ФЕСТИВАЛЬ  Подлинность поп-продукта невозможна в принципе

В редакции ЗВУКОВ обитает оракул, получивший недавно материальное доказательство своих профетических способностей. Это Григорий Шестаков, близко к тексту предсказавший, что 3 февраля в "Олимпийском" выступят мертвые группы: "Манго Джерри", "Ти Рекс", "Кристи", "Глиттер бэнд", "Слейд". Стало интересно: действительно ли это был голос свыше, или так действуют законы шоу-бизнеса?

Еще один закон отечественной поп-музыкальной жизни: любые прогнозы сбываются. Не успели мы - достаточно скромно - предсказать в "новогодних тезисах" пришествие в Россию с концертами знаменитых, но ушедших из жизни западных музыкантов, как пришло весомое подтверждение наших профетических способностей. 3 февраля в "Олимпийском" выступят группы: "Манго Джерри", "Ти Рекс", "Кристи", "Глиттер бэнд", "Слейд". Справедливости ради нужно сказать, что не все изначальные участники этих ансамблей умерли, некоторые просто не занимаются музыкой, некоторые работают в других коллективах. Но...

Объединяет все эти героические составы 70-х сегодня лишь то, что, как пишут пресс-агенты намечающегося события, "до нынешнего времени ни одна из групп не сохранила оригинального состава. Лидер T. Rex Марк Болан (Marc Bolan) погиб в автокатастрофе в 1977 году, через четыре года та же участь постигла и его басиста. Перкуссиониста оригинального состава T. Rex не стало в 1980. Фронтменом и солистом стал давний поклонник T.Rex Роб Бенсон (Rob Benson), попавший в коллектив в 1998 году.Гэри Глиттер (Gary Glitter), не играющий со своими музыкантами с конца 70-х, несколько лет назад был арестован за хранение у себя в компьютере детской порнографии и находится в бристольской тюрьме, а ансамблем его имени руководит барабанщик Тони Леонард (Tony Leonard), попавший в группу Гэри Глиттера в 1973 году". И т.д.и т.п. Вот такие страшные истории.

Надо отдать должное организаторам - они собственно ничего и не скрывают, в отличие, например, от лукавых промоутеров какого-нибудь "оркестра Глена Миллера". Российским обустройством этих концертов занимаются люди, которые привозили к нам, например, "Дип Перпл". Oldies but Goldies.

На что же они рассчитывают? Ведь даже если все артисты "дали Лазаря" и заиграли бы как в лучшие дни, - все равно это никак не отменяет факт некоторой стилистической тухлости привозимых муздинозавров. А нынешнее состояние этих коллективов уж никак не дает оснований для аншлагов в крупнейших залах СПБ и Москвы. И все же...

Главное здесь не "ностальгия" по "старым песням" и "лицам". И даже не хоровое пение зала под аккомпанемент т.н. "Ти Рексов" и "Слейдов". Главное - общее понимание всех: подлинность поп-продукта невозможна в принципе. Она невозможна, когда "настоящие" и "живые" артисты поют на стадионах, она невозможна, когда они все это делают под фанеру, подлинность в принципе невозможна в шоу-бизнесе, который в целом построен на общественном договоре по поводу мифологических фигур, будь то Мадонна, Б.Клинтон или Ф.Киркоров.

Предметы культа в общем и не должны обретать плоть и кровь. Достаточно символической репрезентации. В том числе и опосредованной. Достаточно "имени". Достаточно намека - дешево и доступно.

А с другой стороны - где разница между пародирующим и пародируемым? Галкин смотрится явно лучше, чем Путин. А Песков выглядит поживее Пугачевой. Что они говорят или поют - дело второе... Слова и "фанера" не так уж и важны.

И последнее. В о всем этом есть своего рода победа, как сказали бы романтики из позапрошлого века, "мира идеального" над "миром реальным". "Пускай ты умер, но..."

22.01.2001, Григорий ШЕСТАКОВ (ЗВУКИ РУ)