"На трибуну становится Тиша", - так консерваторские остроумцы в 80-е годы переиначили популярную "олимпийскую" песню. Тихон Хренников действительно до сих пор - непревзойденный златоуст, готовый - очень здраво - высказывать свои соображения по самым разным поводам. Старейший советский композитор, долгое время √ председатель Союза композиторов СССР, автор музыки к ╚культовым фильмам╩ поколения наших бабушек. Вспомнить хотя бы знаменитые ╚Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве╩ из ╚Свинарки и пастуха╩. Или молодого вихрастого матроса с аккордеоном из ╚Сказания о земле Сибирской╩
С Тихоном Николаевичем Хренниковым связан весь послевоенный советский эпос. Нельзя себе представить, чтобы произошло, не определи он свой путь как сочинитель ╚легкой музыки╩ в той большой империи, и кто знает, скольких бы композиторов и исполнителей в полку современной эстрады сейчас бы не доставало ┘

- ХХ век заканчивается. С точки зрения легкой, развлекательной музыки, что для Вас было самым главным в этом столетии?

- Каждое время несет какие-то свои формы музицирования и в легкой музыке особенно, потому что развлекательная музыка существовала всегда. Даже у Баха вы найдете великолепные образцы танцевальной музыки. Дальше по ходу истории можно отмечать некое развитие развлекательного направления, положенного в основу музыкальных произведений. В наше время это приняло особые формы. Сейчас я бы не сказал, что конец тысячелетия привнес в развлекательную музыку какие-нибудь невероятные открытия, которые бы захватывали нас как слушателей или как зрителей, очень много дилетантизма, очень много грубости. В то же время есть великолепные образцы.

- Каков Ваш собственный рейтинг музыкальных пристрастий?

- Например, моим другом был выдающийся кларнетист Бэнни Гудмэн. Его джаз был мировым явлением в музыке. Я с ним познакомился в 1959 году в Нью-Йорке, когда туда поехала делегация советских композиторов (она состояла из Шостаковича, Кабалевского, Данкевича, Амирова и меня). Там Бэнни Гудмэн пригласил нас на свой танцевальный вечер. Он никогда не давал концертов, считал, что его джаз-оркестр существует для того, чтобы играть по ресторанам, где люди могли бы танцевать. И, кстати говоря, когда мы потом приглашали его сюда, он был страшно расстроен, узнав, что будет вынужден давать концерты. Он-то думал, что будет выступать в каком-нибудь фешенебельном ресторане.

В Нью-Йорке он пригласил нас в ресторан, над которым висел огромный плакат ╚Сегодня Бэнни Гудмэн приглашает советских композиторов╩ и целый вечер он играл специально для нас. Самая разнообразная музыка √ танцевальная, музыка покоя, музыка отдыха √ все это входило в репертуар замечательного коллектива Бэнни Гудмэна. Во время расцвета советской песни были ансамбли, которые тоже являлись частью нашей развлекательной палитры, среди них были совершенно феноменальные и коллективы, и солисты, и исполнители.

Где-то в июне 40-х годов у нас стали появляться джазовые коллективы. Я всегда восхищался Олегом Лундстремом, оркестр которого был одним из первых джазовых коллективов в России с таким уровнем профессионального мастерства и хорошего вкуса. Это уже потом появилось много джазовых ансамблей. У нас рестораны были не в моде. За границей √ это место встречи друзей, а мы принимаем друзей дома. И, может быть, поэтому в советское время большинство оркестров обладало таким откровенно концертным характером.

- А среди музыки более позднего периода √ ВИА, которые появились в 70-е годы, рок-музыка, пришедшая к нам в 80-х, было ли Вам что-нибудь близко?

- Я не могу сказать, что рок-музыканты меня когда-то увлекали. По-видимому, были среди них и талантливые индивидуальности, вспомнить хотя бы легендарную английскую четверку ╚The Beatles╩. А к концу века сейчас настолько все измельчало, все приняло дилетантский характер. Иногда я включаю телевизор и понимаю, что единственный канал, по которому можно услышать хорошую музыку в великолепном исполнении √ это канал ╚Культура╩.

Я удивляюсь тому, что во главе телевизионных компаний стоят интеллигентные люди, а происходит нестыковка между личностями, которые руководят телевизионными каналами и ужасной музыкой, которую они пропагандируют по телевидению.

- Что Вам особенно не нравится?

- Мне не нравится, что совершенно утеряна поэзия искусства. Все-таки поэзия √ это одно из основных качеств любого художественного произведения, тем более √ музыки. Возьмите, например, Штрауса, разве это не поэзия? Или музыка Исаака Дунаевского┘ Это невероятно профессионально, содержательно, интересно, проникновенно┘ А что дает та ерунда, которую показывают по телевизору┘ Я плохо все это знаю и не могу привести сейчас конкретных примеров, потому что не слежу за этим пунктуально. Часто исполнители поют о любви, а там никакой любви нет. Они просто повторяют одни и те же слова: ╚Я тебя люблю, ты меня любишь╩. Ну, просто как обезьяны. Это не эмоциональный строй человеческий, это болтовня о любви, болтовня о лучших чувствах.

Утеряна содержательность. К легкой музыке ведь тоже нужно подходить серьезно. Вся песенная культура советского времени была уникальным явлением и дала таких корифеев как Дунаевский, как Соловьев-Седой. Сейчас это продолжает Пахмутова. А те песни, которые я слышу сейчас √ это труха, механическое повторение словесного ряда.

- Всегда ли Ваши песни были для Вас чем-то новым или все-таки допускался некий элемент соответствия общему стандарту?

- Песни самостоятельные я не писал, все это связано или с киномузыкой или с театральными постановками. Сравните, например, песни из ╚Свинарки и пастуха╩ √ это одно, или песни из фильма ╚Шесть часов вечера после войны╩ √ это совсем другое. Содержание диктовало иные интонации. Или ╚Верные друзья╩ √ это ни на что не похоже, или ╚Гусарская баллада╩┘ Самое главное в любой музыке, которую ты пишешь - образ. Вот, когда образ есть, тогда есть искусство. Поэтому я и говорю о том, что сейчас утеряна образность и в легкой музыке, и песенном жанре. Одна Александра Пахмутова √ блестящий человек, талантливый, яркий, берет какие-то темы √ и любовные, и темы нежности, и социальные √ и реализует это достойно. Она продолжает великую традицию нашей песенной культуры.То, что я говорю √ это не старческое брюзжание, я себя не отношу к старикам, как раз наоборот, и сейчас, и раньше, я искренне радуюсь, когда слышу что-то новое и привлекательное. Я всегда любил музыку своих коллег, из-за этого-то я и был так долго в Союзе композиторов. У меня жизнь композиторская складывалась нормально, не надо было никому завидовать, я написал много музыки, все исполнялось и исполняется до сих пор, слава Богу, исполняется по всему миру, это я вижу по авторскому гонорару, который я получаю и из-за границы, и здесь. У меня никогда не было ревности к своим коллегам, наоборот, был глубочайший интерес к их работе.

- У Вас сейчас в Консерватории есть класс молодых композиторов. Многие ли занимаются популярной музыкой и в частности √ песнями?

- Это талантливейшие ребята. Вот недавно моя ученица Лера Бисигина написала балет ╚Суламифь╩. Его поставил Брянцев в музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это блестящая ее работа. И в то же время √ у нее есть замечательные песни. Я уже не говорю о Саше Чайковском, тоже одном из моих самых лучших учеников. Но их музыка не востребована.

На телевидении появились свои ╚композиторы╩, которые заполонили все и никому не дают пробиться. У меня и композиторы, и аспиранты сочиняют много талантливой музыки. Надо только проявить интерес, а сейчас у телевизионных властителей интереса к этому новому нет никакого. У них есть свой штат определенных ╚делателей╩ этой музыки. И даже Пахмутовой приходится пробиваться сквозь те преграды, которые созданы композиторами, буквально облепившими телевидение. Кстати, по радио все-таки больше шансов услышать хорошие песни.

- Ваши прогнозы на ближайшее будущее, может ли ситуация как-то измениться или нет? - Мои прогнозы самые оптимистические. Русский народ невероятно талантлив, русское искусство √ ярчайшее искусство мира. Наши творцы √ талантливейшие в мире музыки. Ведь мы своей музыкой заполонили весь мир. Сколько в Америке наших музыкантов. В начале этого века уехал Леопольд Ауэр с целой группой замечательных скрипачей и музыкантов. Во второй половине ХХ века пальма первенства в скрипичном искусстве перешла в нашу страну. Давид Ойстрах и Леонид Коган стали вершителями судеб мирового скрипичного искусства. А потом это перешло к нашей молодежи. Вадим Репин сейчас один из самых больших скрипачей. А виолончелисты, я уже не говорю о пианистах, тем более что сейчас наши пианисты открыли на Западе свои школы и там формируют новых музыкантов!

А Женя Кисин! Его сейчас считают первым пианистом мира, потому что он наиболее оплачиваемый из всех. Женя-то вырос на наших традициях, потому что традиции русской школы √ это величайшие традиции и их не удается, слава Богу, пока поломать. Наши педагоги находятся в страшных материальных условиях, но они держат эту школу, русскую школу исполнительского искусства. Я сам из Липецкой области, из Ельца. Игумнов √ один из основателей русской пианистической школы, родился в Лебедяни, это в Липецкой области. Теперь местная администрация устраивает конкурсы имени Игумнова в Липецке. Администрация помнит о своих великих земляках и тратит на это деньги. Я был председателем оргкомитета по празднованию 100-летия И. Дунаевского. Нужно было организовать целую серию концертов. Я тогда написал письмо Путину, и он распорядился выделить средства.

И, слава Богу, потому что Дунаевский √ гениальный музыкант. А сын петербургского дворника, Соловьев-Седой, я считаю, что он √ вершина русской песни. Надо вспоминать этих людей, они принесли нашей культуре величайшую славу. А в будущем я не сомневаюсь, сейчас талантливая молодежь. И я надеюсь, что здоровое чувство большого искусства в любом жанре сделает свое дело.

09.08.2000, Мария ПОПОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Материалы по теме:
О конце века

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Клуб Volta – BILLY'S BAND BILLY'S BAND »»

Хроника19/08

1967 – Сингл The Beatles "All You Need is Love" выходит в США на первое место, но через неделю отступает на второе  »»

1973 – Спустя 10 лет существования закрывается старейшая пиратская радиостанция — голландская Pirate World Music Radio  »»

1993 – Знакомство Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. День рождения «Ночных Снайперов»  »»

Manzie JOHNSON

Eddie DURHAM

Al MORGAN

Spud MURPHY

Jimmy ROWLES

Ginger BAKER (1939)

Johnny NASH (1940)

Ian GILLAN (1945)

John DEACON (1951)

NATE DOGG (1969)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить