый режиссер-мистификатор Дэвид Линч (к слову сказать, музыканты сами послали ему свой демо-альбом): не понимая ни слова по-немецки, он так впечатлился этой музыкой, что не преминул включить пару песен ("Heirate Mich" и "Rammstein") в саундтрек к своему новому творению "Шоссе в никуда". Композиции настолько органично влились в фильм (это те самые моменты, когда атмосфера ужаса и безумия достигает своего апогея), что о Rammstein начинают поговаривать как о новом явлении в музыке - этаких суровых "вестниках апокалипса".

Музыканты постоянно играли с темной стороной желаний, иногда явно прегибая палку, превращая свои игры в "черную комедию", что вело к очередному непониманию критиками и восторгам фанатов.
В 1997 году выходит второй полноценный альбом "Sehnsucht", сразу же оказавшийся на вершинах металлических чартов Европы, и имевший широкий резонанс в Америке. Однообразие в звукозаписывающей индустрии было нарушено тем, что альбом выходит в шести вариантах, с различными обложками, на каждой из которой изображено лицо одного из участников группы, изуродованное жуткими приспособлениями для пыток и гримом в духе "зловещих мертвецов".

Сингл "Du Hast" с альбома, поражающий своей неудержимой, брызжущей во все стороны энергией и убийственным электронно-металлическим драйвом, стал своеобразной визитной карточкой группы. Музыканты номинируются на премию Grammy за "лучшее металлическое шоу".

Rammstein из андеграундной группы постепенно становится одной из значимых команд в современной альтернативной музыке, их концерты собирают стадионы по всему миру, их приглашают участвовать в крупнейших музыкальных фестивалях. Несмотря на явную неформатность, группу полюбило MTV, их клипы стали регулярно попадать в постоянную ротацию.
В качестве групп, которые оказали серьезное влияние на творчество Rammstein, Пауль Ландерс называет: Sex Pistols, Pantera, местами Metallica и еще, что удивительно, довольно молодых техно-панков из Prodigy. В свое время на Тилля Линдеманна произвел сильное впечатление берлинский концерт Nine Inch Nails: "Их музыка и то, что они творили на сцене потрясло меня - это был спектакль для глаз, и я подумал, что было бы не плохо сотворить нечто подобное со своими ребятами".
Сказано - сделано: живые выступления Rammstein - разговор особый, который стал притчей во языцех не только среди фанатов, но и среди многочисленных критиков, ревностных хранителей общественной нравственности и полиции.
Помимо потрясающе-слаженного, без доли фальши, исполнения своих брутальных гимноподобных пьес, музыканты порой обескураживают публику своими агрессивными садомазохистскими фантазиями на сцене, орудиями для пыток, мрачными декорациями, прыскающими в зал резиновыми членами, пугающим гримом. Мощь гитарных рифов органично перекликается с невероятным количеством пиротехнических изысков: взрывы, огненный дождь и стрелы, летящие в зал; охваченный пламенем вокалист, завораживающий своим пением толпу фанатов, вторящих каждому его слову.

Ярким доказательством серьезного потенциала живых выступлений послужил выпуск музыкантами в 1999 году концертного альбома "Live Aus Berlin", ставшей неким итогом в пятилетней музыкальной деятельности Rammstein.
С таким вот незатейливым багажом подошли музыканты к выпуску своего нового, самого сложного и серьезного в музыкальном и лирическом плане творения, незатейливо названного "Mutter", или же просто - "Мать". При этом Горьким здесь и в помине не пахло.
Интерес к альбому подогревался тем, что в качестве дебютного сингла для Европы и Америки были выбраны две совршенно разные композиции: в Европе на суд зрителей была представлена готическая драма "Sonne" с красочно-мрачным клипом в духе "Белоснежки и семи гномов" и фантазиями на тему нелегких шахтерских будней, с прекрасным женским вокалом в припеве, что ранее было не свойственно для Rammstein; в Америке же дорожку для нового альбома предстояло протаптывать энергичной песенке в духе "Du Hust" - "Links 2 3 4" с компьютерным мультиком а-ля "муравей Антц".

Фанатам по электронной почте была разослана flash-card с промо-версией песни "Mutter" и с меняющимся видеорядом из различных проекций эмбриона, собственно, и украсившего обложку, а также плавающих в формалине препарированных участников группы.

Что касается музыкального материала, то здесь наметился заметный явный уход группы в сторону готики: практически во всех композициях присутствует приятный оформленный тяжелый мелодизм, которым ранее Rammstein особо не отличались. Насыщенные электронными и живыми инструментами (особенно выделяются струнные) красочные оркестровые аранжировки представляют перед нами другой, гораздо более зрелый и одухотворенный в музыкальном плане Rammstein, поначалу кажущийся отошедшим от былой диструктивности и провокационности,- но это лишь первое впечатление.
Энергия, как никогда бьющая через край и яростно будоражащая кровь в жилах, до боли знакомые прямолинейные острые гитарные рифы гармонично соседствуют с новомодными электронными, практически танцевальными примочками, еще более зловещий и печальный вокал, монолитная структура песен, современный тяжелый германский индастриал вперемежку с эстетикой средневековья и ... "мальчики кровавые в глазах". Да, по сравнению с предыдущими работами - на альбоме бурная своеобразная фантазия музыкантов Rammstein пошла гораздо дальше садомазохистких игрищ, тут уже вовсю плачут младенцы из могил, а Тилль является нам неким мистическим страшным сказочным Огром, крадущим детей из их кроваток и управляющим сознанием слушателя.

Казалось бы - очередная наметившаяся паталогия, но без подобной провокационной "черной" лирики Rammstein не был бы самим собой. Красота и ужас, чудо рождения и мучительная смерть, любовь и ненависть - вот темы, которые красной нитью проходят сквозь весь альбом. Хотя, если не вдаваться в коллизии немецкого языка, то эти чудовищные словесные перипетии и смысловое содержание песен останутся за бортом понимания у рядового слушателя, которому останется интуитивно представлять сюжет каждой песни и наслаждаться музыкой в чистом виде, а тут впечатлений явно хватит надолго.

05.04.2001, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)

RAMMSTEIN - свежие публикации: